Рецензия это не только ценный [с]мех, но и два-три килограмма ценной диетической информации. :)
Говоря проще, рецензия - это не только разбор достоинств или недостатков какого-либо произведения, но и великолепный способ для трансляции идей окружающим. Добро, идеи были бы достойными.
Решил воспользоваться преимуществом своей должности и отрецензировать стих по своему усмотрению. Причиной такого желания послужил стих нового для Фабулы автора Графа Д. под названием "СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ".
На лапы морду положив,
У мусорного бака,
Лежит, пакет распотрошив,
Бродячая собака.
Бегут минуты на часах,
Снуют вокруг невежды…
Во влажных старческих глазах
Ни проблеска надежды.
Его мохнатый пегий хвост
Ощипан и уродист,
Но видно, престарелый пёс
Когда-то был породист.
Хвостом лениво теребя,
В глазах укор угрюмый,
Ушла собака внутрь себя,
Прокручивая думы.
Туда, туда, где он, щенок,
Был принесён в квартиру,
Туда, где он не одинок
И радуется миру.
Туда, где памяти река
Приобретает краски,
Щедра хозяина рука
На пищу и на ласки.
Туда, где он на пикнике,
Семьи являясь частью,
Смешно дурачась на песке,
Повизгивал от счастья.
Где он, готов к любым делам,
Бесстрашен и отчаян,
Где беззаботна жизнь была,
Когда был жив хозяин.
Лежал и думал старый пёс
О том, о невозвратном.
Не замечая, что замёрз,
Он думал о приятном.
Рука загривок обняла…
Любимый мяч в полёте…
И с лёгким вздохом жизнь ушла
На той счастливой ноте…
Слезою дождик окропил
Те мусорные баки,
А утром дворник погрузил
В контейнер труп собаки…
Приятно писать рецензии на стихи, в которых и придраться почти не к чему, но по поводу которых хочется сказать много хорошего.
Для того, чтобы закончить хорошим, начну со спорных моментов:
На лапы морду положив,
У мусорного бака, (лишняя запятая)
Лежит, пакет распотрошив,
Бродячая собака.
- Совершенно несущественен факт двойного деепричастного оборота (с разрывом между ними) при том, что сами деепричастия являются рифмой.
Снуют вокруг невежды…
Во влажных старческих глазах
Ни проблеска надежды.
- Могу придраться к часто употребимой рифме вроде: невежды-надежды-одежды. Но в свете остального - не буду.
- Существенней здесь, пожалуй, смысловая каверна: "Снуют вокруг невежды". По смыслу здесь пришлось бы к месту упоминание людей равнодушных, бессердечных, а невежество, вроде, к затронутой проблеме отношения не имеет. Это как посетовать на то, что вокруг снуют неучи, ловеласы или ябеды.
Вариант:
Бегут минуты на часах,
Исчерпывая квоту,
И в пёсьих старческих глазах
Надежды ни на йоту.
Ощипан и уродист,
- Уродист - такого слова в рус.яз. нет. Есть "уродлив". Но автор имеет полное право на неологизм. А неологизм хорош тот, что укладывается в рамки традиций, канонов словообразования и интуитивно понятен читателю. Так что всё ОК.
(В глазах укор угрюмый),
Ушла собака внутрь себя,
Прокручивая думы.
- Опять два раздельных деепричастных оборота с деепричастиями "теребя" и "прокручивая". Не криминал, но и не идеально.
- Строка "в глазах укор угрюмый" стоит не на своем месте. Но уж коли так, я бы взял в скобки, как авторскую мысль, пришедшую внезапно. Мысли - оне такие, приходят, когда хотят, нас не спрашивая :)
Больше повода придраться не вижу (кроме пары глагольных рифм).
В процессе некого обсуждения возник вопрос, вроде: для чего нужно такое произведение? О чем оно? Зачем? И как написано?
Мол, сюжет не нов, форма не нова, написано не здорово. У меня нет никаких претензий к вопрошающему.
Но здесь я позволю себе развить идею своего ответа:
Есть вещи, о которых людям нужно напоминать раз за разом. Чтобы "хорошее, доброе, вечное" вгрызалось в людей и закреплялось на генетическом уровне. Если понял - молодец. Если не понял - есть шанс понять позже. Если нет такого шанса - есть шанс, что дети, внуки поймут ... со временем.
И всё же, о чем, зачем, и как это стихотворение.
О чем?
- О собаке, о людях, о добре и зле, о благодарности, о светлой памяти, о старости и о молодости, о мимолетности счастья, ... о многом.
Зачем?
- Чтобы люди были добрее, чтобы о ближних не забывали, чтобы помогали тем, кому трудно позаботиться о себе, чтобы научились ценить счастье, пока оно есть, чтобы понимали, что такое "счастье".
Как? (в смысле: как написано?)
- А хорошо написано! Легким слогом, ясным смыслом, добрым словом... А что еще-то требуется? Лично мне более чем достаточно.
Не всегда тонкие чувства должны выражаться тонкими словами поэта, порой тонкость чувств должна оживать в читателе как следствие прочтения таких вот стихов.
Автор в конце стиха сделал сноску:
"...это стихотворение было написано по просьбе моей внучки, которая просила написать что-нибудь про собаку, и прочитав его, очень расстроилась, обозвав меня дураком. Видимо, так и есть".
Мне кажется, что у такого дедушки внучка вырастет настоящим человеком. А дедушка, судя по всему, человек мудрый. :)
Дай бог ему здоровья, счастья, долголетия, побольше внуков и хороших стихов, как этот.
Рекомендую, как самого автора, так и этот стих.
Возрастной ценз: от (8+ / 11+). В зависимости от зрелости натуры. То есть, для взрослых и детей, чтобы последние с сознательного возраста перенимали всё хорошее, что прикопил за жизнь их дедушка.
(У нас на сайте живет наша коллега по цеху, юная поэтесса Александрина. Ей, если я правильно понял, всего 11 лет. Пишет по-взрослому. Победитель взрослых поэтических конкурсов. Многим 100 очков вперед даст.
Вот хороший пример, когда настоящие люди начинают рано)
Уровень: 8-9 баллов.
Но я ставлю 9 баллов и не баллом меньше. (Порой содержимое куда более ценнее формы)
____________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишите, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________
Внимание! Отдаю предпочтение заявкам на рецензию юмористических стихов и лирике "о жизни и судьбе" :).
Лирическая заумь с "кровавыми закатами дымящихся аллей" и прочими красотами не для моих слабых нервов. Это к лирикам.
Получила удовольствие, читая.
Улыбнул вопрос А.К. "Что же называется поэзией?")
Стихотворение написано для ребёнка. Просто и понятно.
Трогательно и искренне. Это и есть поэзия.
.