Рецензия на стихи "Инферно" от автора Марат Хабибуллин
Тип: Рецензия
Раздел: Стихи
Автор:
Рецензия на: Инферно
Баллы: 12
Читатели: 65
Внесено на сайт:

Рецензия на стихи "Инферно" от автора Марат Хабибуллин

Инферно

Не нужно нам искать Инферно.
Мы уже давно живём в аду,
Катится с каждым днём на дно
Кто жизни не рад.
Проклятия Судьбы писаны на роду.
Смерть, насилия, убийства,
Безумного мира, буйства
Уничтожили красочный мир,
Который был некогда так сердцу мил.
Вспомним былые времена,
Когда люди верили в чудеса,
Зеленели  на Земле леса.
А теперь кругом гиблые места.
Войны, теракты, революция
Сожрали наше милосердие,
И обратились в прах,
Города где были счастливы мы.
Забудем хоть на миг невзгоды.
За руки вместе все возьмёмся.
Мы против Войны!
Человечество давайте жить дружно!


--------------------------

Перед нами свободный стих, так называемый верлибр. В свободном стихе нет ритма, нет рифмы. Такой стих отличается от прозы весьма условно. Разве что своим структурным (визуальным графическим построением). Как следствие манера чтения слегка должна отличаться. (Рекомендуются небольшие паузы в конце строк)

В данном случае на мой взгляд перед нами скорее прозаическая миниатюра, нежели свободные стихи. Я не заметил глубокой обоснованности подобного структурирования. Однако приступим к разбору:

Не нужно нам искать Инферно.
Мы уже давно живём в аду,
Катится с каждым днём на дно
Кто жизни не рад.

"Катится ... на дно, кто жизни не рад" - коряво, просторечно.
Кроме того, когда идут на дно те, кто "жизни не рад" (считай, не стремится к жизни) - явление довольно обычное и подходит под объяснение "естественный отбор". Вспомним притчу о двух лягушках в бидоне с молоком/сливками. Одна, пессимистка и лентяйка, быстро пошла на дно, а другая, оптимистка, стремясь к жизни, дрыгала лапками, в результате взбила сметану и пошла на дно...
Шутка :) Вскарабкавшись по сметане, как по лестнице, она выбралась наружу и занялась производством кисломолочных продуктов "Домик в деревне". Всем пессимистам на заметку. Вот, так-то!

Проклятия Судьбы писаны на роду. (в трудовых и пенсионных книжках)
Смерть, насилия, убийства,  (в отдельных арабских странах и в детективных сериалах)
Безумного мира, буйства
Уничтожили красочный мир,  (кругом асфальт, блин, бетон и стеклопакеты)

"Безумного мира, буйства" -
Как правило, я не "цепляюсь" к неверной пунктуации. Сам могу ошибаться. Но здесь и в других местах запятые ничем не обоснованы. С тем же успехом их можно ставить посреди посередине слова. Поаккуратнее бы...

Безумного мира, буйства
Уничтожили красочный мир,
Который был некогда так сердцу мил.
Вспомним былые времена...
Когда люди верили в чудеса, (в ведьм и вурдалаков)
Зеленели  на Земле леса.

Получается, автор ПОМНИТ БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА. когда ЗЕЛЕНЕЛИ ЛЕСА.
Очень хотелось бы знать, сколько автору лет.
А иначе кто ещё может вспомнить былые времена, как не свидетель былых времен?
Остальные могут вспомнить разве что книгу или фильм неких авторов с их представлениями о былых временах.

А теперь кругом гиблые места. (ужас! Диснейленды, гипермаркеты распродаж. кредитные учреждения и пенсионные фонды)
Войны, теракты, революция (в кишечнике после воскресных шашлыков и пива)
Сожрали наше милосердие, (такое жуткое похмелье по утрам. что кого-нибудь хочется убить)
И обратились в прах,
Города где были счастливы мы.

Масштаб разрушений поражает. Прямо армагедон. Хочется выглянуть в окно и проверить, всё ли там в порядке.

Стихотворение (ну, или миниатюра) философского склада. И беда в том, что такая философия мне не по нутру. Лично я на мир смотрю, как на рай, который нам дан... Но есть люди, для которых стакан наполовину пуст, и люди, для которых тот же стакан наполовину полон. То есть, я отношу себя к оптимистам, а автор в своей философии - или пессимист, или в процессе создания произведения находился в соответствующем настроении.

А теперь "лирическое отступление":

Космические расстояния огромны и километр - слишком мелкая величина, чтобы быть единицей измерения в космосе. Скорость луча света, летящего в вакууме = 300 тысяч километров в секунду. А значит гигантское по земным меркам расстояние в 300 000 КИЛОМЕТРОВ (!) можно приравнять  к 1-ой СВЕТОВОЙ СЕКУНДЕ. Таким образом, диаметр ЗЕМЛИ равен всего лишь 0,043 СВЕТОВОЙ СЕКУНДЫ. Крохотная же наша Земля!

А как нам представить размер нашей галактики. В поперечнике она равна 100 ТЫСЯЧАМ СВЕТОВЫХ ЛЕТ !!! Ужас!
А размер вселенной? ... Он равен 45 МИЛЛИАРДАМ СВЕТОВЫХ ЛЕТ !!! Кошмар! ;) В 450 тысяч раз больше, чем размер нашей галактики.
Крохотная же наша галактика!

Причем в нашей вселенной почти НЕТ вещества/материи!
Если сопоставить всю вселенную с объёмом в 1 кубометр, то вещества в этом кубометре будет в объёме размером с один атом водорода.

То есть наша вселенная - это по сути бескрайняя бездна холода и тьмы! Вот где АД!
Популярно говоря, кроме космической пыли, это мириады звёзд. И  каждая из них - это АД в АДУ... Каждая звезда - это "закапсулированный гравитацией ядерный мега-взрыв," длящийся миллиарды лет с температурой на поверхности в несколько тысяч градусов.

Ну, и где же место для рая?
А места практически нет. Только где-то на границе двух сред: ледяной пустоты и звёздного пекла. Но этого одного условия не достаточно.

Чтобы на планете могла возникнуть жизнь, требуется благоприятное сочетание миллионов факторов и условий. Не выполнится одно из условий - и жизни не бывать. А вероятность возникновения разума, носителями которого мы являемся? Она мизерна даже при наличии жизни. Ученые определили, что повышение на Земле средней температуры на пару тройку градусов вызовет необратимые изменения, достаточные для исчезновения нашей цивилизации. А непосвященному может показаться, что от этого Земля превратится в планету-курорт.

Появление такой Земли как наша - Великая Удача! ... Ну, или божественный умысел (для тех, кто верит).

Нам подарен Судьбой шанс родиться на планете, где небо голубое, где светит тёплое солнышко и плещет в водоёмах животворная вода. При этом ныне живущим людям не нужно прятаться от врагов и хищников в холодных пещерах. Чтобы добыть огонь нам не нужно тереть до кровавых мозолей палочки, а достаточно чиркнуть спичкой. Нам не требуется бегать с копьями за оленями и молиться богам, чтобы не помереть от простуды - мы идем супермаркет и покупаем шашлыки на выходной день, мы идем в аптеку и жалуемся на дороговизну капель в нос. Лет пять тому назад меня бы уже не стало. Мне удалили желчный пузырь. Рядовая в общем-то операция, не стоящая особого внимания. Но не миллиард лет, а всего лишь пару столетий тому назад, во времена Пушкина, я бы уже помер однозначно: тогда не делали полостных операций. А Пушкину бы жить в наши дни - он легко бы оправился от раны, и дуэли, пожалуй, не было бы (но, увы, и Пушкин тогда не был бы Пушкиным). А многим ли из вас делали операцию аппендицита?... Считай, все такие - покойники... Всего пару веков назад!

И вот на этом фоне раздаются стоны: мы живем в аду, мы в одном шаге от смерти, войны, терроризм, цены поднимают, летом на целую неделю воду горячую отключают, вай-фая нет и оперативки всего 4 гига. Как жить, дорогая редакция??!!!
Нам бы в средние века или в век каменный, да к экологически чистому воздуху, да к арбузам без нитратов и оленине без ГМО, ... Останется только Бога упросить, чтобы хвост вернул.

Все эти стоны, ИМХО, от лукавого...

Есть очень хорошая песня от Никитина на стихи Кушнера "Времена не выбирают".
Рекомендую послушать:



Еще бы я в стихотворении обратил бы внимание на смысловые тавтологии или почти тавтологии. Например, автор рисует хаос и беспредел на планете:

...
"Смерть, насилия, убийства,
Безумного мира буйства".
Уничтожение красочного мира...
...

Здесь умный читатель уже ухватил смысл информации, транслируемой ему автором.
Умному читателю достаточно.
Однако, через несколько строк следует похожая информация, пусть и в иных словах:

...
"Войны, теракты, революция"
Обращение в прах городов...
...

Этот список можно продолжить на несколько листов. Но стоит ли? Излишнее повторение как вода в вине (хмм, слышал, древние греки пили вино разбавленным; бедные греки :) ).
В конце стихотворения следует призыв:

Забудем хоть на миг невзгоды.
За руки вместе все возьмёмся.
Мы против Войны!
Человечество давайте жить дружно!

Последняя строка - отсылка к Коту Леопольду, что практически обесценивает трагические ноты на протяжении стихотворения.
Кроме того. "Человечество" - единственное число, а значит: "даваЙ жить дружно".

Мой вердикт будет, к сожалению, пристрастен, в виду моего отличного от авторского мировоззрения. Но и такой, он претендует на объективность (отсылаю читателя к частным моим замечаниям). Бывает так, что в помощь содержанию приходит на помощь стихотворная форма. Я имею ввиду ритм с рифмой, которые имеют значение усилителя художественных авторских средств. Но тут (на беду) и таковых нет, согласно авторскому замыслу.
Рискуя на себя навлечь гнев автора всё же поставлю 3 балла... И всё же нет. Всё же здесь была позитивная концовка и политически верный призыв. Итак 4 балла.

Автору: творческих находок Вам! Не обижайтесь, поскольку обидеть не было намерения. Вы верно определили проблемные места нашей цивилизации. Осталось довести форму подачи мысли и понимание ситуации до новых высот.


__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 4


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     18:44 11.08.2019 (1)
Здравствуйте Александр, спасибо за вашу рецензию, за всю эту проделанную работу. Я не обижен, и вполне доволен оценкой. Всё подметили правильно и справедливо. Я больше прозу пишу, нежели поэзию. Стихи это так для себя. Просто иногда когда работаю над рассказом, то неожиданно приходит поэтическое вдохновение и я всё записываю в тетрадь. Стихи я не редактирую, ибо честно признаюсь, я плохо разбираюсь в поэзии. Из поэтов нравятся Лермонтов и Есенин. 
     19:50 11.08.2019
1
Самое важное, что не обиделись.

Поэзией писать сложнее.
У прозы больше возможностей передать в точности свою мысль, она более жизненна по характеру повествования.
Поэзия выше по эмоциональной составляющей и лаконичности.
И то и другое требует работы над текстом.

Свободный стих для меня - это почти всегда проза. За редким исключением.
Иначе говоря, стихи я воспринимаю как стихи, когда в них присутствует корректные рифма и ритм.

Если автор пишет приличную прозу и для него не проблема всё это корректно зарифмовать с корректным ритмом, то, по-моему, он способен писать как минимум неплохие стихи. Правило наоборот не действует. Поскольку для многих поэзия - это зарифмованные эмоции и краски. Лишившись рифмы с ритмом, такие стихи по умолчанию не становятся хорошей прозой, поскольку при трансформации теряется их основные достоинства.

Так что у Вас всё впереди. Было бы желание. :)


Реклама