Рецензия «Рецензия на стихотворение автора Ohmygod "Есть в нашей природе..."»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Баллы: 30
Читатели: 702 +1
Дата:

Рецензия на стихотворение автора Ohmygod "Есть в нашей природе..."

            

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=292443

Стихотворение автора Ohmygod «Есть в нашей природе…» Написано в традициях русской пейзажной лирики, где принято использовать приём «психологического параллелизма», когда состояние лирического героя
сопоставляется с окружающей его природой, находится в гармонии с ней или противостоит. Написанное в эмоционально сдержанной манере, оно повествует о прогулке лирического героя в любимой автором природной среде: лес, река, овраги, косогоры. Стихотворение, условно, состоит из трёх частей, сквозь которые связующей темой проходит печаль: дорога, забытый сад и философские размышления автора.
           «Змеится, теряется в травах дорога и тянется лентой вдоль чёрного бора, и с глаз исчезает у дальнего лога, и вновь появляется у косогора». Безусловно – это метафора жизненного пути героя, который был непростым: змеится теряется, да ещё вблизи «чёрного бора». Только два слова – чёрный бор. Автор не углубляется в тёмный ельник, чёрный бор - символ печали. Он чёрен, и этим сказано всё.  В следующее мгновенье автор переключает внимание читателя на другую сторону дороги. А там «Над кроткой рекою струится прохлада,
камыш не шумит, не волнуются воды.
На том берегу молчаливое стадо
пришло с пастухом к водопою у брода.»  Успокаивающей пасторалью автор уравновешивает состояние героя. Настораживает только «молчаливое стадо» под присмотром пастуха. Это тоже метафора другой опасности, подстерегающей человека несамостоятельного. «Чёрный лес» и «молчаливое стадо» -  две крайности, не устраивающие нашего героя.
Следующая строфа обнажает противоречивое состояние героя. С одной стороны - полное успокоение: «Вокруг тишина. Неподвижность покоя.
Ни ветра, ни шума, ни звуков в природе. (то же и в душе героя) А с другой стороны – неудовлетворённость покоем -
«Тревожная грусть вперемежку с тоскою,
особенно утром на солнца восходе».  ( и это тоже состояние души) Почему на восходе солнца тоска становится нестерпимой? Потому что восход- это восхождение, начало нового, непознанного, но если изо дня в день человека окружает только покой и тишина, и ничего не происходит, покой убийственен, также как тоска «чёрного бора». В состоянии «разлада души» лирический герой углубляется в сад, очевидно, метафору кипевших, прежде, страстей. 
            «А если войти в глушь забытого сада
на солнца червонного пышном закате –
не будет с душою озябшей разлада
и мыслей не будет о тяжкой расплате». Если в первой части стихотворения автор был скуп на красочные эпитеты, то здесь в двух строках и «забытый сад» и «червонное солнце» и «пышный закат». Здесь, в саду, где всё напоминает о прекрасном времени жизни героя, автор погружает нас в его воспоминания :
          «...Давно это было. И было невольно,
нечаянно было и было случайно.
Но Ей до сих пор незаслуженно больно.»
Простит или нет? Для меня это тайна.» Четырежды автор повторяет слово «было», будто заставляет героя поверить в то, что у него была любовь, о которой герой почти забыл и предпочитает не думать, потому что воспоминания болезненны для обоих.  «Но Ей до сих пор незаслуженно больно.»
Простит или нет? Для меня это тайна»  - это боль ЛГ.
         Самая загадочной является последняя часть стихотворения:
«…Есть в нашей природе глубинная нежность,
неслышная боль неприметной печали.»
В ней вместе с печалью живёт безмятежность.
Представьте лицо в дымке чёрной вуали…
Разберём построчно:
1. Философский вывод автора о глубинном психологическом параллелизме природы и нашего человека. «…Есть в нашей природе глубинная нежность, неслышная боль неприметной печали.» Конечно, и в природе , и в литературе.
Вспомним классиков: А. Фет о солнце «Как призрак дня, ты, бледное светило»,
А. Пушкин об осени: «Мне нравится она, как вероятно вам, чахоточная дева»
Ф.Тютчев о весенних льдинах: «Ты, человеческое Я, не таково ль твоё значение, не такова ль судьба твоя?»
Жили бы мы среди вечнозелёных пальм и крокодилов, то думали бы исключительно перпендикулярно
2. Неслышная боль неприметной печали. Это уже о самом стихотворении, где каждая строка наполнена печалью о несбывшемся. Мы почувствовали это, читая о том, как бредёт по дороге «озябшая душа» и несёт в себе: «тревожную грусть вперемешку с тоскою, и думает о «тяжкой расплате» и ей больно, возможно незаслуженно. ЛГ терзают сомнения в своей вине. Возвращаясь к предыдущей строфе читаем: «И было невольно,
нечаянно было и было случайно».
3. «В ней вместе с печалью живёт безмятежность. Эта строка возвращает нас к «чёрному бору» и «молчаливому стаду»
4. Последняя строка, как бы выбивающаяся из пейзажно-психологического настроя автора, «Представьте лицо в дымке чёрной вуали»… О чём она? Возможно, это образ страдающей души героя или той далёкой и незабвенной любви, которая была случайно потеряна, и вернуть её невозможно. Или - это  скрытое цитирование стихотворения Анны Ахматовой  «Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна». Тогда становится понятной любовная история лирического героя. Она о хрупкости всего земного бытия.
           Образ лирического героя стихотворения автора нам понятен – это думающий и страдающий от своего несовершенства человек, но не предпринимающий никаких решительных поступков, как большинство из нас. Какова природа, таковы и мы. Спасибо автору за возможность взглянуть на себя со стороны.


Оценка произведения: 9


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     02:17 02.10.2018 (1)
Прекрасная и глубокая рецензия!
     07:57 02.10.2018
Спасибо!
     16:04 19.09.2018 (1)
все-таки было бы удобней, если бы и текст стихотворения на этой же странице публиковался...
     16:49 19.09.2018
Спасибо, в следующий раз так сделаю.. Ограничилась ссылкой.
Гость      11:19 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     20:10 13.09.2018
" ну и куда без Пушкина и Ахматова для политры."

не опуститься бы до матов,
(едва ль услышится молитва?)
и Пушкин там, и сам Ахматов,
чудна палитра без поллитры
не дам унизить вам поэтов,
я покажу тебе, мой бог,
я правлю всё, не зная правил,
когда не в шутку занемог...
     01:01 10.09.2018 (1)
1
Интересный разбор, спасибо.
Вслед за Ланой могу повторить, что какие-то вещи я вижу по-другому, но это нормально: мы ведь все разные, а потому сколько читателей, столько и нюансов восприятия.
     08:15 10.09.2018
Спасибо, Александра.
     14:57 07.09.2018 (1)
Замечательная, глубокая работа с неизменным уважением к автору строк.
Спасибо, Татьяна.
     15:36 07.09.2018
1
Спасибо, Лана! Я  немного расширяю границы стихотворения
     11:44 07.09.2018 (2)
3
После прочтения этого эссе остаётся только позавидовать его автору белой завистью. Татьяне Гурской дано то, чего не дано многим из нас...
Спасибо, Таня! За труд ума и души, за талант и сопереживание.
     00:51 08.09.2018
1
Присоединяюсь!
     11:53 07.09.2018 (1)
3
И тебе спасибо, Юра, за возможность читать, понимать и чувствовать.
     15:04 07.09.2018 (1)
продолжу....." и автору стиха, о котором так красиво, объемно  и душевно  рассказала рецензент)"
     15:34 07.09.2018 (1)
2
Спасибо, . Танюша. Когда читать интересно и писать нескучно
     15:37 07.09.2018
вот именно!
     19:10 07.09.2018 (1)
4
Как красиво считан смысл. И ведь все есть в  тексте стиха.
     19:17 07.09.2018
1
Спасибо вам.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама