Заметка «Сталинские стройки ГУЛАГА»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 149 +1
Дата:
Предисловие:
Жизнь государства - это стройки на его территории. Нет строек - нет государства. Мы не княжество Монако, живущее на игорных домах. Нам строить надо.

Сталинские стройки ГУЛАГА


Или несколько наивных  слов о строительстве Сахалинского тоннеля под  Татарским проливом

ПРИМЕЧАНИЕ


Отличительной особенностью Советского периода СССР  являлось  небывалое в мире по масштабам  строительство проектов по развитию экономики страны. Самых разнообразных проектов,  но крайне необходимых для развития СССР.  И Советская Россия напоминала одну гигантскую стройку.  Работали на этих стройках все, и вольнонаемные рабочие по оргнабору, и выпускники ВУЗов, техникумов,  ПТУ, а также и комсомольцы по путевкам, и стройбатовские солдаты, и выселенные из центральной России бывшие враги  народа, и  заключенные, и досрочно освобожденные. Все работали. Потому и стал СССР за  четыре десятка мирных своих лет  второй экономикой мира, превратившись из лапотной и неграмотной страны сохи и лопаты  в передовую державу мира.

А нынешняя Россия напоминает старое заброшенное кладбище – пустые деревни с полуразвалившимися домами, заросшие бурьяном поля и вконец раздолбанные грунтовые дороги.

Одним из самых грандиозных таких проектов послевоенного СССР  являлся проект строительства  тоннеля между Сахалином и материком под Татарским проливом. О нем мало кто знает, а практически никто, но проект был ошеломляюще гигантским.  Ведь развитие Сахалина тормозилось из-за обилия омывающих Сахалин морей  и чрезвычайно слабым развитием дорог на самом острове.

Изыскания на тему строительства тоннеля производились  еще в 1928—1935 годах.

В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне  в Совете Министров СССР было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР и МПС СССР в 1952 году.

Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены Совмином СССР 6 сентября 1950 года.

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби, начало тоннеля,  должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали предполагалось сооружение девяти железнодорожных станций. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихин на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань с ответвлением к временной паромной переправе. Планировалось строительство тяговой электростанции у озера Кизи.

Окончание строительства, с организацией временной паромной переправы, было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля запланирован на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год.

***

Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели в основном освобождённые заключённые ГУЛага, вольнонаемные рабочие по оргнабору, стройбатовцы,  молодежь по комсомольским путевкам, и заключенные.  По согласованию с прокуратурой СССР, по разрешению Совмина, МВД освободил из исправительно-трудовых лагерей и колоний до 8 тысяч человек, направив их на МПС до завершения срока заключения. Исключение составляли лица, осужденные за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты, осужденные к каторжным работам, заключённые в особых лагерях МВД, на которых разрешение МВД не распространялось. На Сахалине это было Строительство 506 (посёлок Тымовское), на материке — Строительство 507 (посёлок Де-Кастри). К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры.

Подготовка к строительству тоннеля на материке велась силами условно-досрочно освобождённых, вольнонаёмных специалистов и военнослужащих (Строительство 6 МПС). В феврале 1953 года «Строительству 6» было поручено также заняться возведением электростанции у озера Кизи. Численность строителей к весне 1953 года составляла 37000 человек.

На территории Хабаровского края было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихин до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

На территории Сахалинской области работы велись в худших условиях и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить грунтовую автодорогу Ныш — Погиби, которая в советское время использовалась для вывоза древесины.

После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых работы по всему проекту были свёрнуты. По воспоминаниям одного из молодых инженеров Ю. А. Кошелева, выпускника МИИТ 1951 года, присланного по распределению на эту стройку, руководившего строительством первой шахты до оси тоннеля), ситуация сложилась очень сложная.
Он пишет:

  "В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство № 6 МПС на остров Сахалин… Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобождённые. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, — это тем, что давали подписку о невыезде. На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобождённых… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года.

Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: «Всё, больше не надо». Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране…"
Был необходим тогда. Необходим он и сейчас.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время ни авиация, ни паром не отвечают транспортным запросам региона. Зимой Татарский пролив замерзает, и хотя паромы «Сахалин» ледокольного типа, в очень холодные зимы нужно использовать для проводки ледоколы, а в штормовую погоду остров вообще недоступен.

С предложением о возобновлении работ по строительству Сахалинского тоннеля  в 1992 году выступил начальник Сахалинской железной дороги А. Б. Васильев. В 1999 году министр путей сообщения Николай Аксёненко заявил о необходимости разработки проекта соединения железнодорожной сети Сахалина с материком, в 2000 году представители проектных организаций провели обследование местности. Реализация была прервана в связи с отставкой Николая Аксёненко с поста главы МПС.

В феврале 2008 года в администрации Сахалинской области было проведено заседание по вопросам транспортного сообщения области с материком. В разработке транспортного перехода приняли участие 14 проектных и научно-изыскательских институтов. Стоимость проекта оценивается от 300 до 330 миллиардов рублей. Генеральным подрядчиком выступило государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и российской академии наук. Проект включает в себя как строительство самого перехода от станции Селихино до станции Ныш, так и строительство железнодорожной ветки Ильинский — Углегорск. Суммарные объемы отправляемых грузов со станций Сахалинской железной дороги могут составить к 2025 году около 34 миллионов тонн.

Но дело с места не двигается до сих пор. Ждут, пока идея Сахалинского тоннеля  не попадется на глаза Путина. Тогда все Госчиновники разом  забегают и запрыгают в ретивом  административном усердии.

PS О строительстве Сахалинского тоннеля писатель Борис Ажаев написал большой роман под названием "Далеко от Москвы", за который он получил Сталинскую премию и по которому был в свое время снят фильм под тем же названием.

***




Послесловие:
Сахалинский тоннель нужен стране, как воздух. Но госчиновникам страны он не нужен совсем.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      10:22 24.11.2023 (1)

Я извиняюсь перед вами - столько вам работы дал в интернете.

 Да не за что извиняться, для меня это развлечение - Ваши комменты весьма забавны.  Редко попадаются индивиды, столь стойкие в защите своих заблуждений. Красавец Всё-то Вам божья роса
     10:54 24.11.2023
Дело в том, что я неплохо знаю историю России 20-го века. И ваши исторические "ляпы" я вижу на расстоянии. И, кроме того, я считал и буду считать, советский период истории России вершиной развития России. Как политического, культурного, экономического, так и социального. Больше она, Россия, так высоко никогда не поднимется. Сейчас по пути СССР идет Китай, интеллектуальный центр земли  и первая экономика мира. Америка от Китая далеко, далеко позади. 
PS Первое место в мире по количеству изобретений или интеллектуальных новшеств земли за год  занимает Китай. Америкой здесь и не пахнет.
Гость      10:51 22.11.2023 (1)
А почему бы было не процитировать Википедию до самой финальной информации?



В 2018 году рассматривались варианты строительства моста вместо тоннеля, однако окончательного решения тогда не было принято. (С)




Мнение о экономической нецелесообразности строительства Сахалинского моста высказали министр финансов Антон Силуанов (2018) и специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов (30.11.2020), так как строительство железной дороги длиной 536 км по Хабаровскому краю обойдётся гораздо дороже строительства самого моста, а грузов для Сахалинского моста нет. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что вопрос о строительстве Сахалинского моста обсуждается, но конкретных планов его строительства нет. Есть мнение, что возведение моста экономически нецелесообразно и не окупится, так как для него недостаточно грузов — главным грузом для переправы мог бы стать уголь, однако, ни один из грузовладельцев-угольщиков не поддержал инициативу. (С)




Строительство транспортного перехода с Сахалина на материк нецелесообразно с точки зрения экономики, заявил в интервью «Интерфаксу» специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

«С точки зрения психологии мост – нужен. Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин. А с точки зрения экономики – нет. Для этого моста нет грузов», — сказал Иванов.

Чтобы построить мост, необходимо пройти 536 км по «безлюдной тайге» от Комсомольска-на-Амуре до точки на континенте, где самый узкий пролив. Строить мост можно только в этом месте. «Так вот: 536 км по Хабаровскому краю – это обойдется гораздо дороже, чем сам мост. The end of story», – заключил Иванов.


 Что касается романа Б.Ажаева, то он никакого отношения к сахалинскому проекту не имеет. В романе (и фильме по нему) бывший расконвоированный заключённый Ажаев описал строительство нефтепровода в Сибири, в котором он сам принимал участие. Роман был написан ещё до 1946 года, а решение о строительстве тоннеля было принято только в 1950 году.
     12:59 22.11.2023 (1)
Видите ли, но в СССР занимались реальной экономикой страны. Подчеркиваю, реальной. И строили именно то. что нужной было стране по единому плану развития страны. При президенте Медведеве пробовали начать работы по строительству тоннеля, но быстро бросили. В те времена доверили добычу газа и нефти немецкой фирме и загубили половину площади Сахалина.
А то, что нынешней власти не нужна Сибирь и все построенное в Сибири еще при СССР, брошено и разваливается и является абсолютнейшим фактом. Надо же до такого безумия дойти, что бросили Билибино с его  громаднейшими запасами золота, серебра и полиметаллов. СССР там АЭС и город построила. А эти остановили АЭС и город бросили. Бе-зу-мие!
PS Про Ажаева вы заблуждаетесь. Или намеренно клевещите.
Гость      15:56 22.11.2023 (1)



Василий Ажаев, «Далеко от Москвы» 

В первоначальном варианте роман в 1946—1947 годах был напечатан в журнале «Дальний Восток». В 1948 году в журнале «Новый мир» был опубликован переработанный вариант романа. 

Молодой инженер Алексей Ковшов, в августе 1941 года демобилизованный с фронта по ранению, получает распоряжение главка — немедленно отправляться на Дальний Восток, где за тысячи километров от Москвы идет строительство одного из первых в стране нефтепроводов. Распоряжение правительства гласит: нефтепровод, который по плану должны были построить за три года - необходимо построить за год. Для форсирования строительства нарком назначает новых руковдителей стройки, блестяще зарекомендовавших при выполнении самых сложных и ответсвенных заданий партии - Василия Батманова (начальник стройки) и Георгия Беридзе (главный инженер). (С)


Григорий Свирский (29 сентября 1921, Уфа — 2016) — советский, позже израильско-канадский писатель, журналист, военный корреспондент, автор мемуаров. Участник Великой Отечественной войны, член КПСС с 1944 по 1972 год. Член Союза писателей СССР. Из книги «Герои расстрельных лет»: 


«Целая бригада симоновцев (Н. Дроздов, завпрозой в симоновском „Новом мире“, с сотоварищами) начисто переписала рыхлые записки бывшего заключённого В. Ажаева, изданные на периферии; автор превратил в них начальника концлагерей Барабанова, которого зэки и охрана боялись как огня, в героя вольной советской жизни Батманова. Симонов с энтузиазмом поддерживал ложь: магистральный трубопровод в ажаевской книге, после всех исправлений, по-прежнему прокладывали не несчастные, голодные, полумёртвые зэки, которых автор предал, а исключительно счастливые советские граждане. Симонов бдительно просмотрел готовую рукопись: не остались ли лагерные „намеки“, ненужные психологические ассоциации и пр.; и Василия Ажаева, тихого, болезненного зэка-„вольноотпущенника“ восславили — за молчание. За молчание и робость определили главным в витринный журнал „Советская литература на иностранных языках“, где, как известно, главный не решал ничего. Он был осчастливлен, Василий Ажаев, а жить больше не мог: умер от инсульта и прочих болезней, приобретённых на каторжных работах. Ажаевский же архипелаг ГУЛАГ стал, благодаря Константину Симонову, всемирно известным апофеозом свободного труда в свободной стране — нашумевшим романом „Далеко от Москвы“, удостоенным Сталинской премии первой степени. Это, пожалуй, было рекордом фальши. Рекордом фальши в эпоху кровавых фальсификаций»



Может быть, Свирский злопыхатель и всё наврал про Ажаева? Ан нет:



Ажаев Василий Николаевич
Дата рождения:
12 февраля 1915 г.
Дата смерти:
27 апреля 1968 г., на 54 году жизни
Социальный статус:
студент Литературного института, работал дежурным химиком на Газовом заводе при Моссовете; писатель
Место рождения:
Сотское деревня, Талдомский район, Московская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Новодевичье кладбище, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
1934 г.
Приговорен:
по ст. 58 – 10 «контрреволюционная агитация»
Приговор:
15 лет исправительно-трудовых работ; освобожден в марте 1937 года, остаток срока отбывал как "вольнонаемный"
Книга Памяти:
Возвращенные имена. Москва и Московская область
Следственные дела УКГБ по Москве и Московской области

 Интересно, а вот Вы лично "заблуждаетесь. Или намеренно клевещите"? (Орфография сохранена)

     16:33 22.11.2023 (1)
И что дальше? Я вам таких историй в интернете сотню за час настрогаю, 99% которых элементарнейшая брехня за деньги ГОСДЕПА. Дело в том, что я жил в Ирекутске2,  в городе ссыльных и репрессированных Я с их детьми в школу ходил. И у меня с детских лет стойкая неприязнь к их родителям, ссыльным и репрессированным. Их не зря выселили из центральной России. Это  кулачье ненавидело советскую власть. И получается так, что их дети учились в советских школах, поступало в ВУЗы, техникумы, ПТУ  и жили нормальной советской жизнью. А родители их захлебывались в ненависти к советской власти.
 Роман "Далеко от Москвы" у меня есть 1962 года издания. Биография в предисловии к роману там не такая, какую вы привели. И я считаю, что вы здесь сверх необъективны. Ведь Википедия про СССР и нынешнюю Россию пишется Госдепом США.
Гость      10:55 23.11.2023 (1)

И что дальше? Я вам таких историй в интернете сотню за час настрогаю

Википедия про СССР и нынешнюю Россию пишется Госдепом США.

 В самом деле? Странно... Помещу результат проверки на авторство данной заметки. Может быть, Вы таких "сотню за час строгаете", но остальные 99 экземпляров пока не будем трогать. 


Вот в этой заметке, г-н Виталий Овчинников (это Вы, надеюсь?) в первой части позаимствовал 79% контента статьи из той самой Википедии, которая "пишется Госдепом США" (в полном тексте это заимствование составляет 69%). 

Как Вы это объясните? Вы не Виталий Овчинников? Или врёт не только Википедия, но и онлайн-проверка Антиплагиата? А как же быть с Рувики, новым ресурсом, призванным заменить Википедию - ведь там текст совсем не отличается? И туда проникли шпионы?

К слову, интересно, что Виталий Овчинников (это Вы?) данный текст опубликовал даже трижды в разные годы (2016 - 2022 - 2023). Наверное, Госдеп страдает забывчивостью и его легко обдурить, получая гонорар за один  и тот же опус несколько раз

https://proza.ru/2023/11/20/675 (100%)
https://proza.ru/2016/05/26/1745 (100%)
https://proza.ru/2022/06/18/695 (100%)
https://ecoprog.ru/sekretnyi-podvodnyi-t... (79%)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%... (79%)
https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%A1%D0%B0%D... (79%)
https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%B0%D1%85%... (79%)
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/3... (78%)
https://dosaaf-khab.ru/podzemnaya-doroga... (78%)
https://getbox24.ru/taina-sahalinskogo-t... (70%)
https://getbox24.ru/sekretnyi-podvodnyi-... (64%)
https://mobi-scripts.ru/stati/37640-saha... (53%)
https://CoronoVirus.ru/stati/16522-sahal... (53%)
https://telegra.ph/Sahalinskij-tonnel-st... (51%)
https://sxn.io/rossiya-dalnij-vostok-f/o... (48%)
https://m.sxnarod.com/ostrov-sahalin-t.h... (48%)
https://www.sxnarod.com/ostrov-sahalin-t... (48%)
https://new.topru.org/most-na-saxalin-bu... (45%)
https://callmedan.livejournal.com/1510.h... (44%)
https://istall.ru/tonnel-mezhdu-sahalino... (40%)
http://zhurnal.lib.ru/u/ushakow_w_n/mswo... (38%)
https://el-tolstyh.livejournal.com/10279... (38%)
https://stihi.ru/2011/12/08/865 (38%)
https://newsland.com/post/2976540-proekt... (38%)

Во второй части данной заметки - "Современные проекты" - источник несколько иной, хотя и в ней 33% текста из Википедии.


https://proza.ru/2022/06/18/695 (100%)
https://proza.ru/2016/05/26/1745 (100%)
https://proza.ru/2023/11/20/675 (100%)
https://getbox24.ru/taina-sahalinskogo-t... (71%)
https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%A1%D0%B0%D... (33%)
https://mobi-scripts.ru/stati/37640-saha... (33%)
https://CoronoVirus.ru/stati/16522-sahal... (33%)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%... (33%)
https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%B0%D1%85%... (33%)
https://callmedan.livejournal.com/1510.h... (15%)
http://zhurnal.lib.ru/u/ushakow_w_n/mswo... (15%)
https://sxn.io/rossiya-dalnij-vostok-f/o... (15%)
https://el-tolstyh.livejournal.com/10279... (15%)
http://samlib.ru/u/ushakow_w_n/msworddoc... (15%)


Почему поисковик находит так много адресов? Частью это цитирование Википедии, а частично - источники, использованные в её статье.

Можете возразить, что это Госдеп украл текст Виталия Овчинникова (это Вы?) для публикации в Википедии. Но! В ней  всегда даются ссылки на источники, а при желании можно и открыть страницу с обсуждениями публикуемой статьи, поскольку статьи составляются коллективно.
А где ссылки на использованные источники у Макара Николаевича или Виталия Овчинникова? Нет таковых.

 Роман "Далеко от Москвы" у меня есть 1962 года издания.

 Вы берётесь утверждать, что у Вас действительно есть роман некоего Бориса Ажаева с названием "Далеко от Москвы" и в нём действительно рассказывается о строительстве Сахалинского туннеля? Тогда причём здесь фильм, снятый по роману "Далеко от Москвы" писателя и бывшего заключённого ВАСИЛИЯ Ажаева, в котором рассказывается о строительстве нефтепровода? Вы потеряли логическую нить, Макар Николаевич. Или как Вас на самом деле...


     13:00 23.11.2023
Я извиняюсь перед вами - столько вам работы дал в интернете. И самое поразительное, что пустой и никоми не нужной работы! Успокойтесь и лягте полежите - эти приступы, так называемого, "правдолюбия" проходят!
     19:24 20.11.2023 (1)
Что нам Сахалин. Вот скоро пустят метро из Москвы в Тулу. Вот это стране надо.
     22:19 20.11.2023
Нет,  не поедет Собянин в Тулу. Ему в Москве хорошо. Ведь он пол бюджета страны в своих руках держит.
     11:23 20.11.2023 (1)
Ваши работы всегда интересно читать. Знать бы еще, что такого ценного на Сахалине имеется, без чего мы жить не можем?
На эти деньги можно было построить кучу мусоросжигательных заводов и получать электроэнергию, или дороги бетонные проложить в районах Севера. Гигантские проекты это хорошо, но есть вопросы первой необходимости и о них так же позабыли, как и о тоннеле.
     11:43 20.11.2023
На Сахалине большие запасы угля, нефти и газа. Кроме того, там уникальнейшая природа. К примеру, там вырастают лопухи в два-три человеческих роста. Местные их тушат и   салаты из них делают.
PS Сталин не занимался "херней".. Все, что он делал, было нужно стране.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама