На первый, поверхностный взгляд миниатюра "Эмоции" - о сеансе психотерапии.
Литературная героиня (ЛГ) кажется закрытой для общения с психиатром: сдержанно оценивает его внешность, отмечает его "потерянную молодость", сожалеет об отсутствии у него сексуальной привлекательности, подчеркивает, что он общается с ней потому, что сеанс "денежный", а это может подразумевать отсутствие искренности, отсутствие искреннего интереса к ЛГ, отсутствие эмоций по отношению к ней со стороны психиатра. Об отсутствии эмоций говорит также "монотонность" речи психиатра. В то же время восприятие героиней его речи как монотонной свидетельствует и об отсутствии эмоций к нему со стороны ЛГ.
Этому ненастоящему общению двух людей противопоставляется мимолетная встреча с незнакомой девушкой. "К счастью", говорит ЛГ, девушка подсела к ней на скамью и с улыбкой поприветствовала ее. Искренняя улыбка, искренние приветливость и доброжелательность девушки вызывают в ЛГ чувство счастья.
"Чем сильнее эмоции, тем короче предложения," - делает вывод ЛГ, и это возвращает нас к психиатру с его монотонными речами.
ЛГ очень восприимчива к эмоциям других людей и очень сильно, хотя, может быть, и незаметно для окружающих, реагирует на них. Так, диалог с матом проходящей мимо пары резко выводит ее из состояния, которое я бы назвала медитацией. Другие люди, отдыхающие в сквере, скорее всего и не услышали грубых слов на фоне городского шума. А настроение ЛГ было бы испорчено, если бы не подсела к ней в ту же секунду приветливая незнакомка.
Эта повышенная чувствительность ЛГ может быть причиной ее "улетной зависимости". Под улетной зависимостью я понимаю привычку реагировать на стресс уходом в свой внутренний мир. "У конституционально впечатлительных людей нередко развивается богатая внутренняя фантазийная жизнь, а внешний мир они воспринимают как проблематичный или эмоционально бедный." (Нэнси Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика)
Поэтому и оторвалась ЛГ от реальности, поэтому и не вцепилась она в рестораны, салоны красоты и другие перечисленные в тексте объекты.
Хоть ЛГ и думает, что она оторвалась от реальности, но повышенная чувствительность и тонкая наблюдательность, вместе со свойством находиться в стороне от стереотипов, дают ей способность к глубокому пониманию реальности.
ЛГ начинает было рассказывать о своих отношениях с родителями, но тут же отвлекается на отвлеченные (абстрактные) вопросы.
Зачем же мы с утроенной силой ринулись торговать тем, что раньше никогда не продавалось, и даже в умах не представлялось, что это, возможно, каким бы то ни было способом, выставить на торги? Милые мои, ведь вроде бы те же песни поем, декламируем те же стихи, стреляем в ту же сторону, но как будто бы верим в другого Бога. Мне искренне жаль, что Ленинград этого не простит, а Питер в большинстве – не заметит.
Может быть, здесь опять нежелание раскрыться - теперь уже не перед психиатром, а перед потенциальным читателем? Думаю, однако, что к мысли о потере - распродаже - духовных ценностей героиню привела мысль о необыкновенных и не укладывающихся в стереотипы людях, с богатым внутренним миром.
После сеанса психотерапии ЛГ кормит в сквере голубей. У меня стереотипные представления, что голубей и уток кормят только маленькие дети и старые люди - те, чье время не занято учебой, работой, личной жизнью или светской жизнью. Но находившиеся в сквере младенцы и пенсионеры не кормили голубей, а спали в колясках или дремали сидя на скамейках, в то время как ЛГ ощущала ход времени.
Вот оно: прошлое, незаметно перетекающее через настоящее в то будущее, которое программируется здесь, в этом ничем непримечательном сквере. Да, это оно, именно то сегодня, которое не наступает без вчера.
Короткая и удивительно емкая миниатюра заслуживает самой высокой оценки.
Первое - мат - отношение нового поколения к обществу и власти, к среде его воспитавшей...ругаются почти все и везде, и это сложно не заметить на улице, не замечен Алёной остался в рассказе.
Второе и главное - "в то время как ЛГ ощущала ход времени", оценщик сего не усмотрел сопоставления Питера с Ленинградом должным образом...
Первое и второе связывает, как раз, та самая фраза, не грех и повторить: "прошлое, незаметно перетекающее через настоящее в то будущее, которое программируется здесь, в этом, ничем непримечательном сквере" - изюминка, вишенка не сколь украшающая, но объединяющая, казалось бы разрозненные куски текста... Ценности проданы - получите сдачу! ...ещё эта азиатка по-русски... "Чем сильнее эмоции, тем короче предложения," - "делает вывод ЛГ, и это возвращает нас (далее следует фантазия автора рецензии) к психиатру с его монотонными речами". Зачем? Дело не в стилистке. Сцена "счастья" - конец рассказа на слове "предложения"... Она (Марта) начала повествование с дурдома и денег, в этом смысле ей там больше делать нечего...доктор ей не симпатичен(щучу), так вот...
...Девушка сидит в скверике, сквер в центре Питера, Питер в кольце Ленобласти (это за кадром, но дурдом и так вокруг неё, - Пётр перевернулся трижды минимум...), и чего же вы ожидаете дальше в развитие ситуации? молодые и пожилые, вместе с авторами и цензорами вкупе... Что будет дальше - надо копать глубже, согласно аксиоме... Но приметы времени, начиная от голубей и далее по тексту - неумолимы... Оглянитесь - кругом ложь, пропасть в расслоении общества, равнодушие...и мы при этом куда-то идём...строить светлое-пресветлое будущее, хорошенько упрятав память. Извратив до нельзя.
Рассказ Марты получился лучше, нежели...это моё субъективное мнение и я его оценил там...
"Оценка произведения" здесь, считаю, неуместна - здесь рецензия. Поэтому воздержусь...
Написала Алёна красиво, но...рецензия - это рецензия...
С уважением