Рецензия «Рецензия»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Горстями алой рябины...
Читатели: 681 +1
Дата:

Рецензия

Кристалл, мне очень сложно писать Вам рецензии, потому, что это - пустой труд, как я понимаю: мои замечания Вы не приемлете, то, что у Вас гуляет ритм и размерность, Вам и самой видно, моё мнение не совпадает с Вашим, и Вы оставляете право на свою позицию (я, кстати, на неё не претендую)...
Да, я подтверждаю, что размер у Вашего произведения весьма вольный (может быть, Вы так и задумывали и в этот раз?):

14/14/15/14
16/15/14/15
14/15/14/14
14/16/15/16

В последней строке Вы спрашиваете, как бы,"зачем этот умник выдумал лирику?" и тут же утверждаете, что "по дурости".
В первом катрене слово"наверное" поселено рядом с урезанным словом "наверно" - смотрится неважно.
"Издали" и "лирику" не рифмуются никак, так же, как и "сумраке" - "улицы";  "станется" - "останется" - тоже весьма не очень (кеды-полукеды!).
В первой строчке я бы поменяла слова "алой" и "рябины" местами для упорядочения ритма, хотя при таком размере вразбежку  -это мало поможет - тут требуется доработка всего произведения. Но всё это - моё ИМХО, которое для Вас останется где-то сбоку.

В целом, задумка стихотворения неплохая, мне нравится, и, наверняка, найдёт своего почитателя! Успехов!

Нет оценки произведения


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:56 10.08.2010 (1)
Присоединяюсь к мнению Кристалл по поводу размера. Я вообще не понимаю, что вы хотите доказать, подсчитывая просто количество слогов в каждой строке. Если уж анализировать подробно, то нужно рассмотреть и ударные, и безударные слоги. Вот смотрите (за отсутствием специальных символов обозначу безударные дефисами, а ударные - восклицательными знаками)

-!-!--!--!-!--
-!-!--!--!-!--
-!--!-!--!--!--
-!--!-!-!--!--

-!--!---!--!-!--
-!-!--!--!--!--
-!-!--!-!--!--
-!--!-!--!--!--

-!--!-!-!-!--
-!--!--!-!--!--
-!-!--!--!-!--
-!-!--!-!-!--

-!--!-!--!-!--
-!--!--!--!--!--

-!--!-!--!--!--
-!--!--!--!--!--

Видно, что всё стихотворенье, кроме одной строчки, прекрасно укладывается в схему дольника. Которым оно и написано. Более того, концы строк более упорядочены, чем их начала, что и создаёт единый ритм стихотворения. Одна выбивающаяся строчка, на мой взгляд, общего движения стиха не нарушает.
Проблемы возникают скорее с другой:
Напомнив, как пораженья стали победами.

Слово "как" может быть как ударным, так и безударным. Если его прочесть без ударения, ритм разрушается. Поэтому лучше, если на таких ключевых местах не будут стоять служебные слова, не имеющие собственного ударения.

Что касается рифм. улица - сумрака и издали - лирика - нормальные ассонансные рифмы, которые вполне уместны в стихотворении, написанном дольником.
     18:14 10.08.2010 (1)
А я думаю, что Лика права. Дольник - это хромой стих.. И читать его может только сам автор... желательно громко. Были случаи, когда в зале засыпали.
     18:20 10.08.2010 (1)
Зря вы осуждаете весь дольник скопом. Вот классический пример дольника.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Кто посмеет сказать, что это плохие стихи?
Сам тот факт, что стихотворение написано тем или иным размером не является поводом для того, чтобы его осуждать...
     19:09 10.08.2010 (1)
Юкари! Никто и не пытается ничего осуждать!  Даже доказывать ничего не хочу: читайте стихотворение Кристалл, там такая свистопляска с рифмами, что это любому очевидно! И дело не в том даже, дольник это или нет, важно, чтобы у повторяющихся строф ритм всё-таки был ОДИНАКОВ, а что мы видим здесь? Суть не в том, что это не песня, просто человек,  пишущий песни и имеющий слух, слышит сбой ритма сразу!
Кристалл попросила рецензию? Она её получила. Я ей высказала своё мнение. У неё - другое? Имеет право! Флаг ей в руки, как говорится.
Солнце моё, Кристалл! Покойного Гаспарова я знала куда ближе, чем Вы, но это ни о чём ни говорит. Не кажется ли Вам, что в таком тоне разговаривать как-то недостойно Вас же самой?! Экспериментируйте себе на здоровье!!!
     19:18 10.08.2010 (1)
Рада, что вы не пытаетесь осуждать. (Я ответила заявившей что "дольник - хромой размер" Зосе, а не Вам на этот счёт). Звучит это именно как осуждение.
Мой слух это стихтворение не раздражает. Возможно ваш слух более тонок, возможно мой - менее ограничен. На слух и цвет товарища нет. Принципы написания стихотворения и песни различаются, разве нет? Раньше, лет шесть назад, я реагировала на неклассические размеры примерно так же, как Вы. Однако обучение в университете, постоянные упражнения в определении размера стихов на слух и весьма широкий круг чтения сделали своё дело.
Ничего в стихах не "должно быть одинаково". В стихах вообще ничего не "должно быть", кроме целостности. На мой взгляд, это стихотворение весьма удачное.

Всей душой завидую Вам, что Вы знали Гаспарова.
     19:43 10.08.2010 (1)
Юкари, Вы вообще можете спать спокойно - у Вас стихов не обнаружено.  Лика пишет стихи, а не шлёпает мутантиков. Конечно ей трудно ковыряться в этих трупах.
Если рифма требует доказательства - это уже не рифма. И принцип у стиха один - чёткость.  Вы наплодили хромоножек и не знаете что с ними делать. Не печальтесь, скоро Зима - пойдут на растопку.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,

........ дежурный, но затёртый довод! Вы напишите пару стихов, потом уже Блоком размахивайте.
     19:51 10.08.2010 (1)
Отвечу очень коротко. Я в непонятках.
Зося Стаховская Горстями алой рябины... очень понравилось 13:04 05.07.2010 (с)

А Юкари, к слову, прекрасный поэт. Стихи - это НЕ ритм и НЕ рифма. Это суть. И человек, настолько овладевший техникой, может себе позволить с ней поиграть.
В конце концов, абстракция - это тоже живопись. :)
     20:02 10.08.2010 (1)
..покажите, где у неё стихи?.. Только не хромоножек, а именно стихи..    Лика сто раз права.  И не надо придумывать своё определение на слово "стих" - давно уже всё придумали.
А то у одного - это суть, у другого "образы" у третьего - думки... о доле народа.

Абстракция живопись?... У меня хорошая большая машина, и "запорожец" для меня именно абстракция.
     20:17 10.08.2010 (1)
Где? У нее на странице. Вы таки не поверите, но поэзия тех же футуристов ни разу не укладывается в рамки традиционного стиха, но гениальной она по-прежнему остается. И то, что я (живописец по первому образованию) не понимаю того же Малевича, не делает его менее известным и не изменит мнения тех искусствоведов (об обывателях я специально не говорю), кому его картины нравятся.
То же самое и со стихами. Да, лично Вам они могут быть непонятны, но зачем же обязывать автора писать лично для Вас? Считать собственное мнение единственно объективным - уж простите, признак непрофессионализма как минимум.

И да, я продолжаю недоумевать: в комментариях к моему произведению обсуждаются почему-то чужие стихи, а сами комментарии как-то совсем не вяжутся с отданным голосом. Когнитивный диссонанс продолжается...
     20:27 10.08.2010 (1)
..а, так Вы художник? Тогда понятно.
Я всё ждала, когда Малевич мелькнёт.. "Квадратов" понарисовали очень много, но деньги готовы платить, только за один.  Ибо не стоит повторять пример глупости.
Кстати,  правила сайта не запрещают ИМХО.  Пользуясь этим,  ещё раз повторяю: Лика права... если о стихах, если о мутантах, то конечно,  вам виднее.
У Юкари  ЗДЕСЬ  нет стихов. Это голые тексты. Она такая не одна. Писать стихи трудно, а не писать - ещё труднее.
.ах, забыла: ИМХО..

*
     20:33 10.08.2010 (1)
Страшно подумать, что же именно Вам понятно. Да, я художник с классическим образованием. В душе - импрессионист. Квадратов не рисую, разве только в процессе грунтовки холстов, но уважаю любое творчество.
И будьте добры таки ответить на вопрос - а КАК таки Ваше "очень понравилось" соотносится с Вашим же отношением к дольникам? И как чужие стихи любого качества влияют на гениальность Блока? Этого я осознать не в силах.
     21:20 10.08.2010 (2)
"Понравилось"? ..Смысл понравился, но  если Вы хотите писать дольники, то вперёд, постоянно доказывая, что это такое. А если хотите писать стихи, то учитесь у таких, как Лика. И оставьте Блока в покое - дайте ему отдохнуть.  
Впрочем я не знаю художника,  который бы писал хорошие стихи. Как правило это: "а я ещё и сте-хи пишу".
     23:43 10.08.2010
Да смысл что-то доказывать неграмотным людям, которые НЕ знают, что это такое? Видимо, учеба в университете меня разбаловала - кругом сплошные филологи, которым хватает знаний для того, чтобы видеть содержание, понимать его форму и суметь оценить оригинальность.
И да, все это - классическая поэзия, как бы Вам не хотелось это не признать.
Интересно, что ж будет, если я скажу, что музыкалку закончила и готовить умею, да и на родном филфаке не из последних - ну когда ж тут стихи-то писать?
Лучше уж сразу на мою страничку не заходите - у меня стиховеденье в программе, буду пугать народ практикой верлибра, белого стиха, секстинами... Это что ж с Вами будет-то?)))))))
     23:34 10.08.2010
Писать комментарии трудно, а не писать - ещё труднее.
Однако попробуйте, вдруг вам понравится.
     17:06 10.08.2010 (1)
Только сейчас заметила рецензию. Знаете, бывает такой ритм, как дольник (и это я уже заявляю с полным правом филолога). Основная фишка дольника в том, что безударные слоги в нем не учитываются. Учитываются только ударные. Посчитайте, если интересно - в каждой строке ровно 5 ударных. В данном случае это действительно задумка, и она выполнена, несмотря даже на тот факт, что писалось оно интуитивно еще до поступления в университет (и соответственно до знания о том, что бывает в природе не только тоническая система, но и дольник, верлибр, акцентный стих).
Мне уже просто интересно, простите - хоть один стихотворный критик в курсе, что ритм стиха на тонике не заканчивается?

В последней строке... Я даже не знаю, где Вы увидели в ней вопрос. Вопроса там нет. Даже пунктуационно.

Вопрос с рифмами я просто позволю себе не поднимать - как Вы могли заметить, меня в большинстве случаев волнует не соответствие рифмы тем или иным стандартам, а общее звучание стиха. Впрочем, некоторые проблемы там действительно есть, но чисто интересу ради - можете предложить иной вариант, так, чтобы не сбить ни задумки, ни ритма? Я в свое время не нашла, да и сейчас не вижу, несмотря на то, что стихи могу редактировать и годами.

И таки да, я не понимаю критиков, заявляющих, "тут у вас все плохо, потому что я не понял, зачем вы это сделали", и сама стараюсь подобного не писать.
     17:41 10.08.2010 (1)
Кристалл, здравствуйте!

И дайте же мне сюда уже этого умника,
Который зачем-то, по-дурости, выдумал лирику!!!

Если Вы употребляете слова "зачем-то", значит у Вас есть сомнения (т.е. как бы вопрос - Вы же не знаете - зачем, потому и говорите эти слова) и тут же даёте ответ - "по-дурости". Разве это не понятно? Если бы Вы сказали иначе: "видимо, по-дурости", никакого недоумения бы не возникло! Но это мелочи!

По вопросу дольника. Не надо считать других глупее себя! Очень многие оправдывают своё неумение писать стихи тем, что они-де писали дольник. Полноте!  В дольнике на месте отсутствующих слогов всегда можно их поставить мысленно, а в речевом плане здесь должна быть оправданная пауза, недаром дольники называют паузниками. Есть она у Вас?

И ещё: раз Вы пишете песни, значит прекрасно осведомлены о том, что каждая часть её имеет ОДИНАКОВЫЙ ритм и мотив, из которых складывается определённая мелодия (кроме припева, разумеется!). И что это будет за песня, если каждый её куплет будет иметь свою мелодию? Поэтому для песни, как ни для чего другого (к балладам это тоже относится), важен ритм и размер строк. Что тут ещё говорить?!

"тут у вас все плохо, потому что я не понял, зачем вы это сделали" - разве я так Вам сказала? Зачем передёргивать?
А по поводу рифм - да, есть совершенно не рифмованные стихи, но они не рифмуются ни в одной строке, при этом ритм и размерность сохраняются. У Вас же рифмы то есть, то нет, а вот это - уже плохо, Вы, как филолог, должны это знать. Тут, как говорится: или есть, или нет!

Переписывать Ваше произведение не вижу смысла, Вам и самой это вполне по силам. Да я и не вижу необходимости всё перекраивать на свой лад - у нас совершенно разное видение проблемы, да и стихо не так уж и плохо, на мой взгляд, хотя Вы меня и обвиняете в семи смертных грехах. Корректировка - да, нужна, но не более того. Мой совет: оставьте всё так, как есть, пройдёт время - посмотрите на него другими глазами (с позиции полученных в институте знаний и определённого взросления), и все вопросы отпадут сами собой!
Удачи!
     18:21 10.08.2010
/Если Вы употребляете слова "зачем-то", значит у Вас есть сомнения (т.е. как бы вопрос - Вы же не знаете - зачем, потому и говорите эти слова) и тут же даёте ответ - "по-дурости". Разве это не понятно? Если бы Вы сказали иначе: "видимо, по-дурости", никакого недоумения бы не возникло! Но это мелочи!/

Хорошо. Чисто ради Вашего спокойствия изменю на другой вариант: "случайно, по дурости". Повторяю, мои стихи переписываются десятки раз, и выложенный может и отличаться. Хотя смысл тут не меняется ни на йоту.

/По вопросу дольника. Не надо считать других глупее себя! Очень многие оправдывают своё неумение писать стихи тем, что они-де писали дольник. Полноте! В дольнике на месте отсутствующих слогов всегда можно их поставить мысленно, а в речевом плане здесь должна быть оправданная пауза, недаром дольники называют паузниками. Есть она у Вас?/

Филологические боги, пошлите мне терпения. "Дольник - это стихотворный размер, характеризующийся равным количеством ударных слогов на строку. Количество безударных между ними может варьироваться на 1-2". Цитата из конспекта по литературоведенью. При определении размера учитывается количество ударных/безударных слогов и их расположение. Все. Никакие паузы, "отсутствующие" слоги и прочее не имеют к ним отношения. Размер - это строго математическое понятие. Читайте литературу, того же Гаспарова, что ли...

Я уже, кажется, специально уточняла, что среди представленных на сайте стихов всего ОДНА песня. Я - не текстовик, я филолог со склонностью к экспериментам. Специально еще раз, раз уж Вы не можете внимательно прочесть комментарии: это НЕ песня. И все наличествующие на этой странице стихи, кроме "Каждый решает сам" - это НЕ песни. Соответственно, пишутся они по совершенно другим законам.

А рифмы, вспоминая то же универское стиховеденье, бывают и ассонансные, и диссонансные. Впрочем, об этом Вам уже сказали.

Стиху этому уже несколько лет, и именно придя в университет я убедилась, что он в принципе один из лучших за все время, что я пишу. Не думаю, что мое мнение о нем сильно изменится.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама