Рецензия «Рецензия на стихи "СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ" от автора Граф Д»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ
Оценка: 5
Баллы: 22
Читатели: 823 +1
Дата:

Рецензия на стихи "СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ" от автора Граф Д

.
Рецензия это не только ценный [с]мех, но и два-три килограмма ценной диетической информации. :)

Говоря проще, рецензия - это не только разбор достоинств или недостатков какого-либо произведения, но и великолепный способ для трансляции идей окружающим. Добро, идеи были бы достойными.
Решил воспользоваться преимуществом своей должности и отрецензировать стих по своему усмотрению. Причиной такого желания послужил стих нового для Фабулы автора Графа Д. под названием "СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ".

На лапы морду положив,           
 У мусорного бака,                       
 Лежит, пакет распотрошив,
Бродячая собака.                          
  
 Бегут минуты на часах,               
 Снуют вокруг невежды…           
 Во влажных старческих глазах   
 Ни проблеска надежды.               
  
 Его мохнатый пегий хвост          
 Ощипан и уродист,                       
 Но видно, престарелый пёс         
 Когда-то был породист.               
  
 Хвостом лениво теребя,               
 В глазах укор угрюмый,               
 Ушла собака внутрь себя,             
 Прокручивая думы.                        
  
 Туда, туда, где он, щенок,             
 Был принесён в квартиру,            
 Туда, где он не одинок                  
 И радуется миру.                             
  
 Туда, где памяти река
 Приобретает краски,
 Щедра хозяина рука
 На пищу и на ласки.
  
 Туда, где он на пикнике,
 Семьи являясь частью,
 Смешно дурачась на песке,
 Повизгивал от счастья.
  
 Где он, готов к любым делам,
 Бесстрашен и отчаян,
 Где беззаботна жизнь была,
 Когда был жив хозяин.
  
 Лежал и думал старый пёс
 О том, о невозвратном.
 Не замечая, что замёрз,
 Он думал о приятном.
  
 Рука загривок обняла
 Любимый мяч в полёте…
 И с лёгким вздохом жизнь ушла
 На той счастливой ноте…
  
  Слезою дождик окропил
  Те мусорные баки,
  А утром дворник погрузил
  В контейнер труп собаки…


Приятно писать рецензии на стихи, в которых и придраться почти не к чему, но по поводу которых хочется сказать много хорошего.
Для того, чтобы закончить хорошим, начну со спорных моментов:

 На лапы морду положив,           
 У мусорного бака,
                        (лишняя запятая)                       
 Лежит, пакет распотрошив,       
 Бродячая собака.

  • Совершенно несущественен факт двойного деепричастного оборота (с разрывом между ними) при том, что сами деепричастия являются рифмой.
 Бегут минуты на часах,               
 Снуют вокруг невежды…           
 Во влажных старческих глазах   
 Ни проблеска надежды.

  • Могу придраться к часто употребимой рифме вроде: невежды-надежды-одежды. Но в свете остального - не буду.
  • Существенней здесь, пожалуй, смысловая каверна: "Снуют вокруг невежды". По смыслу здесь пришлось бы к месту упоминание людей равнодушных, бессердечных, а невежество, вроде, к затронутой проблеме отношения не имеет. Это как посетовать на то, что вокруг снуют неучи, ловеласы или ябеды.

    Вариант:
              Бегут минуты на часах,
              Исчерпывая квоту,
              И в пёсьих старческих глазах
              Надежды ни на йоту.

 Его мохнатый пегий хвост          
 Ощипан и уродист
  
  • Уродист - такого слова в рус.яз. нет. Есть "уродлив". Но автор имеет полное право на неологизм. А неологизм хорош тот, что укладывается в рамки традиций, канонов словообразования и интуитивно понятен читателю. Так что всё ОК.
 Хвостом лениво теребя
 (В глазах укор угрюмый),
 Ушла собака внутрь себя,             
 Прокручивая думы.  

  • Опять два раздельных деепричастных оборота с деепричастиями "теребя" и "прокручивая".  Не криминал, но и не идеально.
  • Строка "в глазах укор угрюмый" стоит не на своем месте. Но уж коли так, я бы взял в скобки, как авторскую мысль, пришедшую внезапно. Мысли - оне такие, приходят, когда хотят, нас не спрашивая :)

Больше повода придраться не вижу (кроме пары глагольных рифм).

В процессе некого обсуждения возник вопрос, вроде: для чего нужно такое произведение? О чем оно? Зачем? И как написано?
Мол, сюжет не нов, форма не нова, написано не здорово. У меня нет никаких претензий к вопрошающему.
Но здесь я позволю себе развить идею своего ответа:

Есть вещи, о которых людям нужно напоминать раз за разом. Чтобы "хорошее, доброе, вечное" вгрызалось в людей и закреплялось на генетическом уровне. Если понял - молодец. Если не понял - есть шанс понять позже. Если нет такого шанса - есть шанс, что дети, внуки поймут ... со временем.
И всё же, о чем, зачем, и как это стихотворение.

О чем?
- О собаке, о людях, о добре и зле, о благодарности, о светлой памяти, о старости и о молодости, о мимолетности счастья, ... о многом.

Зачем?
- Чтобы люди были добрее, чтобы о ближних не забывали, чтобы помогали тем, кому трудно позаботиться о себе, чтобы научились ценить счастье, пока оно есть, чтобы понимали, что такое "счастье".

Как? (в смысле: как написано?)
- А хорошо написано! Легким слогом, ясным смыслом, добрым словом... А что еще-то требуется? Лично мне более чем достаточно.
Не всегда тонкие чувства должны выражаться тонкими словами поэта, порой тонкость чувств должна оживать в читателе как следствие прочтения таких вот стихов.

Автор в конце стиха сделал сноску:
"...это стихотворение было написано по просьбе моей внучки, которая просила  написать что-нибудь про собаку, и прочитав его, очень расстроилась,  обозвав меня дураком. Видимо, так и есть".

Мне кажется, что у такого дедушки внучка вырастет настоящим человеком. А дедушка, судя по всему, человек мудрый. :)
Дай бог ему здоровья, счастья, долголетия, побольше внуков и хороших стихов, как этот.

Рекомендую, как самого автора, так и этот стих.
Возрастной ценз:  от (8+ / 11+). В зависимости от зрелости натуры.  То есть, для взрослых и детей, чтобы последние с сознательного возраста перенимали  всё хорошее, что прикопил за жизнь их дедушка.

(У нас на сайте живет наша коллега по цеху, юная поэтесса Александрина. Ей, если я правильно понял, всего 11 лет. Пишет по-взрослому. Победитель взрослых поэтических конкурсов. Многим 100 очков вперед даст.
Вот хороший пример, когда настоящие люди начинают рано)


Уровень: 8-9 баллов.
Но я ставлю 9 баллов и не баллом меньше. (Порой содержимое куда более ценнее формы)


____________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов     ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишите, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________


Внимание! Отдаю предпочтение заявкам на рецензию юмористических стихов и лирике "о жизни и судьбе" :).
Лирическая заумь с "кровавыми закатами дымящихся аллей" и прочими красотами не для моих слабых нервов. Это к лирикам.

Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
     18:10 22.03.2017 (1)
2
И стихотворение и рецензия понравились.
Получила удовольствие, читая.

Улыбнул вопрос А.К. "Что же называется поэзией?")
Стихотворение написано для ребёнка. Просто и понятно.
Трогательно и искренне. Это и есть поэзия.

.
     20:49 22.03.2017 (1)
1
Трогательно и искренне. Это и есть поэзия.
Хм... 
"Но я не знаю, не знаю трогательных маршей!" - сразу вспоминается.
Полагаю, прошение о выделении материальных средств человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, пишет тоже трогательно и искренне. Куда уж больше! Но вряд ли мы назовём составленный им текст поэтическим.
Трогательным и искренним, и даже безыскусным может быть и поздравление от внучки любимой бабушке на день рождения. Но, опять-таки, вряд ли это - поэзия...
Искренность - безусловно, важный компонент. Но является ли он определяющим для того, чтоб мы признали текст - поэзией?
     21:43 22.03.2017 (1)
1
"Хм" принимается. Только при чём здесь марши?
Какой по Вашему должна быть поэзия для детей?
Для меня ответ очевиден.
Интересно Ваше мнение.
     23:23 22.03.2017 (1)
1
Как какой? Я уже приводил высказывание Маршака: "Писать для детей надо так же, как для взрослых. Только лучше".
     00:43 23.03.2017 (1)
1
"Писать для детей надо так же, как для взрослых. Только лучше"
Красиво сказано, но не конкретно.
С такой же точностью я могу утверждать, что стих про собаку написан как для взрослых, только лучше. :)
И, боюсь, меня никто не сможет опровергнуть.

А с другой стороны:

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

<== надо полагать, тоже написано как для взрослых, только лучше

Короче говоря, разговор какой-то не конкретный. На уровне "нравится - не нравится".
     01:00 23.03.2017 (2)
О конкретике больше говорил Чуковский. О необходимости наличия действия, а не описания в стихах для детей. О частой смене "картинки", о частой смене ритмики. И он не просто теоретизировал. А вывел эти правила из практики своей. Именно этим он объяснял популярность своего "Крокодила", "Мухи-Цокотухи" и др. У него где-то есть статья именно о том, как писать для детей.
     12:55 23.03.2017 (1)
Ну, во-первых, хотелось бы услышать не о художественных приема Чуковского, а поконкретнее о том, что заявлялось ранее, то есть, о "зачем, о чем, и как" и о "как для взрослых, только лучше". А то, получается не последовательный разговор, а дрейфующий в сторону.

А, во-вторых, "частая смена картинки и ритмики" - это приём для самых маленьких читателей (3-6 лет), то есть, для тех, кто не может надолго сосредотачивать внимание на "нравственных", "описательных" аспектах стиха, о чего их приходится взбадривать переменой картинки и ритмики. Моя рекомендация была от 9-11 лет и старше. 11 лет, как никак, переходный возраст. Старшим, например, таким, как я, перемена ритмики не требуется. Более того, я как рецензент указываю на перемену ритмики как на минус.

Затем, если совместить два утверждения: "как для взрослых, только лучше" и "частая смена картинки и ритмики", - то получается, что "смена картинки и ритмики" - это и есть "лучше", но тогда совсем не "как для взрослых". Противоречие получается.

Возвращаясь к смене картинки, интереса ради я насчитал от 6 до 9 "смен" (В зависимости от понимания того, что такое "смена картинки"). Уж куда больше.

И последнее, для дискуссии не очень подходят ссылки на авторитеты или иную кем-то озвученную мудрость, а предпочтительней простая логика о первого лица. Потому, что цитаты от авторитетов и прочую мудрость ещё нужно правильно применить, поняв что они имели ввиду. Так, например, мудрость "тише едешь - дальше будешь" я бы никогда не порекомендовал спортсменам, летчикам и т.д. И вообще, пределом понятия "тише едешь" является скорость ноль. Все эти мудрости нужно воспринимать творчески, понимая зерно мудрости.
     16:05 23.03.2017 (1)
простая логика от первого лица.
Ну, я вообще-то с этого и начинал (в комментарии к стихотворению). С простой логики.
Написал, что стихи элементарно слабые ввиду банальности сюжета, вторичности темы, маловыразительности.
Вас заинтересовал мой комментарий. Уж не знаю, по какой причине. Согласитесь, я ведь у Вас-то ничего не спрашивал. Комментарий был адресован автору. Коего, кстати, он не заинтересовал.

А вообще, мы действительно несколько скучновато ходим по кругу, я про Фому, Вы - про Ерёму, арбузы и хрящики получаются, короче говоря.
     18:59 23.03.2017
Вы уж не обижайтесь на меня. Литературные порталы с зоной комментариев для того и созданы, чтобы вступать в литературные дискуссии. Вне зависимости где комментарий подвешен.

Но раз Вы конкретизировали адресата, то умолкаю.
     05:42 23.03.2017
Разумеется, спорить с Чуковским не стану.
Возможно, в данном конкретном стихотворении, можно было парой строк резюмировать историю про пса, подтолкнуть, так сказать, детскую мысль в правильную сторону.
Но, с другой стороны, чувства, эмоции, которые вызывает это стихотворение - не это ли тот самый побудительный мотив к действию? Ребёнок, читая. переживает, негодует, сетует... Думает.
Конечно. это стихотворение не для 3-5 летнего малыша, это очевидно.
     13:03 23.03.2017
Всё сказанное в рецензии - по делу. Причём - доброжелательно, что важно.
     11:45 22.03.2017 (2)
но и великолепный способ для трансляции идей окружающим. Добро, идеи были бы достойными.

Добро. Какова ж идея?
Хорошие стихи, то, что называется поэзией, - это, по Вашей идее, что?
     13:01 22.03.2017 (1)
1
Добро. Какова ж идея?
Я, вроде бы, об этом уже упомянул выше.
Идея пробудить, расшевелить в читателе ... и так далее. Чтобы не застывало, чтобы не покрывалось коростой, чтобы не становилось привычным...

Второй вопрос не понял. Попробую перефразировать.

Что по-моему является хорошей поэзией?

Ну, для начала поэзией для меня является любой ритмичны текст, желательно подкрепленный рифмой.
Ну, а хорошей поэзией для меня является поэзия, в которой нахожу позитива на порядок больше, чем негатива.
А позитивом для меня может быть как смысл, умело поданный, так и высокий стиль с неземной красотой.
     20:37 22.03.2017
Это замечательно. Тогда возникает следующая проблема: что значит "умело поданый"?
     12:09 22.03.2017
1
Благодарю за тёплые слова. Именно такую цель я и преследовал.
     02:54 22.03.2017 (2)
Стихотворение замечательное и рецензия справедливая.
Спасибо!
     12:12 22.03.2017 (1)
Спасибо за внимание к моему творчеству.
     13:13 22.03.2017
Внимание обоснованно. Творчество того заслуживает.
     03:09 22.03.2017 (2)
Спасибо тем, кто проникся
     12:05 22.03.2017
Польщён тем что Вы обратили внимание на моё произведение.Огромное спасибо за рецензию и советы. Приму к сведению. Я и сам видел почти все огрехи, но писал в цейтноте, так как внучкой было поставлено условие по времени. А потом как-то не мог к нему вернуться, так как самого зашкаливали эмоции. Ещё раз благодарю.
     03:13 22.03.2017
Думаю, что большая часть сообщества Фабулы проникнется.
Стихи очень хорошие и рецензия отличная.
     10:51 22.03.2017 (1)
я бы добавил  уРОДист - поРОДист однокоренные
и если б я был пародистом  
хороший друг СВОЙ привёл к нам!
     13:04 22.03.2017
1
Я заметил.
Но слова отвечают за совершенно различные понятия и в этом смысле их общий корень не читается, как "башмак-полубашмак". Поэтому за недостаток не считаю.
Реклама