Незнакомой девушке
Выходите из магазина.
Стучат тихонько каблучки.
И, оглянувшись на витрину,
Вы поправляете очки.
А я смотрю на вас, любуюсь,
Не в силах отвести свой взгляд.
И отчего-то так волнуюсь,
Что раны старые болят!
Эх, познакомиться бы с вами!
Да только знаю, не смогу.
Но образ, что перед глазами
Я в своем сердце сберегу.
А вы сегодня так прекрасны!
Мужчины смотрят все на вас.
И взгляд у вас, как небо, ясный.
Ну а фигура – просто класс!
Вы вряд ли на меня взглянете.
Не повернетесь даже, нет.
И грациозно вдаль пойдете,
И буду я смотреть вам вслед.
Смотреть и думать: как прекрасно,
Что где-то есть на свете вы!
И долго помнить взгляд ваш ясный,
Небесной полный синевы.
Я понимаю: сердце ваше,
Конечно, занято не мной.
Как звать вас – Оля, Лена, Даша?
Ласкает кто-то вас другой.
Вы тоже любите кого-то,
И ваша чистая душа
Поет от счастья, когда кто-то
Вас обнимает, чуть дыша.
И плавно дальше вы идете.
И так идет вам ваш наряд.
Но вы назад не повернете
И не подарите мне взгляд.
____________________________
Немного неуютно писать критику на восторженные стихи, адресованные девушке, написанные от души. Кажется, неловкое одно касание - и можно глубоко ранить автора...
Но стихи отданы на рецензию, а значит подставлены под хирургический нож совершенно намеренно, и, значит, автор готов к результату вплоть до заключения "пациент скончался". Тогда поехали. Без соплей, по-взрослому...
Выходите из магазина.
Стучат тихонько каблучки.
И, оглянувшись на витрину,
Вы поправляете очки.
А я смотрю на вас, любуюсь,
Не в силах отвести свой взгляд.
И отчего-то так волнуюсь,
Что раны старые болят!
Первая строка немного странно звучит. То ли "выхОдите из магазина", то ли "выходИте из магазина". Читатель ещё не въехал ни в суть стихотворения, ни в ритм. И только следующие строки как-то ориентируют читателя. Лично мне пришлось вернуться и начать читать заново.
Отметил про себя глагольную рифму "любуюсь - волнуюсь" (пока не криминально)... Но в дальнейшем появится "взглянёте-пойдёте", "идете-повернёте", "смогу-сберегу", поэтому обращаю внимание на этот недостаток. Забегая вперёд, замечу, что рифма на основе парных местоимений тоже не красит стихи: "кого-то - кто-то".
Эх, познакомиться бы с вами!
Да только знаю, не смогу.
Но образ, что перед глазами
Я в своем сердце сберегу.
"Я в своем сердце" - ударения вначале этой строки таковы, что, дабы не сбиться с ритма, приходится поставить первое ударение аж на слове "сЕрдце". Конечно же, в поэзии есть такое понятие как перрихий. Но в данном случае звучит несколько натянуто. Я бы строку переписал.
В целом пока гладко, но стиль подачи, содержимое простоваты. Это пока всё зарифмованные мысли, но это не поэзия в высоком смысле слова.
Объяснить подробней - сложно. Но повествование вроде: я увидел - полюбил - она даже не взглянула - но мне так понравилась, что я запомню навсегда - ах, глаза, ах, фигура, как они прекрасны, просто класс - жаль, вы любите не меня - она прошла - я ушёл... - всё это просто мысли.
А вы сегодня так прекрасны!
Мужчины смотрят все на вас.
И взгляд у вас, как небо, ясный.
Ну а фигура – просто класс!
Скорее всего литературный герой впервые видит эту девушку, но слово "сегодня" опровергает это. Когда говорят: "Вы сегодня так прекрасны!" - подразумевается, что видели даму и раньше, не сегодня.
"Мужчины смотрят все на вас" - неудачная инверсия. "Все" отделено от "мужчин" и выглядит грубой вставкой правильного ритма ради.
Повторение "вас - вас".
Здесь хочу обратить внимание на то, какое внимание уделяет "взгляду", "глазам" автор. Выделю в отдельный блок:
_____________________________________________________________
Девушка, выходя из магазина, что делает? - "Оглядывается на витрину", что подразумевает взгляд.
Далее.
"А я смотрю на вас, любуюсь,
Не в силах отвести свой взгляд..."
Опять "смотрю" и не могу отвести что? - Опять "взгляд". ("смотрю", "взгляд" - всё подразумевает взгляд).
"Но образ, что перед глазами" - здесь упоминаются глаза.
"Мужчины смотрят все на вас.
И взгляд у вас, как небо, ясный..." - опять "смотрят", опять "взгляд".
Забегая вперёд:
"Вы вряд ли на меня взглянете.
Не повернетесь даже, нет..." - опять же "взгляните".
Автор даже не замечает этих уже мучительных для читателя повторений:
"И буду я смотреть вам вслед.
Смотреть и думать: как прекрасно..." - здесь "смотреть" повторено ещё дважды.
"И долго помнить взгляд ваш ясный,
Небесной полный синевы..." - и здесь "взгляд".
"И не подарите мне взгляд..." - и здесь.
____________________________________________________________
Причём "взгляд" тесно соседствует с другими повторениями:
"И, оглянувшись на витрину..."
"Не повернетесь даже, нет..."
"вы назад не повернете..."
- все эти действия (из разных мест стихотворения) связаны с поворотом головы или тела.
Слова "небо" и "ясный", привязанные к глазам-взглядам, повторены дважды:
"И взгляд у вас, как небо, ясный..."
"И долго помнить взгляд ваш ясный,
Небесной полный синевы..."
В стихотворении два слова "сердце".
Два слова "прекрасно".
Две попытки сохранить светлый образ в сердце и памяти:
"Я в своем сердце сберегу..."
"И долго помнить взгляд ваш ясный..."
Далее. Отметим ходьбу во всех вариантах:
"Выходите из магазина.
Стучат тихонько каблучки..."
"И грациозно вдаль пойдете..."
"И плавно дальше вы идете..."
____________________________________________________________
При такой "зацикленности" на одном и том же я не уверен, что читатели дочитают это до конца. В психологии это явление иногда называют "мысленной жвачкой". Автору непременно следует обратить на это внимание, если он желает какого-то прогресса в стихосложении.
Думаю, далее разбор лишён смысла, поскольку, если вычеркнуть повторения, то в стихотворении почти ничего не останется.
Автор сделал мне заявку на рецензию дважды. Второе стихотворение грешит тем же. Поэтому я прошу у него прощение и писать вторую рецензию не буду.
Итак, основные претензии к стихосложению: многократная зацикленность, простота речи, стиля изложения и отсутствие того, что называется поэзией.
Тем не менее, автор достаточно конкретно и внятно изложил свои мысли в ритм и рифму, при этом наделив своего героя высокими душевными качествами, поэтому оценка будет не низкой. Итого 4 балла.
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |
"При такой "зацикленности" на одном и том же я не уверен, что читатели дочитают это до конца. "
(Дочитал с удовольствием и улыбкой, и даже могу перечитывать многократно, как и стихотворение Лавреневской Марютки. Очень положительные эмоции.