Рецензия на стихотворение автора Ohmygod "Есть в нашей природе..."
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=292443
Стихотворение автора Ohmygod «Есть в нашей природе…» Написано в традициях русской пейзажной лирики, где принято использовать приём «психологического параллелизма», когда состояние лирического героя
сопоставляется с окружающей его природой, находится в гармонии с ней или противостоит. Написанное в эмоционально сдержанной манере, оно повествует о прогулке лирического героя в любимой автором природной среде: лес, река, овраги, косогоры. Стихотворение, условно, состоит из трёх частей, сквозь которые связующей темой проходит печаль: дорога, забытый сад и философские размышления автора.
«Змеится, теряется в травах дорога и тянется лентой вдоль чёрного бора, и с глаз исчезает у дальнего лога, и вновь появляется у косогора». Безусловно – это метафора жизненного пути героя, который был непростым: змеится теряется, да ещё вблизи «чёрного бора». Только два слова – чёрный бор. Автор не углубляется в тёмный ельник, чёрный бор - символ печали. Он чёрен, и этим сказано всё. В следующее мгновенье автор переключает внимание читателя на другую сторону дороги. А там «Над кроткой рекою струится прохлада,
камыш не шумит, не волнуются воды.
На том берегу молчаливое стадо
пришло с пастухом к водопою у брода.» Успокаивающей пасторалью автор уравновешивает состояние героя. Настораживает только «молчаливое стадо» под присмотром пастуха. Это тоже метафора другой опасности, подстерегающей человека несамостоятельного. «Чёрный лес» и «молчаливое стадо» - две крайности, не устраивающие нашего героя.
Следующая строфа обнажает противоречивое состояние героя. С одной стороны - полное успокоение: «Вокруг тишина. Неподвижность покоя.
Ни ветра, ни шума, ни звуков в природе. (то же и в душе героя) А с другой стороны – неудовлетворённость покоем -
«Тревожная грусть вперемежку с тоскою,
особенно утром на солнца восходе». ( и это тоже состояние души) Почему на восходе солнца тоска становится нестерпимой? Потому что восход- это восхождение, начало нового, непознанного, но если изо дня в день человека окружает только покой и тишина, и ничего не происходит, покой убийственен, также как тоска «чёрного бора». В состоянии «разлада души» лирический герой углубляется в сад, очевидно, метафору кипевших, прежде, страстей.
«А если войти в глушь забытого сада
на солнца червонного пышном закате –
не будет с душою озябшей разлада
и мыслей не будет о тяжкой расплате». Если в первой части стихотворения автор был скуп на красочные эпитеты, то здесь в двух строках и «забытый сад» и «червонное солнце» и «пышный закат». Здесь, в саду, где всё напоминает о прекрасном времени жизни героя, автор погружает нас в его воспоминания :
«...Давно это было. И было невольно,
нечаянно было и было случайно.
Но Ей до сих пор незаслуженно больно.»
Простит или нет? Для меня это тайна.» Четырежды автор повторяет слово «было», будто заставляет героя поверить в то, что у него была любовь, о которой герой почти забыл и предпочитает не думать, потому что воспоминания болезненны для обоих. «Но Ей до сих пор незаслуженно больно.»
Простит или нет? Для меня это тайна» - это боль ЛГ.
Самая загадочной является последняя часть стихотворения:
«…Есть в нашей природе глубинная нежность,
неслышная боль неприметной печали.»
В ней вместе с печалью живёт безмятежность.
Представьте лицо в дымке чёрной вуали…
Разберём построчно:
1. Философский вывод автора о глубинном психологическом параллелизме природы и нашего человека. «…Есть в нашей природе глубинная нежность, неслышная боль неприметной печали.» Конечно, и в природе , и в литературе.
Вспомним классиков: А. Фет о солнце «Как призрак дня, ты, бледное светило»,
А. Пушкин об осени: «Мне нравится она, как вероятно вам, чахоточная дева»
Ф.Тютчев о весенних льдинах: «Ты, человеческое Я, не таково ль твоё значение, не такова ль судьба твоя?»
Жили бы мы среди вечнозелёных пальм и крокодилов, то думали бы исключительно перпендикулярно
2. Неслышная боль неприметной печали. Это уже о самом стихотворении, где каждая строка наполнена печалью о несбывшемся. Мы почувствовали это, читая о том, как бредёт по дороге «озябшая душа» и несёт в себе: «тревожную грусть вперемешку с тоскою, и думает о «тяжкой расплате» и ей больно, возможно незаслуженно. ЛГ терзают сомнения в своей вине. Возвращаясь к предыдущей строфе читаем: «И было невольно,
нечаянно было и было случайно».
3. «В ней вместе с печалью живёт безмятежность. Эта строка возвращает нас к «чёрному бору» и «молчаливому стаду»
4. Последняя строка, как бы выбивающаяся из пейзажно-психологического настроя автора, «Представьте лицо в дымке чёрной вуали»… О чём она? Возможно, это образ страдающей души героя или той далёкой и незабвенной любви, которая была случайно потеряна, и вернуть её невозможно. Или - это скрытое цитирование стихотворения Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна». Тогда становится понятной любовная история лирического героя. Она о хрупкости всего земного бытия.
Образ лирического героя стихотворения автора нам понятен – это думающий и страдающий от своего несовершенства человек, но не предпринимающий никаких решительных поступков, как большинство из нас. Какова природа, таковы и мы. Спасибо автору за возможность взглянуть на себя со стороны.
Оценка произведения: 9 |