Рецензия «Рецензия на стихи "Творец" от автора kricheff»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 436 +2
Дата:

Рецензия на стихи "Творец" от автора kricheff

Творец

Я спрячу свою жизнь
В затейливости строчек,
От посторонних глаз
На полотне страниц.
Обманчивые образы
Ко мне приходят ночью,
Собою воплощая
Черты знакомых лиц.

Я спрячу свои мысли
За строем многоточий,
В трясину недомолвок
Интригой заманив.
И череда догадок
Вам что-то напророчит,
И будто смысл тайный
Мрак ночи озарит.

Я спрячу свою боль
За изгородью смеха,
Кровоточивость ран
Иронией прикрыв.
Явив секреты миру
Блестящего успеха,
Питаясь тенью прошлого,
Себя в нем сохранив.

Я спрячу свое имя
За ширмой псевдонима,
В красивое созвучие
Пред вами облачась -
Из страха быть непонятым:
Творцы ведь так ранимы...
Закончена работа.
Книга удалась!


________________________

Попробуем раскрыть и разобрать замысел Творца.

Я спрячу свою жизнь
В затейливости строчек,
От посторонних глаз
На полотне страниц.
Обманчивые образы
Ко мне приходят ночью,
Собою воплощая
Черты знакомых лиц.


Рифма "строчек - ночью" – слабовата.

Первым делом обращаю внимание на ритм. Как ни складывать строки в столбик, но если есть погрешности в ритме, они всё равно останутся погрешностями. Вот ритмическая схема первых двух строчек:

_ / _ _ / /
_ / _ _ _ / _

Ну со второй строкой всё понятно – там пиррихий по причине длинного слова "затЕйливости". По правилам русского языка в одном слове - одно ударение. Но по правилам поэзии в одном слове не возбраняется согласно общему ритму ставить несколько акценто. Главное, чтобы один из акцентов попал на место законного ударения. В нашем случае получается так: "в затЕйливОсти стрОчек". В итоге первые две строки схематически можно представить так:

_ / _ _ / /
_ / _ / _ / _

То есть, судя по второй строке, мы имеем дело с ямбом. Но остаются неясности с первой строкой. По той причине, что в слове "своЮ" законное ударение падает на "Ю", как того требует русский язык. А у автора получается "свОю". Это безусловно погрешность. Но по "поэтическому флёру" можно выйти из положения прочитав "свою жизнь", как "своюжИзнь", то есть одним длинным словом, в котором первая стопа – пиррихий (то есть полностью без ударения). Вообще-то, по большому счёту, общий ритм (ямб) всё равно заставляет поставить акцент "свОю", но с другой стороны силу (голоса), с которой ставится акцент, всегда автор/чтец в праве варьировать. Посему акцент "свОю" следует "стыдливо" делать незначительным. ;))

Итак, схему мы, можно сказать, утрясли:

_ / _ ; _  /        или так:      _ / _ / _  /
_ / _ / _ / _                          _ / _ / _ / _

Но теперь посмотрим на ритмическую схему всей строфы:

_ / _ / _  /
_ / _ / _ / _
_ / _ / _ /
_ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ _
_ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _
_ / _ / _ /

Можно еще сложить строки так, чтобы на концах оставались бы только рифмы:

_ / _ / _  / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ _ _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ _ / _ / _ /

Я думаю, со сбоями здесь всем всё понятно... Здесь и далее в стихотворении.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Лирическое отступление:
Вообще-то каждому такому строю (или схеме) в поэзии найдется своё определение, схватив которое, тот или иной знаток может бегать и кричать вроде: "Это ямбический супремативно-фаллический концептуально-тонический антибрахий!... Ещё Мкртыч Герценович Беллинский до своего рождения писал..." и т.д.

Но рецензия заказана мне, а не Мкртычу Белинскому, и я скажу так: не стоит подбирать солидные определения к стихам – лучше творить солидные стихи. А лично я готов в лёгкую состряпать верлибр из "Войны и мира" (отформатировав его в столбик) – и будет всем самый длинный в истории роман в стихах от настоящего классика.


Поехали дальше.

Я спрячу свою жизнь   (где? -->)
В затейливости строчек,
От посторонних глаз
    (где? -->)
На полотне страниц.

Не самая приятная инверсия, однако. Надо было собрать все "где" в одной стороне предложения.
Но если не вчитываться, то звучит интересно.

Обманчивые образы
Ко мне приходят ночью,
Собою воплощая
Черты знакомых лиц.


Что значит "воплотить"? Воплощают, например, мечты в жизнь. Потому, что "воплотить" (от слова "плоть") — это превратить нечто эфемерное, умозрительное в нечто в плотное, материальное или конкретное. Ну, пусть не всегда материальное, но конкретное. Например, помечтать стать лётчиком и таки лётчиком стать.
А здесь "знакомых лиц черты" воплощаются в "обманчивые образы"!
Мудрёней не сказать ;)

Я спрячу свои мысли            (опять свОи)
За строем многоточий,
В трясину недомолвок
Интригой заманив.
И череда догадок
Вам что-то напророчит,
И будто смысл тайный
Мрак ночи озарит.


"заманив - озарит" - не рифма.

В конце стихотворения литгерой (творец) оправдывает некие свои действия "Из страха быть непонятым".
Представим себе такое.
Допустим, некий учёный пытается изложить аудитории некую "хитромудрую мудрость". Например, объяснить принцип работы адронного коллайдера. Если аудитория обычная, на уровне среднего зрителя театра имени Вахтангова, то она хрен что поймёт..., если не...
Если не объяснить ей "на пальцах"!
То есть, объясняя весьма приблизительно, огрубляя понятия, отсекая нюансы и т.д.

А здесь наш литгерой "прячет свои мысли за строем многоточий в трясине недомолвок, интригой заманив"!
Ну, как? Представили, как творец путает следы как заяц "из страха быть непонятым"? ;)
Представьте себе так же строй многоточий:
"
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ..."

Это вам не польско-литовский легион многоточий в трясине под Костромой (Сусанину – светлая память!) – в них прячется замысел творца.
Отсюда и "интрига", и "череда догадок", и "тайный смысл во мраке ночи"... – всё ради одной цели "быть понятым"!

Продолжаем искать и разбирать спрятанное и замятое для ясности:

Я спрячу свою боль
За изгородью смеха,
Кровоточивость ран
Иронией прикрыв.
Явив секреты миру
Блестящего успеха,
Питаясь тенью прошлого,
Себя в нем сохранив.


Вот только есть небезосновательные сомнения в том, что "пряча свои мысли за строем многоточий в трясине недомолвок" можно добиться "блестящего успеха".

Я спрячу свое имя
За ширмой псевдонима,
В красивое созвучие
Пред вами облачась -
Из страха быть непонятым:
Творцы ведь так ранимы...
Закончена работа.
Книга удалась!


И здесь обнаруживается нюанс: литгероя не пугает возможность остаться не понятым по причине смысловых трясин. Всё дело (получается) в "псевдониме". И творец из страха быть не понятым на волне успеха облачается в красивый псевдоним. Странная трактовка.
В итоге "Книга удалась!", чего не могу сказать о стихотворении.

В принципе, стихотворение вполне благозвучное, метафорически насыщенное с понятным замыслом. Но так бывает, когда технические погрешности + смысловые ошибки снижают общий уровень стихотворения. Иногда на такое обрекает одна единственная ошибка. Причём, смысловые ошибки особенно ощутимы. (Впрочем, бывает, их не замечают).

Моя оценка стихотворению 4 балла. При том, что авторский потенциал, как мне видится, не ниже 8-ми...

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 4

Реклама
Реклама