Стихотворение «Мой взгляд устремился в небо»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 34
Читатели: 712 +1
Дата:

Мой взгляд устремился в небо

Мой взгляд устремился в небо -
Споткнулся о потолок.
Поднялся и ищет, где бы
Свободы черпнуть глоток.

Периметры стен обходит
Без окон и без дверей.
Цвет серый здесь явно в моде,
Здесь серый ещё серей.

В углу паучиха-пряха
Вплетает в воздушную гладь
Сомненья мои и страхи,
Чтоб я в них застрял опять.

Кашпо*, а в горшке - покойник,
Политый два раза в день.
Поэт-мазохист покорен,
Зовёт меня сдаться в плен.


*Кашпо́ (от фр. cache-pot, букв. «прятать горшок») — декоративный сосуд без отверстий в нижней части, внутрь которого ставится горшок с растением.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:28 10.09.2023 (1)
Сильные стихи, вызывающие в сознании совершенно определённый ассоциативный ряд... Супер!
     19:09 10.09.2023
Приветствую Вас, Наталья! Вы очень внимательный и благодарный читатель! Признателен за тёплые слова... Это Вам 
     16:43 25.08.2023 (1)
Ух, это очень сильно, Дима!!!
     22:32 25.08.2023 (2)
Олег, приветствую тебя! Спасибо за такие тёплые слова в адрес этого стихотворения! Это одно из моих самых ранних и самых любимых... А ещё это стихотворение как своего рода лакмусовая бумажка. Я понимаю, что на вкус и цвет товарищей нет, но подозреваю, что многие читатели на разных Интернет-ресурсах, где я его публиковал, не ставят лайки именно по причине непонимания каких-то отдельных образов. Особенно, мне кажется, это касается образа "покойника, политого два раза в день". Согласись, что у современных читателей довольно часто наблюдаются проблемы с пониманием метафор... 
     03:49 26.08.2023 (1)
это касается образа "покойника, политого два раза в день" 

А что это за образ, можете пояснить?

Вот вы пишете: "Мой взгляд устремился в небо -
Споткнулся о потолок".
Как это понять/описать не в поэтической форме?
Попытаюсь: "Я хотел посмотреть на небо, но поскольку находился в комнате, увидел потолок".
Дальше: "Споткнулся о потолок.
Поднялся и ищет, где бы
Свободы черпнуть глоток".
Споткнуться, "означает наступить на что-либо и потерять равновесие".
А потом он понимается!? Если он лежал, после чего поднялся, то споткнуться он не мог. А если он устремился и споткнулся, то он же не упал, значит и подниматься ему не надо, или он по лестнице поднялся к потолку?
Или ваше, - "черпнуть глоток"...
Глоток, это днократное движение мускулов глотки при глотании или количество жидкости, проглатываемое при одном таком движении.
А черпать, означает попадание жидкости через край какой-то ёмкости во время движения.
Я думаю, "черпнуть глоток", это не по-русски...
И это всего лишь первые четыре строчки. На мой взгляд, написанное вами, это неосознанное выражение речи, поэтому и мало ставят "лайков".
     08:37 26.08.2023 (1)
Приветствую Вас, Анатолий! Долго думал над тем, как ответить на ваш комментарий так, чтобы не обидеть Вас. Хотя, судя по тому, с какой интонацией он написан, Вы особо не переживали по поводу того, какие эмоции будут у меня после его прочтения. Поэтому я решил ответить Вам в том же духе. Во-первых, правильно пишется "по-русски", а не "по русски", как у Вас. Во-вторых, я даже не мог себе представить, что у читателя этого стихотворения может возникнуть проблема уже на первом же образе. "Споткнулся о потолок" - не смог выйти за рамки, придуманные самим собой или обществом, в котором вынужден находиться мой лирический герой. Точно так же, как и "комната" в данном случае - это не просто помещение, а жизненное пространство. В-третьих, причём тут вообще жидкость и" движение мускулов глотки"? Зачем Вы зациклились именно на этих значениях? Неужели для Вас является открытием, например, выражение "воздуха глоток", которое помимо буквального имеет ещё и переносное значение "свободы глоток"? А что касается слова "черпнуть", то вот Вам выдержка из" Словаря синонимов русского языка". "ЧЕРПНУТЬ - достать, почерпнуть, приобрести, позаимствовать, набрать, зачерпнуть, черпануть, выудить, взять, извлечь". И, наконец, в-четвёртых, Вы просите меня объяснить мой образ "в горшке покойник, политый два раза в день". На самом деле, здесь всё довольно просто... Никогда не замечали, как у некоторых хозяек на подоконнике стоят горшки с комнатными растениями, за которыми они вовремя не ухаживают, дают им погибнуть, но при этом машинально, для галочки продолжают их поливать, когда это уже БЕССМЫСЛЕННО? Это же касается и людей, которые часто не замечают того, что человек, находящийся с ними рядом, нуждается в их моральной поддержке и дают ему окончательно и бесповоротно упасть духом, когда уже последствия необратимы. И, в-пятых, излагая Вам сейчас всё это, я нарушил принцип, который сформулировала Зинаида Гиппиус и который мне очень близок в творчестве. "Если надо что-то объяснять, то не надо объяснять." 
     10:56 26.08.2023 (1)
Какие могут быть обиды, Дмитрий. Мы же просто обсуждаем текст.
С вашими объяснениями я согласен. В общем это и так понятно, правда  не о "покойнике политом два раза в день".
Цветы поливают, какие-то через день, какие-то раз в неделю. А этот цветок завял от черезмерного поливания, у него корни сгнили.
С людьми тоже подобное происходит - гиперопека называется.
Не согласен остаюсь в вашим объяснением словосочетания "зачерпнуть глоток", глоток свободы может и прокатит, но черпать свободу глотками, это неверно.
Зачерпнуть можно малость или через край.
С Гиппиус, я никогда и не соглашусь, стихи можно и нужно объяснять.
Давно это было, я прочитал небольшой сборник стихов, а потом решил и объяснения к ним прочитать. Оказалось, что много из того, о чем писал автор, я и близко не понял. У меня были совершенно иные ассоциации.
И тут я даже с одним специалистом беседовал о строчке из одного из тех стихов, он тоже это не понял!
А вы говорите, не надо объяснять...

А строчка была такая, - " Там человек сгорел! "
Я подумал, что сгорел в переносном смысле. А оказалось, что в прямом.

Спасибо, что не пожалели времени на объяснения и спасибо, что научили как правильно писать "по-русски", а то я раньше этого не знал.
Удачи и творческих успехов.
     13:00 26.08.2023 (1)
Забавно всё-таки получается у нас с Вами, Анатолий! Такое ощущение, что часть моих объяснений Вы пропустили через призму своей намеренной предвзятости по отношению ко мне. Я имею в виду вашу ремарку по поводу поливания цветов. Я нигде в своём ответном комментарии и уж тем более в своём стихотворении не упоминал о том, что цветы принято поливать два раза в день! Наоборот, я с явной иронией использовал именно "два раза в день", подчёркивая, что их не поливали вообще, не ухаживали, а потом вдруг опомнились и начали поливать даже чаще, чем надо. Я не думал, что и здесь Вас что-то смутит, иначе сразу дал бы пояснения и по этому поводу. И, кстати, спасибо за ваши пожелания... 
     13:19 26.08.2023 (1)
1
Меня не смутило. Я не знаю солько раз цветы надо поливать, поэтому поинтересовался у знающего человека и когда узнал, как правильно поливать, написал вам. Полагая, что и вы этого не знаете.
На самом деле, я ничего не пропускал через призму своей намеренной предвзятости, тем более по отношению к вам.
Стихи, имеют особенность вызывать какие-то ассоциации. Не зря же они пишутся с использованием образов.
Если бы мы пользовались стандартными образами всё было бы понятно, но это были бы уже не стихи.

Как мне кажется, поэт либо пытается вызвать у читателя своим стихотворением какие-то ассоциации, намеренно используя определённые образы. Либо делится своими ассоциациями, и тут у читателя возможны вариации в понимании ассоциаций поэта. Потому что образы неоднозначны.

Насколько я понял ваш замысел, вы хотите вызвать ассоциации у читателя, ищете понимание.
Я понял, что вам как-то грустно, вы чём-то обеспокоены, что-то не даёт вам почувствовать себя свободным. Содержание понятное, никаких претензий у меня к нему нет.
А вот форма, вызвала определённые сомнения, о них я и написал.

А в отдельном комментарии описал и свои ассоциации.
Удачи.
     14:09 26.08.2023 (1)
1
Анатолий, в любом случае, признателен Вам за такой широкий формат дискуссии. Мне крайне редко встречаются такие "выносливые" собеседники... 
     14:13 26.08.2023
Взаимно.
     23:35 25.08.2023
У процентов девяносто, не меньше...

Но это их проблемы образования, воспитания и мировоззрения.  Да и вообще...
     12:55 26.08.2023
1
Я посмотрел на потолок,
Через него не видно неба.
Мне виночерпий бы помог...
Здесь нет ни зрелища, ни хлеба.

Стена без окон, без дверей,
А вдоль неё толпятся люди.
Как-будто сказочный дисплей
В стране божественных прелюдий.

Старуха дряхлая как тлен
Ведёт к стене слепого внука.
Не приклонив пред ней колен
Не издавая даже звука...

Песок, да и камни от руин,
Когда-то величавой башни...
И я, как новый бедуин,
Святой водой политый дважды.

Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама