Рецензия «Рецензия на стихи "Драконья пещера, или О чём молчали легенды" автора Казбек Чагаров»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Драконья пещера, или О чем молчали легенды...
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 116 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Драконья пещера, или О чём молчали легенды" автора Казбек Чагаров

Итак, ну просто фантастическая рецензия!

Драконья пещера, или О чём молчали легенды 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Тебя привела в приключения вера,
Любви негасимый огонь?
Но это, приятель, драконья пещера
И в ней обитает дракон.

Ты ждешь испытаний? Сейчас все начнется -
К делам переходим от слов.
Ох, тяжко тебе в этой схватке придётся,
Цена за победу - ЛЮБОВЬ!

Ты слушаешь, вижу я, без интереса?
Напрасно-напрасно, поверь.
Достойного только полюбит принцесса,
Влюбленным откроется дверь,

И рухнут пред ними все монстры и чары…
Ну, хватит топтаться, сопеть!
Ведь я же в тебя не дыхнул еще жаром,
С чего так обильно потеть?!

О нет, паладин, тут изысканней надо,
Вульгарность манер не в чести...
«Какая принцесса…»? Явился за кладом?!
Но это же свинство, прости!

О черные силы, прикройте злорадство!
Огня заслужил ты, злодей!..
Беги, остужай пережаренный зад свой –
Налево по тропке – ручей.

Быть рыцарем, видишь ли, это – призванье...
А жаль, ведь красавица ждет…
Смотрите - помчался! А где – до свиданья?
Ах, да, понимаю – печет...

Да, он-то удрал, а мне объясняться.
Опять буду я виноват…
Принцесса, мне с мыслями сложно собраться,
Но… это… не твой… вариант…

А я здесь при чем?..Ну, традиции эти..
(Слезой наливается взгляд!)
Должно быть, твой рыцарь.., ну.., в поиске где-то…
О небо, опять – водопад!

Да что же я здесь – экспонат для зверинца?!
Вообще-то тебе повезло:
Ты б видела только того проходимца –
Он зубы не чистил лет сто!

Невзрачный, сутулый, корыстолюбивый,
И прыщик на верхней губе…
А может, сейчас твой желанный и милый
Коня направляет к тебе!

Ну, все, хватит плакать, утри свои глазки.
Мне тоже, поверь, нелегко.
Давай, я тебе расскажу лучше сказку...
Да-да, про НЕГО, про НЕГО…

Жил рыцарь достойный, красивый, галантный,
Романтик, храбрец и поэт.
Со стройной фигурой, блондин элегантный…
Брюнет? Хорошо, пусть – брюнет…

Ну и, конечно же, ссылку, поскольку там - ролик. И видео, и озвучивание Вас порадует, поскольку среди плюсов - остроумное содержание и неожиданный финал. Чистейшего фэнтези чистейший образец.


Нечасто, ой нечасто рецензенту поступает в руки такое качественное произведение, яркий представитель жанра. Фэнтези - жанр современного искусства, разновидность фантастики, основанная на мифологических и сказочных сюжетах, творчески переработанных Автором (из интернет-экнциклопедий). 
То, что это фэнтези - сомневаться не приходится: драконы, принцессы, рыцари, выдуманные миры... Как положено, ящер охраняет принцессу, как водится в сказках - ей на помощь спешит храбрый рыцарь.
Дракон говорит. Он мыслящ, разумен, явно начитан, во всяком случае, хорошо образован и с поставленной речью, обаятелен, силён и умён. А, ещё галантен. И, кажется... Но об этом пока рано - ибо спойлер. Кстати, кто не знает: спойлер (от англ. to spoil — «портить») — преждевременно раскрытая сюжетная информация, которая разрушает интригу, не даёт её пережить самостоятельно. Ну и зачем же разрушать, действительно?

С самого начала - то самое "творческое переосмысление", неожиданный поворот ожидаемых событий.

Тебя привела в приключения вера,
Любви негасимый огонь?
Но это, приятель, драконья пещера
И в ней обитает дракон.
(обожаю ироническую иронию: этот дракон не только говорящий, он ещё и язва, каких поискать. Фраза, которая на первый взгляд кажется утверждением "капитана Очевидность" - "это... драконья пещера, и в ней обитает дракон" - на самом деле тончайший, хищный драконий юмор. Этот бронированный зверь даёт нам понять, что уже оценил умственные способности рыцаря, едва подошедшего к пещере, а тот ещё не сообразил, куда попал. Но дракон, прежде чем поджарить его, ему все расклады любезно объяснит) 

Ты ждешь испытаний? Сейчас все начнется -
К делам переходим от слов.
Ох, тяжко тебе в этой схватке придётся,
Цена за победу - ЛЮБОВЬ!
(ну, тут дракон ещё пытается о высоком, надо же как-то поддержать великосветский разговор)

Ты слушаешь, вижу я, без интереса?
(...но паладин уже начинает что-то соображать и понимает, что а) не туда попал б) не по той тропке пошёл в) хочет быть за стопицот миль отсюда)
Напрасно-напрасно, поверь.
Достойного только полюбит принцесса,
Влюбленным откроется дверь,
(эти обращения к возвышенному начинают звучать уже почти иронично, паладин явно не реагирует на них... Но дракон предпочитает демонстративно не замечать и "мотивирует, мотивирует, мотивирует" героя)

И рухнут пред ними все монстры и чары…
(собственно, напоследок о высоком)
Ну, хватит топтаться, сопеть!
(после этого дракон наконец-то, так же картинно, как ранее вещал о рыцарском долге, обращает внимание на то, что рыцарь его, собственно говоря, и не слушал) 
Ведь я же в тебя не дыхнул еще жаром,
С чего так обильно потеть?!
("потеть" и "сопеть" - простая глагольная рифма, к тому же из-за небольшого несовпадения, несозвучия согласных на неё обращаешь внимание. Но почему бы и нет, один раз можно сделать и глагольную рифму. Тем более что смысл достигает своего апофигея - из охотника за великим трофеем любви, "веры в приключения" и "негасимого огня" паладин превращается в неуклюжего труса, которого и пожирать-то стрёмно, и поджаривать жалко - пугануть его, что ли, чтобы больше не приходил?) 

О черные силы, прикройте злорадство!
Огня заслужил ты, злодей!..
Беги, остужай пережаренный зад свой –
Налево по тропке – ручей.
(да, дракон оказался вовсе не кровожадным. Когда он понял, что трус - ещё и жадюга, ищущий обогащения, а не руки красавицы, то выбрал вариант "припугнуть", слегка подкоптив доспех с неудобной стороны - той, которую истинный рыцарь в бою врагу не покажет) 

Дочитав вслед убегающему уже бесполезную лекцию о рыцарстве и нормах поведения достойных паладинов, дракон обратил свои взоры в другую сторону - к принцессе. Часть первая - боевая - завершена, и начинается часть вторая - лирическая. И ту, и другую мы видим исключительно глазами дракона, но эти умные и всё подмечающие глаза чётко показывают нам и жадную трусость, и девичью наивную доверчивость, которую надо оберегать от таких вот тёмных личностей. Даже если принцесса не очень-то понимает, от чего её в очередной раз защитили. Главное, что опасность миновала.
А кто должен оберегать? Конечно же, злой монстр, злыдень и "кошмар, летящий на крыльях ночи" - дракон. 
И тут песочные часы переворачиваются, и герой оказывается в чешуе, а монстр - в доспехах. Ну не то чтобы монстр... Но красивого мало, согласитесь. Скажем так - герой и антигерой меняются местами.
А красавица? Остаётся красавицей. Она на своём месте. 

Да, он-то удрал, а мне объясняться.
Опять буду я виноват…
Принцесса, мне с мыслями сложно собраться,
Но… это… не твой… вариант…
(здесь в первой строке небольшой изъян ритма - не хватает одного слога. 
- / - - / (!) - / - - / - 
Надо сказать, что в трёхсложных размерах это допустимо, поэтому поэтической ошибкой не считается, просто отсутствующий слог заменяет крошечная пауза. Что касается содержания, то по мере прочтения этот дракон нравится мне всё больше и больше: он ещё и современный. Нет, ну сказал бы средневековый дракон средневековой принцессе: "Не твой вариант"? Конечно же, нет. Варианты тогда были, конечно))) Не зря же принцессы сидели в башне и ждали, кто придёт и спасёт - вот тот, кто спас, тот и "вариант". Но вряд ли так говорили)

Да что же я здесь – экспонат для зверинца?!
Вообще-то тебе повезло:
Ты б видела только того проходимца –
Он зубы не чистил лет сто!

Похоже, главное сражение у дракона ещё впереди: принцесса плачет, надо её успокоить. В ход идут все способы уговоров девушек. Сначала он пытается общо отсечь все претензии, мол, "не вариант", уж поверь на слово. Затем, видя, что утешения не действуют ("о небо, опять - водопад!"), а от уговоров только хуже, пускает в ход посулы и обещания - мол, в пути, прибудет, ты только жди. Но и это не помогает. Динозаврообразный защитник начинает картинно гневаться - мол, я, что ли, экспонатом тут работаю, чучелом или же выставочным экземпляром? Положено - дышать огнём, вот и дышим, как можем. А то, что паладин неогнеупорный попался - ну так это ж проблема паладина. За ручку надо было проводить, что ли? Но и это не помогает. Тогда последний приём - обесценивание, попытка внушить отвращение к "невиданному объекту" - мол, да он вообще зубы не чистит. 
А мне вот интересно, когда дракон это успел заметить, в клубах какого дыма и пламени, но в качестве довода принцессе, которая всё-таки прекрасная и такого не потерпит - подойдёт.

Невзрачный, сутулый, корыстолюбивый,
И прыщик на верхней губе…
А может, сейчас твой желанный и милый
Коня направляет к тебе!

Ну, все, хватит плакать, утри свои глазки.
Мне тоже, поверь, нелегко.
(ну надо же - подействовало! И слёзки унялись, и убежавший объект уже не представляется таким привлекательным, и можно дальше рассказывать принцессе сказки о любви) 
Давай, я тебе расскажу лучше сказку...
Да-да, про НЕГО, про НЕГО…
(это стихотворение я уже сбилась со счёта, сколько раз читала, мне оно представляется прекрасным. Но только сейчас мне пришла в голову мысль - а не дракон ли сам виноват в своих бедах? А что? Очень может быть. Если он достаточно умён, чтобы охранять и развлекать принцессу, а также вступать в коммуникацию с заезжими паладинами, то, возможно, сам же всю эту ситуацию и создал: придумал сказочку для своей подопечной, рассказал принцессе, что её приедет спасти прекрасный рыцарь, это подслушал какой-нибудь заяц с большими ушами, передал какой-нибудь сороке, а та - всему свету. И вот рыцари мчат наперегонки, обгоняя друг друга, чтобы спасти... клад. Сказка о прекрасном рыцаре будоражит воображение принцессы, а клад - умы "лыцарей". И никому не скучно. 
А зачем сказки-то придумывать? И принцессу в пещере охранять? И "жанихов" распугивать? Ох, тут напрашивается только один вариант развития событий. И о нём приятнее догадываться самому, чем читать в исполнении рецензента)

Жил рыцарь достойный, красивый, галантный,
Романтик, храбрец и поэт.
Со стройной фигурой, блондин элегантный…
Брюнет? Хорошо, пусть – брюнет…
(долгожданный финал - который вообще-то и не финал вовсе. Да, заканчивается классически - в фильме бы он начал свой рассказ "Жили-были", тут камера бы отъехала в сторону, взяла бы крупный план, а потом "вид сверху" с помощью квадрокоптера или дрона, а затем появилось бы сакраментальное THE END. Но как-то строки построены так, что хочешь продолжения, а его нет. Так и хочется спросить - а дальше-то что? Представляется галерея - "Драконья пещера-2", и "-3", и "-4". Доедет ли "брюнет с элегантной фигурой" до принцессы и будет ли пропущен строгим стражем? Признается ли дракон, что сам неравнодушен к своей подопечной, или не рискнёт? Не соберутся ли обиженные трусливые паладины такой же обиженной, но уже не трусливой толпой, и не явятся ли продолжить разговор о хороших манерах?)

Одни вопросы-вопросы-вопросы, а всё потому, что вместо точки в финале мне мерещится запятая. А может, я так хочу как читатель, потому что дракон оказался явно симпатичнее прочих особей мужского пола. Рыцаря мы увидели  - и это не самая лучшая картина. Принцесса - просто прекрасна и просто есть. А что же сам дракон? Что с ним будет дальше? 
Тут надо вспомнить, с чего всё началось. Стихотворение очень "кинематографично". Началось оно "внезапно", когда мы, коллективный читатель-слушатель, внезапно оказываемся свидетелями уже продолжающегося разговора дракона и рыцаря. Мы не знаем, не видели, как он шёл-шёл и таки пришёл к пещере, как предстал перед ним мифологический кошмар. Мы сами подтянулись, когда экспозиция выстроена, и чудовище финально отчитывает очередного соискателя. Затем - объясняется с принцессой, продолжая утешать её сказками, за неимением рыцаря. И в этот короткий фрагмент одна большая драконья судьба целиком не вместилась. Слишком уж он большой - дракон, для этого. 

Трёхсложный размер, длинные нечётные строки (да и чётные не короткие), достаточно простые и легко воспринимаемые рифмы - всё это создаёт ощущение средневековой баллады, поэтического сказания. Современные словечки в духе "не вариант", "экспонат", "зверинец" - придают лёгкости и ироничности, той самой "современности", которая украшает жанр фэнтези, если употреблена в меру. А здесь она именно в меру - подчёркивая эпоху, время, характеры и обстоятельства. 

Всё стихотворение построено на парадоксе, контрасте, "том, чего не должно и не может быть", но есть. Так, именно дракон говорит о рыцарском долге, любви, благородстве, заботится о принцессе, и этому образу противопоставляется очередной "копчёный" паладин. Трудно назвать такую "сваху" эффективной, ведь девица по-прежнему в одиночестве, но "не-варианты" крылатый сват не пропускает. И бережёт принцессу. Ну и кто здесь, скажите, рыцарь? 

Недостаточно прописан образ принцессы, но это и не нужно в данном случае - ясно, что для дракона она особенная, единственная в своём роде, плачет - утешить, кто-то угрожает - защитить, скучает - рассказать сказку. Хотя, я сильно подозреваю, что выросшая в таких условиях принцесса должна быть независимой и нестандартно мыслящей. А, стало быть, вполне может со временем поискать собственную дорогу к счастью. 

Но это уже фантазии. А почему они возникли? Потому, что ждёшь продолжения. За "подвешенность" финала очень чешутся ручки забрать у Автора один балл. Но за нетривиальный сюжет, грамотно и остроумно раскрытый, всю эту словесную эквилибристику и драконий огонь - хочется прилепить ещё пять баллов сверху. Очень гармонично, поскольку сочетать интригу, поступательность действия с красивым изложением так же трудно, как преодолеть все препятствия на пути к заветной цели и победить дракона. 

Впрочем, зачем его тут побеждать? Он такая лапочка...

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь

10

- за образность, фантазию и нетривиальный сюжет



 

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
     23:16 08.06.2024 (1)
3
Автор и рецензент! 
Очень достойные работы! Спасибо!
     23:23 08.06.2024 (1)
3
Согласна, "Драконья пещера" - это круто! 
     23:33 08.06.2024 (1)
3
Работа Казбека замечательная!
Но рецензия тоже очень качественная!
     00:03 09.06.2024 (1)
2
Было где порезвиться))) 
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама