Стихотворение «Стороны»
Тип: Стихотворение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Сборник: Психологическая лирика и не лирика...
Автор:
Баллы: 40
Читатели: 289 +1
Дата:
«Стороны»

Стороны

С одной стороны – да.
С другой стороны – нет.
И хуже всего – знать,
что мерзок любой ответ.

Поскольку, что так, что так –
а чувство, что прав другой,
который совсем не враг,
но может и стать врагом.

Он может меня проклясть,
сказав, что я свету чужд.
И лопнет меж нами связь…
Вот так и живу: молчу.

В молчанье сокрыто всё –
и страх, и надежда там,
что близость оно спасёт,
пусть даже оставив шрам.

И трусость, и слабость в нём,
неверие, боль и стыд…
Не знаю, куда идём.
Не знаю, как дальше жить.


Послесловие:
март 2022

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:41 04.07.2023 (1)
Очень замечательное стихотворение философской направленности!Но почему-то без Тематики и раздела! Очень зрелые,прочувственные  душой мысли ,отлично выдержанный стиль и сюжетная линия, логичная красивая концовка,чёткий слог и рифма,Очень умело написано и мелодично звучит,легко читается! Сегодня прямо какой-то Парад"Имён и мастеров слова получается на Фабуле! Возможно и не прав,но только изменил бы две последние строки в предпоследнем четверостишье: ..."Молчанье,оно спасёт,Оставив на сердце шрам!"...,а так же поменял местами их с предыдущим,оставив,как  завершающее,конечное в стихотворении! Тогда ставлю в Избранные!А любой ответ не мерзок, ..."Но хуже всего знать -Неверен любой ответ!"...
     12:57 04.07.2023 (1)
Нет, Владимир, я ничего менять не буду. Так что пролетаю я с избранием. ))) Но ничего страшного. ) Дело в том, что на мой взгляд ваши предложения не удачны. Например, повтор подлежащего ("молчанье, оно спасёт...") - зачем? "Оно" в этой конструкции совершенно лишнее. Ну и так далее... В общем есть у меня доводы contra-.
А тематика и раздел... а вы можете точно их определить? Гражданская это лирика или психологическая, например? Или, вот вы написали, - философская? Я не ставлю ни тематику, ни раздел своим стихам потому как никогда не знаю, куда их отнести. Условно же всё.

Но я благодарен вам за отзыв. Спасибо. )
     02:42 05.07.2023 (1)
Да Бога рди!,Как скажете!Вовсе не настаиваю!Извините ,если задел Ваше больное самолюбие!А Стихотворение я уже безо всяких условий поставил в Избранные,так так считаю его и так достойным заслуженно там быть по всем перечисленным ранее параметрам и смыслам!  ну а то,что отнёс его к жанру философской тематике,так вовсе не хотел обидеть,потому,как лично я считаю,что оно ближе всего подходит под данную тематику,хоть с одной стороны,хоть с другой стороны ,посмотреть !и вовсе не условно ,а реально и логично!Остальное всё  неотъемлемое авторское Право только самого Автора,на которое я ни сколько не покушаюсь,извините! Всего Доброго Вам и успехов в творчестве!
     09:05 05.07.2023 (1)
"Больное самолюбие"? (??) Вы врач, психиатр-дистанционник?

Мда... забавно... )))
     10:24 06.07.2023 (1)
Возможно в каком-то смысле,а может и нет!Но тональность ,с которой произнесены некоторые фразы вполне способен прочувствовать и достаточно точно оценить! Я реалист по сути!
     10:39 06.07.2023 (1)
Владимир, я ничего не произносил, я писал. Так что "тональность" - это то, что возникло исключительно в вашем восприятии. А вы говорите "реалист". Нет, вы пошли на поводу придуманного вами, на поводу фантазий. )
Но да ладно...
     10:50 09.07.2023 (1)
А я ничего не фантазировал,я читал !
     09:13 19.07.2023 (1)
Вы сами себе противоречите, Владимир. Как связать вот эти два ваших утверждения: "тональность, с которой произнесены некоторые фразы..." и "я ничего не фантазировал, я читал"? Так вы всё-таки читали или фантазировали как я произношу читаемое вами?
     22:03 19.07.2023
Отчасти согласен!Тональность это субъективное восприятие прочитанного!Но так уж устроены люди,что воспринимают сказанное по-разному!
     13:24 03.07.2023 (1)
Стихотворение довольно философично. В целом мне понравилось. Понравилось размышлениями, смыслом, поэтому лайкнул.
Но есть погрешности стилистического и технического плана.

     13:37 03.07.2023 (1)
Спасибо.
И какие конкретно погрешности?
     13:53 03.07.2023 (1)
Ряд довольно далеких рифм. (техн.)
Ряд повторяющихся, однотипных слов. (стил.)
Но по смыслу довольно сильное.
     14:01 03.07.2023 (1)
Саша, давай конкретнее. "Ряд довольно далёких рифм" - каких именно? Что такое "далёкая рифма"? Признаёшь ли ты право на существование ассонансных рифм? И вообще, рифма - зачем?
"Ряд повторяющихся однотипных слов" - каких именно? Что такое "однотипные слова"? Знакомо ли тебе понятие рефрена (уверен, знакомо, но приходится уточнять")?
Короче, повторюсь - конкретизируй пожалуйста.
     14:07 03.07.2023 (3)
Рифмы "стыд-жить", "чужд-молчу", "другой-врагом", ... довольно далёкие.
Ты про эти "ассонансные рифмы" (?)..., но здесь они читаются, как "ленивые рифмы".

Я совсем не о рефрене, а об избыточности коротких, повторяющихся, однотипных слов.
Например в первых трёх строфах слово "что" повторяется 4 раза. В двух строфах - 3 раза "так".
     21:46 04.07.2023 (3)
Извините за влез, но как на мой взгляд, рифмы чужд-молчу (чу-чу) и другой-врагом (го-го) - очень даже интересные. Они не ленивые, а звучат. Вот стыд-жить не увидела этого звучания. Было бы хорошо (ты-ты). Ну типа:
И трусость, и слабость в нём,
неверие, боль и стыд…
Не знаю, куда идём.
Не знаю, где я, где ты.
А вообще классное стихотворение!
     19:08 05.07.2023
1
стыд(т)-жыть
     09:51 05.07.2023 (1)
Галина, смотрю, вы добавили текст к комментарию с конкретным предложением правки. Спасибо. Не сразу заметил, сорри. Но я не понял, кто такая/такой "ты" в вашем варианте концовки. (??) Что по рифме, то мне всё-таки кажется, что вариант "боль'истыт"/"дальше'жыть" не так уж и плох.
     16:36 05.07.2023
Вы не обращайте особого внимания. Стихотворение очень понравилось, просто попыталась вставить свою ассоциацию - две стороны одной сущности. Автор пишет, читатель читает - мысли могут не совпадать.
     21:51 04.07.2023
Спасибо, Галина. )
     14:45 03.07.2023 (2)
2
Саша, это тебе так читается. Кому-то ещё... А кому-то - нет. Всё субъективно. Но ты не рифмы читай, а стихи. Рифма - это всего лишь созвучие, аудиально участвующее в формировании ритмики текста. Это не единственное ритмоформирующее средство, но одно из них. Оно может играть большую или меньшую роль в этом ритмоформировании. Или вообще не играть, например как в белых стихах. Поэтому когда идёт анализ текста с уклоном в анализ рифм - он не будет значим, если не проанализировать роль этих рифм в ритмике текста в целом. А препарировать текст на составляющие (рифмы - отдельно, образы - отдельно, ритмика - отдельно...) и анализировать его при этом - на мой взгляд принципиально-ошибочный подход к критике поэзии в целом. И ещё: вот ты говоришь: "ленивые рифмы". Я не понимаю этого термина. Я классификацию рифм знаю, и не одну. "Ленивых рифм" не встречал нигде. Что ты имеешь в виду, определяя рифмы так?
Кстати, если хочешь, могу начитать эти стихи. Послушаешь мою декламацию. И потом скажешь - есть рифма или нет. А главное, насколько она "ленива". ))

"Избыточность коротких повторяющихся однотипных слов". И что? Ты заскучал при прочтении? А как тебе такое: https://rustih.ru/yurij-levitanskij-ars-poetica/? Это я не к тому, что я себя вровень с Левитанским ставлю. Это я к тому, что бояться не надо свободы самовыражения. Всех этих "правил поэтического творчества", кем-то когда-то придуманных и внедрённых в массовое сознание пишущей братии. Стихи - это не ходьба с палкой вокруг штакетника с равномерным треском этой палки об этот упорядоченный штакетник. Это нечто иное. И опять сошлюсь на Левитанского (здесь, конечно, вроде как о свободном стихе, но ведь и о "поэзии вообще" тоже): https://rustih.ru/yurij-levitanskij-o-svobodnom-stixe/

И ещё вот, к примеру: https://rustih.ru/yurij-levitanskij-vsego-i-nado-chto-vglyadetsya/
Смотри, какие ужасные рифмы. Глагольные и однородные. Даже однокоренные есть. Причём рифмы вообще то есть, то нет их. А повторов-то сколько! Ужасно написано, да? Или всё-таки нет, не ужасно?
     21:13 03.07.2023 (1)


Скажите Вашему критикану, что в рифме звуки участвуют, а не буквы.))

     09:06 04.07.2023 (1)
1
Эль, почему "критикан"? (??) Критик. Причём с интересными суждениями, хотя ряд из которых можно оспорить... Зачем вы так? Я понимаю, у вас там какой-то конфликт, по-видимому, но стоит ли его переносить на сторонние площадки обсуждения?
     17:58 04.07.2023 (1)
Потому что ни один критик не будет так поверхностно говорить
о технике и стилистике.)
     18:25 04.07.2023 (1)
1
Ну почему поверхностно? "Поверхностно" - всегда субъективное суждение. Но положим, что так, разве это даёт основание на уничижительное общение/обращение с оппонентом? Тем более, повторюсь, на сторонней площадке.
     18:37 04.07.2023 (1)

Поверхностно" - всегда субъективное суждение

Кто Вам такое сказал? Субъективное - это мнение любого субъекта,

но оно не обязательно поверхностно.
Вы знаете другое слово, подскажите.)
     19:12 04.07.2023 (1)
Любая качественная оценка мнения - субъективна. "Поверхностная", "профессиональная"... любая.
     19:28 04.07.2023 (1)
субъективна "Поверхностная", "профессиональная"... любая.

А я разве о другом говорю? 

Но профессиональная оценка - это критика,
а дилетантская/ поверхностная - критиканство.
     20:19 04.07.2023 (1)
1
Одно и то же суждение, высказанное ребёнком и взрослым человеком может быть воспринято как "глубокое" (будучи высказано ребёнком) и "поверхностное" (высказанное взрослым человеком). Суждение типичного сетевого критика может быть воспринято типичным сетевым поэтом "глубоким", но "поверхностным" - поэтом профессиональным. Одно и то же суждение профессионального критика может быть воспринято как "профессиональное" профессиональным поэтом, но как "поверхностное" автором-новичком в поэзии, "пишущим душой". И примеры оных противоположных оценок одного и того же критического разбора я встречал и встречаю в сети регулярно. Поэтому не надо давать качественных определений критике, а надо просто отвечать или не отвечать на неё. Но если отвечать, то аргументированно. Что я и делаю.

Но я хочу добавить. Разговор, имхо, затянулся... и главное, разговор-то о чём!
Я не знаю, что у вас там с Александром, какой конфликт (а он, - очевидно! - есть), но не надо меня провоцировать. У меня нормальные отношения и с ним, и, полагаю, с вами. Вы оба у меня в избранных. А вы так ещё и на ПБ в избранных. И я не поддержу ни вас, ни его в вашем противостоянии. Причём, даже не будь вы или он в избранных - не поддержал бы. Поскольку ни причин не вижу, ни смысла. Хотите подраться - так пожалуйста, тут же вроде как дуэли поэтические проводят. Можно провести дуэль рецензий... Но зачем меня агитировать на принятие чьей-то стороны? Тем более в комментариях именно под этим произведением.
     21:21 04.07.2023 (1)
Я Вас никуда не агитирую, а комментарий адресован Вам
лишь потому, что Актеру я написать не могу - ЧС.
И не ищите здесь других подводных камней. )
     21:40 04.07.2023
Ну и ладно... Закрыли тему? )
     15:47 03.07.2023
Многое, что ты говоришь, - правда.
Хотя отдельные вопросы остаются.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Но раскрою маленький секрет:
Стиш мне в самом деле понравился. Но "наехал" слегка  на него ради "провокации". :)

Мне хотелось возбудить полемику вокруг и самого стихотворения, и вокруг поэтических вопросов.
Захотелось обратить на твой стиш внимание читателей.
Может, ты заметил, может, не заметил - я анонсировал эти стихи на Главной и на тематических страницах.
В настоящий момент стихи заняли высокое место в списке комментируемых и даже появились в списке самых оцениваемых, что, возможно, привлечёт дополнительных читателей.
А там посмотрим. :)
Я думаю твои стихи достойны бОльшего читательского интереса.


     14:19 03.07.2023 (1)
Саша, не будь таким придирой. Читается довольно легко.
     14:27 03.07.2023 (2)
Я не имею привычки ни придираться, ни доставлять неприятности людям.
дело в другом: Андрей необычный автор. В том смысле, что жаждет не пустой похвалы, но конструктивной критики... с обоснованием.

Я решил пойти навстречу и мог бы вывалить всё сразу, но хотелось критику построить в форме диалога. :)
     14:29 03.07.2023
Как говорил генерал из анекдота: "Логично."
     14:27 03.07.2023 (2)
Всё хорошо, но собеседник ушёл :)
     14:47 03.07.2023 (1)
Никуда я не ушёл... )))) Ответ писал. )) Думаешь, это легко ответы тебе писать? )))
     15:18 03.07.2023
Не стоит писать такие всеобъемлющие ответы :)
В них встаёт сразу много вопросов, которые трудно разделить, дабы обсудить каждый :)
     14:31 03.07.2023 (1)
Overflow
     14:34 03.07.2023
Но можем, если есть желание, в отдельной ветке диалога поговорить о роли рифмы, об ассонансной рифме, о рефрене.
     15:34 03.07.2023 (1)
     15:55 03.07.2023 (1)
Михаил, за реакцию спасибо, конечно, но что вызвало смех? (??)
     16:12 03.07.2023 (1)
В данном, конкретном случае, не смех, но добрую улыбку вызвал тот факт, что не обратили внимания на цвет скобочек и не прошли по ссылке, которую сии скобочки собою и представляют ) 
     16:25 03.07.2023 (1)
Да, не обратил внимания... они такие тонкие, скобочки эти, что цвет их - "хрен поймёшь". ))
Но сходил по ссылке. И в основном - понравилось, хоть и не всё, но концовка - весьма хороша. ) Этот парадокс "Быть с ними вместе - некрасиво. А выделяться - не резон" - извечная наша тема, хорошо здесь сформулированная. (
     16:35 03.07.2023 (2)
Стихи нынче нужны не чтобы нравиться, а чтобы волновать, возмущать даже, вызывать любую реакцию, отличную от благодушного равнодушия. Когда текст разбирают по формальным признакам, это не хорошо. И не потому, что имеется якобы повод. Стихи нужны такие, чтобы сюжет заставлял позабыть о грамматике и красивостях, единственный полностью поглотив внимание ) 
     09:01 04.07.2023 (2)
1
Михаил, полностью согласен с тем, что задачей поэзии, да и не только поэзии, но и литературы в целом (если не сказать, что творчества вообще) является воздействие на когнитивно-чувственный статус человека. Иными словами, читатель по прочтению произведения либо что-то лучше понимает, либо получает толчок для лучшего понимания чего-то, либо у него появляется какое-то чувство или настроение, до момента прочтения отсутствовавшее или не проявлявшее себя. Всё так. Но есть и дополняющий аспект: изменение этого когнитивно-чувственного состояния читателя должно проходить так, как то задумал автор. Не зря же говорят "автор поделился с читателем своим видением/чувством/пониманием..." А раз так, то автор должен думать над теми средствами, которыми он отправляет читателю свой посыл. Причём учитывать, что читатель - посторонний для него человек. А уж коли так, то возникает проблема доверия читателя автору. Каков авторский инструментарий? Слова, выстроенные в определённом, нужном автору для отправки читателю посыла, порядке. Значит, автор должен думать над правильностью и точностью используемых им слов и над порядком их следования друг за другом. Иначе можно не добиться того результата, того доверия, которого требуется достичь автору. К примеру, если незнакомый мне автор напишет "карова", то у меня возникнет сомнение в ценности писуемого им. "Он безграмотен, - возникнет у меня мысль. - А раз так, то стоит ли уделять внимание писанине безграмотного человека?" И всё. Казалось бы мелочь, поскольку я понимаю, что под "каровой" имелась в виду "корова", но я уже прекратил чтение. Конечно, есть случаи, когда безграмотность - художественный приём. Но я должен с очевидностью видеть, что это так.
Теперь о сюжете. В стихах часто нет сюжета. Нет завязки, кульминации и развязки. Сюжет скорее относится к прозе (хотя нарративные стихи зачастую сюжетом и обладают, но тоже далеко не всегда). Но каков бы ни был сюжет - доверия к автору, безграмотно его изложившему, он не формирует.
     11:09 05.07.2023 (1)
"Он безграмотен, - возникнет у меня мысль. - А раз так, то стоит ли уделять внимание писанине безграмотного человека?"

И у меня нет ни одной грамоты
     11:10 05.07.2023
???
     09:28 04.07.2023 (1)
За "карову" волноваться не стоит. Она найдёт своего читателя и даже более многочисленного, уж поверьте. Ещё и розочки с лайками получит и любовь и почтение )
Я не хочу, чтобы меня лайкали читатели "каровы". Пусть их будет мало, пусть они приходят и ругаются, не оценивают, ставят в вину нечастые ошибки и описки... А каровьи мозги не повернуть ни слогом, ни стилем, ни размером, ни смыслом, тем паче.
Теперь о посыле. Начать с того, что и передатчик и приёмник должны работать на единой волне. А значит и о "посыле" думать излишне. Всё это должно происходить неуправляемо, на уровне электронных импульсов, а не по таблицам.
Мне зачастую пишут о том, что увидели в моём тексте, родившемся спонтанно. И сам я начинаю понимать - о чём написал. А вы говорите "посыл" ) 
С остальным вполне согласен. И ещё... Приятно вдруг обрести такого собеседника ) 
     09:31 04.07.2023
Спасибо. Хотя мы и расходимся в ряде суждений. Но это - нормально. Слава богу, что все мы разные. )
     16:55 03.07.2023
Это очень сложный вопрос. Я на него отвечу, точнее выскажу то, что думаю на этот счёт, но попозже. Сейчас у меня реал, реал и реал...
     06:10 05.07.2023 (1)
Не один раз приходила на страничку с этим стихотворением. Интересно было почитать не только само стихо, но и комментарии. 
Спасибо, Андрей. Мне очень понравилось ваше стихотворение и особенно рифмы  совсем непохожих слов.
     09:05 05.07.2023
Спасибо, Ирина! )
     01:40 05.07.2023 (1)
Читается очень легко. Замечаний к рифмам кроме похвалы- нет!))
Очень понравилось. Философский посыл в коротких строчках стихотворения- вообще выглядит изящно, нетривиально, особенно.
Спасибо.
     09:03 05.07.2023
Спасибо, Андрей! )
     12:14 04.07.2023 (1)
Категории "нет" и "да"  бывают категоричными, но если человек мыслит, то категория "возможно да" и "скорее всего нет" гораздо приятнее, и с ними можно жить. Но время не дало нам возможности думать (многим) и вот вышли эти "да" и "нет" очень категоричными. Каламбур...
Актуально очень и от этого грустно!
     12:20 04.07.2023 (1)
Спасибо, Мария.
Но, надо сказать, что "возможно, да" и "возможно, нет" не всегда имеют место быть. Вспомните поговорку "нельзя быть немножко беременной". Вот и здесь так же. Вне зависимости от времени, предоставленном на размышления. (
     12:25 04.07.2023 (1)
Немножко беременной быть нельзя, но человек разумный должен сомневаться и осмысливать, в любом случае лучше не быть категоричным. Но нам сейчас этого не хватает, каждый закрылся щитом из этих да и нет.
     12:29 04.07.2023
Нет, это не так.
     03:09 04.07.2023 (1)
     09:12 04.07.2023
     21:58 03.07.2023 (1)
Хм... Рифмы как рифмы, мне ухо не режет вообще ничего здесь. Хорошие стихи. 
     09:12 04.07.2023
Светлана, спасибо! )
     20:51 03.07.2023 (1)
1
Молчание ради относительно благополучного существования...
Но всё равно безвыходный тупик.
     09:11 04.07.2023
Привет, Юр! )
Да нет... не ради благополучного существования. (
     15:40 03.07.2023 (1)
Как близко...спасибо.
     15:53 03.07.2023
Сейчас это многим близко, к сожалению... (
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама