Заметка «Догнать Гегеля» (страница 2 из 4)
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Читатели: 246 +3
Дата:

Догнать Гегеля

наличное, — мышление должно подчиняться предмету, сообразоваться с ним»2. Справедливость же есть соответствие деятельности с законом, сама предмет, относительно которого почти не спорили ни Аристотель, ни Платон. Аристотель считал её (правосудность) одним из условий и целей счастья3, Платон устами Сократа признавал её одним из желаемых свойств души частного человека: «…кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен»4.

Всё же принципиальность и фундаментальная разработанность понятий истины и справедливости нисколько не мешает их произвольному определению и самой поверхностной трактовке современниками. В погоне за призраком справедливости теряется истина. В борьбе за истину исчезает само понятие справедливости. Борьба этих противоположностей очевидна, её доказывать и обосновывать не надо, из неё нужно исходить, строя структуру исследования. Единство противоположностей — вот что требует внимания, так как на этом пути мы можем хоть что-то узнать.

Во-первых, эти категории объединяет принадлежность к сфере культурного идеала. Как та, так и другая относятся к желаемым целям общественного развития каждого государства в форме институтов науки и права. Та и другая декларируются конституцией и основными документами, регламентирующими деятельность этих институтов. Та и другая зависят от места, которое занимают наука и право в организации страны, в конечном итоге — от экономического состояния общества.

Зависимость большой науки от производства более наглядна, чем зависимость права от степени хозяйственного развития государства, но отрицать последнюю было бы совсем уж нелепо. Дело обстоит так, что истино-(науко-)ёмкость современных технологий производства не требует доказательств, а «справедливоёмкость» «технологий» права — вещь абсолютно спорная. Измерять её, наверняка, нужно не количеством и подробностями обсужденных Думой, утвержденных и принятых к исполнению законов, так как известно, что всевозрастающее количество законов является индикатором грядущего развала государства. Но факт прямой агрессии права по отношению к науке, который можно уяснить из попыток признания неэффективными множества университетов и даже Академии наук свидетельствует о том, что они существуют все-таки на одном уровне.

Разумеется, истина и справедливость не прекратили бы существования и тогда, когда была бы распущена Академия наук и распущены суды, вплоть до конституционного. Этот регресс просто свёл бы их на уровень феодального или рабовладельческого общества. Ведь такие истины как «солнце восходит на востоке и заходит на западе» и такие формулы справедливости как «око за око, зуб за зуб» по-прежнему являются фактами духовной жизни общества с регулятивной функцией, значимой не только на уровне речевых оборотов русского языка.

Во-вторых, истина и справедливость принадлежат действительности как правда и обоснованность. Истина как соответствие действительности и справедливость как нечто, имеющее в действительности обоснование, родственны между собой как бытие и производная от бытия зависимость. В каком-то смысле это синонимы. Луна вращается вокруг Земли — есть истина, и утверждать так справедливо. Несправедливо утверждать то, что не обосновано бытием, несправедливо требовать признания истиной того, что неверно его отражает. Необоснованно утверждать то, что неправда, то, что не соответствует действительности. Например, необоснованно утверждать, что вращение Луны вокруг Земли не вызывает приливов. С другой стороны, правда — условие обоснованности. Следовательно, требование обосновать — доказать обоснованность — есть требование, позволяющее сделать вывод о правде — соответствии обосновываемого действительности. Следовательно, обоснованность есть правда. Закон достаточного основания в логике есть закон достаточного количества условий для суждения о правде, то есть истине. Взаимозависимость истины и справедливости на уровне логики не вызывает сомнения. Но задача мышления определяется не только требованием соответствовать выявленным отношениям на уровне правил общежития. Того же требуют и законы эволюции. Оправданное законами эволюции имеет обоснование в природе, но справедливым это назвать нельзя, так как то, что что составляло экологический круговорот до появления человека, имеет отношение к истине и к справедливости только как подход издалека. Точно так же ничто в современной природе, не попадающее в сферу человеческих интересов, не может претендовать на рассмотрение с точки зрения этих двух принципов.

В-третьих, истина и справедливость подлежат рассмотрению в своем единстве как результат человеческого опыта. Истинно то, что соответствует опыту. Опыт — явление беспристрастное, следовательно, имеет отношение к справедливости. Пристрастный опыт несправедлив и может быть неистинен. Доказанное на опыте — истинно, и в то же время справедливо.

4. Законосообразность и гипертекст

Вечность современна. Она находится с нами всегда, и мы глубоко ошибаемся, представляя ее лишь как очень далекое прошлое и необозримое будущее. (С. Сметанин)

Подытоживая высказанное, можно прийти к выводу, что в истине и справедливости больше общего, чем разъединяющего, и главное, что их объединяет, — это принципиальная законосообразность. Если истина обязывает мышление сообразовываться с предметом или, иначе говоря, с законами, по которым существует предмет, то справедливость обязывает сообразовываться с законами, на основе которых живёт общество, будь то законы гражданские или законы гуманитарных наук. Мера законосообразности, присущая человеку или группе лиц, позволяет делать вывод об уровне развития в каждом данном случае, на каждом данном этапе истории как истины, так и справедливости. Профессионализация духовной деятельности разводит носителей истины и справедливости по разным общественным стратам, внося в ход дела меру специализации. Ученые и юристы представляют эти страты.

При всей кажущейся и действительной справедливости этих мыслей они пока не несут ничего принципиально нового. Поможет ли вышесказанное в дальнейшем исследовании? Выведет ли оно на новое знание? Как будет этому способствовать формальная или диалектическая логика? Или ещё какая-то. Человеку, занятому производительным трудом, праздной показалась бы сама постановка вопроса. Исторически нужда в письменном закреплении словесного употребления возникла в классе, который не участвовал в трудовых процессах напрямую. Мышление, приводящее к правильному результату в процессе круглогодичного труда, всегда требовало не истинности в сиюминутном применении словесной схемы, а мудрого деяния или воздержания от деяния. Верность такого мышления (точнее, практической смекалки) не требовала ни фраз, ни письменных указаний.

Именно письменный характер мышления привёл к созданию логики Аристотеля и Декарта. Это же свойство нашло своё крайне выражение в диалектике Канта и Гегеля.

Современные информационные технологии вывели мышление человечества на уровень использования гипертекста. Как формальное, так и диалектическое мышление, полностью соответствуют этому способу информационной обработки понятий.

В сущности информационные технологии так или иначе должны были бы привести к созданию диалектической логики материализма, и дело случая, что Кант, Гегель, а затем и Маркс вплотную занялись ею гораздо раньше.

Отчего информационные технологии (гипертекст) неизбежно должны вылиться в диалектический материализм? На мой взгляд, оттого, что возможность придания каждой единице текста ссылки на любой иной текст открывает перед письменной речью перспективы точнейшего формального отражения сверхсложных многоуровневых объектов. Кроме того, появляется возможность создания на любом из уровней текста, который, будучи машинно-исполненным, способен воспроизвести ту или иную предметную функцию, дополнительно и качественно определённо субъективирует гипертекстовую передачу информации, может распределить субъективные качества автора во времени и пространстве.

Гипертекстовая речь может быть строго адресной не только в смысле уникальности адресата, но и в смысле его потенциального развития, то есть развития уникальности уровней его понимания. А главное в том, что разделение обработки гипертекста на машинную и человеческую не мешает формальному объединено в единый текст на языке гипертекстовой разметки. Трудно не увидеть здесь как диалектического, так и формального единства противоположностей.

Принципиальная человеко-машинная (или машино-человеческая) двойственная направленность языка гипертекстовой разметки, неизбежность использования якорей и атрибутов гиперссылки, которые только и дают возможность соединения сайтов во всемирную сеть, сводя воедино как документы, так и базы данных, расположенные на конкретных компьютерах, всё это означает выход человечества на качественно новый уровень межличностной и межтекстуальной коммуникации. Взрывной характер развития информационных технологий (ИТ), информационных сетей и машинно-человеческих связей декларирует необходимость адекватного освоения этой новой действительности. Вычислительная техника прогрессирует, исполнение программ пока не означает того, что труд их составления целиком переложен на сами машины и требует квалифицированного труда армии ИТ-специалистов, объемы знаний, необходимых для этого, непрерывно и по нарастающей увеличивается.

5. Модель развития философской мысли. Поэтика

Вечность была всегда. Ее вполне достаточно, чтобы не допускать существования какой-либо другой вечности. (C. Сметанин)

Исходя из сказанного, гипертекстовая система передачи, обработки и использования информации вряд ли может быть адекватно понята иначе, чем с позиций диалектического материализма. Побочным продуктом этого понимания могла бы быть гипертекстовая модель исследования проблемы истины и справедливости в современную эпоху.

Можно попытаться предварительно определить уровни исследования истины и справедливости гипертекстовым способом.

Первым уровнем могло бы стать первое упоминание этих категорий в истории философской мысли. Для этого было бы достаточно создать базу данных из достоверных источников философских текстов античности. Важно понять преимущество гипертекстовой базы данных, которое заключается в том, что традиционные научные ссылки как в основном корпусе текста, так и в библиографическом аппарате могут быть выполнены в виде гиперссылок, что позволит обеспечить фактически энциклопедическую исчерпываемость межтекстовых связей на первом уровне.

Вторым уровнем могло бы быть исследование категорий истины и справедливости в гуманитарных науках и юриспруденции, в художественных произведениях мировой литературы.

И


Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:01 05.12.2023 (1)
" Она стала причиной появления мировых религий, (отнимите у религии священные книги, и что от неё останется?) "

Как что? Известное дело что. Устный пересказ. Люди начнут информировать новых, рождённых людей о том, что есть Бог. Начнут рассказывать о нём по памяти то, что было написано в священных книгах. И будут так передавать из поколения в поколение...

" Те, кто имеет отношение к виртуальной реальности, не пишут стихотворений. Те, кто пишет хорошие стихи, не умеют ни администрировать сайты, ни программировать, ни пользоваться Интернетом. "

Не согласна. Человеку свойственно учиться, развиваться и многие поэты и поэтессы пишушие хорошие стихи умеют пользоваться Интернетом. А те, кто не умеет просят своих детей завести им страничку. И так же прекрасно пишут.
Тоже мне бином Ньютона.
     23:08 05.12.2023 (1)
Верно. Устный пересказ. Назовите пример мировой религии, возникшей на основе устного пересказа. Масштаб не тот. 

По Вашему разместить стихотворение в сети, не владея хотя бы по-минимуму языком HTML, значит уметь пользоваться интернетом? Тогда те кто посылают голосовые сообщения тоже пользуются интернетом. И те, кто видосики пересылает... Глупости это.    
     23:10 05.12.2023 (1)
Назову, когда наступит конец нашей цивилизации и останется какая-то часть выживших. Они размножатся и будет вам тот самый масштаб.
И потом, как же люди раньше верили в Бога, если не умели ни читать, ни писать? Неграмотные крестьяне например. О.

А для того, чтобы пользоваться Интернетом совершенно не обязательно знать код, который используется для структурирования и отображения веб-страницы и её контента. Не надо усложнять простое. Я например, далеко не программист, но понимаю всё что мне нужно интуитивно. Думаю и другие так же...
     23:28 05.12.2023 (2)
Не думаю, что доживу до конца нашей цивилизации (в смысле ядерного апокалипсиса). А вот до конца социалистической великой цивилизации, к сожалению, дожил. 

Неграмотные люди обожествляли природу, страдали колдовством, шаманизмом, тотемизмом и многобожеством... :) 
     01:09 06.12.2023
Вот тут вы допустили маленькую, но кардинально меняющую положение вещей, неточность. Не люди страдали колдовством, а от колдовства страдали те, кто не знал способы как защитить себя от магических ритуалов. 
     00:39 06.12.2023 (1)
Неграмотные люди обожествляли природу, страдали колдовством, шаманизмом, тотемизмом и многобожеством... :)
=============================================

И чем же языческие религии и греко-римское многобожество было хуже для верующих, чем сегодняшние религии?
Человек верил, соблюдал требования и ритуалы, а что еще ему нужно было?
     00:51 06.12.2023 (1)
Да ничем они хуже не были. Лишь мировыми стать не могли из-за того, что были устными. А люди были всякие. Кто верил, а кто и нет. 
     01:45 06.12.2023 (1)
Да и сейчас не все верят. 
И я не совсем понимаю о чем речь: о количестве верующих или о количестве богов и религий? 
Вряд ли кто-то будет утверждать, что в древности были атеисты, тогда как сегодня их немало. 
     12:27 06.12.2023 (3)
Определённо в древности были атеисты. Другой вопрос, что многие не доживали до полного осознания себя атеистами ввиду краткой продолжительности жизни древнего человека. 
А речь в статье о том, что жизнь человечества делится на три периода: устной речи, письменной речи и гипертекстовой (машинно-человеческой) речи. Количество верующих, и количество религий имеют к этому косвенное отношение.
     13:46 06.12.2023 (1)
жизнь человечества делится на три периода: устной речи, письменной речи и гипертекстовой (машинно-человеческой) речи.
============================================

Не понимаю. Вы хотите сказать, что сегодняшнее художественное слово - гипертекст?
Покажите примеры.
     14:06 06.12.2023 (1)


Любое слово (не только художественное), которое мы получаем из интернета, передаётся посредством гипертекста. На иллюстрации красной рамочкой обведены средства гипертекста, которыми мы с Вами пользуемся при обмене комментариями.
Художественное слово в бумажной книге - не гипертекст, а здесь - да! Надеюсь, мой пример убеждает Вас.
     15:33 06.12.2023 (1)
Любое слово (не только художественное), которое мы получаем из интернета, передаётся посредством гипертекста.
=====================================================

Это что-то меняет в нем, наделяет какими-то особенными свойствами? А на мой взгляд слово,  написанное на заборе или стене обладает теми же свойствами, что написанное на бумаге или на экране монитора.
     16:35 06.12.2023 (1)
Для кого-то ноль ничего не меняет, а рядом с единицей может стать и 0,1 и 10. 
     16:39 06.12.2023 (1)
Это все? Или будут еще какие-то намеки, утверждения, заявления о моей умственной неполноценности и т. д.? ))
Вы не стесняйтесь, дайте волю своим чувствам! Обещаю - в ЧС вас на этой неделе не загоню.
     20:45 06.12.2023 (1)
Уважаемый Александр. В моём рассуждении нет ничего личного, уверяю Вас. Я предпочитаю давать волю чувствам в стихотворениях, да и то не во всех. На первый взгляд, действительно, интернет не наделяет художественное слово никакими новыми свойствами, но уже факт того, что он позволяет общение по поэтическому поводу (без отрыва от производства) дорогого стоит. Человечеству (не только нам с Вами) ещё предстоит прочувствовать и осознать многое по этому поводу. Какие поэты могут явиться! Какие мастера слова!!!
     20:49 06.12.2023 (1)
1
Какие поэты могут явиться! Какие мастера слова!!!
=================================================

Благодаря интернету они могут получить некую известность. Но сам по себе интернет не может сделать поэзию или прозу лучше или хуже. Как и бумага с пером.
     20:57 06.12.2023 (1)
Не соглашусь с Вами. Пока что, благодаря интернету легче затеряться в неизвестности, чем обрести славу. А возможность "путешествовать" по сайтам и сетям, владеть компьютерной грамотностью не только открывает новый способ мышления, но наполняет иными чувствами. Изобретение "бумажной" письменности тоже дало миру немало гениев, а сохранило для потомков почти всех. 
     21:05 06.12.2023 (1)
Бумага - всего лишь хранитель знаний. Сама по себе она ничего не создает. Интернет и прочие электронные носители - та же "бумага". 
     21:19 06.12.2023 (1)
Интернет и прочие электронные носители - та же "бумага". Согласен. Кроме того, это тот же "воздух" - носитель устной речи. Воздух тоже ничего не создаёт, но благодаря ему возникло слово. Я предпочитаю верить в то, что человеческий разум при помощи интернета и электронных носителей не только сохранит знания и приобретёт новые, но и сохранит художественные ценности, увеличив их многократно. Всем хватит.  
     21:32 06.12.2023 (1)
Уже доказано - во всяком случае на сегодняшний день - что самым надежным, стойким и юридически достоверным носителем и хранителем информации является бумага. Это если не считать наскальные рисунки. Но их с собой в сумке не потаскаешь. Кстати, экспериментально доказано, что запоминается лучше то, что прочитал на бумаге (в книге), а не с экрана монитора или гаджета.
     21:36 06.12.2023
Не спорю. Но верю. 
     13:43 06.12.2023 (1)
Определённо в древности были атеисты.
=========================================

Это ваше заявление ничем не подкреплено. Это лишь предположение. Человек мог верить в иное, отличное от сообщества божество. Но вряд ли были те кто полностью отрицал существование высших сил.
     13:49 06.12.2023 (1)
Да, это предположение. Такое же, как и Ваше. 
     13:54 06.12.2023 (1)
Сегодня атеистов не меньше, чем верующих. Я говорю не про посещение храмов "на всякий случай" и о ритуальности, а о вере. В древние времена такое было невозможно в принципе. Наверное, были единицы не верящие ни во что, но это не было тенденцией, течением, значимым явлением. Это были редчайшие исключения. Поэтому вряд ли их стоит принимать во внимание. Иное дело сегодняшняя ситуация.
     14:09 06.12.2023
Наверное, Вы правы. Спорить не буду. Меня интересует больше сегодняшняя ситуация в свете прошлого.
     12:30 06.12.2023 (1)
Количество религий зависит от численности этнических групп.
     13:07 06.12.2023
Воистину!
     22:49 05.12.2023 (1)
Вы на какого-то не того Эпштейна ссылаетесь...
     22:55 05.12.2023 (1)
У Вас есть ссылка на другого Эпштейна о гипертексте? Поделитесь, пожалуйста! 
     23:07 05.12.2023 (1)
Да что гипертекст...
Гипертекст, гипертекст...  Много чего можно придумать... Макротекст, мегатекст... и т.д.
Ке фер? Фер-то ке?..
     23:12 05.12.2023
Да, у ле лю, у ле ля! Интертекст, супер-пупертекст...
     19:33 05.12.2023 (1)
С таким прямолинейным и циничным пониманием, как у Светланы М., мне, разумеется, не только Гегеля, но и Платона не догнать. Вспомнилась легенда о Диогене Синопском, который рассуждал в кругу слушателей: "Что это придумали, говорить о человеке! Что значит человек? Как твоей имя? Клеон? Ясно. А твоё? Ксанф? Понятно. Твоё имя, кажется, тоже Диоген, как и у меня? Вот видите, есть Клеон, Ксанф и Диоген. Зачем говорить о каком-то человеке? Это же бред какой-то! Нет никакого человека!" 
Так же и Светлана М. требует назвать имена, когда речь идёт об отвлечённом понятии. Уважаемая Светлана М., мы с Вами не в суде. Тут статья, в которой приведены слова, понимание которых требует немного фантазии и способности представлять. Если у Вас нет желания слегка напрячь эти способности, то никакие "очные ставки" и "явки с повинной" нам не помогут.   
     20:00 05.12.2023 (1)
Но вы же говорите что российская литература вся уродлива. И что только наследники некоего виртуального реализма объявили себя единственными... И так далее. 
А я вижу прекрасных поэтов и прозаиков, разных, есть и сетевые админы среди них, и люди, которые имея в глухомани лишь смартфон, и не связанные с грантами и гонорарами, создают прекрасную литературу. И у них полно читателей и цитируют их, и поют песни. Это реальная литература. В ней множество эстетических оттенков. 

И кто тут отпетый циник? 
Ну хорошо. Дайте ссылку на этот манифест. Манифест обычно - от чьего то лица или круга лиц  посылается в информационное пространство. 
Это всего лишь вопрос: кто эти загадочные единственные наследники соцреализма? 
Есть литература, есть её авторы. А вы говорите, их не существует. И более того, даже если они и существуют - выходит, они всего лишь представители уродливой Российской литературы. 

Где в моих словах и вопросе цинизм? 
А вот то что вы несуществующее явление в эстетику пытаетесь ввести - это факт. 
И причём отсечь от литературы всех остальных. При этом вы умело припоавляете это словами "истина и справедливость в интернете".  
Так давайте забьем тех, кого читают, затопчем и запретим. И восторжествует справедливость. И читателю некуда будет деться - придёт " наследников" читать. 
В 30е годы были очень эффективные средства избавиться от конкурентов. 

Вы меня обвиняете в цинизме? 
Я о вас лично ни слова не сказала. А вы на меня ушат гадости вылили. Лично на меня. 
Так кто из нас ведёт себя цинично? 

Нельзя так вести диалог. Постеснялись подписать этот манифест - так просто скажите, мол, не хочу называть имена этих серых неизвестных литераторов. Имеете право! А вы про суд зашлись, будто к вам судебный пристав пришёл уже. 

Манифест есть. А кого он обозначает - не понятно. 
Цель не понятна. Это критика? Литературоведение? 
     20:10 05.12.2023
Кстати. Я вам ни разу не рекомендовала напрячь свои способности, проявить фантазию и др. Откуда столько спеси, и хамовитости? Не надо так вести диалог. Вы же выставили на обсуждение статью. А по статье на элементарные вопросы ответить не хотите. 
Критик ужасной уродливой русской современной литературы мог бы привести аргументы своей правоты. Иначе это просто набрасывание на вентилятор нехорошей субстанции и все. Общий негатив. 
Покажите материал, на основании которого делаете такие глобальные обобщения и умозаключения. 
     18:50 05.12.2023
К ВОПРОСУ ОБ ИСТИНЕ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ

Читают или не читают? 
     18:34 05.12.2023 (1)
Те, кто имеет отношение к виртуальной реальности, не пишут стихотворений. Те, кто пишет хорошие стихи, не умеют ни администрировать сайты, ни программировать, ни пользоваться Интернетом.



Вы меня извините, конечно. Но утверждение совершенно оторванное от действительности. И ничем не обоснованное. А при обосновании и вовсе ложное. 
Есть поэты сисадмины, есть люди живущие в глухомани, и со смартфоном только пишущие прекрасные стихи. Интернет всего лишь средство передачи информации , а не "реальность".
Продажных литераторов во все времена было много. Но продаются не все. Более того, многие реально хорошие писатели с различными СП не имеют ничего общего. Некоторых вынуждают к вступлению издательства. Инициируют... И это тоже ни о чем не говорит и не улучшает тексты писателей. Один член СП, другой нет. 

     18:41 05.12.2023
Виртуальный реализм объявляет себя единственным наследником и продолжателем социалистического реализма. Реализм вечен.


Можно поинтересоваться, кто эти лю ди, которые себя решили объявить единственными наследниками и продолжателями? 
Что же касается их объявления себя таковыми - ну мало ли таких, мечтающих приватизировать "наследие". Пнредел вчерашней кормушки и только. Литература здесь лишь повод.

Литература как-то существует, игнорируя борьбу с этими "объявившими себя пупами литературной вселенной". Люди пишут, и пишут хорошо, в самых разных жанрах. 
И в реалистической эстетике тоже немало прекрасных вещей написано. 

И их  читают, и читатели выбирают кого читать совершенно по другим, своим соображениям. То же и в поэзии. И цитируют, и полемика вокруг текстов идёт, и просто друг другу пересылают хорошие книги, написанные сегодня. 

Конечно, нужно финансирование. Но без вот этих обьявляющих себя единственными достойными. Кто их читает? 
Назовите их по именам. 

пс

Пока нажива руководит издательствами и СП, толку не будет. Прибыль и эстетическая ценность на весах  дикого капитализма всегда склоняет издателей к получению прибыли, так что можно и пальчиком потянуть весы вниз, и гирьку подбросить на чашу весов с прибылью) 
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама