Стихотворение «НЕ ТАКАЯ»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Темы: жизньдушафилософиямысли
Автор:
Оценка редколлегии: 7.1
Оценка рецензентов: 6
Баллы: 24
Читатели: 427 +1
Дата:

НЕ ТАКАЯ

Ты никогда не была королевой бала,
Не от того, что фигурой, лицом не вышла.
Благо внимания в жизни с лихвой хватало
Без показушной успешности в платье пышном. 

Ты никогда не носила удобных масок,
Предпочитая открыто представить душу,
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив. 

Ты никогда не старалась любимой всеми
Быть – не боролась за титул, подобно многим.
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
НЕ ТАКАЯ

Ты никогда не была королевой бала,
Не от того, что фигурой, лицом не вышла.
Благо внимания в жизни с лихвой хватало
Без показушной успешности в платье пышном. 

Ты никогда не носила удобных масок,
Предпочитая открыто представить душу,
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив. 

Ты никогда не старалась любимой всеми
Быть – не боролась за титул, подобно многим.
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.

_____________________

Поехали...

Сразу отмечу, что с ритмом, рифмой здесь все в порядке. В окончаниях строк присутствует цезура (пауза в один слог). Все рифмы женские (ударения на втором с конца слоге), что делает стих более звучным и одновременно демонстрирует солидные авторские кондиции.
Но вместе с тем такая сложная конструкция стиха (дактиль + женская рифма + доп. цезура), как правило, ставит перед автором сложные задачи в согласовании слов и в литературном изложении выражаемых мыслей.

Так, например, в следующей строфе последние две строки нахожу не очень удачными:

Ты никогда не была королевой бала,
Не от того, что фигурой, лицом не вышла.
Благо внимания в жизни с лихвой хватало
Без показушной успешности в платье пышном.

Просторечное слово "показушной" из современного лексикона соседствует в стихотворении с такими словами и выражениями, как "королева бала", "успешность", "приторность сказок", "борьба за титул", "точка отсчета для счастья в иной системе", из совсем иных лексиконов. Всю фразу можно свести к: "героине хватало мужского внимания, без успешности". Само построение фразы отчасти неловкое при всей её возвышенности.
Затем, понятие "успешности" лично у меня не закреплено с "платьем пышным". Будто со снятием пышного платья пропадает успешность.

Ты никогда не носила удобных масок,
Предпочитая открыто представить душу,
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив.


"Предпочитая открыто представить душу"
- странновато звучит фраза...
Можно, к примеру, проявить или явить благородство, но не предъявить благородство. Так и в случае выше. Словно душа не проявляет свои свойства, а предъявляет их кому-то.

И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив.


- всю эту фразу можно было бы записать лаконичнее, например:
"И ненавидела приторность лестных мужских сказок".

Увы, это не втискивается в рамки стиха и поэтому слово "мужских" развозится на целую строку менее значащих слов.
"Покой нарушив" - употреблено рифмы ради, поскольку испытываемая "ненависть" - уже есть нарушение покоя. Более того, глаголы "ненавидела", "сочиняли" - несовершенного вида, а "нарушив"- совершенного вида и без объяснений в принадлежности. Возникает непонимание к кому относится "нарушенный покой" к мужчинам или героине. Включив логику, читатель разберется в конце-концов и здесь. Но вопросы остаются к качеству письма...

Далее...

Ты никогда не старалась любимой всеми
Быть – не боролась за титул, подобно многим.
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.

Словосочетание "старалась быть" довольно устойчивое. Составляющие её слова "старалась" и "быть" не должны разноситься на большое расстояние, тем более по разным строкам. То, как это сделано в стихотворении, - довольно неудачная инверсия, ухудшающая восприятие стихотворения.

"титул" - история о женщине канувших в лету веков?

Когда упоминают борьбу за титулы, звания, награды, употребляя слова во множественном числе, становится понятно, что речь идет о неком явлении или проявлении души. А когда употребляют "титул" в единственном числе, сразу возникает вопрос: какой именно титул?

И, наконец, в конце стихотворения идет самая спорная фраза:

Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.

Понятно, что речь о женщине.
Вопросы:

* Стала точкой отсчета для чьего счастья? ... Своего счастья? Чужого? Какого-нибудь мужчины?
* В какой такой системе?... В параллельном мире? В системе альфа-Центавра? В "системе" собственного эго?
* О каких тревогах речь? Насколько помню, ОНА испытывала только ненависть к приторности лестных мужских сказок. Об этих тревогах  речь?
* Стала однажды, забыв тревоги (перестав обращать внимание на мужчин с их сказками)?
* Стала (самой себе?) точкой отсчета для счастья?... в иной системе... хм.

Боюсь, последнее выражение - не авторская находка, а сложное и неловкое выражение туманной мысли. 

Стихотворение, по сути, не имеет концовки. Поскольку не понятна заключенная в ней авторская мысль, а, значит, и мысль всего стихотворения.
Конечно же, у читателей могут возникнуть свои версии, образы, но беда ещё и в другом...

Поначалу рисуется образ бескомпромиссной в своих взглядах и принципах симпатичной женщины. Затем возникает образ "Синего Чулка", то ли недоверчивой, то ли фригидной "бабы", которая счастлива в виртуальном мире своей гордыни, то ли самодостаточности.

В результате не понятно кому сочувствовать.
Может, автору, которого в повествовании нет?
Может, женщине, которая самодостаточна, никого не греет, непонятно чем счастлива, непонятно кому "точка отсчета"?
Каков "навар" с этого читателю?
Даже, если, скажем, стихи написаны складно, хитрым ритмом, эффектной рифмой - этого не достаточно, чтобы воодушевить последнего.

В произведении я не нашел ничего зовущего, притягательного, или поучительного, или остроумного, веселого или актуального для себя, чтобы, например, после прочтения возникла мысль вернуться к нему или посоветовать друзьям... Не самые лучшие стихи от данного автора. Впрочем, для иного автора такие стихи могли бы стать достижением.

До этого "разбора" я написал автору 3 рецензии. Оценки были всегда высоки: 8,7,7. И в этот раз оценка будет вполне высокая, ... но ниже предыдущих. Итого: 6 баллов.

Прошу не забывать, что это всего лишь мое мнение, то есть, мнение автора/рецензента достигшего лишь определенного уровня понимания поэзии. А такое мнение, понятное дело, не критерий истины, но мнение, возможно, способное помочь автору как взгляд пытливого критика со стороны. ;)

Засим, автору мое уважение с пожеланием творческих удач!

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов     ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________


Оценка произведения: 6
Александр О. 19.10.2017
     22:37 24.09.2017 (1)
     22:53 24.09.2017
1
Благодарю.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама