Рецензия «Рецензия на стихи "Я в белом шла.." от автора Александр Шестаков»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Я в белом шла...
Оценка: 4.6
Баллы: 8
Читатели: 294 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Я в белом шла.." от автора Александр Шестаков

Я в белом шла...

Я в белом шла по коридорам длинным-длинным
И волочила тень несбывшихся надежд.
В моем грядущем прошлое подобно минам
Воронки оставляет от чужих побед.

Росой обильной выпасть, напоив травинку.
Собой остаться – значит не собою быть.
Могла б на донышке остывшею чаинкой
В кафе надеяться на завтрашний визит.

Но время вдохи выкупает поминутно,
Сполна оплату оставляя на лице.
Где щедро удобряли – прорастают смуты,
Где скупо – там побеги поскромней плиссе.

Кривую расправляет – проверяла, точно.
Да только «но»: не каждый действенен напор.
Распята личность там, где выцвели шаблоны,
И едкостью дымит потухший ореол.

Я в белом шла...


_________________________________

Разберём стихотворение:

Я в белом шла по коридорам длинным-длинным
И волочила тень несбывшихся надежд.
В моем грядущем прошлое подобно минам
Воронки оставляет от чужих побед.


Героиня идёт по очень длинному коридору и волочит тень несбывшихся надежд – надо полагать, что метафорой является не только тень от надежд, но и длинный коридор. В данном стихотворении нас ждёт множество метафор, аллегорий. Пора заняться их расшифровкой.

Героиня отягчена фактом тень несбывшихся надежд, а прошлое оставляет в душе раны от чужих побед. Ну, что же, автор неплохо выразил свою мысль, чья суть обыкновенная человеческая зависть... Да-да, именно так.
Конечно же, всякий человек мечтает о тех или иных достижениях, а достижения часто соизмеряются/сопоставляется с успехами иных людей. Вроде: Федя поступил в институт, Вася, Оля поступили, и даже Катя поступила, а я провалил экзамен. Обидно!
Обидно за себя Но!...
Но я рад за своих друзей/приятелей: за Федю, за Васю, Олю и Катю. В душе лишь одна "воронка от мины" - по причине личного провала. А за друзей я рад, молодцы, пусть им будет хорошо!

Но в стихотворении всё не, как в моём примере. От чужих побед остаются "воронки"... Если бы, скажем, Федя, Вася и остальные провалили бы свои экзамены, то душа цвела бы и пахла...
Как-то так.
Остаётся не очень приятное послевкусие. И совсем не потому, что "надежд-побед" не самая удачная рифма.

Читаем дальше.

Росой обильной выпасть, напоив травинку.
Собой остаться – значит не собою быть.
Могла б на донышке остывшею чаинкой
В кафе надеяться на завтрашний визит.


Наше (в данном случае моё) читательское огорчение поэт пытается загладить самоотверженной строкой:
героине хочется "росой обильной выпасть, напоив травинку".

Вот, наконец, прозвучала мысль, где героиня желает пожертвовать своим ради кого-то/чего-то другого. В строке с чаинкой на донышке эта мысль уже не прослеживается. Главная мысль в иных строках:

"Собой остаться – значит не собою быть" и "В кафе надеяться на завтрашний визит".

И если смысл первой темноват (на поверхности лишь желание бежать от себя), то вторая отмеченная строка нам впервые сообщает о проблемах на личном фронте.

Но время вдохи выкупает поминутно,
Сполна оплату оставляя на лице.


Аллегория понятна: с каждым вдохом мы стареем, и время оставляет на лицах свои следы. Занесём строки в позитив.

Где щедро удобряли – прорастают смуты,
Где скупо – там побеги поскромней плиссе.


Очень "смутная" (мутная) строка о смутах. О чём это?
Смута - это мятеж, раздоры, ссоры, народные волнения...
И время до этого платило, а не удобряло... Может, это уже не о времени? А, например, об отношениях...
Но тогда неясно от каких удобрений какие такие смуты прорастали...
Понятно, что удобряли чем-то нехорошим, раз прорастали смуты.

Но там, где удобряли меньше, должно было быть лучше. Но там непонятные побеги скромней складок на одежде... или материале.
По-моему, авторские фантазии оторвались от темы стихотворения и стали жить своей отдельной жизнью.
Тут читателю осталось лишь, либо забавляться щедрой вязью слов, либо оставить читать.

Но, может, я сгущаю краски? Читаем дальше.

Кривую расправляет – проверяла, точно.
Да только «но»: не каждый действенен напор.
Распята личность там, где выцвели шаблоны,
И едкостью дымит потухший ореол.


Можно было бы изложить о сути "напора", "распрямления", но автор сутью с читателем не делится.

Кто "расправляет кривую"? Время? Тот, чьего визита ждут в кафе?
Какую кривую расправляет? Плисе? А зачем?

"Проверяла, точно".
А читатель что, сомневался? ...Читатель уже ранее потерял авторскую мысль. Конечно, читатель может сам о чём угодно нафантазировать, ...но тогда зачем ему чужие стихи?

Поэтический долг автора донести свои мысли.


Распята личность там, где выцвели шаблоны,
И едкостью дымит потухший ореол.
Я в белом шла...


Ну, вот... О чём и говорил...

"Распята личность".
Кто распял, как распял? ... В кафе с визитом не явился, что ли?

"Выцвели шаблоны"
Какие шаблоны?

"И едкостью дымит потухший ореол"
Очевидно ореол святости погорел... То ли героиня так о себе? То ли об отсутствующем визитёре? (скорее второе).

Увы, нет сюжета, нет событий, не найти причинно-следственных связей и т.д. — а значит нет стихотворения.

Иной обеднённый информационно читатель был бы рад самому факту наличия чьих-то слов, в столбик, в ритм и рифму. В эту же группу отнесу читателей, которым хитросплетенье слов как наркотик.
Но мне, читающему массу разных стихов, стихотворение о чём-то пространно-неопределённом, где одной из самых понятных мыслей является обычная зависть — не лучшая оплата Времени на лице.

Отмечу ещё рифмы "быть-визит", "поминутно-смуты", "напор-ореол", "точно-шаблоны".

Мой совет автору: добавить базовых событийных фактов, ясности мысли в стихах, последовательности и связи одной мысли с другой.
Разумеется, сказанное касается исключительно самих стихов, а не личности поэта. Ничего личного. Полагаю, каждая строчка была выстрадана автором и являлась отражением, следствием каких-то реальных проблем. Но был забыт читатель, которому не забраться в голову автору, ему доступно лишь то, что представлено автором на экране монитора, на бумаге. Поэтому все события, мысли и чувства следует излагать без больших искажений, подача должна быть поэтичной, а суть резонировать с авторским мировоззрением (даже если она направлена намерено в пику мировоззрению адресата).

Пока моя оценка 4 балла.

Автору и читателям желаю вдохновения и творческих находок.

_________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 4

Реклама
Обсуждение
     18:05 07.05.2022
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале
===============================================

Хорошо, что есть, пусть и без конкретных критериев, но все же разъяснение своей позиции при оценивании произведения.

Реклама