Рецензия «Рецензия на стихи "Будь громче музыка души" автора Иван»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Будь громче музыка души
Оценка: 4.9
Баллы: 17
Читатели: 119 +2
Дата:

Рецензия на стихи "Будь громче музыка души" автора Иван

Итак, очередная рецензия - фигурная:

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Будь громче музыка души,

Пусть станут ярче наши страсти,
Все это только в нашей власти,
Будь громче музыка души,
Весь мир под музыку пляши,
Не помешает нам ненастье,
Будь громче музыка души,
Пусть станут ярче наши страсти...

Будь громче, музыка души 

Мне кажется, что все поэты делятся на три категории: одни умеют создавать стихи в порыве вдохновения, когда содержание диктует и форму, и рифмы, другие отлично обращаются со словами, придавая им любую форму, от фигурной до сложной геометрической. А третьи умеют и то, и другое. Я принадлежу больше к первой категории, из освоенных лично мною, и то, возможно, с изъянами, к которым придерутся другие ценители поэзии - сонет, копла и (чуть-чуть, в порядке шутки) хокку. Поэтому, прежде чем чем говорить об этом стихотворении, мне пришлось изучить "матчасть". О триолете нужно сказать несколько слов дополнительно, прежде чем переходить к самому стихотворению.

Это популярная в Средние века и дошедшая до наших дней поэтическая форма. На неё не мог не откликнуться российский "Серебряный век", ищущий новых форм, она востребована и сейчас. 
Триолет - "(фр. triolet) — стихотворение (твёрдая форма) из восьми строк на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. В результате образуются рифменные схемы ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки). Наиболее обычным стихотворным размером для триолета является четырёхстопный ямб" (из интернет-справочников).

В общем, здесь не просто устоявшаяся, твёрдая схема, в которую просто надо "поместиться", здесь чёткая рифмовка, и даже размер задан изначально. В таком случае форма будет, безусловно, диктовать содержанию. О некоторых недостатках подобной формы исследователи также упоминают, но это не отменяет очарования самого триолета и интереса к нему со стороны поэтов. 
"Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, «упорное повторенье» мешает развитию сюжета, затормаживает действие. (...) Привычной формой триолета была и остается наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные)", - пишет в своём исследовании "Игрушка в стихотворстве. Из истории триолета" исследователь и поэт Марина Лейшель. 

Я из тех, кому познавать новые поэтические формы помогают примеры. Количество строк и слогов можно и не "простучать", по схеме рисунок будущего стихотворения можно и не нарисовать, а вот приведённый образец в сознании отпечатывается надолго. 
Вот наиболее впечатлившие меня примеры триолета:
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет!
Его изящная оправа,
Какая сладкая отрава
И вечно детская забава,
Когда владеет ей поэт.
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет.


(Иосиф Каллиников, 1915)

И ещё один - специально для тех, кто считает триолет "устаревшим средневековьем". Ничего подобного, одно время эта песня звучала из каждого утюга:
Как упоительны в России вечера!..
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное! Забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера.
Балы. Красавицы. Пролётки. Нумера.
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера!..


(Виктор Пеленягрэ)

О ямбах не спорим, примем за аксиому и обратим внимание, соответствует ли стихотворение заявленной форме:

Будь громче, музыка души, (1)
Пусть станут ярче наши страсти, (2)
Все это только в нашей власти,
Будь громче, музыка души, (4)
Весь мир под музыку пляши,
Не помешает нам ненастье,
Будь громче, музыка души, (7)
Пусть станут ярче наши страсти... (8)



С этой точки зрения - да, безусловно, рифмовка вполне соответствует канону. 
Но мне больше всего бросилось в глаза отсутствие запятой в строке "Будь громче, музыка души". Судя по интонации и содержанию, это не условное придаточное, а обращение: "Будь громче, музыка души!" - говорит Автор. Тогда запятая  необходима. Да, безусловно, воспринимать стихотворение это абсолютно не мешает, но повтор строки только подчёркивает, что необходима не одна, а три запятые))) В общем, филологическая шутка. 

Будь громче, музыка души,
Пусть станут ярче наши страсти
(кто бы спорил с этим утверждением? Однако "музыка души" и ярко горящие страсти в моём понимании не очень близки. Музыка души - что-то более нежное, страсти - неистовое. Но кто знает, что там за музыка? Музыка бывает разной. Вот, например, в качестве музыкального сопровождения к стихотворению Автор выбра "Вечную любовь", инструментальную версию знаменитой песни, музыку к которой создал композитор Жорж Гарваренц. Но есть также испанские гитары, неаполитанские напевы, и вообще мелодии "погорячее", ассоциирующиеся со страстью, а не с задумчивой грустью)

Ведь это только в нашей власти,
Будь громче, музыка души
(обычно страсти нами управляют, если бы мы управляли ими - это были бы не страсти. Однако за нами всегда остаётся выбор, идти или не идти на поводу у эмоций. Так что - подумав, соглашусь)

Весь мир, под музыку пляши,
Не помешает нам ненастье

(так получается, что в этих строках содержится главное развитие сюжета триолета, если можно так выразиться. Они рифмуются с основной "парой", которая периодически повторяется, но, в отличие от первой и второй строк, эти две строки фигурируют единожды. "Весь мир, под музыку пляши" - велит Автор, и мы вспоминаем, как в первой строке он так же велел "музыке души" быть громче. Всё в мире начинает выстраиваться по этой музыке, приобретать оттенки и звучание в соответствие с тем, что ощущает лирический герой. В общем-то, очень правильная строка! Если "музыка души" хороша, ты готов обнять весь мир, всё кажется радостным, лёгким и праздничным, а если нет - то и весь мир плохой, и вообще не место для счастья. Так вот, в одной строке, действительно показано действие в развитии, она - двигатель сюжета.
Чего не скажешь о строке "Не помешает нам ненастье" - да, подходит по смыслу и рифме, но очень общо. Импульс, заданный в предыдущей строке, как-то немножко теряется. Разумеется, случаются события неприятные, мешающие, нарушающие гармонию мелодий и чувств. Но они нам, разумеется, "не помешают", мы всё преодолеем. Опять-таки, кто такие "мы"? Лирический герой и музыка души? Или тот, кто задевает струны души лирического героя? Непонятно. И обещание, что все "ненастья" некими "нами" будут преодолены - повторюсь, слишком ожидаемо и общо. Впрочем, если так оно и будет - то это и будет счастье)

Впрочем, в общем контексте эта строчка очень даже на своём месте - ничто не помешает звучать чувствам, стихам и той самой "музыке души", которой посвящён триолет. 

По моему личному ощущению, триолет действительно - не просто одна из "твёрдых", а она из самых жёстких форм. Действительно, мысль должна быть заключена в короткий промежуток строк, всего восемь, из которых три к тому же повторяются. То есть в распоряжении Автора оказывается всего пять (!) значимых строк, чтобы создать поэтический образ, показать его в развитии, начать и завершить некий сюжет. Но - тем интереснее попробовать. Если вспомнить классическую фразу о том, чтобы "словам было тесно, а мыслям просторно" - то это как раз таки о триолете. Именно здесь проявляется мастерство Автора "отсечь лишнее" от каменной глыбы словарных слов, оставив только то, что важно, что создаёт настроение. 
Могу сказать, что триолет - достаточно востребованная поэтическая форма, интерес к нему не утихает, чему пример - выше, перед глазами. Те, кто проникся очарованием этой поэтической формы, как правило, одним, двумя и даже тремя триолетами не ограничиваются, они продолжают оттачивать поэтическое мастерство и образность. А читателю остаётся только определиться, созвучны ли эти строки его "музыке души". 

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь

8

- за соблюдение формы
- за гармоничность содержания. 

Оценка произведения: 8

Реклама
Обсуждение
     19:03 18.07.2024
1
     17:26 18.07.2024 (1)
2
Клавдия мне тоже понравилось!)
     20:20 18.07.2024 (1)
1
И автор и рецензент на высоте! Спасибо!
     20:21 18.07.2024 (1)
1
Спасибо от рецензента...
     20:38 18.07.2024 (1)
1
спасибо от читателя!
     22:46 18.07.2024
2
Спасибо от рецензируемого)
     17:25 18.07.2024 (2)
2
Как все красиво, просто класс!
Благодарю Вас за работу,
Душа волшебная у Вас,
Как все красиво, просто класс!
А жизнь прекрасна без прикрас,
Приятно, прыгать аж охота!
Как все красиво, просто класс!
Благодарю Вас за работу!
     19:02 18.07.2024 (1)
2
Разрешите этот триолет не рецензировать - просто немо восхититься, с аплодисментами! 
     22:43 18.07.2024
1
Принято))
     18:35 18.07.2024 (1)
2
     18:40 18.07.2024 (1)
2
Спасибо Георгий!
     19:12 18.07.2024
2
Пожалуйста, Иван!
Реклама