Я выключаю свет...
Я выключаю свет...выхожу искать.
Здесь всё знакомо: мебель, обои, шторы;
Ждёт сиротливо, в левом углу, кровать;
Стены скрывают записи разговоров.
Я выключаю свет...как же мы близки;
Тьма растворяет физику расстояний,
И оживают памяти узелки -
Там на экране Кински и Мастроянни.
Я выключаю свет...и горит огонь
В мире, который буднично целофанен.
Пусть этот мир несчастен - его не тронь,
И он ответно мучить тебя не станет.
Я выключаю свет...и который день,
Всё понимая, не принимаю данность.
Есть у разлуки точка, неважно где,
После которой мир расцветет нежданно.
Мир, где однажды я, выключая свет,
Не выхожу искать, и мне всё знакомо:
Тёплый очаг кровати - фигуры две;
Стены, что слышат шёпот: "Родной, ты дома."
___________________________________
В стихотворении "рваный" ритм, немного "дерганное" повествование и порой не идеальные рифмы. Подробнее:
Ритм:
возьмем первую строку и составим карту ритма:
Я выключаю свет...выхожу искать. !_ _!_!_ _!_! (аритмия какая-то)
Повествование:
В первой строфе - темнота, мебель, обои, шторы,
Во второй строфе - непонятный экран, Кински, Мастроянни,
В третьей строфе - целлофанный мир,
В четвертой строфе - точка разлуки, расцвет мира,
И в пятой строфе - тёплый очаг кровати (?)
Рифмы:
шторы - разговоров, близки - узелки, целлофанен - станет, день - где, свет - две... (ужас)
Нарушены азы классического стихосложения. Перед нами скорее всего новичок. Можно зайти на личную страничку автора и убедиться, что там напечатано черным по белому "Начинающий автор". Всё сошлось, и можно без зазрения совести не ломая голову над малопонятным текстом ставить оценку на уровне 3-4 балла...
На этом, пожалуй, можно закончить.
________________________________________________________________________________
Так рассуждал бы новичок, любитель классики... (что недурно), освоивший азы стихосложения, отличающий ямб от хорея, дактиль от анапеста. Все эти знания - суть начальная ступень познания поэтики. Но уверенно стоящий на этой ступени автор порой со временем начинает видеть, что впереди есть ещё ступени.
Вспомним, что джаз со своими синкопами, не чистыми аккордами вступил когда-то в противоречие с музыкой классической и не всегда был принят в кругах специалистов. Вспомним, как сторонники нетрадиционных выразительных средств в изобразительных искусствах: импрессионисты, абстракционисты и т.д. - были встречены в штыки поклонниками традиционного взгляда на тему.
Нынче в современном мире достойнейшее место занимает и джаз, и импрессионизм, доставляя наслаждение не только истым профессионалам, но и людям более далеким от искусства.
Давайте теперь внимательней рассмотрим ритм стихотворения:
!_ _!_!_ _!_!
!_ _!_!_ _!_!_
!_ _!_!_ _!_!
!_ _!_!_ _!_!_
Казалось бы неритмичная строка, а в совокупности с соседними образовала структуру с иной, более сложной ритмикой.
Четкий классический ритм, утратив маршевую парадность, преобразился в ритм более высокого порядка, несущий в себе сердечную аритмию тонко чувствующего и переживающего автора.
Кажущаяся некорректной рифма приобретает богатство звучания и вступает в содружество с заданным ритмом и оригинальным содержанием. Удачные находки: "расстояний - Мастроянни", "данность - нежданно", "день – где", - полны фонетической гармонии. Неопытный ценитель не прочувствует момента, когда, казалось бы, недостаток становится достоинством. А ведь порой богатые рифмы в стихотворении с четким ритмом, но бедным содержанием, возможно, имели бы обратный эффект.
И вот теперь позволю себе остановиться на смысловой части произведения.
Возникающие по мере прочтения умозрительные картины написаны широкими словесными мазками.
Я выключаю свет...выхожу искать.
Здесь всё знакомо…
Следует обратить внимание на то, что каждая строфа, кроме заключительной, начинается с одной и той же фразы: «я выключаю свет...», которая раз за разом погружает читателя в одно и то же состояние «зрителя в кинотеатре». Благодаря этому авторскому приему, в отсутствии "внешнего источника света" возникающие сцены приобретают красочность, насыщенность и легко умозрительно «кадрируются».
Показалось немного неудачным слово «выхожу». Обычно выходят изнутри наружу. При всем воображении я не смог это представить визуально. То есть, где/как можно выключить свет, чтобы выйдя (из..., наружу) увидеть мебель, обои, шторы … Можно выйти из комнаты в коридор. Но увидеть там сиротливую кровать? - это вряд ли. :). А вот обратно выйти из коридора в комнату - не по русски :). И если "выхожу" - это чисто метафорический прием, то его я не нахожу удачным. Более естественным вместо «выхожу» мне представляется «иду», «иду искать». Причем, хорошо ассоциируется с детским «раз, два, три, четыре, пять - я иду искать», что очень неплохо коррелирует с контекстом. Но, увы, слово «иду» на слог короче. Что с этим делать - вопрос к автору.
… мебель, обои, шторы;
Ждёт сиротливо, в левом углу, кровать;
Стены скрывают записи разговоров.
Содержание метафорично и образно: «кровать сиротлива», «мир буднично целлофанен», «стены скрывают записи разговоров». Кстати, «мир буднично целлофанен» и «тёплый очаг кровати» - очень удачные находки. Многие авторы часто пользуются не совсем корректными метафорами. То есть, перенося на одни предметы свойства других, используют неудачные сравнения, некорректные свойства.
Рассмотрим метафору «мир буднично целлофанен». Представляется нечто простоватое, тривиальное, дешевое, мутно-полупрозрачное, тянущееся. Возможно, автор сюда вложил и иные смысловые оттенки. Богатство метафоры складывается из совместимости совокупных свойств и емкости выражения. Всего два слова «буднично целлофанен» превратились в череду удачных образов, и в этом богатство этой метафоры. То же самое можно сказать по поводу «теплого очага кровати». Но я забежал немного вперед.
Я выключаю свет...как же мы близки;
Тьма растворяет физику расстояний,
И оживают памяти узелки -
Там на экране Кински и Мастроянни.
Мой долг рецензента заставляет меня придираться там, где в ином качестве я бы не стал этого делать. В данной строфе мой слух слегка резанула «физика расстояний». Слово резкое и научное. Мне представляется, что научные объекты, термины здесь немного не уместны. «Физика расстояний», «криогенность погоды», «дифракция настроений», «монохромность взглядов» - подобные фразы не способствуют лиричности данного стихотворения. Это моё мнение.
Благодаря своеобразной раскадрировке, возникающие в памяти литературной героини картины лишены логических связок. Ясно, что строфы претерпели «монтаж» (вспомнилась фраза из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: «сделай мне монтаж!» :)). Сама по себе «сиротливая кровать» и сам по себе «экран с Кински и Мастрояни». Понятно, что это «узелки памяти». Но это память автора или литературной героини, а не читателя. Читателю ясно, что картины дороги действующему лицу, но не совсем понятно чем именно, что этому предшествовало и что последовало. Без авторских пояснений не совсем понятно присутствие в стихотворении «экрана», «Кински и Мастроянни», не ясно чем тревожит лит. героиню это воспоминание. Безусловно, здесь должно включаться воображение, которое может дать читателю весьма вольное толкование. Это не есть «плохо», но лично я поклонник большей сюжетности.
Я выключаю свет...и горит огонь
В мире, который буднично целлофанен.
Пусть этот мир несчастен - его не тронь,
И он ответно мучить тебя не станет.
"Ответно" - звучит не ... совсем удачно. "В ответ". Но сойдет и авторский вариант, как говорит один хороший человек, "по поэтическому флеру". :)
Стихотворение чувственно, проникновенно. Остро ощущается состояние разлуки, потери. Героиню окружает будничный, несчастный мир и мир воспоминаний, не приносящий счастья, и, похоже, что возвращение к ним приносит душевные страдания.
Здесь я не сразу заметил некоторое несовпадение. Который "мир целлофанен" - реальный или воспоминаний? Который мир несчастен? Немного запутано. Но я даю свое толкование: целлофанен - реальны мир, несчастен мир в разлуке. Но может быть все совсем не так. Целлофанен мир воспоминаний (непрозрачен, призрачен)? Но отчего-то "будничен". А мир воспоминаний счастлив и несчастен одновременно. То есть, прошлое счастье в воспоминаниях приносящие несчастье в силу утраты. В общем в сознании моем образовалась путаница.
В итоге, конечная, более близкая мне версия того, что хотел сказать автор, - это "буднично целлофанен и несчастен реальный мир без любимого" и "желание не тревожить воспоминания".
Я выключаю свет...и который день,
Всё понимая, не принимаю данность.
Лит. героиня не желает мириться со своей потерей и мысленно отторгает реальность. Но, как известно от реальности не убежать и не спрятаться, её можно только изменить, если не изменится сама.
Есть у разлуки точка, неважно где,
После которой мир расцветет нежданно.
Мир, где однажды я, выключая свет,
Не выхожу искать, и мне всё знакомо:
Тёплый очаг кровати - фигуры две;
Стены, что слышат шёпот: "Родной, ты дома."
Всем известно, что, как правило, время лечит человеческую душу. То есть, в разлуке наступает момент или период, когда душа начинает воскресать, «мир расцветет». Чаще всего этот процесс постепенный, или внезапный, «нежданный», но не без причины. Без причины обычно в психике человека ничего не меняется. Изменению может способствовать внезапно появившийся стимул.
- Таковым может стать новая любовь… или возвращение любимого.
- Им может стать, например, срабатывание инстинкта самосохранения в связи с автомобильной аварией…
- Стимулом к жизни может быть просто прекрасное, свежее, солнечное утро после череды холодных, пасмурных дней.
- Иное яркое событие или, наоборот, ощущение достижения дна.
- Для лит. героини данного стихотворения такая «точка разлуки» нашлась, образовалась.
- А для иного человека такой точки может не найтись, или это будет не «точкой», а «длительным промежутком реабилитации», и случится все не «нежданно», а постепенно.
... "Родной, ты дома".(Точку поставьте после завершающей кавычки (мелочь)).
Замечательный, счастливый финал.
_________________________________________
В итоге мы имеем настоящую поэзию, а конкретнее: красивое, лиричное, чувственное, «шикарное» по стилю и смыслу стихотворение с некоторыми, небольшими смысловыми неточностями и шероховатостями (по моему мнению). Автор - настоящий мастер стихосложения. Рекомендую читателям. В процессе работы над произведением получил искреннее удовольствие. Благодаря неординарности стихов у меня вышла и не совсем обычная рецензия. Спасибо автору за это.
В процессе работы над стихотворением показал его многоопытному стихотворцу. Рад, что наше мнение о произведении совпало по большинству основных позиций. 2:0 в пользу автора.
Моя оценка 8 баллов. И это строгая оценка, указывающая на шероховатости, логические и сюжетные недоработки. По впечатлению, по давлению на участок мозга, отвечающий за эстетику, 9 баллов. Но шероховатости заставляют меня придираться. Не исключаю, что в более широкой среде знатоков это стихотворение может потянуть и на 10. Но мое восприятие весьма специфичное.
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________
Внимание! Отдаю предпочтение заявкам на рецензию юмористических стихов и лирике "о философии жизни и судьбе" :).
Лирическая заумь с "кровавыми закатами дымящихся аллей" и прочими красотами не для моих слабых нервов. Это к лирикам.