Итак, стихотворение с зашифрованным тайным смыслом:
Начнём с того, что запятые здесь отсутствуют как класс. Нет, есть такие стихотворения, которые начинаются с маленькой буквы и пишутся без запятых. И есть также поэты, которые используют это как форму записи, а есть такие, кто воспринимает это как большую провокацию и даже диверсию против русского языка. Но я достаточно терпима к таким вещам, тем более если поэт выстроил текст так, что всё угадывается, чувствуется и очевидно.
Здесь - не очевидно, не угадывается, но филолог чувствует - что-то не то, и видит, куда пошли гулять знаки-препинаки. В целях эксперимента, развлечения и разнообразия (не всё же рифмы перебирать), да и просто чтобы не сидеть сложа руки, пока пишешь рецензию, расставим их.
Вариант с запятыми (спойлер - и не только):
На заднем дворике уже герберы расцвели,
Еще немного - и вот-вот наступит лето.
У нас четвертое свидание, а вдали
Желтеет солнце, тут луга, что им прогреты.
Еще немного, и меня бросает в дрожь -
Любовью раньше не был переполнен,
И взгляд ее уж холоден, как нож,
Этим глазам проникновенным верить склонен.
Такого трепета к другим я не питал,
Очаровать душой ведь тоже - редкость.
Счастливый я конец жду, будто сериал,
Одно пугает… чувства любят смертность,
Но я боюсь, что это сна лишь эфемерность...
Как-то так. Надо ли это? Во всяком случае, для дальнейшего понимания я буду всё-таки опираться на свои запятые, стихотворение достаточно сложное по конструкции, и без "пол-литры", запятой и тире, не разобрать.
Вторая важная составляющая любого стихотворения - размер.
Опять-таки, анализируем целиком, чтобы понять картину в общем и целом:
На заднем дворике уже герберы расцвели, (14)
Еще немного - и вот-вот наступит лето. (13)
У нас четвертое свидание, а вдали (12)
Желтеет солнце, тут луга, что им прогреты. (13)
Еще немного, и меня бросает в дрожь - (12)
Любовью раньше не был переполнен, (11)
И взгляд ее уж холоден, как нож, (10)
Этим глазам проникновенным верить склонен. (13)
Такого трепета к другим я не питал, (12)
Очаровать душой ведь тоже - редкость. (11)
Счастливый я конец жду, будто сериал, (12)
Одно пугает… чувства любят смертность, (11)
Но я боюсь, что это сна лишь эфемерность... (13)
Как видим, кардиограмма неровная: самая длинная строка - в начале, но, надо сказать, даже лишняя стопа тут плавно вписывается и заставляет воспринимать эту строку как художественный приём, не ломает ритм, а делает его более плавным. В общем, если бы дело было только в этом, то ничего страшного. Но для такого короткого стихотворения длина строк слишком заметно "пляшет". Амплитуда невелика - от 10 до 13 - но именно она заставляет предположить, что это уже не художественный приём, Автор не очень внимательно "просчитал" своё стихотворение. Единообразный размер - есть, а вот длина строк повторяемости, свойственной стихотворной речи, не обеспечивает, количество стоп разное, причём необъяснимо разное, без какой-либо схемы.
Попробуем вчитаться и посмотрим, что же за историю зашифровал Автор в своём акростихе:
На заднем дворике уже герберы расцвели,
Еще немного - и вот-вот наступит лето.
У нас четвертое свидание, а вдали
Желтеет солнце, тут луга, что им прогрето (ы-?).
(может быть, "прогреты", если речь идёт о лугах? Их - явно несколько, не один. А "прогрето" - среднего рода. Ведь не солнце же подразумевается...)
Я уже говорила о размерах - 14-13-12-13. Но, если читать так, как написано - а написано "свидание", то, строго говоря, и в третьей строке тоже 13 слогов, да ещё и ритм ломается, если произнести полностью "свидание". В этом случае гибкий, великий и могучий русский язык предлагает замену гласного на мягкий знак: "свиданье". И общая плавность сохраняется, и смысл.
Что касается смысла, то здесь "романтИк, романтИк"! Он (лирический герой) даже запомнил, какое это свидание по счёту. Обычно воспевают первое, а вот поэтизировать четвёртое - поэтическое достижение.
Еще немного, и меня бросает в дрожь -
(здесь некоторая временнАя нестыковка: "еще немного" - этот оборот устремлён в будущее, он не наступил, до него чуть-чуть, но это "чуть-чуть" должно пройти. А глагол "бросает" - настоящего времени. Действие уже происходит. Тогда нужно было бы сказать - "меня БРОСИТ в дрожь" - мы явно находимся на пороге волнующих событий, в то время как, судя по времени глагола, они где-то уже состоялись)
Любовью раньше не был переполнен,
И взгляд ее уж холоден, как нож,
("взгляд" - любви? Женщины, внушившей любовь? Да что ж так печально-то? Ещё только четвёртое свидание, ещё не повод для скандала, ещё рано - "развод и девичья фамилия". Но барышня (или дама) явно капризничает, и взгляд становится "холоден, как нож". Причём без всякого перехода и предвещающих: только что солнце грело, ветер мчался по лугам, цвели герберы, а тут вот-вот в дрожь бросит, и взгляд ледяной. Как это произошло, когда, почему мы не уследили? Неужели всё это - только ради рифмы?)
Этим глазам проникновенным верить склонен.
(просто вопиющий случай несовпадения сильной доли размера и ударения в слове, да ещё в начале строки - никак не утрамбуешь в ямб первое слово, не прочитаешь "э'тим", упорно хочется поставить "эти'м", хотя умом понимаешь, что такого слова нет)
Сильные страсти, жаркое солнце, герберы на заднем дворике. Несмотря на все поэтические и эмоциональные вопросы, пока всё очень романтично.
Такого трепета к другим я не питал,
Очаровать душой ведь тоже - редкость.
Счастливый я конец жду, будто сериал,
(тут не вынесла душа рецензента инверсии, достойной лучших образцов мастера Йоды: знай он, что так можно, позеленел бы ещё больше. Может быть, перестроить фразу самым решительным образом? Во-первых, читается неестественно, во-вторых, выпадает из общей романтической волны по смыслу)
Почему выпадает? Сейчас объясню. Это в сказках - честным пирком да за свадебку, тут и сказочке конец. А в обычной земной любви "счастливый конец" - это надежда на продолжение. Надеется ли на продолжение лирический герой, который уже переключился в режим "зрителя", ждёт хеппи-энда "сериала"? Не рановато ли - на четвёртой серии? Нет таких сериалов, даже мини-сериалы включают в себя несколько большее количество частей. Мне одной кажется, что образ сериала тут не очень уместен? Или же лирический герой стихотворения хотел бы, чтобы девушка сравнила его с героем сериала, и всё было, "как в романе"? Но тогда почему он занимает кресло зрителя? Тогда и "холодные, как нож" глаза - не более, чем очередная сцена, и таких сцен у них, возможно, много, и, возможно, она наиграется и успокоится, а он этого тихонько дожидается в окружении цветущих гербер. Но это я так предполагаю - "сериал" мне усиленно не нравится своей "мыльностью" и "потусторонуэкранностью". Он должен быть с ней в одном кадре, а не наблюдать, чем дело завершится. Это как раз таки моя работа, а его - действовать или ждать, жить в кадре, но не наблюдать.
Одно пугает… чувства любят смертность,
(вот с этого места поподробнее, пожалуйста. Если я правильно расшифровала смысл этой фразы, то лирический герой боится того, что чувства умирают, они не вечны. Ну, не будем о воспеваемой в сериалах вечной и бессмертной любви - здесь любовь, практически приложимая к конкретному человеку. Можно разлюбить, расстаться, можно прожить рядом всю жизнь, а потом всё равно расстаться по причинам, от нас не зависящим - потерять любимого или любимую. Но почему "чувства любят смертность"? Так витиевато - о том, что я сейчас сказала? Я не пойму смысл этой фразы. Смертные люди испытывают чувства, но чтобы чувства что-то или кого-то любили - такого не бывает. Даже если отвлечься от знаменитой сказочной формулы - "как мясо любит соль" или от шахматной - "каждый ферзь любит свой цвет" - даже это не придаёт фразе смысл. Я стала перед логической нестыковкой, которую не смогла преодолеть. Даже если чувства и не будут жить вечно - всего лишь четвёртое свидание, сколько их ещё будет, вся жизнь впереди у лирического героя! Зачем же заранее оплакивать?)
Но я боюсь, что это сна лишь эфемерность...
(...и немножко философии в финале)
Я бы не назвала это стихотворение набором "романтических красивостей", Автор начал и попытался изобразить перед нами достаточно тонкую лирическую картинку нежного свидания. Но кинематографические эффекты не пошли ему на пользу. Под конец стихотворения я, как Станиславский, сказала "не верю" и отобрала у лирического героя банку с поп-корном - всё-таки зритель-читатель сериала здесь я. Потом мы плавно перешли к философским наблюдениям за особенностями бытия, смертностью чувств и эфемерностью происходящего... Похоже, "взгляд, как холодный нож" оказался достаточно опасен, и счастливый финал не приблизился.
Прекрасны отдельные картинки, например, тот же дворик с герберами, с которого всё началось. Даже несмотря на лишнюю стопу, а точнее, благодаря ей - он ритмичен и поэтичен. Я всерьёз готовилась к приятному "послевкусию" от этого стихотворения. Но сам Автор не определился, о чём он хотел сказать, и сказал по чуть-чуть обо всём, превратив в финале всё в сновидение. А была ли девушка, спросите Вы? Не отвечу.
Акростих - безупречно, всё ок. Я прочла фразу, увидела, как решена ситуация нечётного количества строк (добавлена одна "внеплановая" в финале). Но при этом "просыпались" остальные составляющие поэтического творчества - такие, как чёткость ритма, понятность образов и даже банальная пунктуация.
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь
7
- за акро,
- за кинематографичность.
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |