Рецензия «Манифест свободы творчества: взгляд на «Кровь Того и этого света» (автор Старый Ирвин Эллисон)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 377
Дата:

Манифест свободы творчества: взгляд на «Кровь Того и этого света» (автор Старый Ирвин Эллисон)

Рецензия на произведение «Кровь Того и этого света. Идеи для других авторов»

В представленном тексте автор не столько пишет классическое художественное произведение, сколько создаёт своеобразный манифест о свободе творчества и одновременно — сборник сюжетных «зачатков» для дальнейшего развития другими литераторами. Работа сочетает в себе черты эссе, набросков для будущих романов и трактата о творческом вдохновении.

Сразу обращает на себя внимание предисловие, где автор прямо заявляет: идеи — «даром, безвозмездно». Такой жест бескорыстного творческого дара придаёт произведению оттенок декларации: автор выступает против «копирастии», как он это называет, и призывает всех желающих не только читать, но и писать, «рожать» произведения своего разума. Эта концепция напоминает неформальную традицию «открытого кода» (open source), но уже в области художественных замыслов: бери и используй, лишь бы вдохновение не угасало.

Далее, в тексте звучат цитаты из песен «Алисы» и «БГ» (Бориса Гребенщикова), подчёркивающие атмосферу дороги, наблюдения, ночи — все эти мотивы создают особое настроение. Использование строк из известных музыкальных произведений служит своеобразной «музыкальной прелюдией» к самим идеям, а также обрисовывает авторский настрой: смесь романтической тяготы к тайне, стремления к размышлениям о древнем и заброшенном.

Основной блок — список идей для будущих литературных произведений, своеобразный каталог сюжетных зарисовок. Причём темы варьируются от космических роботов, взявшихся за собственную судьбу, до эпических историко-мистических трактатов, в которых переплетаются магия, война и забытые цивилизации.

В идеях «Десятый день» и «Живность из стали и пластика» автор обращается к мотивам постапокалиптики, робототехники, самообучающегося искусственного интеллекта и новой формы жизни. Эти сюжеты отражают типичное для научной фантастики стремление к поиску грани между «естественным» и «искусственным», между человеком (или его отсутствием) и новым порядком вещей.

В «Древних чащах и тысячелетнем огненном терроре» и «Азия против Азии» появляется историко-мифический пласт: вопросы искажения прошлого, замалчивания магических традиций, уничтожения культур и взаимного влияния цивилизаций. Здесь чувствуется желание автора «вызвать читателя на спор», заставить задуматься о том, как формируется история, и почему некоторые её страницы кажутся стёртыми или искажёнными.

Сюжет «Гориллы в воде на катамаранах» предлагает почти гротескную, но при этом интригующую картину: разумные гориллы, оставленные на Земле людьми, колонизировавшими иные планеты. Уже одно это описание вызывает любопытство, представляя множество вариантов развития романа — от сатирического до серьёзной социальной фантастики.

«По праву сильного», «Черепа-купола» и «Другой Ростов-на-Дону» выглядят ещё более эклектично: от японского женского коллектива и жёсткой социальной драмы до сюрреалистических, возможно, постапокалиптических декораций с гигантскими черепами вместо архитектурных элементов или же родного города, превращённого в странное пространство с телепортирующимися лифтами.

Перечень идей выглядит богатой россыпью мотивационных зачинов, которые можно развивать как в жанре научной фантастики, так и фэнтези, хоррора или даже постмодернистской прозы. Авторское кредо — максимально открытое дарение замыслов — может быть вдохновляющим для начинающих писателей, которые часто ищут отправную точку или «толчок» для воображения.

Стиль текста довольно неоднороден: от поэтических пассажей о «родах разума» до публицистических восклицаний, критики социальной иерархии. В этом заключена и главная особенность: жанровая и тональная пестрота подчёркивает, что «Кровь Того и этого света» — не «цельное» литературное произведение, а именно компиляция идей, манифест, декларация авторской позиции.

Можно отметить, что в некоторых фрагментах логика перескакивает с философских обобщений о творческом акте к совершенно конкретным идеям сюжетных поворотов, а затем возвращается к историческим или культурологическим гипотезам. Такой приём может дезориентировать читателя, ищущего последовательности, но одновременно заряжает текст энергией непредсказуемости, что вполне уместно для произведения, которое стремится высвободить читательское (и писательское) воображение.

В целом «Кровь Того и этого света. Идеи для других авторов» можно назвать приглашением к игре в творчество. Автор выражает нескрываемую страсть к самому процессу изобретения сюжетов и образов, выступает за радикально открытую культуру писательства и провоцирует читателя на действие: «бери и пиши!» При этом текст полон вопросов об истории, культуре, экологии и природе человеческого мышления, пусть и высказанных порой фрагментарно.

Произведение трудно оценивать в классических литературных категориях из-за его необычного формата. Скорее это сборник-эссе с элементами вдохновения, вызова и дружеского предложения к соавторству для всех, кто желает творить. Для одних такой материал станет трамплином в собственную художественную вселенную, для других — любопытной авторской «проповедью» о месте писателя в современном мире. А кто-то упрекнёт текст в разрозненности и отсутствии единой сюжетной линии. Как манифест свободы творчества и генератор идей, «Кровь Того и этого света» вполне справляется со своей задачей, пробуждая изобретательность и фантазию.

7 баллов — это компромисс между оригинальностью «выставленных напоказ» идей и отсутствием цельного, проработанного сюжета. Произведение любопытно именно как манифест-раздатчик сюжетных ходов и призыв к свободному творчеству, но не дотягивает до более высокой оценки из-за фрагментарности и неоднородности изложения.

Необычный формат: Произведение сочетает в себе черты манифеста о свободе творчества и сборника идей для будущих литературных произведений. С одной стороны, это интересный эксперимент: открытая раздача замыслов и призыв творить «не стесняясь» выглядят свежо и вдохновляюще. С другой — такая компоновка лишает текст цельности и может казаться сырым читателю, привыкшему к классическим структурам (завязка–кульминация–развязка).

Сила идей: В представленном списке сюжетных «зачатков» действительно есть потенциал для интересных, местами даже провокационных историй (от космических роботов до эпических мифических войн и постапокалиптических горилл на катамаранах). Именно эта разнообразная «россыпь» заслуживает внимания и стимулирует воображение, что поднимает общую оценку.

Стилевая неоднородность: Текст скачет от поэтических зарисовок и цитат из песен до философских отступлений и историко-культурных размышлений. Это может быть увлекательно для любителей эклектики, но при этом затрудняет восприятие как единого произведения и сбивает читателя с толку, когда речь идёт о «цельной» художественной книге.

Идейный посыл: Автор искренне призывает к творчеству и борется против «копирастии», что может найти отклик у читателей, ищущих вдохновения или желающих освободиться от страха «взять чужую идею». Однако прямолинейная манифестность в некоторых местах перегружает текст публицистикой и отвлекает от самих идей.

Читательский отклик: Для тех, кто любит нетрадиционные форматы и желает «взять» уже наброшенные темы и воплотить их в собственном стиле, такой сборник может стать великолепным источником вдохновения. Но если подойти к нему как к самостоятельному произведению, то, вероятнее всего, читатель испытает ощущение незавершённости и разбросанности.

Оценка произведения: 7

Обсуждение
07:19 01.03.2025
1
Герман Бор
Алёна... я выражаю свою мысль... кто хочет разделяет, кто хочет не разделяет...)
11:21 27.02.2025
1
Алена Шаламина вторично провоцирует читателей на ДИСПУТ. Но и всего лишь. Перечислено множество направлений для творчества существа обладающего разумом.
Но в ее ранишней статье "Критика без критиканства: возможен ли диалог?" я уже высказал свое мнение на счет СУБЪЕКТИВНОСТИ авторов. 
Вот и сейчас в новой статье просто не хочется повторяться, ибо все хошь-не хошь вернется на круги своя. 
Главные и определяющие слова в статье - "... о свободе творчества..." - а может ли быть СВОБОДА в обществе, где идет элементарное формирование мировоззрения электората и его УПРАВЛЕНИЕ?! А КТО управляет? Да все те же лица, стоящие у руля - временновластьпридержащие (ВВП)! 
Коли общество не однородно, то от недовольства некоторой части электората, ВВП защищаются. Для начала силой Закона. Вот к примеру в части "СВОБОДЫ" слова, принят закон об "экстремизьме"! И слуги ВВП на сайте в лице "модераторов" успешно проводят ротацию довольных-недовольных. 
Я, зная свою Конституцию, где четко черным по белому и однозначно прописано: "...ст.17 - права и свободы человека и гражданина"; "...ст.29  
Каждому гарантируется свобода *мысли и *слова..., Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается."...", но вот априори, каждый сверчок интерпретирует К по-своему и вот на сайте "модераторы" почувствовали себя непогрешимыми и вне закона и творят безобразия когда "казнят" или милуют пишущих не по ИХ "правилам". 

Вот меня отлучили от сайта на 15 суток за "экстремизьм" в некой строчке моего стиха, где я высказался про НЕприкасаемых евреев. про русских можно говорить что угодно, а вот про евреев - НИЗЗЯ! "Церковь" отлучит, наложит анафему... 
Вот вам и "Критика без критиканства: возможен ли диалог?"!
А вот великий Сталин сразу расставил точки над "и" завещая народу: никто и ничто НЕ может быть ВНЕ критики! А представители Государства тем более и в первую очередь!!!
13:52 24.02.2025(1)
1
Фантастически интересное произведение...
16:58 25.02.2025
Алёна Шаламина
Тося,