Рецензия «Рецензия на стихи "Зимняя акварель" автора Алиса Лацис»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Зимняя акварель
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 90 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Зимняя акварель" автора Алиса Лацис

Итак, навеянное и наметённое Пастернаком:
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Свеча горела на столе, мела метель,
Скрипели ставни от порывов хмурых ветра.
Ложились тени в акварельную пастель
Листа в уверенных объятиях мольберта.

Под тонкой кистью просыпался зимний лес,
С прозрачной музыкой улыбчивого утра.
Качались сосны, упираясь в свод небес,
Волнисто-алого с лазурью перламутра.

Через сугробы пробирался след лыжни,
Теряясь в тишине изгибом поворота,
Небрежной складкой белоснежной простыни,
По высшей воле безобидной сумасброда.

Клюют рябину дерзкой стайкой снегири,
Всех оглушая громким писком и сумбуром.
Плывёт над лесом нежно-томный свет зари,
Как будто небо краску плавно зачерпнуло

И щедро льёт потоком лёгким через край,
Прозрачно-тонкой, чуть заметной светлой марью,
Бери её и в чистом поле расстилай
Всё завершая безмятежной пасторалью.

Свеча погасла и затихло за окном.
Свернулись сумерки вуалью милосердно.
И только, лист дыша свободно и легко,
Светился радостью в объятиях мольберта...

Думаю, не только у меня возникла эта ассоциация: и "свеча горела", и "мела метель во все пределы"...
Но полотно получилось совсем другим... 
Конечно же, оттолкнувшись от совершенно очевидной аллюзии, Автор начинал развивать и свой сюжет, и свой ритмический рисунок. 

Свеча горела на столе, мела метель,
Скрипели ставни от порывов хмурых ветра.
Ложились тени в акварельную пастель
Листа в уверенных объятиях мольберта.

(нет, ну красиво же, правда? Не хочется даже и придираться. И "уверенные объятия мольберта" - как ещё одна, изысканная и неявная аллюзия на то, что могло бы происходить, пока горела свеча и мела метель)

Под тонкой кистью просыпался зимний лес,
С прозрачной музыкой улыбчивого утра.
Качались сосны, упираясь в свод небес,
Волнисто-алого с лазурью перламутра.

(описательная часть в этом четверостишии - на высоте. Она и пейзажная, и картинная. Ну в самом деле, у природы нет "волнисто-алого", а на картине - очень может быть, иначе как проложить линию рассвета на заснеженном рисунке? А то, что сосны качались - на картине они, само собой, качаться не могли - только подчёркивало, что эта картина - живая, живой лес где-то за окном и дышащий жизнью рисунок под кистью художника)

Через сугробы пробирался след лыжни,
Теряясь в тишине изгибом поворота,
Небрежной складкой белоснежной простыни,
По высшей воле безобидной сумасброда.

(а здесь нас поджидали мелкие неприятности - сломалась лыжа. Сперва правая, потом левая. Размер стихотворения таков, что ритмическое ударение падает каждый раз на второй слог - это классический ямб, в данном случае - шестистопный, но к тому, что я хочу отметить, это отношения не имеет. Если соблюдать ритм по-виннипуховски точно и неукоснительно, то нужно говорить "черЕз" в первой строчке и "в тИшине" - во второй. Ритмические ударения и ударные слоги в словах не совпадают сразу в двух строчках подряд: будем считать, что мы налетели на небольшой пенёк, скрытый под снегом. Но затем наша лыжня продолжилась гладко, как белоснежная простыня свежевыпавшего снега)

Вызывает вопросы вот такой оборот: "По высшей воле безобидной сумасброда". И "высшая", и "безобидная" отнесены к существительному "воля". Если она "высшая", кстати, она вполне может быть и небезобидной! Особенно если её проявляет "сумасброд" (кстати, кто это может быть?). Но это я так, перестраховываюсь на всякий случай. Здесь определяемое слово вклинивается между двумя определениями. В данном случае немножечко сбивает восприятие, так и хочется отнести "безобидной" к "сумасброду", но потом видишь, что окончания между собой никак не стыкуются...

Дальше просто красиво, настолько красиво, что хочется просто любоваться и перечитывать, не мешая Автору создавать перед нами поэтическую картину.

И, наконец, к чему мы пришли?


Свеча погасла и затихло за окном.
Свернулись сумерки вуалью милосердно.
И только, лист дыша свободно и легко,
Светился радостью в объятиях мольберта...

(достойное завершение!)

Картина дорисована. Выдохнул и лист, и мольберт, и Автор, и читатели. Прекрасен образ "милосердной вуали", которая наконец-то уступила место наступающему дню. А я сижу и думаю: как художник рисовал свою картину, с натуры или по памяти? Если это самый ранний зимний рассвет, то неудивительно, что темно и нужна свеча. Он наступает крайне медленно, нужно поймать момент перехода от зари к сумеркам. И тогда сочетание "светился радостью" приобретает дополнительный смысл, который так приятно выискивать, представляя себе эту картину.
А если вокруг кромешная ночь, и художник рисует по памяти, как Айвазовский, поскольку рассмотреть нужный вид ему мешает метель, скрипящая ставнями в неположенное время? 
Но, в любом случае, картина удалась! 
Браво Автору. 
(а лыжи мы починим, куда мы денемся?)

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

9

- за художественность и яркие краски,
- за любовь к зимним рассветам.


Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
19:09 27.02.2025(1)
1
Алиса Лацис
Это было восхитительно! У меня нет слов!
21:28 27.02.2025(1)
1
Слово Автора
Спасибо за хороший отзыв!
21:35 27.02.2025(1)
1
Алиса Лацис
Меня эмоции захлестнули, даже не смогла мысли собрать.
Практически все задумки раскрыли, даже лыжню. Это высший пилотаж. Но про тишину не согласна, но пусть так.
Я очень признательна!!!
22:01 27.02.2025(1)
1
Слово Автора
Про "тишину" вопрос чисто ритмический. Разумеется, при декламации можно это сгладить, но не всегда же читаешь вслух...
Ваше право, разумеется)))
Рецензент говорит, но не обязывает
07:45 28.02.2025
1
Алиса Лацис
Реклама