Рецензия «Неприметное величие души (Рецензия на рассказ «Браслет». Автор Ляман Багирова)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Браслет
Оценка: 5
Баллы: 14
Читатели: 61 +1
Дата:

Неприметное величие души (Рецензия на рассказ «Браслет». Автор Ляман Багирова)

          Сколько раз был прочитан мной этот рассказ, с тех пор, как был опубликован… Десять? Двадцать? Больше? Пожалуй, не назову точной цифры.
          Всем он меня привлек: и содержанием, и легкостью изложения, и особенностями языка.
          О чем эта история? Кто-то скажет, что это – просто описанный художественным языком случай, которых в любом дворе происходит каждый день много. Другой покачает головой: о несчастной женщине, которую измучил тяжёлый недуг – заикание, и для которой соседи всё-таки нашли слова теплоты и поддержки. Впрочем, о словах ли речь! Те, кто жили с Миррой в одном дворе, реально помогли женщине понять, что в случае беды она  одна не останется. Третий восторженно заметит то, что не обошлось здесь без описания восточного колорита – этим рассказ и привлекает внимание читателя. И каждый будет прав. Всё это действительно в рассказе «Браслет» присутствует.
          Но есть ещё одна, очень тонкая линия, которую можно заметить, если вчитаться в строчки: рассказ этот о  нравственном величии. И о воспитании. Представьте себе, именно о воспитании. О том, как одному из главных героев этой истории – Мурату – никто не читает моралей, не призывает слушаться взрослых, не указывает – это, мол, хорошо, а вот такое поведение – наоборот, никуда не годится. До его сознания доходит само, как можно поступать в этой жизни, а как нельзя. И всё это происходит благодаря уже упомянутому нравственному величию, которое по-другому называется великодушием. А оно, это великодушие одинокой пожилой женщины, заключается в том, что она одной своей фразой – «Я дала ему браслет, чтобы он подарил вам» – переворачивает неудобную ситуацию так, что она приобретает совершенно другой смысл. На самом деле читатель знает, что всё совсем не так. Что Мурат совершил неблаговидный поступок, взяв браслет у соседки и понадеявшись на то, что пропажу не обнаружат. «Зачем он ей?» - удивляется Мурат, успокаивая себя. Правда, если бы тот же самый вопрос задали  самому Мурату – мол, зачем, парень, тебе-то он? – скорее всего, он бы не ответил.
          Однако, дело сделано. Браслет оказался у мальчика.
Если бы мать на самом деле узнала правду – подростку было бы не сдобровать. Да и во дворе, где его не особенно любят, он окончательно потерял бы доверие. Реакция старой Мирры была мгновенной, судя по всему, она моментально оценила ситуацию (жизненный опыт!) – и Мурат был спасен. Если быть более точной, была спасена его честь, которая на востоке занимает особое место в смысле этики.
          Всю свою вину парень понял сразу, и единственное, на что его хватает – это опустить голову. Матери, которой  данная ситуация была обрисована совершенно по-другому, только и оставалось, что расценить это как знак согласия. Если бы мораль и преступление можно было бы представить в лицах, всё было бы именно так. Что ещё остается делать сконфуженному  позору? Только опустить голову перед чистотой помыслов.
          Заканчивается рассказ так, как он и должен закончиться. Без эмоций, без лишних слов, охов и ахов, одна из соседок – Амина – произносит: «И Мирре дай Бог здоровья. Хорошая женщина».
          То, что старая Амина не разбрасывалась словами, в этом читатель уже убедился. Но она и сама не знала, насколько она была права. С другой стороны – это хорошо, что не знала.

          Весьма деликатная оценка человеческого поведения и того, как события отражаются в людских душах, а также тонкий психологический анализ и раскрытие диалектики души, проникнутое глубокой гуманностью и нашедшее соответствующее стилистическое отражение – вот что составляет отличительную черту авторского стиля и ценность данного рассказа.
          Вообще, «Браслет» – очень интересное и оригинальное по жанру произведение. В нем сочетаются психология и поведенческие линии, описание быта и нравов востока, и над всем этим словно возвышаются черты реалистического детектива. Черты детектива просматриваются не только в самом «преступлении» (давайте назовем необдуманный поступок мальчика именно так), которое уже само по себе раскрывается глубоко психологически, но и в особой роли описаний, штрихов, небольших своеобразных «подсказок» читателю.
          Главная героиня рассказа  появляется перед читательской аудиторией в первых же строчках. Описание одинокой, уже немолодой женщины, страдающей заиканием, да ещё и имеющей ряд «странностей и чудачеств»  вызывает… искреннюю жалость и сочувствие, но никак не антипатию. Да и в самом деле, как ещё можно отнестись к человеку, у которого несмотря на возраст, сохранился голубой цвет глаз, а на лице осталось доверчивое детское выражение? Соседи, подчеркивает автор, деликатно отводили взгляд при разговоре, потому что им было больно  (не неприятно, а именно больно) смотреть на мимику человека, каждое слово которому давалось с большим трудом.
          Заслуживает внимания и собака, которая тоже обладала рядом странностей. Кошачье имя, забавное поведение четвероногого защитника как бы дополняет картинку: хозяйка, которая с трудом разговаривает и практически лишена общения с соседями, и собака, вся защита которой заключается в громогласном тявканье, которое слышит вся округа – эти два существа воистину стóят друг друга и не могут прожить один без другого. Примечательно то, что собака как бы «говорит» за двоих: хозяйка испытывает проблемы с произношением, но собака в случае надобности, готова лаять без устали, привлекая внимание окружающих.
          Впрочем, так ли нужны Мирре разговоры с соседями, которые порой превращаются в пустопорожнюю болтовню и обсуждение других людей? С одной стороны, она периодически очень деликатно напоминает о себе обитателям большого двора, когда посылает открытки к праздникам. С другой… А с другой – она существует в своем собственном мире, пускать в который кого-либо она не особо жаждет. Так, появившуюся в доме Нателлу, Мирра выдерживает минут десять, после чего её начинает утомлять чужой человек, который говорит скороговорками. На предложение купить хлеба, хозяйка дома отмахивается, убеждая гостью, что у неё ещё есть сухари, которыми она вполне может обойтись.  О том, чтобы соседка сварила ей суп, даже не заводится речи. Едва услышав такое предложение, Мирра тактично отказывается. Как видно из её реакции, в дом она ещё может пустить, но чтобы там начали хозяйничать… Это было бы уже выше её сил.
          Невозможно пройти без внимания реакцию «старой медведицы» – Амины – на отсутствие Мирры во дворе в течение нескольких дней:
          - Я эту, как её, с собакой, давно не вижу.
          Нателла сразу понимает, о ком речь, но описание «эту, с собакой», говорит  том, что имя Мирры знают даже не все соседи. Или, во всяком случае, если даже знают, то виду неприметности женщины, не могут сразу вспомнить.
          Нарисованный диссонанс говорливого южного двора, в котором постоянно что-то происходит, и пусть и тактичная, но всё-таки замкнутость, вызывает у читателей интерес. Впрочем, противоположности, в чем бы они не выражались, всегда притягивают и взгляды, и мысли.
          Противоположности в рассказе ещё будут. Позднее читателю будет представлена «комендант» дома – толстая Амина, которая ухитрялась, не сходя с места, знать, где и что происходит, и настоящий комендант – Фазиль, который вечно спал на ходу, и от которого, как можно только догадаться, не было никакого толку. Вызовет удивление и то, что Мурат, мальчик-подросток со своим уже наполовину недетским восприятием жизни, будет первым, кого за последнее время Мирра пустит в свой дом.

          Однако что особенно ценно в данном рассказе и что позволяет прочувствовать необыкновенно точное умение автора давать оценку происходящему – это использование различных приемов недосказанности. С помощью описаний и обычного повествования это сделать легко, однако автор владеет замечательным подходом к обрисовке ситуаций -  применением косвенных намеков и – если так можно выразиться – своеобразными недоговорками. Всё это заставляет не просто читать эту историю – всё это заставляет мыслить!
      Чистая бедность (изумительное по своему содержанию художественное определение)  таит в себе загадки: на комоде стоит предмет далеко не первой необходимости – портрет Виктора Гюго. Нигде не пишется о том, чтó читает (и читает ли вообще Мирра). Однако портрет писателя в доме имеется. Что это – страсть к литературе (Мирра иногда печатается в местных журналах)  или просто дань уважению великому французскому драматургу и прозаику? 
        Пока читатель будет догадываться, автор уже этим штрихом всё сказал. Очень показательно, что на столе у Мирры стоит портрет именно Гюго. Вспоминая слова А.П. Чехова о ружье, которое непременно должно выстрелить в конце последнего акта, если в первом оно висит на стене, можно сказать, что в рассказе просматривается тонкая аллюзия с романом Отверженные Гюго. Когда викарий проявил истинно божественное милосердие, подарив беглому каторжнику Жану Вальжану украденные тем серебряные подсвечники и тем самым наставив его на путь истинный. Не читая нудных проповедей, а сотворив акт подлинного  милосердия и добра
          Впрочем, замотанная делами и вечно куда-то спешащая Нателла (она даже по квартире Мирры не ходит, а мечется) особенно не задумывается над величием писателя. Наверное, хороший человек был, раз вы его портрет дома поставили, - констатирует она, из чего сразу становится ясно, что с образованностью у женщины дело обстоит неважно.
          Ну, и, конечно, самой яркой частью рассказа является то, как взбешенная и одновременно расстроенная Нателла (собачий сын, дурное семя, опозорил меня! – мысленно адресует она сыну) тащит Мурата к соседке, чтобы изобличить его.
          На такой шаг тоже надо решиться, потому что подобные деяния осуждаются в любом обществе, и неизвестно, чем бы вообще закончилась эта история, если бы Мирра неожиданно не встала на защиту мальчика, рассказав обескураженной Нателле свою версию «появления» её браслета в их доме.
          Подарок, который Нателла принесла Мирре – это тот самый глубокий выдох: слава Богу, ничего не произошло. Честь семьи не затронута – и это самое главное.
          Поймет ли Мурат преподанный ему безо всяких нравоучений урок? Хочется надеяться, что да. Готовый ко всему, вплоть до того, что мать его начнет бить, а история распространится по всему двору – и кто может знать, чем для него окончится его далеко не благовидный поступок – он тоже с облегчением выдыхает с невозможностью что-нибудь произнести.
          Жизнь для этих двух людей благодаря мудрости, дальновидности и главное – благородству – третьего человека продолжилась дальше…

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
19:24 14.01.2025(1)
1

Люблю читать произведения Ляман и Магдалины, всегда читаю на одном дыхании, получая удовольствие.
Рецензия Магдалины Гросс "Неприметное величие души" на рассказ автора Ляман Багировой "Браслет" очень хороша! Она потрясла меня до глубины души. Насколько точно и ювелирно написана.
Обдумано каждое слово, каждое предложение.

Мне показалось, что написать комментарий мне не составит труда, но приготовленные слова рассыпались в пух и прах.
Представляю, какую титаническую работу проделала Магдалина, "вынашивая" рецензию!
Разбуди Магдалину ночью и она прочтет рассказ "Браслет" наизусть!

Не зря рецензия называется "Неприметное величие души".
Оступившемуся Мурату (и не только ему, но и его матери) спасли его имя, защитили достоинство семьи.

Психологически тонко Магдалина подчеркнула достоинства рассказа, показавшего драму мальчика и хозяйки браслета Мирры, мгновенно отказавшейся от своей вещи ради сохранения чести и достоинства мальчика.
Читая рецензию, невольно сравниваешь, а такие ли мысли и у тебя вызвал рассказ Ляман Багировой "Браслет"?
21:24 14.01.2025
1
Спасибо, Аннушка. Это называется, рецензия на рецензию )))
Что касается того, что я долго обдумывала почти каждое слово - однозначно, да. 
Рассказ очень серьезный, что не позволяло подойти к его разбору легкомысленно. 
Хотела я отдельно написать о каждом действующем лице, но поняла, что затянется рецензия, а этого мне бы не хотелось. 
Я "Браслет" и до сих пор периодически читаю. Он как вино - с годами становится все лучше. 
И воспринимается тоже лучше. 
По крайней мере, мне так кажется. 
20:19 12.01.2025(1)
1
Магдалина, прочла рассказ Ляман. Восхищаюсь, как тонко и точно вы разобрали историю. Спасибо, с удовольствием прочла и рассказ, и рецензию. 
20:49 12.01.2025
Спасибо Вам, Ирина.
Рассказ очень интересный, давно я хотела написать на него рецензию. И даже когда решилась - переписывала несколько раз. 
Произведение просто отличное, чего уж говорить. 
12:30 12.01.2025(1)
Рассказ не читала. Но твоя рецензия, Линочка!!!... У меня просто нет слов... 
А потому ничего говорить не буду. Обязательно прочту рассказ. А тобой - ВОСХИЩАЮСЬ!!!
13:21 12.01.2025
Розонька, спасибо тебе большое. 
Рассказ - чудо, точно тебе говорю. Он мне прямо в сердце запал, давно ещё, в 2018 году. 
Но тогда я ещё не умела писать рецензии и на такое серьёзное произведение не рискнула бы вообще что-то писать.
Сейчас, когда более-менее появился навык, стало попроще.
Но рассказ - вот просто из серии "Золотая коллекция"! 
11:26 12.01.2025(1)
1
Мне тоже очень понравился в своë время этот рассказ Ляман. Перечитал его  и сейчас, перед ознакомлением с рецензией на него. Мнение не поменялось. 
Да и рецензент, определëнно, обладает и даром слова, и умением замечать самое главное в рецензируемых ею работах. 
Приглянулась мне работа товарища Магдалины! 
12:04 12.01.2025(1)
Благодарю тебя, товарищ Алексей )))
Что мне тебе ответить? На произведения, в которых есть сюжетная линия, сам сюжет раскрыт превосходно, есть много описаний и, как заметила в рецензии, многие детали немножечко "зашифрованы", что призывает к тому, чтобы над этими деталями подумали - рецензии писать одно удовольствие. Заметь, рассказу уже много лет (ну, относительно много), а актуальности своей он не потерял. Это о чем говорит? Это говорит о том, что такие рассказы хороши на все времена. Поэтому всегда будут читаться с интересом. 
13:21 12.01.2025
01:22 12.01.2025(1)
1
Честь для меня - эта рецензия. Спасибо тебе. За твой талант, за благородство души.
Спасибо.
10:03 12.01.2025(1)
Я просто очень люблю этот рассказ. Как в июле 2018 прочла его - просто влюбилась. Все так зримо было - особенно восточный колорит. 
На такие произведения писать рецензии - да, это трудно. Но труд оправдывает себя. Именно на подробном разборе вот таких композиций и анализе языковых оборотов и нарабатывается опыт.
Тебе спасибо за те сокровища, что ты нам даришь.  
12:01 12.01.2025
1
Спасибо тебе. Спасибо. Низкий поклон.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама