Рецензия на стихи "Ночь" от автора Кирилл СмирновНочь
Настала ночь. И до зари
Не спит ночной конвой.
Зажглись ночные фонари
Над гулкой мостовой.
С востока движется гроза.
Туман стоит стеной.
И волчьи будто бы глаза
Горят во тьме ночной.
И я от этой кутерьмы
Сгораю без огня.
Но даже черным силам тьмы
Не одолеть меня!
Ночь эта длится много лет,
И до сих пор темно.
Но все же верю, что рассвет
Наступит все равно!
__________________________
Начнем...
Настала ночь. И до зари
Не спит ночной конвой.
Зажглись ночные фонари
Над гулкой мостовой.
В первой строке заявлена ночь. Это понятно. Читатель нарисовал себе некую свою картину ночи.
Далее у автора не спит некий конвой. Пока непонятно: что за конвой, что он "конвоирует" (груз с таможни сопровождает) или что он охраняет, с какой целью он упомянут в стихотворении. И зачем-то указывается, что конвой не утренний, не послеобеденный, не дневной, не вечерний, а неожиданно для читателя - ночной. Читатель скорее всего мог подумать, что конвой утренний или дневной. Просто его ближе к ночи забыли сменить на посту. Но автор в пух и прах разбивает возможные домыслы читателя, предлагая свой совершенно неожиданный вариант: ночью конвой ночной!
Читатель в шоке! В последней надежде он рассчитывает на огонь дневных фонарей. Но нет! Такого шанса ему автор не оставляет, утверждая, что фонари тоже ночные.
Даю вариацию на тему:
Настала ночь. И в три ноздри (четвёртая заложена)
Храпит ночной конвой.
Ночные дрыхнут фонари
С ночною мостовой.
Ночная движется гроза,
Ночная ночь темна,
Ночных волков в ночи глаза
Не видят ни хрена.
Ночь эта длится много лет,
И что не мудрено:
В дневной не верится в "рассвет"!
Такое вот кино...
Ладно... Шутка закончилась. Моя мысль, думаю, всем понятна. Поехали дальше:
С востока движется гроза.
Туман стоит стеной.
И волчьи будто бы глаза
Горят во тьме ночной.
Итак, мы прочитали про непонятный пока конвой, про приближающуюся грозу, про будто бы волчьи глаза, опять таки во тьме ночной (хотя читатель и здесь бы понадеялся на тьму дневную). Хочется уже поскорее узнать к чему конвой, гроза и глаза...
И я от этой кутерьмы
Сгораю без огня.
Стоп, стоп, ... стоп! Какая такая "кутерьма"? Шагаем в словари:
Кутерьма - суматоха, беспорядочные действия или движения.
Итак, начинаем искать в предыдущих строках суматоху и беспорядочное движение... или хоть что-нибудь близкое по смыслу.
Ночной конвой, как уже известно, не спит. Но автором не конкретизировано "как не спит". Беспорядочно бегает по гулкой мостовой? Типа, тревогу объявили? "Сумлеваюсь"...
Может, это фонари суматохают?
Приближающаяся гроза на горизонте беспорядочно мечется?
Заметим, что автор упоминает туман. А туман возможен лишь при прочти полном безветрии. Иначе водяной пар сдувает.
Наверное, волчьи глаза мечутся.
Короче говоря, суматохи никакой нет, в Багдаде всё спокойно.
Но литературный герой за кадром от несуществующей кутерьмы сгорает, причём без огня!
Как-то всё неправдоподобно.
Но даже черным силам тьмы
Не одолеть меня!
Может, какой-нибудь читатель заметил борьбу лит-героя с чёрными силами тьмы?
По-моему, у черных сил тьмы на этот случай полное алиби. А у лит-героя налицо фобия ("никтофобия") ... на фоне войны с воображаемым противником.
Ночь эта длится много лет,
И до сих пор темно.
Но все же верю, что рассвет
Наступит все равно!
Допустим речь идет о метафоре, аллегории... Вроде: в стране нет свободы, дышится тяжело, на протяжении ста лет непрерывная ночь...
Тогда было бы понятно что автор подразумевает под ночью.
Но если в процессе описания идет отвлекающая детализация вроде:
"Зажглись ночные фонари
Над гулкой мостовой.
С востока движется гроза.
Туман стоит стеной".
- то во тьму уходит основная мысль.
Впрочем, если таки наличествует вышеназванная метафора, то конвой, гулкая мостовая, приближающаяся гроза - как-то работают на образ. Но тогда бы его дополнить, допустим, печатными шагами по мостовой, звоном наручников... уж не знаю чем ещё. А просто неспящий конвой, зажигающиеся фонари с туманом - не совсем в кассу. Нужны более прозрачные намёки. И не только для того, чтобы читатель догадался о чём речь, но чтобы картинка несвободы была бы более живописной.
Завершают стихи строки:
Но все же верю, что рассвет
Наступит все равно!
"Всё", повторенное дважды так же не красит концовку.
______________________
Что в итоге?
Ну, несмотря на критику, не всё так страшно. Переизбыток слов "ночной", "ночь". Тавтология в конце. Неточное определение ситуации ("кутерьма"). Отсутствие достаточного описания борьбы с непонятными силами тьмы, дабы завоевать сочувствие со стороны читателей. Отвлекающая от замысла детализация.
В остальном всё нормально: техника стихотворения, красочность... Желание поделиться важным с читателем.
Увы, замеченных недостатков много на короткое произведение, что не позволяет поставить высокую оценку "по-взрослому".
Итого: 6 баллов. Что тоже не дурно, согласно моей шкале, приведенной ниже.
Автору успехов в творчестве и хорошего настроения!
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
Оценка произведения: 6 |
Но как понятно, (между прочим!)