Рецензия «Критика без критиканства: возможен ли диалог?»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Давайте-ка подискутируем
Оценка: 5
Баллы: 20
Читатели: 158 +1
Дата:

Критика без критиканства: возможен ли диалог?

"Давайте-ка подискутируем" представляет собой эмоциональное размышление о культуре литературной критики и взаимодействии авторов на платформе. Автор поднимает важную тему — как критика должна подаваться и восприниматься, чтобы способствовать росту, а не вызывать конфликты.

Главное достоинство этого текста — искренность. Видно, что автор неравнодушен к теме и хочет найти конструктивные пути взаимодействия в литературном сообществе. Однако повествование строится скорее на личных обидах и претензиях, чем на попытке выработать общий подход к обсуждению произведений. Это делает текст больше эмоциональной реакцией, чем аргументированным разбором проблемы.

Важной мыслью является призыв к более корректному выражению мнений, использованию смягчающих формулировок ("на мой взгляд", "мне кажется" и т. д.). Однако сам текст не всегда следует этим принципам: отдельные фразы звучат резко, а критика оппонентов порой переходит в личностные характеристики, что противоречит заявленной идее уважительного диалога.

Также вызывает вопросы использование примеров. Например, сравнение рифмы "жар-пожар" с пушкинским "Занемог — и лучше выдумать не мог" кажется спорным. В классической поэзии оценка рифм учитывает не только их оригинальность, но и контекст, музыкальность и гармонию текста в целом.

Если рассматривать текст как литературное произведение, оно скорее напоминает эмоциональный монолог, чем аналитическую статью. Его можно было бы усилить более сбалансированным тоном, четкой структурой и попыткой предложить решения, а не просто указать на проблемы.

В целом, "Давайте-ка подискутируем" поднимает важные вопросы, но эмоциональный накал и субъективность мешают ему стать по-настоящему убедительным. Возможно, более спокойное изложение мыслей и ориентация не только на личные примеры, но и на общие принципы конструктивной критики сделало бы текст сильнее.

Оценка

Текст искренний, эмоциональный и затрагивает важную тему культуры общения в литературном сообществе. Автору удаётся передать свою точку зрения и вовлечь читателя в размышления. Однако, на мой взгляд, эмоциональность иногда берёт верх над аргументацией, а изложение порой кажется чересчур личным, что несколько снижает силу убеждения. Если бы текст был чуть более сдержанным, сбалансированным и ориентированным на поиск решений, а не только на выражение обиды, он мог бы получить более высокую оценку. Тем не менее, это интересный взгляд на проблему, который определённо заслуживает внимания. С учётом всех факторов, я бы оценила текст на 6 из 10.

Оценка произведения: 6

Реклама
Обсуждение
19:26 26.02.2025(1)
1
Второй день висит ваша статья в воздухе и ни одного живого отклика.
Знаете, почему? Надеюсь, догадываетесь.
Я тоже ничего не напишу, это никому не надо. И дело не в культуре общения, на мой взгляд, все гораздо проще.
19:50 26.02.2025(2)
Алёна Шаламина
Нет, не догадываюсь. Может быть, потому что не о чем спорить? Хотя - не о чем спорить в том случае, если речь идёт о культуре общения. 
Две сравнительно недавние статьи на эту тему:
https://fabulae.ru/note.php?id=75816
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=157744
10:54 28.02.2025(1)
Елена Саульченко:
Рассказы так или иначе отражают внутренний мир автора, его взгляды, переживания и опыт. Поэтому психологи считают,  что даже конструктивная публичная критика может восприниматься как личная атака, даже если она направлена исключительно на текст, вызвать дискомфорт, обиду и даже стресс и гнев.

Человек способен скрыть свою истинную реакцию, но тот, кто критиковал (пусть даже по-доброму), может отныне стать его врагом. Такое происходит чаще всего при  публичной критике.



Моя статья (заметка) не претендовала на статус литературного "ПРОИЗВЕДЕНИЯ" и, кроме того, о чем четко и точно сказано самим названием:"Давайте-ка подискутируем", ничего не требовала и не просила!
Данный сайт, не предусмотрел дискуссий, но почему-то предусмотрел жалобы...
Мое мнение и мой призыв подискутировать - категорически против засилия жалоб.
Без них, наверное, трудно, но, помимо жалоб, хоелось бы и просто порассуждать и послушать
рассуждения других.
Оценка 6 - справедлива, если не понять, что это не было произведением в прозе!
Просто пришлось воспользоваться опубликовать хоть где-то фрагменты своих впечатлений и 
даже убеждений, что среди авторов, особенно, на литературно-конкурсных ресурсах, 
к сожалению, крайне редко встречаются справедливые и, одновременно, компетентные.
Именно поэтому скопировал и опубликовал здесь мнение Елены Саульченко! Ее позицию разделяю на все 100.
Борис и Никита Федоров - тоже очень правы! Благодарен им обоим и разделяю их мнение!
Если бы я не включил в текст (своего предложения подискутировать) цитату из рецензии к своим стихам, 
заметка получилась бы краше и не возникло  бы ощущения моей обидчивости, но тогда и дискутировать было бы не о чем.
 Никогда не стану приглашать к разговору "Ни о чем". Без конкретики, без примеров (плохих или хороших, неважно) - нет
оснований для дискуссий.
Алёне Шаламиной - СПАСИБО! Разбор ею проведен квалифицированно, но не разборов ради писал!
Проблемку решить хотелось, а этого не поняли... или поняли только в части касающейся техники письма...
По моему глубокому убеждению, вежливо говорящие неприятности, гладко стелющие, гибко гнущиеся, скользкие и услужливые "шестерки",
 к великому сожалению, во все века достигали бОльшего и, к еще большему сожалению, их почему-то считают по сей день 
незаменимыми. А лично мне всегда были противны лицедеи-оборотни, ибо опорой не может служить то, что не имеет 
силы сопротивления!
Фундамент (опору) никто не с троит из слизней, угрей, змей, гибких шлангов и пуховых перин).
Поэтому и допустил возможность диспута, с использованием жестких и крепких конструкций! 
Вместо лживого подхалимства и вежливого угодничества, вместо его крайней противоположности - оскорбительно грубых рецензий, предложил честное, но корректное и аргументированное изложение  мнения каждым собеседником.
Надеюсь, теперь буду понят лучше!
11:04 28.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Никогда не стану приглашать к разговору "Ни о чем". Без конкретики, без примеров (плохих или хороших, неважно) - нет
оснований для дискуссий.

Да, действительно, без примеров, без конкретики - это ни о чём.
18:49 28.02.2025
А зачем же тогда прозвучал упрек о личностных претензиях к критиканам?
Разве общей фразой, без уточнения ФИО, кого-то можно было бы убедить?
Цитата из спича - вот, что важно перечитать и разглядеть в тексте моего оппонента 
проявление злобы или неприязни, как минимум?
20:41 26.02.2025(1)
1
Нам-то с вами, зачем спорить, Алена? Здесь сама постановка вопроса не интригует, возможен ли диалог по части критики?
Не возможен, считаю. Даже в самом культурном плане - невозможен!
Я ранее читал ваши статьи, они правильные по своей сути, но они на что не повлияют - критика на Фабуле не приживется.
И на то есть причина. А в целом вы правильно задаете вопросы.
 
11:10 04.03.2025(1)
Организаторами сайта, почему-то не предусмотрены инструменты, помогающие понимать, 
кто кому и на какой вопрос или комментарий отвечает...
15:00 04.03.2025(1)
Есть такая недоработка, согласен. Как и не предусмотрена защита себя от жалобщиков - жалобщик всегда прав. Не предусмотрена и конкретика в вопросе "выбор редакции" - кто выбрал, за что? Кто конкретно оценивает работы? Не предусмотрена и критика, даже в самых изящных формах - боже упаси, об этом даже подумать! Лучше повеситься.))) Шутить тоже опасно - шутки мало кто понимает, можно волну гнева разогнать, SOS не поможет.
Что предусмотрено? Средневековый либерализм, заточенный под большевизм, с органами ЧК и собраниями "жильцов нашего дома", в котором участвуют дежурные клоуны определенной национальности.
Все это вызывает улыбку и повышает аппетит, чтобы во время приема пищи не задаваться вопросами, что такое - понимать, знать, хотеть, мочь, уметь? К желанию пережевывать пищу, получите 2-3 десятка стишков, состряпанных ИИ, прочтете комменты от одних и тех же лиц - еще живых, и все это назовете "хорошо поработали". А чтоб лучше переваривалась "пища", ее надо будет запить компотиком "Рецензии", чтоб почувствовать себя престарелым членом 4-го "Интернационала".
 
15:35 04.03.2025(1)
Надеюсь, общими усилиями хотя бы относительно адекватных авторов,
придем к консенсусу и перестройке нахлобученного тут.
Спасибо за понимание и солидарность! Главное - не крушить, а аккуратно 
корректировать перекосы с перегибами!
17:36 04.03.2025
1
Все будет хорошо, как впрочем, и сегодня, ничего не мешает каждому - быть собою.
10:45 27.02.2025
Нет, тема-то хороша сама по себе. И только. Вот Н.Федоров сразу ответил - диалог НЕвозможен!
Да и А.Шаламина либо провоцирует читателей, либо не знает, что диалог НЕ возможен.
Почему? Да вот ответ и суть в ее строчках, которые она просто похотя бросила и пошла дальше по не верному пути: "...субъективность мешают ...".
Вот суть! Все вы (мы, я) одновременно и критики, и авторы. И не наша в целом вина за это, такими мы рождены, так воспитаны. 
Вся беда в том, что мы все берем за истину нечто СВОЕ, родное. Почему? Да потому, что у нас у каждого свое МИРОВОЗЗРЕНИЕ!  А оно в свою очередь строится на ЗНАНИЯХ! И коль человек по своей природе не может знать ВСЕ во всех областях бытия, то он всегда СУБЪЕКТИВЕН!!! 
Поэтами не рождаются. Этому ремеслу не учат ни в детском саду, ни в школе, ни в ВУЗе. И вот некий пекарь, умеющий говорить в рифму, выражает недовольство по поводу стиха некоего учителя словесности. А учитель со своей колокольни осуждает техника по ремонту стиральных машин, а этот в свою очередь - депутата и так по кругу! 
И никакие ваши призывы и уговоры к лояльности, толерантности, "культуре" - не приведут к результату. Это извечно и вечно. В индийской мифологии это монада "инь" - "ян". На Руси правда-кривда. От этого вы никуда не уйдете. Волны недовольства как в океане будут то взлетать до небес, то падать вниз, циклически. Все будет зависеть от "истины", а она всегда конкретна к ДАННОМУ времени. И все склонится к превалированию в обществе людей с неким типом психики который имеет перевес в обществе на ДАННЫЙ период времени. Мы верили в доброго царя. Верили коммунистам, которые обгадили царя. В свою очередь сегодня мы обгадили коммунистов. А завтра...
На эти вопросы без труда отвечает наука соционика. Но она не в почете у временновластьпридержащих (ВВП). Иначе повторится интермедия про "дуромер"...
01:54 27.02.2025(1)
1
Воблин
Хорошая рецензия, и оценка объективная. А идеалисты никогда не переведутся, я думаю.
02:20 27.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо!
Реклама