Рецензия «Рецензия на стихи "Снегурочка" автора Светлана Александровна Асеева»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Снегурочка
Оценка: 4.7
Баллы: 5
Читатели: 78 +2
Дата:

Рецензия на стихи "Снегурочка" автора Светлана Александровна Асеева

Итак, рецензия на весенне-новогоднюю тему. 

Снегурочка 

В начале оставлю всё же ссылку, а стихи буду добавлять по мере продолжения разговора о них - это "пять стихотворений в одном", весенняя фантазия в пяти частях. Каждую отличает особый, собственный ритм и размер, единой формы, как и единого сюжета, нет, есть только персонаж, объединяющий все эти части - Снегурочка.
Стихотворение приурочено к 200-летию знаменитого автора "Весенней сказки" Александра Островского. Посмотрим, как раскрывается образ ледяной девушки на протяжении всего произведения. 


Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
1.


Буду творить! Да, буду!
Это я точно знаю.
Новому году - чуду
Душу свою вверяю.

От ощущенья счастья,
Значит, ежеминутно
Буду я гнать ненастье,

Буду я верить в сказку,
Что подарил Островский,
Или расплавлю маску,
Зимним назло вопросам.

Прыгать в костёр? Не надо?
Прямо  сама не знаю,
Только от лета- взгляда
Точно уж не растаю.
                 
Деда ли мне Мороза
Или Снегурку жалко,
Только земная проза -
Это ведь не гадалка.


Буду творить! Да, буду!
Это я точно знаю.
Новому году - чуду
Душу свою вверяю.
(и сразу же - новогодний сюрприз. Автор с места в карьер проводит параллель между Снегурочкой, которая растаяла на солнышке, и помощницей Деда Мороза, которую мы с детства привыкли звать у школьной ёлки. И там и там - Снегурочка. Не Островский, конечно, но сама идея объединить эти образы в единый - смело, смело!)

Впрочем, это объединение уже произошло, и довольно давно. Есть даже конкретная дата: 1937 год. Именно в этом году во время празднования Нового года в Кремле сценаристы объединили двух персонажей из разных сказок - Мороза Ивановича (он же Мороз Красный нос, он же Мороз-воевода, он же, возможно, Морозко) и Снегурочку: «Снегурочка – это чисто литературный персонаж. Она была взята из русской сказки, которую зафиксировал собиратель фольклора Александр Афанасьев. Она фигурирует в пьесе Александр Островского, опере Римского-Корсакова" (из интернет-пояснений).
Трудно решить философский вопрос - кто появился раньше, Снегурочка или Дед Мороз, если оба они - из русских сказок. Но мы его решать и не будем, поскольку стихотворение целиком посвящено "внучке", а Деда Мороза мы упомянули, ну, поскольку Новый год. Ни народные сказки, ни сказка Островского к Новому году привязаны не были - они посвящены переходу от зимы к весне, и, в каком бы контексте ни появилась Снегурка, она неизменно тает в финале. 

От ощущенья счастья,
Значит, ежеминутно
Буду я гнать ненастье,
(мне кажется, или здесь должна быть четвёртая строчка?)

Буду я верить в сказку,
Что подарил Островский,
Или расплавлю маску,
Зимним назло вопросам.
(не "расплавлю", а "растоплю", "заставлю растаять" - "расплавить" можно металл. Лёд внешне тоже "плавится", если речь идёт о зрительном эффекте - то тогда соглашусь. А если о свойствах - то он тает и принимает форму воды, а металл постепенно застывает и создаёт новые формы. Плавить и таять - процессы несколько разные, второй необратим. Да и потом - в чём заключаются зимние вопросы? Назло метелям, холодам - но почему "вопросам"? Возможно, они просто с Островским хорошо рифмуются)

Прыгать в костёр? Не надо?
Прямо  сама не знаю,
(вот это "прямо" покушается на сказочность, в данном случае оно звучит как разговорное. "Прямо не знаю, что и делать". Вот тут как раз тот случай, когда нужно заменить на что-то более поэтическое, в контексте общей темы)
Только от лета- взгляда
(от "взгляда лета" или "взгляд" - синоним лета, "лето-взгляд" получается? Один, сплошной и жгучий. Грамматический строй вызывает у меня вполне понятные грамматические вопросы, круглогодичные)
Точно уж не растаю.
                 
Деда ли мне Мороза
Или Снегурку жалко,
Только земная проза -
Это ведь не гадалка.
(начало прекрасное, красивая такая, музыкальная инверсия, и по смыслу, и по звучанию - хорошо. Но обидно, что дальше общая мысль ускользнула от Автора, и он вставил слово для рифмы, которое в общем контексте никак не смотрится. Почему проза сравнивается с гадалкой? Почему бы не завершить первую часть этой панорамы чем-нибудь таким, чтобы я сказала "ух!" как читатель, а не гадала, при чём здесь гадалка? И потом, земная проза - очевидно, имеется в виду повседневность, а не литературные эксперименты. Проза жизни? Надо ли вводить такой многосмысленный образ, не сразу улавливаемый и нуждающийся в пояснениях, в предпоследней строчке? Я и обдумать не успею, как наступит вторая часть)

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
2.


Снегурка? Уже ли птица?
О, да, если верить Далю,
А новому году снится,
Краса, что роднее маю.

Недаром её, наверно,
К весне записали в дочки:
Есть в ней от капели первой,
От ранних дождей звоночки.

Но вот от июля-братца
Ей ждать лишь костра-горенья.
Не станем тех строк  касаться,
Где гибель как расстворенье.

Запомним: снегурка - птица,
Пусть так до конца и будет!
Зимой она вновь родится
На радость всем добрым людям!

Автор прекрасно обращается с разными размерами, демонстрируя уже во второй части дивное разнообразие: качающийся, как люлька убаюкиваемого малыша, трёхсложный размер. 

Снегурка? Ужели птица?
(кажется, в каноническом варианте сказки было облачко, тучка. Но тот факт, что она улетела в небо, роднит птицу и облако)
О, да, если верить Далю,
(а почему надо верить Далю, когда - Островский?)
А новому году снится,
Краса, что роднее маю.
(остановилась, осмысливая: "новому году" - так он персонаж или праздничная дата? Хорошо, персонаж. Ему снится "краса, что роднее маю". То есть зима мечтает о весне - так мне понятно. Осмыслила)

Недаром её, наверно,
К весне записали в дочки:
(но ведь она, кажется, и является дочкой Весны...)
Есть в ней от капели первой,
От ранних дождей звоночки.

Но вот от июля-братца
(сколько же здесь образов? Вот и "Двенадцать месяцев" показались, и знаменитый праздник Ивана Купала всплыл, он именно в июле. Но ведь Снегурочка-то, кажется, растаяла весной... Если она дождалась июля, то это очень солнцеупорная Снегурочка из народной сказки, где она действительно растаяла тучкой над костром)
Ей ждать лишь костра-горенья.
Не станем тех строк  касаться,
Где гибель как растворенье.
(а разве не коснулись? Вот в этих строках. А, и "с" в "растворенье" лишняя)

Запомним: снегурка - птица,
Пусть так до конца и будет!
(хорошо, примем авторскую символику, Снегурка - птица. Спойлер - к пятой части об этом забываешь)
Зимой она вновь родится
На радость всем добрым людям!
(разумеется, куда же она Дедушку Мороза одного отпустит-то?)

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
3.


Снегурочка, ты снеговея
И снов ледяных ворожея.
А, может, ты вешняя птица
И талого снега крупица?

Но сказок твоих нам немало,
Их вьюга-метель нашептала.
От деда, отца ли - Мороза,
Да только скучна  жизни проза!

Нет, лучше придумай нам драму,
Мороза отца, вешность маму,
Песнь грёз - голос Леля неброский,
Сюжет, что оставил Островский.


В этой части ритм и размер меняется снова. Каждая часть живёт своей жизнью, как самостоятельное произведение.

Снегурочка, ты снеговея
И снов ледяных ворожея.
(Снегурочке явно приписываются черты немецкой матушки Метелицы. Не была она "снеговеей". Она была из снега, но никак, ни в одной из версий, не заведовала буранами, метелями и прочими проявлениями зимы - она сама была её детищем. А вот "снов ледяных ворожея" - шикарный, глубокий и поэтический образ, хочется его отметить и очень высоко оценить)
А, может, ты вешняя птица
И талого снега крупица?

Нет, лучше придумай нам драму,
Мороза отца, вешность маму,
("вешность маму" - нет ли здесь опечатки? "Вешность" - если имеется в виду весна как первооснова слова - красивый неологизм. "Вешность" - образно и глубоко. А "внешность" - тогда "мамы", или "в маму", а не "маму". В общем, нестыковочка в ледяном узоре)
Песнь грёз - голос Леля неброский,
(категорически не соглашусь. Он был звучный и красивый, все заслушивались. И внешне он был очень даже ничего! Девушки за ним толпами бегали. Вот с эпитетом "неброский" по отношению к голосу Леля, признанного красавца и певца, любимца и любителя девушек, поспорю)
Сюжет, что оставил Островский.
(собственно говоря, в сюжете, что оставил Островский, всё было немножко не так, там нет "неброского" Леля, наоборот, он своим голосом покорил берендеев. И вообще, я думаю, Вы понимаете, что во всех пяти стихах Островского вовсе не так уж много)

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
4.


Снегурочка, Снегурка, Снеговинушка,
Морозушки дочурка-раскрасавица,
Не дедушки да бабушки кровинушка -
Дитя Весны ты, чудо-снеготалица.

Влюбляешься, мечтаешь, да не ведаешь:
Костёр тебя погубит, не обрадует,
И сладости и горечи отведаешь,
Не девушка - вода со снегопадами.

А всё же в Новый Год, в часы вечерние
Переродись, как чудо обновления,
Кого-то примири с грозой-потерями,
Кому-то подари сны вдохновения.


Возможно, это самая главная часть этого "пятистишия". Во всяком случае, если бы мне предложили выбрать из пяти, я бы бегала между 2 и 4, как буриданов ослик. 

Снегурочка, Снегурка, Снеговинушка,
Морозушки дочурка-раскрасавица,
Не дедушки да бабушки кровинушка -
Дитя Весны ты, чудо-снеготалица.
(усиливаются народные мотивы, появляется обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов, придающих речи певучесть, колорит и какую-то особенную душевность, свойственную русским народным преданиям, сказкам, песням и былинам. Ритм меняется на более плавный, напоминает древний заговор)

Влюбляешься, мечтаешь, да не ведаешь:
Костёр тебя погубит, не обрадует,
(ещё раз напомню: костёр - это в народной версии, а у Островского её убило солнце. Но "не обрадует" - это Вы точно подметили!)
И сладости и горечи отведаешь,
Не девушка - вода со снегопадами.
(и всё это - в одной девушке? Ну вода ладно - но "снегопады" во множественном числе... Не слишком ли? Понятно, что строку надо было уравновесить... Но из одной тучки много ли насыплется?)

А всё же в Новый Год, в часы вечерние
Переродись, как чудо обновления,
Кого-то примири с грозой-потерями,
Кому-то подари сны вдохновения.
("сны вдохновения" не очень удобное сочетание из-за ударений, не находите? Спотыкаешься - "подарИ снЫ вдохновЕния" - сначала мы ощущаем рядом два ударных слога, что само по себе заставляет ритм "сбоить", а потом долгий безударный промежуток только подчёркивает этот сбой (в длинном слове "вдохновение"). И, что самое обидное - в финале стихотворения)

И снова Автор протягивает мостик от народной сказки и сказки Островского к новому году - современному и привычному нам сюжету, не ведающему обледенелой безнадёжности древних преданий. В современной сказке дети просто зовут: "Сне-гу-ро-чка!" - и она появляется.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
5.


Снегурочка, не тай, не тай, пожалуйста!
Не уходи из царства Берендеева!
Не разлучай со сказкой так безжалостно:
В ней мир пронизан светлыми идеями!

А коль за Костромой да за кострищами
Ты в край небытия опять отправишься,
Так знай, зимой опять тебя отыщим мы,
Как встарь, Морозом, дева, разрумянишься,

Опять подаришь чудо новогоднее
Всем тем, кто в этой сказке так нуждается.
Поверь, что с верой в лучшее свободнее
Душе поётся, дышится, летается.


Наконец-то повтор! Пятая часть синхронна с четвёртой, Автор явно нашёл подходящий к его повествованию размер, но тут оно и завершилось.

Снегурочка, не тай, не тай, пожалуйста!
Не уходи из царства Берендеева!
Не разлучай со сказкой так безжалостно:
В ней мир пронизан светлыми идеями!
(подпишусь под каждым словом - если финал сказки не устраивает, хочется его переписать, придумать что-то более радующее и жизнеутверждающее. Ну никак не вяжется у нас добрая и кроткая, хотя и холодноватая девочка Снегурочка с "зимним злом", которое надо непременно выжечь раскалённым солнцем. Ну кому она и что плохого сделала? Самим своим существованием, своей природой, получается? Конечно, очень трагично)

Кстати, есть сюжет о недоброй Снегурочке, где она действительно представляет собой угрозу, но это уже современный нам "новодел". Кто смотрел сказку "Ледяная внучка"? Я до сих пор забыть не могу финала этой сказки. Начиналось всё небезобидно: снегурок, оказывается, много, и они - вроде русалок-мавок или иных полупризрачных проказниц, живут в основном в лесу, но иногда выходят к людям и начинают с ними взаимодействовать различным образом - в основном шалят. Злить их "до положения риз" никто не пробовал. Только огня боятся, поэтому дом горшечника Гриди, где постоянно горит огонь и обжигается посуда или детские игрушки-свистульки, для них - манящий и опасный одновременно. Одна из снегурок упросила своих родителей побыть среди людей, её тут же "подцепили" двое бездетных стариков, после чего она встретилась с Гридей, но не вовремя попалась на глаза местному князю (в замечательном исполнении Альберта Филозова). Князь вроде бы не давит грубой силой, но ложными посылками и доводами запутывает наивных молодых людей. Обманом он заманивает Снегурочку к себе в терем, а дед с бабкой и рады - как же, чужую, по сути, девушку отдать и с самим князем породниться. Но недолго длилась эта сказка. Обманутый Гридя, под давлением княжеских воинов, принародно отказывается от Снегурочки - Любушки, как назвали её "по-человечески". Как бы она ни доказывала, что "не княгиня", он ей не верит. И Снегурочка, разочаровавшись в людях, уходит в лес и просит у матери иных сил, опасных, смертоносных. Лёд в этой сказке - не в сердце "ледяной внучки", он - в сердцах людей: и князя, который из прихоти старается разрушить чужую любовь, и жадных приёмных родителей, и малодушного жениха, и остальных людей, которые молча смотрят, как князь и его опричники творят бесчинства. И она возвращается, в финале этой сказки чем-то напоминая панночку из "Вия": замораживает всех на своём пути, в том числе и князя, пожелавшего "запрещённых удовольствий" с чужой невестой. Поняв, что внучка в ведьму обернулась, бабка и дедка предусмотрительно сбегают, а её "Баааабушка! Дедушкаааа!" с детства звучит в моих ушах, когда я вспоминаю этот фильм и конкурирует с "Хомаааааа!".
Бегут они не куда-нибудь, а в дом к горшечнику, и тут он понимает своё заблуждение, просит прощения и отогревает ледяное сердце. Что сталось с замороженными людьми, в особенности с князем, я так и не поняла, но очень жалко было, когда она по пути вошла в дом с двумя детьми: мама и дети так и замерли холодными скульптурами около стола, где было подготовлено тесто для пирога. Правда, в финальных кадрах, как ни в чём не бывало, водили хоровод на весенней полянке вместе со всеми. А князь же что? Злыдень, не разморозился? Или "холодный душ" подействовал, ожил, но сидит тихо и людям жизнь не портит?
Вот такая вышла Снегурочка у авторов фильма, устрашающая во всей своей ледяной силе, отвечающая на холод в людских сердцах настоящим зимним холодом и откликающаяся на тепло, способная шагнуть в огненный круг за любимым, несмотря на свою "ледяную" природу. Это единственный случай и пример "опасной" Снегурочки. В остальном она безобидна и добра - за что же её всегда "тают"?

А коль за Костромой да за кострищами
Ты в край небытия опять отправишься,
Так знай, зимой опять тебя отыщим мы,
("отыщем" - окончания и суффиксы глаголов мой пунктик, ничего не могу с собой поделать, спотыкаюсь)
Как встарь, Морозом, дева, разрумянишься,
("Морозом разрумяниться" надо изловчиться. "На морозе", может быть? Да, это не в размер, но верно по сути)

Опять подаришь чудо новогоднее
Всем тем, кто в этой сказке так нуждается.
Поверь, что с верой в лучшее свободнее
Душе поётся, дышится, летается.

Финал почти афористичен и окончательно закольцовывает "Весеннюю сказку" Островского и новогодние праздники, придаёт смысл тому, что зимой Снегурочка возвращается. Автор очень хочет, чтобы хотя бы на этот раз она не растаяла. 

***

В общем и целом, здесь есть всё: и древнерусские мотивы, и герои сказки Островского, и отголоски народной версии "девочки-Снегурочки", и новогодние хороводы. Но завершённой истории, на мой взгляд, либо не получилось, либо не ставилось такой задачи. Одни и та же (или близкие по смыслу) идеи высказываются в разных частях, с разной степенью повторяемости. Затронуты, но почти не раскрыты многие интересные темы, они проскальзывают в качестве отдельных образов-намёков, но не являются сюжетообразующими. Есть и некоторая закольцованность: с Нового года начали и "чудом новогодним" завершили, к коим Автор причисляет тот факт, что Снегурочка-то зимой оживает - и приходит к детям на ёлку.
Единым (хотя и в нескольких ипостасях) вышел сквозной образ Снегурочки, которой посвящены пять лирических стихотворений, каждое из которых по-своему прекрасно, как и история о ледяной девушке.


Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь

8

- за образность
- за напевность
- за любовь к сказке.

Оценка произведения: 8


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:58 29.04.2024 (1)
1
"Солнцеупорная Снегурочка" и "Гридя" (она же Гадя) впечатляют не по детски 
     16:07 29.04.2024 (1)
Посмотрите фильм - там детский хоррор в "экшн-сценах" погони "Ледяной внучки" за бабушкой и дедушкой. 
И Гридя - вполне симпатичный парень. 
Гридя Он же играл преподавателя, которого Алиса в "Гостье из будущего" "раскалывала" с помощью миелофона. 
     17:48 29.04.2024 (1)
1
Лопухнулся я с Гридей. Эта ж он 
Ну не знаю Гадя Петрович Хренова сразу ассоциировалась почему-то.
Гадя-Гридя, чё к чему? Перегрелся что ль?
Миль пардонннн ) 
     18:59 29.04.2024 (1)
1

Только огня боятся, поэтому дом горшечника Гриди, где постоянно горит огонь и обжигается посуда или детские игрушки-свистульки

И меня мильпардоньте, но тут предельно чётко обозначено, что это мальчик! Горшечник, горшки обжигает.

Я специально перечитала - неужели возможны разночтения? 
     19:29 29.04.2024
1
Я ж говорю перегрелся 
Получился смех без причины.
Но я ни о чём не жалею
Привык. Со мной это часто случается

     09:42 29.04.2024 (1)
1
Спасибо за рецензию!!!
Снегурочка довольна!
Давно уж плюс по Цельсию, 
Но таять ей не больно.
           29 апреля 2024 года.
     10:37 29.04.2024 (1)
1
Спасибо за вопросы,
Спасибо за идею!
Давно ушли морозы,
Привет от берендеев! 
     15:54 29.04.2024
1
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама