НЕ ТАКАЯ
Ты никогда не была королевой бала,
Не от того, что фигурой, лицом не вышла.
Благо внимания в жизни с лихвой хватало
Без показушной успешности в платье пышном.
Ты никогда не носила удобных масок,
Предпочитая открыто представить душу,
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив.
Ты никогда не старалась любимой всеми
Быть – не боролась за титул, подобно многим.
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.
_____________________
Поехали...
Сразу отмечу, что с ритмом, рифмой здесь все в порядке. В окончаниях строк присутствует цезура (пауза в один слог). Все рифмы женские (ударения на втором с конца слоге), что делает стих более звучным и одновременно демонстрирует солидные авторские кондиции.
Но вместе с тем такая сложная конструкция стиха (дактиль + женская рифма + доп. цезура), как правило, ставит перед автором сложные задачи в согласовании слов и в литературном изложении выражаемых мыслей.
Так, например, в следующей строфе последние две строки нахожу не очень удачными:
Ты никогда не была королевой бала,
Не от того, что фигурой, лицом не вышла.
Благо внимания в жизни с лихвой хватало
Без показушной успешности в платье пышном.
Просторечное слово "показушной" из современного лексикона соседствует в стихотворении с такими словами и выражениями, как "королева бала", "успешность", "приторность сказок", "борьба за титул", "точка отсчета для счастья в иной системе", из совсем иных лексиконов. Всю фразу можно свести к: "героине хватало мужского внимания, без успешности". Само построение фразы отчасти неловкое при всей её возвышенности.
Затем, понятие "успешности" лично у меня не закреплено с "платьем пышным". Будто со снятием пышного платья пропадает успешность.
Ты никогда не носила удобных масок,
Предпочитая открыто представить душу,
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив.
"Предпочитая открыто представить душу"
- странновато звучит фраза...
Можно, к примеру, проявить или явить благородство, но не предъявить благородство. Так и в случае выше. Словно душа не проявляет свои свойства, а предъявляет их кому-то.
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив.
- всю эту фразу можно было бы записать лаконичнее, например:
"И ненавидела приторность лестных мужских сказок".
Увы, это не втискивается в рамки стиха и поэтому слово "мужских" развозится на целую строку менее значащих слов.
"Покой нарушив" - употреблено рифмы ради, поскольку испытываемая "ненависть" - уже есть нарушение покоя. Более того, глаголы "ненавидела", "сочиняли" - несовершенного вида, а "нарушив"- совершенного вида и без объяснений в принадлежности. Возникает непонимание к кому относится "нарушенный покой" к мужчинам или героине. Включив логику, читатель разберется в конце-концов и здесь. Но вопросы остаются к качеству письма...
Далее...
Ты никогда не старалась любимой всеми
Быть – не боролась за титул, подобно многим.
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.
Словосочетание "старалась быть" довольно устойчивое. Составляющие её слова "старалась" и "быть" не должны разноситься на большое расстояние, тем более по разным строкам. То, как это сделано в стихотворении, - довольно неудачная инверсия, ухудшающая восприятие стихотворения.
"титул" - история о женщине канувших в лету веков?
Когда упоминают борьбу за титулы, звания, награды, употребляя слова во множественном числе, становится понятно, что речь идет о неком явлении или проявлении души. А когда употребляют "титул" в единственном числе, сразу возникает вопрос: какой именно титул?
И, наконец, в конце стихотворения идет самая спорная фраза:
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.
Понятно, что речь о женщине.
Вопросы:
* Стала точкой отсчета для чьего счастья? ... Своего счастья? Чужого? Какого-нибудь мужчины?
* В какой такой системе?... В параллельном мире? В системе альфа-Центавра? В "системе" собственного эго?
* О каких тревогах речь? Насколько помню, ОНА испытывала только ненависть к приторности лестных мужских сказок. Об этих тревогах речь?
* Стала однажды, забыв тревоги (перестав обращать внимание на мужчин с их сказками)?
* Стала (самой себе?) точкой отсчета для счастья?... в иной системе... хм.
Боюсь, последнее выражение - не авторская находка, а сложное и неловкое выражение туманной мысли.
Стихотворение, по сути, не имеет концовки. Поскольку не понятна заключенная в ней авторская мысль, а, значит, и мысль всего стихотворения.
Конечно же, у читателей могут возникнуть свои версии, образы, но беда ещё и в другом...
Поначалу рисуется образ бескомпромиссной в своих взглядах и принципах симпатичной женщины. Затем возникает образ "Синего Чулка", то ли недоверчивой, то ли фригидной "бабы", которая счастлива в виртуальном мире своей гордыни, то ли самодостаточности.
В результате не понятно кому сочувствовать.
Может, автору, которого в повествовании нет?
Может, женщине, которая самодостаточна, никого не греет, непонятно чем счастлива, непонятно кому "точка отсчета"?
Каков "навар" с этого читателю?
Даже, если, скажем, стихи написаны складно, хитрым ритмом, эффектной рифмой - этого не достаточно, чтобы воодушевить последнего.
В произведении я не нашел ничего зовущего, притягательного, или поучительного, или остроумного, веселого или актуального для себя, чтобы, например, после прочтения возникла мысль вернуться к нему или посоветовать друзьям... Не самые лучшие стихи от данного автора. Впрочем, для иного автора такие стихи могли бы стать достижением.
До этого "разбора" я написал автору 3 рецензии. Оценки были всегда высоки: 8,7,7. И в этот раз оценка будет вполне высокая, ... но ниже предыдущих. Итого: 6 баллов.
Прошу не забывать, что это всего лишь мое мнение, то есть, мнение автора/рецензента достигшего лишь определенного уровня понимания поэзии. А такое мнение, понятное дело, не критерий истины, но мнение, возможно, способное помочь автору как взгляд пытливого критика со стороны. ;)
Засим, автору мое уважение с пожеланием творческих удач!
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |