Заметка «Образа. Словарь человека»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #БлокнотПтицелова
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 242 +1
Дата:
Предисловие:

............................................#Словарь_человека

В православии изображения святых называют образами. Хранят их отражения на иконах, на образках. В них — напоминание, повторение событий, связанных с подвижниками, изменившими этот мир, сделавшими его светлее, чище, добрее. Пригоднее для жизни. Долговечнее.

Образа на иконах хранят образы святых, коснувшихся нашей жизни земле. Люди, чьи образы воплощены и размножены на иконах, стяжали за время их земного пути столько любви к нам, что свет их душ продолжает воздействовать на наши души, умы, представления о жизни — даже после того, как они покинули телесные оболочки. Они освящают наше существование веками. Придают жизни священный смысл. Это и есть святость.

За каждым образом святого человека — трагическая судьба. За плечами каждого из них — тяжёлая жизнь, порой страшная смерть. Их деяния растворены во времени. Они отдавали себя нам, тем, кто пришёл после них, без остатка, в кредит — ещё до нашего рождения.
Отдавали, а не брали. Искали истинных себя, в мире горнем, а не удобной и сытой жизни на земле. Искали небесных блаженств, а не земных благ. В этом суть любви — отдавать, не торгуясь, ничего не требуя взамен. Жить, отказываясь от преференций, собственной выгоды, награды при жизни. У них не было земных наград. Кроме самой бесценной, главной: Преображения.

Преображение — плод святости, результат всей жизни святого человека. Высший синтез всего, что происходило с этим человеком во время его земного пути. Уподобление человека Богу в Преображении — тайна тайн. А для нас, живущих на земле, преображённая личность человека становится образом, эталоном духовного подвига.

Преображение - это значит стать прообразом. Уникальным образом в мире людей. Уподобиться Образу Бога, а значит стать проявлением Бога на земле.

Образ святого - это и есть наглядное проявление сверхчеловеческой божественной природы. Все остальные варианты «сверхчеловека» — лукавство, обман и притворство. Когда тварь — сотворённая субстанция — становится самозванцем и присваивает себе права и атрибуты Бога, не имея ни малейших оснований для этого, ничего не сделав светлого внутри себя и снаружи - это соблазн, дьявольщина.
Может, именно потому люди создают себе тёмных богов, поддельных. Соответствовать образу и подобию истинного Бога — трудная и неблагодарная, по земным меркам, подвижническая работа. Жизненный подвиг.

Недавно услышал, как один поборник «новой религиозности древней веры» (не хочу говорить какой), ярый противник православия, с пренебрежением говорил, что православные поклоняются деревянным чуркам с картинками, и что, мол, это дикость. Я заметил в ответ, что иконам не поклоняются. Поклоняются Богу, склоняют в знак почитания головы перед святыми, которые есть проявление Бога в человеке. Это называется — почитать святых, почитать всё, что с ними связано — места, в которых они обитали, одухотворяя их своих внутренним светом, события, с ними связанные, их слова и духовные подвиги. Почитать иконы — это абсолютно нормально, не дико, не удивительно. Жаль, что он не услышал меня. Такие люди редко кого-то способны услышать — только свой собственный голос.

Теперь я думаю: надо было сравнить иконы, образа — с фотографиями. Такой аргумент я как-то слышал от православного проповедника Ивана Алексеевича Осипова. Может, он бы понял? Ну не плюёт же нормальный человек на фотографии людей, которых любит. А что там на фотографиях? Что за картинки дурацкие, что там за людишки-то? Нет, возразит нам любой, для которого изображения на фото не какие-то там картинки, а образы людей, близких ему. Он скажет: вот фото, это — мои любимые люди. Эти фотографии напоминают мне о тех, с кем меня связывает любовь.

Особенно ценными становятся фотографии, когда их, любимых, уже с нами нет. Такие фотографии хранят, достают, с любовью показывают другим, рассматривают, размышляют, глядя на них. Это — память. И что-то ещё, чему трудно подобрать название. Какая-то невидимая связь между людьми, которая прочнее всего — ни разлука, ни смерть её не разрушит.

Вот так и со святыми мы связаны. Их жизнь, удивительная, парадоксальная, подвижническая — удивляет, подталкивает к размышлению о смысле жизни человека на земле. Вызывает уважение, трепет перед их духовной силой, перед бескорыстием. Их образы служат для нас примером подвига, подвижничества как образа жизни. Мы хотим быть похожими на этих людей, безотчётно. Потому спрашиваем себя: а я бы так смог? Это и есть — уподобление Богу по образу и подобию. Для них примером была жизнь Того, кто первым прошёл трудную дорогу от рождения в пути до точки главного испытания, поругания, распятия, до мученической смерти на Голгофе — ради того, чтобы подарить людям шанс на спасение души.

У святых образом для подражания стала жизнь, заповеданная свыше Логосом. Логос: воплощение Бога на земле. Судьба Христа. Слово, Действие и Образ. Даже читать мы учимся, находя взаимосвязь между знаком, буквой, словом и картинкой в букваре. Азбука жизни... Мы все дети Логоса — Логос пока что ещё фундамент нашей цивилизации. Не станет его — не будет нас.

Конечно, современный мир предлагает другие — ложные — образы, как соблазны для людей. Возможно кому-то нравится уподоблять себя образу зверя. И тогда человек татуирует себя, наряжается особенным образом. У человека по-настоящему нет ничего, чего нельзя отнять. Кроме этого выбора: кому уподобляться. Невозможно лишить человека этого выбора без его согласия. Без явного или не явного отречения от истинного источника. Каждый выбирает тот образ, который ближе его нутру, или утробе. Бывает по-разному, да...

Вся наша жизнь — это образы истинные и неистинные. Ложные образы — это соблазны, сбивающие с пути, уводящие от спасения души. Истинные — путь спасения, исполнение судьбы. Даже образование — при том, что оно нынче весьма уродливое — полнится образами, состоит из них. Потому и слово такое: «образование», воспитание личности на образах. Не просто накопление впечатлений и знаний. А формирование личности, совести, стержня внутри. Образ жизни. Мы стоим на слове и образе, как бы нас ни оцифровывали.

Нравится мне это прекрасное древнее слово — образа. Образа хранят образы людей, уподобивших себя Богу. Не внешние облики, не обличья. И даже не лица. Образы. Божественные лики. Лик — это Бог, проступающий в чертах наших лиц.


П. Фрагорийский
Из книги САД КАМНЕЙ
_____________________________________________


Образа. Словарь человека

Песня «ОБРАЗА» из альбома «Китеж» группы «Гоша и Птицелов» здесь (видео)



ОБРАЗА
..................................................................#альбомКитеж
Текст под катом

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
стали человеки тихи
замолчали ангелы слов
неживое пишет стихи
души в облака
унесло

по воде плывут образа
вслед им золотые круги
безымянный смотрит в глаза
только не беги
не беги

судорогой сердце свело
тенью мир уходит во мрак
слово обернулось числом
светятся во тьме
номера

вся полынь в степи сожжена
тишина звенит за версту
но летят имён семена
значит я опять
прорасту



Музыка, голос, гитара Игорь Костин (Гоша)
Стихи, видеомонтаж - П. Фрагорийский (Птицелов)
Звук - Тимофей Боровков
Гоша и Птицелов
акустика, эскиз в альб. #Китеж
#русскийрок



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:33 03.09.2022 (1)
Русский язык вообще весь строится на образности. Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть))) 
     16:43 03.09.2022
1
Это да. Да всё связано с образами. 
     22:10 22.06.2022 (1)
Спасибо за текст!
     22:12 22.06.2022 (1)
За текст очерка или за текст песенки?)))
Спасибо за комментарий)
     18:57 23.06.2022 (1)
Необычный комментарий в три слова у меня получился. Видимо, это тот момент, когда 2+2=радиатор.

Насчет формата очерка неоднозначно. Скорее, это развернутый сопроводительный текст к клипу от автора. Он выигрывает тем, что нет авторской точки зрения, а есть авторская позиция, личное отношение к божественному началу.

Текст проигрывает, патаму што в нем многа букофф. Если убрать историческую справку о предмете сообщения, останется авторский посыл, манифест, тэглайн. Вот он:

"Нравится мне это прекрасное древнее слово — образа. Образа хранят образы людей, уподобивших себя Богу. Не внешние облики, не обличья. И даже не лица. Образы. Божественные лики. Лик — это Бог, проступающий в чертах наших лиц."

Больше ничего не надо. Сам же отрывок из книги можно опубликовать отдельно.

Текст песни, низкий поклон его автору, созвучен тонким вибрациям самого автора. Это - удача. Музыка, исполнение, текст, видеоряд не только обусловлены своим бытием каждого по отдельности, но и создают множественность посылов и смыслов, цитируя автора стихов, "проступающих в чертах наших лиц" и, добавляя от себя, в божественных образах.

Видеоряд логичен, но к приемам монтажа есть вопросы. На двух стульях не усидеть. Либо использовать рваный монтаж 1-2-3 секунды склейкой встык, отделяя смысловые эпизоды уходом в черное\белое. Либо использовать более длинные фрагменты 3-5 секунд, какие позволяют творчески подойти к наложению одного изображения на другое.

На 0.38 так и случилось, где лицо крупным планом. Здорово! На 0.46 короткий "вброс-микс" движения лика святой на фоне манускрипта слишком короток. Плюс тут еще вот какая засада. Цветовой охват пикселей исходных изображений, образа и рукописи, лежит примерно в одном и том же ключе цветовой температуры. Алгоритм сжатия при окончательном рендеринге принимает пикселы одного изображения за другое. Плюс алгоритм кодирования MP4 относит часть пикселей движущегося изображения на счет статичной картинки рукописи. Из-за этого двойного непонимания теряется четкость авторской задумки.

В первом фрагменте за счет разности цветовых температур этот прием сработал на ура. Это мелкие недочеты, есть и другие. Но, обращу внимание, на большом мониторе смотреть видео комфортно. Приятное вдохновляющее видео.

Видимо, написав: "Спасибо за текст", я всё вышесказанное имел ввиду. Спасибо за то, что выложили свою работу. Без сомнения, она удачна. Вы - талантливый автор, это моя личная позиция.

P.S. Подобную трактовку обозначенной в стихах темы я видел в кинофильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Его оригинальное название "Страсти по Андрею". Снят в 1966 году. Имею ввиду финал фильма, где на цветном изображении, сам фильм черно-белый, предстает галерея образов. Именно там режиссер применил наложение изображений.

Могу ошибаться, но этот прием он применил только один раз за все свои 7 1\2 фильмов. Видимо, то, что и Вы использовали этот прием, говорит о том, что через наложение изображений можно точнее выразить свое представление о божественном начале.

С уважением. Творческих успехов!
     21:27 23.06.2022
Здравствуйте)
Да песня-то давно написана. А статья вот только что - просто заметка и всеэ Клип и очерк не связаны между собой.
Ну а остальные тонкости я не понимаю. Делаю как Бог на душу положит) и позволит техника.
Рад что понравилось.
Надо менять комп и устанавливать программы, которые моя колымага не потянет сейчас)
     21:09 22.06.2022 (1)
Однако не все кто запечатлен достойны подражания.Вот к примеру княгиня Ольга.В отмщение ладью с древлянами приплывшими извиняться за убиение кн Игоря трижды взимавшего с них дань велела живьем закопать в землю вместе с ходоками. А следующих послов миротворцев - сожгла живьем, а потом следующих переколола сонных на пиру, а потом сожгла столицу древлян Разве это поступок исполненный святости? И эдакую живодерку увидите во всех храмах правосдавных да еще с добавлением слов " святая,равноапостольная" Ольга. Так что при всем уважении в образам тоже присматриваться надо
     21:23 22.06.2022 (1)
Присматривайтесь, но учитывайте что кн. Ольга тогда была еще язычницей. И замаливала грехи став христианкой.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Вообще и сейчас такой путь для многих характерен - вчера на чеченской войне был снайпером - сегодня священник в скиту или монах. Жизнь - процесс а не полтора абзаца в учебнике. Да и не известно, с чем они к ней пришли. Может угрожали. Когда за тобой люди - делаешь то что по судьбе положено.
Валерий, христианство - это сложное понятие и ментальный живой организм.  Он состоит из разных событий и жизней. Судьбы - лишь элементы в этом громадном историческом организме. Поэтому судить о нем корректно, если находишься внутри - изнутри только  понимаются важные вещи. Которые атеисту объяснить невозможно в абзаце форумного коммента. Потому что у человека не верующего самомнение рулит, и что такое смирение - ему неведомо.Это не то что бы плохо - это просто вот так устроено в людях, и они не понимают вообще о чем судить берутся.
Почитайте книгу о Давиде. Что он творил и что с ним творилось. Святой - это святой, а не святоша, муху не задушивший в течение жизни. Александр Невский отправил под лёд целую шоблу крестоносцев. Изверг же!))))
Однако не все кто запечатлен достойны подражания. (В.С.)


Не мирянам решать кто достоин, а кто не достоин, это Господня воля. Не достоин - не будет канонизирован. Это в раскольничьих заведениях кого попало канонизируют - а в реальной церкви - очень много времени проходит прежде, чем канонизация происходит. И без воли Бога ничего не бывает попущено (есть такое понятие как Божье попущение - право на ошибку в мире людей, чтобы извлечен был определенный урок). Вот сейчас мы находимся в таком же состоянии, когда попустил Бог людям растлиться, и в результате одни пошли вверх, другие - к лукавому, вниз. Зерна от плевел отделяются так веками.

Христианство состоит из сложных понятий: искупление, покаяние, попущение,  смирение, святость (не то что вы подумали - а именно то чем она является)и т.д. - многослойный процесс.
     07:38 23.06.2022 (1)
Однако на одном человеке изначально почиет благодать Божья, а другой злодей хоть бы и раскаявшийся.Канонизация злодеев напоминает мне пиар акцию. 
     09:01 23.06.2022 (1)
Ну это такое дело: жизнь  - как картинки из тестов Роршаха. Один смотрит - видит цветы, другой смотрит - и видит голых баб. Я когда-то сказал другу своему - он священник, мы учились вместе: мол, в церковь бы ходил, но там попы не такие, и то и это не такое... Он мне посоветовал перечитать заповедь "не суди" и сказал: а зачем тебе в церковь? В цирк сходи лучше или в кино, или в театр. Там есть на что посмотреть. А в храм приходят к Господу, а не клоунов искать.
Теперь вспоминаю - и стыдно как-то. До чего ж я был спесивый дурачок. Полагал себя выше Бога и Его воли. Господь он как модератор: Его действия не обсуждаются, Его волю не нашим куцым умишком оценивать.
     09:06 23.06.2022
Благодать как солнце - светит всем. И злодеям, и не злодеям. Но один исцеляется - другой сгорает. Потому и вопрос совершенства: это быть объективным, относиться с любовью и к друзьям, и в врагам, прощать и своих, и врагов. Т.к. любить своих - и язычники могут. А простить врага в душе - это под силу только христианам. Сразу скажу: не всем (хотя я не оч. добросовестный христианин). У меня, например, не получается "возлюбить врага" и простить.  Но хотя бы не мстить и не мучиться этим.

В общем, пиар-акция тут ни при чем. Это у вас просто есть непонимание главного в христианстве. А как объяснить это - честно, не знаю. Мне это понятно как дважды два. Иногда так бывает: вдруг становится понятным то, что раньше было недоступным.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама