Заметка «Перевернутая музыка»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Темы: музыка
Сборник: Заметки о музыке
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 78 +1
Дата:
Предисловие:
Дисклеймер: мое мнение не совпадает вообще ни с чем, включая то, что хотел сказать автор.

Перевернутая музыка

Я мало что понимаю в «серьезной» музыке. Особенно в современной.

Но мне хочется рассказать об Антоне. Он пишет такие вещи, которые не всегда и, наверное, не всем понятны (мне уж точно); которые не всегда красивы в привычном понимании красоты (красивости?); но при этом выразительны, ярки, порой откровенно (и восхитительно) дерзки, не лишены узнаваемого стиля, но не похожи друг на друга.

(Антон, если ты читаешь — не читай. 🙈)

Почти каждое произведение Антона для меня — головоломка. Мне доставляет удовольствие читать ноты, хотя я не так уж много в них понимаю; слушать и читать одновременно; переслушивать целиком и по кусочкам; узнавать отсылки к другим композиторам, к фольклору, бог знает, к чему еще; не узнавать, но когда объяснят, в чем дело — восторгаться тому, как все было очевидно, стройно и логично.

Логично — вообще хорошее слово для этой музыки. Она почти математически точна, почти геометрически выстроена и измерена, и если сыграть ее в точном соответствии с указаниями автора — выйдет безупречно. Даже когда выглядит неудобно — как, положим, вот эта токката, я буквально смотреть не могу, как она играется)

Я до сих пор не могу найти правильных слов, чтобы описать стиль этого композитора, сформулировать, чем он отличается от других. Я говорю об этом, как сказал бы поэт, и получается всегда не то, не так и недостаточно…

Что бы я ни слушала у Антона — в его музыке всегда есть линия особого напряжения, этакая натянутая струна, на которой держится все остальное. Из-за этого такие произведения не получается слушать для расслабления и умиротворения — все твои внутренние струны натягиваются и звенят вслед за этой воображаемой осью музыкального пространства, это требует внимания, сосредоточенности, умственной и эмоциональной работы.

Иногда это звучит так, что мне хочется начать любое свое мнение со слов «Да вы, сударь, наглец». Разумеется, это не черта характера, а черта стиля — местами действительно нахального, дерзкого, острого… драматичного. Кинематографичного. Я хотела бы слышать такую музыку в кино — в хорошем кино, с безупречно выстроенными мизансценами, продуманными персонажами и сюжетными поворотами, идеально подобранными актерами.

Но что бы я ни слушала у Антона — меня не покидает странное ощущение перевернутости этой музыки. Для меня она звучит наоборот и идет не туда, куда я ожидаю. Этакое зазеркалье… тем и завораживает, даже когда непонятно и странно. Завораживает вдвойне потому, что эта перевернутость, непонятность и странность нисколько не искажает стройности и логичности, о которой я говорила несколькими абзацами выше.

Чертовски непонятно.
Чертовски увлекательно.

И да, я понятия не имею, что из сказанного похвала, а что — критика.



Послесловие:


Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:34 08.08.2023 (1)
Знакомиться с современной музыкой полезно.
Хотя бы для того, чтобы следить за трендами. "Камо грядеши?", как говорится.
     22:49 08.08.2023 (1)
Вот я и знакомлюсь) Уж не знаю, насколько она попадает в тренды…
     23:04 08.08.2023 (1)
1
Фольклор я услышал в "Контрастах".   Есть такое.

Правда... на слуху у меня другие "Контрасты". Щедринские. Второй ф-п. концерт.


Токката же... До 45-го такта мучило ритмическое (да и динамическое) однообразие. Наконец, в этом 45-м такте хоть какие-то шестнадцатые промелькнули. Всё "оживляж"... Фугато с 64-го такта так себе...  Тема не слишком выразительная. А в целом, ну, бодренько так.

Зашёл к Антону на ютюб-канал. Увидел, что у него не только ф-п., но и ансамблевая музыка есть. Послушал Танец для фл. и фп.
     23:38 08.08.2023 (1)
1
Могу я  передать ваш комментарий Антону? В защиту «Токкаты» скажу: если не ошибаюсь, это одно из его первых собственных произведений. Впрочем, думаю, на его канале достаточно выложено, чтобы составить впечатление и без моего защитного слова)

Слушайте, а вот я в «Контрастах» фольклора не слышу… Где он там?)

Без Щедрина — хотя бы на подсознательном уровне, подозреваю, не обошлось) Хотя лично мне там мерещится тень Лигети…


не только ф-п., но и ансамблевая музыка есть.



Я бы даже добавила, что фортепианная музыка — отнюдь не основа его творчества. Антон духовик, флейтист, потому с духовыми работает больше и разнообразнее и полагает, что именно в них может продемонстрировать больше техники и выразительности. До канала дошли далеко не все его произведения, а что касается моей заметки — ну, я просто пристрастна именно к его фортепианным работам)
     23:50 08.08.2023 (1)
О Щедрине я написал не в связи с фольклором, а в связи с названием "Контрасты". Щедрину в финале его Второго ф-п. концерта действительно удалось создать контрастную картину.
     23:56 08.08.2023 (1)
Я поняла, но вы говорите, что в «Контрастах» услышали фольклор, а я — нет. Где он там?)
     00:29 09.08.2023
1
Ответил, но под "Контрастами".
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама