Рецензия «Рецензия на стихотворение Николая Нидвораева "Опять с утра такси, аэропорт"»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 21
Читатели: 592 +2
Дата:

Рецензия на стихотворение Николая Нидвораева "Опять с утра такси, аэропорт"

                
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=288350                  Аккорд

              Как сложно и приятно писать о стихотворении, в котором, с одной стороны, автор всё сказал о  своём перелёте, а с другой  стороны образы и метафоры уже существуют в твоём сознании, и ты переживала подобное состояние, что  стихотворение передаёт твой собственный опыт. Очевидно, сходные переживания сопровождают и читателей стихотворения Николая Нидвораева «Опять с утра такси, аэропорт». Это явный признак того, что стихотворение удалось автору, и поэтому вызвало к себе большой читательский интерес.
               В стихотворении всего  4 строфы, но я разделила бы его по содержанию на три части:
Взлёт, аккорд и надежда.
              Первая часть  «Взлёт» кажется  фантастической, потому что автор с помощью звучной  рифмы «аэропорт - аккорд» мгновенно включает  двигатели и турбины, все наши воспоминания  о взлётах и  посадках , ожидания и встречи. В сознании возникает  всё, связанное с аэропортами, все его звуки  и запахи, все его печали и радости и даже страницы  романа Артура Хейли.  И  « долгий заключительный  аккорд, полёт в салоне  класса «эконом» сопровождает  читателя  от первой до последней строки произведения.
«Опять с утра такси, аэропорт,
Немного суматохи, а потом - долгий заключительный аккорд,
Полёт в салоне класса «эконом». Взлетели.
Следующая часть стихотворения наполняет аккорд новыми красками и звуками: не столько внешними, сколько внутренними.
              Что происходит с человеком, когда он становится частью крылатой машины? Конечно, он не пилот (но деньги за керосин он заплатил, и за работу пилота, за скорость)  но  ожидание полёта и  ощущения с ним связанные, присущи каждому человеку.
«Машина, устремляясь в высоту,
Навылет пробивает облака»,
«В моём иллюминаторе – крыло
И солнце, где-то там, над головой»… Первые пары строк 3 4 строфы перекликаются между собой. В них  автор передаёт читателю  чувство полёта.  В иллюминаторе крыло, (неважно чьё оно)  человека, летящего над землёй, смешанные чувства восторга перед человеческим гением ( мы чувствуем причастность) и  первобытного «страшка» человека, оторванного от земли. Чувства,  сопровождающие полет, близки к состоянию, которое мы называем полетом по жизни. А полет по жизни – это  жизненный подъем, это когда берешься за какие-то серьезные масштабные дела, и они у тебя получаются, будто бы сама жизнь, само Бытие идет тебе навстречу. Это как бы восходящий поток жизни, событий, которые словно возносят тебя выше и выше. Вот это :
«И ставит всю земную суету
На паузу, меж «здравствуй» и «пока».
«Мне кажется: что было - то ушло,
Осталось в пункте взлёта моего».  Эти строки вызывают у читателя  чувства другого рода – отношение к жизни, а дорога – полёт.  Это  и скорость мыслей другая и «сверху» видно всё лучше. И солнце над головой не даёт соврать самому себе.  Иоанн  Златоуст писал: «Одно из труднейших дел - отвергнуть пристрастия  и старую привязанность, расторгнуть многосложные  соблазны, окрылиться и в вознестись до небесных сводов…»
Авторский аккорд  звучит  мощно. Как точно подобраны ноты в этом аккорде:
«высота - суета»
«облака -пока»
«крыло – ушло»  - не просто рифмы, но и антонимы. В них глубина разрыва человека между земным и небесным, между ожидаемым и действительным. Но, срок полёта недолог,  у человека есть земной дом  и земная жизнь, Спустившись с небес, пока мысленно,  он предвосхищает встречу с близким человеком
«А в точке, где под бурные (почти)
Овации, турбины замолчат -  Аккорд  всё ещё длится, но постепенно стихает( последний всплеск – аплодисменты пилотам) и голоса пассажиров, пришедшие на смену раздумий
«Лежит начало нового пути…
Ты только приходи меня встречать». Самая лиричная часть стихотворения  «сжимает» сердце читателя. Начало нового этапа жизни  связано с дорогим сердцу героя произведения человеком.
             В хорошем стихотворении, на мой взгляд,  всегда должны  присутствовать неопределённость и недосказанность.  Герой ещё в полёте, но решение осмыслено и принято. А вдруг,  не придёт - закрадывается плохая мыслишка к читателю. Но аккорд в мажоре всё ещё звучит в ушах читателя, и он гонит  дурную мысль.
             Поднимаясь в небо, отрываясь от земной суеты, человек  берёт у жизни паузу  «меж «здравствуй» и «пока» и заполняет её  аккордом чувств, переживаний, ожиданий и надежд.  Общий оптимизм произведения не исключает ноток тревоги и грусти. Две фразы в середине и конце произведения «что было – то прошло»  - будто вздох,  и «ты только приходи» - будто, последняя надежда .
              Читатель прощается со стихотворением и его героем не зная, состоялась ли встреча, но надежда в его сердце поселилась.
              Я благодарю автора за удовольствие от прочтения и  за мысли и чувства, разбуженные  им.. Творческих успехов, Николай!







Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
     18:59 07.02.2018 (1)

Интересно было  прочитать,замечательная  рецензия.Стихо   еще больше раскрылось!
     19:30 07.02.2018
1
Спасибо, Галечка!
Гость      18:06 05.02.2018 (1)
Комментарий удален
     18:17 05.02.2018 (1)
Пиши нам на радость.
Гость      13:11 07.02.2018 (1)
Комментарий удален
     13:41 07.02.2018
Я всех вас писателей вижу наскрозь, рентгеном просвечиваю
     10:39 07.02.2018 (1)
 Хороша рецензия...
     10:55 07.02.2018
Спасибо вам!
     10:20 06.02.2018 (1)
Развёрнутый, точный анализ стихотворения. Тонко и умело раскрыты и настроение произ-ния и медоты его подачи.
     10:25 06.02.2018
Спасибо, дорогая Галя. И стих хороший был, не хотелось выглядеть плохо на его фоне.
     18:59 05.02.2018 (1)
1
Достойный разбор!
     19:15 05.02.2018
1
Благодарю вас, Клео.
Реклама