Рецензия на стихотворение "Неизбежность автора Клеопатра
Раздел: Рецензии
Автор: Татьяна Гурская
Рецензия на: Неизбежное
Баллы: 8
Читатели: 60
Внесено на сайт: 14.12.2017

Рецензия на стихотворение "Неизбежность автора Клеопатра


                                          
                                                          Упражнение в смерти
                http://fabulae.ru/poems_b.php?id=281584
            Стихотворение «Неизбежность» отнесено  автором к философской лирике. Небольшое по объёму, оно  глубоко по содержанию,  в нём отражено одно из времён года - осень,  напоминающее людям о неизбежности ухода, завершения жизненного пути. Природа предупреждает нас  об этом, наглядно демонстрируя стадию перехода из одного состояния в другое.
          Со времён Платона, а точнее Сократа, принявшего добровольную смерть, в философии это называется «упражнение в смерти». Для Платона упражнение в смерти является духовным упражнением, которое заключается в смене перспективы, в том, чтобы перейти от видения вещей, в котором преобладают индивидуальные страсти, к представлению универсальности мира. Как это происходит в природе? Весной и летом каждое растение живёт своей жизнью, на нём завязываются и созревают плоды. Но наступает момент, когда у всех растений задача становится одинаковой - подготовиться к неизбежному: они меняют окраску листвы и затем сбрасывают  её. Они становятся мёртвыми и холодными. Такова ежегодная демонстрация смерти, а уж когда всё одевается в  белый саван зимы, аналогия полная.
            Стихотворение и посвящено природному явлению, но оно, на мой взгляд,  о жизни человека и  подготовке его к миру иному
Вот первые строки: 
«Не вечна жизнь. И неизбежна суровой осени пора,   
Когда листвы покров последний срывают стылые ветра»
Не так ли человек подготавливает себя, внутренне меняясь, отказываясь от страстей, изнуривших его. Он совершенствует свой  дух, отвергая несущественное, суетное.  Жили все по-разному, совершали разные поступки. За какие-то - мучает стыд, но любому: и праведнику, и грешнику предназначено одно и тоже. Выбор невозможен
            Автору, конечно. удалось создать живописную картину изменения цветовой гаммы природы. И мы угадываем в ней происходящее  в душе человека
«Могучий дуб главою гордый румяным пламенем объят».
Конечно, сильный человек, прочно стоящий на земле порозовел. Может быть стыдно за то, что создавая материальные ценности, не думал о ближних, не обращал внимания на мелкие, как ему казалось, проблемы.
«Осина нежная трепещет, кровит, теряя свой наряд»  Натворила в жизни, наверно или оплакивает Иудин грех.
«Живучий тополь не сдается и зеленеет до конца.»  Этот всё ещё думает, что не время, что молод, строен и хорош собой.  В произведении не происходит никаких волшебных превращений и нет авторских намёков., образы его человеческие слишком! Читатель чувствует, что стих  о нём. Оттого так сжимается сердце. Автор очеловечивает  природу изобразительными средствами языка: « дуб главою гордый» Никакой головы у дуба нети гордиться он не способен.
Трудно представить себе  истекающее кровью и страдающее дерево. Но осина «кровит», тополь –«живучий», а берёза «печальносветлая» Все метафоры и эпитеты  могут быть отнесены  исключительно к человеку, но читатель принимает и понимает их
Последний образ, которым автор любуется и видимо признаёт  его поведение исключительно  верным  – это берёза
«Печальносветлая береза подобна божьему лучу -
Огнем янтарным разгораясь, зажгла прощальную свечу»
Она печальна, светла, похожа на луч света, устремлена в небо и правратилась в поминальную свечу.
Это именно то, о чём говорилось в начале стихотворения. Она очистилась, отказалась от земных страстей, и ей открылось то, что другим пока недоступно.
Упражнение в смерти – это духовное очищение человека. Размышляя о природном явлении, автор переносит  его на себя и читателей. Поэзия также упражнение в смерти, потому что поэт, поднимаясь над обыденностью, видит мир иным,  ему открываются новые смыслы и привычным вещам он даёт новые имена.
Благодаря очищению мы сохраняем ясность ума. За советом люди  часто обращаются к старшим совсем не потому, что те обладают жизненным опытом, а потому, что вслед за очищением, приходит прозрение.
Многие думают, что Сократ  принял яд из-за  любви к демократии. Нет,  он настолько очистил себя, соединившись с божественным Логосом, что тело  ему больше не было нужно
Чёрные скелеты деревьев, стоящие вдоль дорог- напоминание  о том, что остаётся земле после нас.
Я полагаю, что автору удалось осуществить свой поэтический замысел.
Вчитываясь в строки стихотворения , читатель проникается чувством печали  и пониманием невозможности изменить ход  событий. Осень время раздумий. Хочется пожелать автору успехов в творчестве и новых поэтических размышлений.

Оценка произведения: 9


Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Александр Дмитровский      01:06 16.12.2017 (1)
"Со времён Платона, а точнее Сократа, принявшего добровольную смерть, в философии это называется «упражнение в смерти»...
Смелое утверждение, однако!!! Расхожее в определённых кругах, но не обоснованное...
Красивая легенда, не более.
Зачем она в этой рецке? Так ведь и большее можно поверить...
Татьяна Гурская      08:23 16.12.2017
Ничего не рискованное. Философ отрываетмя от обыденной жизни. потому что он мыслит философскими категориями, а не понятиями, как учёные, к примеру, или люди не занимающиеся наукой, а пост мыслящие.  Вы видимо не дочитали до конца моё произведение, где я провожу аналогию философии с поэзией.  У истинного поэта (не фифмоплёта) в сознании происходит отрыв от реальности когда он видит мир иначе, чем другие люди, находит новые слова и смыслы. И у философа и у поэта в этот момент происходит соединение с божественным Логосом  или Богом. Человек соединяется с Богом когда?А поэт и философ продолжают жить после этого. Поэтому Платон и назвал философию упражнением в смерти. Протзведение Клелпатры отнесено автором к философской лирике. В связи с этим я  привела подобное рассуждение
Клео      15:42 14.12.2017
Спа-си-бо!
Честно? Ждала больше критики, замечаний.
Искренне благодарю за профессиональную работу.
Книга автора
Совсем не женская история 
 Автор: Магдалина Гросс
Публикация
Издательство «Онтопринт»