Стихотворение «НЕ ТАКАЯ»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Темы: жизньдушафилософиямысли
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка редколлегии: 7.1
Оценка рецензентов: 6
Баллы: 33
Читатели: 458 +1
Дата:

НЕ ТАКАЯ

Ты никогда не была королевой бала,
Не от того, что фигурой, лицом не вышла.
Благо внимания в жизни с лихвой хватало
Без показушной успешности в платье пышном. 

Ты никогда не носила удобных масок,
Предпочитая открыто представить душу,
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив. 

Ты никогда не старалась любимой всеми
Быть – не боролась за титул, подобно многим.
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
НЕ ТАКАЯ

Ты никогда не была королевой бала,
Не от того, что фигурой, лицом не вышла.
Благо внимания в жизни с лихвой хватало
Без показушной успешности в платье пышном. 

Ты никогда не носила удобных масок,
Предпочитая открыто представить душу,
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив. 

Ты никогда не старалась любимой всеми
Быть – не боролась за титул, подобно многим.
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.

_____________________

Поехали...

Сразу отмечу, что с ритмом, рифмой здесь все в порядке. В окончаниях строк присутствует цезура (пауза в один слог). Все рифмы женские (ударения на втором с конца слоге), что делает стих более звучным и одновременно демонстрирует солидные авторские кондиции.
Но вместе с тем такая сложная конструкция стиха (дактиль + женская рифма + доп. цезура), как правило, ставит перед автором сложные задачи в согласовании слов и в литературном изложении выражаемых мыслей.

Так, например, в следующей строфе последние две строки нахожу не очень удачными:

Ты никогда не была королевой бала,
Не от того, что фигурой, лицом не вышла.
Благо внимания в жизни с лихвой хватало
Без показушной успешности в платье пышном.

Просторечное слово "показушной" из современного лексикона соседствует в стихотворении с такими словами и выражениями, как "королева бала", "успешность", "приторность сказок", "борьба за титул", "точка отсчета для счастья в иной системе", из совсем иных лексиконов. Всю фразу можно свести к: "героине хватало мужского внимания, без успешности". Само построение фразы отчасти неловкое при всей её возвышенности.
Затем, понятие "успешности" лично у меня не закреплено с "платьем пышным". Будто со снятием пышного платья пропадает успешность.

Ты никогда не носила удобных масок,
Предпочитая открыто представить душу,
И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив.


"Предпочитая открыто представить душу"
- странновато звучит фраза...
Можно, к примеру, проявить или явить благородство, но не предъявить благородство. Так и в случае выше. Словно душа не проявляет свои свойства, а предъявляет их кому-то.

И ненавидела приторность лестных сказок,
Что сочиняли мужчины, покой нарушив.


- всю эту фразу можно было бы записать лаконичнее, например:
"И ненавидела приторность лестных мужских сказок".

Увы, это не втискивается в рамки стиха и поэтому слово "мужских" развозится на целую строку менее значащих слов.
"Покой нарушив" - употреблено рифмы ради, поскольку испытываемая "ненависть" - уже есть нарушение покоя. Более того, глаголы "ненавидела", "сочиняли" - несовершенного вида, а "нарушив"- совершенного вида и без объяснений в принадлежности. Возникает непонимание к кому относится "нарушенный покой" к мужчинам или героине. Включив логику, читатель разберется в конце-концов и здесь. Но вопросы остаются к качеству письма...

Далее...

Ты никогда не старалась любимой всеми
Быть – не боролась за титул, подобно многим.
Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.

Словосочетание "старалась быть" довольно устойчивое. Составляющие её слова "старалась" и "быть" не должны разноситься на большое расстояние, тем более по разным строкам. То, как это сделано в стихотворении, - довольно неудачная инверсия, ухудшающая восприятие стихотворения.

"титул" - история о женщине канувших в лету веков?

Когда упоминают борьбу за титулы, звания, награды, употребляя слова во множественном числе, становится понятно, что речь идет о неком явлении или проявлении души. А когда употребляют "титул" в единственном числе, сразу возникает вопрос: какой именно титул?

И, наконец, в конце стихотворения идет самая спорная фраза:

Точкой отсчёта для счастья в иной системе
Стала однажды, навек позабыв тревоги.

Понятно, что речь о женщине.
Вопросы:

* Стала точкой отсчета для чьего счастья? ... Своего счастья? Чужого? Какого-нибудь мужчины?
* В какой такой системе?... В параллельном мире? В системе альфа-Центавра? В "системе" собственного эго?
* О каких тревогах речь? Насколько помню, ОНА испытывала только ненависть к приторности лестных мужских сказок. Об этих тревогах  речь?
* Стала однажды, забыв тревоги (перестав обращать внимание на мужчин с их сказками)?
* Стала (самой себе?) точкой отсчета для счастья?... в иной системе... хм.

Боюсь, последнее выражение - не авторская находка, а сложное и неловкое выражение туманной мысли. 

Стихотворение, по сути, не имеет концовки. Поскольку не понятна заключенная в ней авторская мысль, а, значит, и мысль всего стихотворения.
Конечно же, у читателей могут возникнуть свои версии, образы, но беда ещё и в другом...

Поначалу рисуется образ бескомпромиссной в своих взглядах и принципах симпатичной женщины. Затем возникает образ "Синего Чулка", то ли недоверчивой, то ли фригидной "бабы", которая счастлива в виртуальном мире своей гордыни, то ли самодостаточности.

В результате не понятно кому сочувствовать.
Может, автору, которого в повествовании нет?
Может, женщине, которая самодостаточна, никого не греет, непонятно чем счастлива, непонятно кому "точка отсчета"?
Каков "навар" с этого читателю?
Даже, если, скажем, стихи написаны складно, хитрым ритмом, эффектной рифмой - этого не достаточно, чтобы воодушевить последнего.

В произведении я не нашел ничего зовущего, притягательного, или поучительного, или остроумного, веселого или актуального для себя, чтобы, например, после прочтения возникла мысль вернуться к нему или посоветовать друзьям... Не самые лучшие стихи от данного автора. Впрочем, для иного автора такие стихи могли бы стать достижением.

До этого "разбора" я написал автору 3 рецензии. Оценки были всегда высоки: 8,7,7. И в этот раз оценка будет вполне высокая, ... но ниже предыдущих. Итого: 6 баллов.

Прошу не забывать, что это всего лишь мое мнение, то есть, мнение автора/рецензента достигшего лишь определенного уровня понимания поэзии. А такое мнение, понятное дело, не критерий истины, но мнение, возможно, способное помочь автору как взгляд пытливого критика со стороны. ;)

Засим, автору мое уважение с пожеланием творческих удач!

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов     ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________


Оценка произведения: 6
Александр О. 19.10.2017
     22:37 24.09.2017 (1)
     22:53 24.09.2017
1
Благодарю.
Реклама