Рецензия на стихотворение Николая Нидвораева "Опять с утра такси, аэропорт"
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=288350 Аккорд
Как сложно и приятно писать о стихотворении, в котором, с одной стороны, автор всё сказал о своём перелёте, а с другой стороны образы и метафоры уже существуют в твоём сознании, и ты переживала подобное состояние, что стихотворение передаёт твой собственный опыт. Очевидно, сходные переживания сопровождают и читателей стихотворения Николая Нидвораева «Опять с утра такси, аэропорт». Это явный признак того, что стихотворение удалось автору, и поэтому вызвало к себе большой читательский интерес.
В стихотворении всего 4 строфы, но я разделила бы его по содержанию на три части:
Взлёт, аккорд и надежда.
Первая часть «Взлёт» кажется фантастической, потому что автор с помощью звучной рифмы «аэропорт - аккорд» мгновенно включает двигатели и турбины, все наши воспоминания о взлётах и посадках , ожидания и встречи. В сознании возникает всё, связанное с аэропортами, все его звуки и запахи, все его печали и радости и даже страницы романа Артура Хейли. И « долгий заключительный аккорд, полёт в салоне класса «эконом» сопровождает читателя от первой до последней строки произведения.
«Опять с утра такси, аэропорт,
Немного суматохи, а потом - долгий заключительный аккорд,
Полёт в салоне класса «эконом». Взлетели.
Следующая часть стихотворения наполняет аккорд новыми красками и звуками: не столько внешними, сколько внутренними.
Что происходит с человеком, когда он становится частью крылатой машины? Конечно, он не пилот (но деньги за керосин он заплатил, и за работу пилота, за скорость) но ожидание полёта и ощущения с ним связанные, присущи каждому человеку.
«Машина, устремляясь в высоту,
Навылет пробивает облака»,
«В моём иллюминаторе – крыло
И солнце, где-то там, над головой»… Первые пары строк 3 4 строфы перекликаются между собой. В них автор передаёт читателю чувство полёта. В иллюминаторе крыло, (неважно чьё оно) человека, летящего над землёй, смешанные чувства восторга перед человеческим гением ( мы чувствуем причастность) и первобытного «страшка» человека, оторванного от земли. Чувства, сопровождающие полет, близки к состоянию, которое мы называем полетом по жизни. А полет по жизни – это жизненный подъем, это когда берешься за какие-то серьезные масштабные дела, и они у тебя получаются, будто бы сама жизнь, само Бытие идет тебе навстречу. Это как бы восходящий поток жизни, событий, которые словно возносят тебя выше и выше. Вот это :
«И ставит всю земную суету
На паузу, меж «здравствуй» и «пока».
«Мне кажется: что было - то ушло,
Осталось в пункте взлёта моего». Эти строки вызывают у читателя чувства другого рода – отношение к жизни, а дорога – полёт. Это и скорость мыслей другая и «сверху» видно всё лучше. И солнце над головой не даёт соврать самому себе. Иоанн Златоуст писал: «Одно из труднейших дел - отвергнуть пристрастия и старую привязанность, расторгнуть многосложные соблазны, окрылиться и в вознестись до небесных сводов…»
Авторский аккорд звучит мощно. Как точно подобраны ноты в этом аккорде:
«высота - суета»
«облака -пока»
«крыло – ушло» - не просто рифмы, но и антонимы. В них глубина разрыва человека между земным и небесным, между ожидаемым и действительным. Но, срок полёта недолог, у человека есть земной дом и земная жизнь, Спустившись с небес, пока мысленно, он предвосхищает встречу с близким человеком
«А в точке, где под бурные (почти)
Овации, турбины замолчат - Аккорд всё ещё длится, но постепенно стихает( последний всплеск – аплодисменты пилотам) и голоса пассажиров, пришедшие на смену раздумий
«Лежит начало нового пути…
Ты только приходи меня встречать». Самая лиричная часть стихотворения «сжимает» сердце читателя. Начало нового этапа жизни связано с дорогим сердцу героя произведения человеком.
В хорошем стихотворении, на мой взгляд, всегда должны присутствовать неопределённость и недосказанность. Герой ещё в полёте, но решение осмыслено и принято. А вдруг, не придёт - закрадывается плохая мыслишка к читателю. Но аккорд в мажоре всё ещё звучит в ушах читателя, и он гонит дурную мысль.
Поднимаясь в небо, отрываясь от земной суеты, человек берёт у жизни паузу «меж «здравствуй» и «пока» и заполняет её аккордом чувств, переживаний, ожиданий и надежд. Общий оптимизм произведения не исключает ноток тревоги и грусти. Две фразы в середине и конце произведения «что было – то прошло» - будто вздох, и «ты только приходи» - будто, последняя надежда .
Читатель прощается со стихотворением и его героем не зная, состоялась ли встреча, но надежда в его сердце поселилась.
Я благодарю автора за удовольствие от прочтения и за мысли и чувства, разбуженные им.. Творческих успехов, Николай!
Оценка произведения: 9 |
Интересно было прочитать,замечательная рецензия.Стихо еще больше раскрылось!