Произведение «Рецензия на рассказ "Запоздалое раскаяние" автора Ивушка»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: Читательско-зрительский дневник
Автор:
Баллы: 24
Читатели: 562 +1
Дата:
Предисловие:
Запоздалое раскаяние https://fabulae.ru/prose_b.php?id=100383 

Рецензия на рассказ "Запоздалое раскаяние" автора Ивушка

При первом прочтении я восприняла этот мастерски написанный рассказ как типичное произведение женской литературы. Думать так меня заставили идеализация героини ("мягкий характер, ненавязчивость, бесхитростность, открытость", "он нашел в ней все, что может дать мужчине женщина: нежность, любовь, понимание, доброту") и идеализация романтических отношений между героями рассказа. Даже неверный любовник идеализирован: Игорь бросил Лику не потому, что она ему надоела, и не потому, что ему понравилась другая, а из-за смутной романтической мечты осчастливить своими любовными умениями как можно больше женщин ("не пора ли ему испытать с другими женщинами все то, чему его научила Лика, поделившись полученным опытом?").

Рассказ написан так талантливо, что не сразу замечаешь двойное дно сюжета - смысл, скрытый за обманчивой видимостью.

Меня (да наверняка и других читателей) заставило заметить противоречия в сюжете замечание "Лика умерла. Умерла от той болезни, к чему и он приложил руку." Я даже комментарий написала о том, что не могу додуматься, что за болезнь такая, в которой мог бы быть частично виноват Игорь. Разве что инфекция какая-нибудь, думала я, но тогда бы и Игорь тоже заболел и тоже умер бы. Но потом я вернулась к началу рассказа. 

"Давай  “обженимся”! – в который уже раз беспечным тоном предлагала ему Лика. ... Игорь не знал, что ответить – не иначе, вновь “залетела”." Это значит, что Лика была по меньшей мере один раз беременна от Игоря и прерывала беременность, хотя хотела бы вместо этого узаконить их отношения, а Игорь был против. А как же тогда их идеальная любовь, расписанная в дальнейшем тексте?

(Кстати, методика исследований, проводившихся до середины 1990-х годов и предполагавших связь между абортом и раком, была ошибочной. С тех пор правительственными и медицинскими организациями проводилось много независимых друг от друга исследований, научно фундированных, и они по сей день не смогли установить никакой связи между абортом и раком.)

Сначала я посчитала ошибкой автора противоречия между описанием идеальных отношений и фактом нежелания жениться и иметь детей, к тому же детей, зачатие которых уже состоялось. Подумала, что зря Ивушка смешивает сказочный женско-литературный идеал с противоречащей ему реальностью. Но, как и бывает с талантливыми произведениями, противоречие это не оставляло меня в покое, я перечитала рассказ, и все противоречия объяснились и разрешились.

Автор предоставляет читателю самому обнаружить двойное дно - или довольствоваться обманчивой видимостью.

Чтобы обнаружить двойное дно, нужно разделить начало рассказа, где показаны реальные отношения между Ликой и Игорем, и его продолжение, где показаны фантазии Лики.

В моем понимании рассказа, Лика, брошенная любовником, придумывает себе другую реальность, идеализируя и себя саму, и свои отношения с Игорем, чтобы сохранить свою высокую самооценку. А также утешает себя мечтами о всех нехороших женщинах, которые будут встречаться Игорю, и о его раскаянии. В своих фантазиях Лика отомщена и остается самой лучшей и единственной.    

Реальные отношения таковы:  
– Давай  “обженимся”! – в который уже раз беспечным тоном предлагала ему Лика. А в глазах тревога, опасение получить ничего не обещающий ответ.
  Застигнутый врасплох, Игорь не знал, что ответить – не иначе, вновь “залетела”.

А дальше начинаются противоречия. 

"Его устраивала ни к чему не обязывающая их связь". Но если бы его устраивала связь, то он не стал бы рвать ее. А раз порвал, значит, не устраивала. 

Лика придумала свои объяснения, почему же Игорь прекращает отношения: "Дальше так продолжаться не могло. Лика понапрасну тратила на него время, ей пора было иметь семью, родить ребенка, а этого он ей дать не мог – не созрел." Не разонравилась она ему - нет, это он о Лике заботу проявляет, ей, видите ли, пора иметь семью и родить ребенка, а он мешает, стоит на пути к Ликиному счастью.

Еще одно объяснение, придуманное Ликой, - что Игорь собрался познать как можно больше женщин - но только собрался, даже не признаваясь в этом самому себе, - и выбрать из них лучшую. 

Лика придумывает, как тяжело было Игорю объявить о своем решении расстаться. Не потому что он боялся сцены со слезами, мольбами, упреками и даже скандалами (в реальности обычно этого и боятся при расставании), а потому что неохота Игорю расставаться. "Как не хочется уходить! Еще минута и он останется, уступит своей слабости." Если бы не хотелось уходить, то и не ушел бы. Ведь не долг перед кем-то другим вынуждает его уйти, не обстоятельства, нет, всего лишь смутные неоформленные мечтания (это Лика фантазирует себе, что происходит в голове у уходящего от нее любовника).

Автор показывает отношения между Ликой и Игорем такими, какими видит их Лика. Но внимательный читатель отметит и то, что Игорь не испытывал к Лике большого интереса, и то, что вся инициатива исходит от Лики.
Припомнился первый их день, когда вместе с друзьями они ходили в ботанический сад смотреть цветущую сирень. Он проводил ее домой и неожиданно для себя остался на ночь. До этого между ними ничего такого не было, хотя они симпатизировали друг другу. Немного выпили. Затем танцевали под старенький проигрыватель. Она прижалась к нему своей полной грудью, приоткрыла губы для поцелуя.

И то, что Лика ведет себя как фельдфебель на плацу.
... в нем проснулось желание, стал освобождать ее от одежд. Попридержала и, вручив полотенце, отправила в ванную комнату…

Лика неторопливо вводила его в удивительный, таинственный, божественный мир любви. Он узнал, что ... на теле, особенно женском, имеется множество чувствительных, призывающих к изыску местечек, знание которых столь же необходимо, как умение грамотно говорить.

Это "неторопливое" введение в "мир любви" заставляет предположить, что Лика донимала Игоря не только указаниями на то, где, как и сколько необходимо грамотных изысков, но и лекциями и проповедями, как, например:
Как-то после концерта в филармонии Лика обратила его внимание на то, как долго и тщательно музыканты настраивают свои инструменты.
  – Так и в любви,  – продолжила она свою мысль, сравнивая любовь и музыку, – желание и умение любить, настроить себя на любовь, эмоционально раскрыться в ней, имеет не меньшее значение, если не большее, чем собственно любовь. И кто в любви инструмент, а кто исполнитель не играет особой роли – они постоянно меняются местами. Важнее знать, с каким инструментом себя отождествляешь, и насколько умел исполнитель. Женщину чаще всего отождествляют со скрипкой, виолончелью, арфой, флейтой, мужчину – с контрабасом, тромбоном, саксофоном, ударными инструментами. А уж, если зазвучал орган – это наивысшая степень выражения любви, ее вершина, ее редкая удача.

Читатель надеется, что Лика придумала эти речи уже после расставания с Игорем и не докучала ему своим занудством и поучениями. Но, возможно, что и докучала, потому что "Игорь впитывал полученные знания, постигая тонкости любви, ее палитру и многочисленные оттенки". "И в какой-то момент Игорь решил, что обошел своего учителя," то есть решил, что хватит с него. 

"Больше он никогда ее не видел!.." - еще один отсыл к реальности. Но Лика фантазирует, как он вспоминает о ней, даже пытается вернуться к ней, но робость не позволяет ему.

Лика придумывает, какие нехорошие все другие женщины, забывая о том, что другим мужчинам, которым не досталась идеальная Лика, как-то удается найти себе жену и спутницу. Лика рисует себе в воображении злоключения ее бывшего возлюбленного без нее, являющейся лучом света в царстве тьмы, злобы и алчности. 

Если б он только знал тогда, что цветы бывают разные, что их нектар может быть терпким, горьким, а то и вовсе ядовитым! Более того, цветок мог и вовсе закрыться, захлопнуться, поглотить в себе, закрыв солнце и небо, лишив воли.
  Как же его покорежило, обломало, опалило крылья! Он и не заметил, как утратил способность летать. И теперь, когда ему встречался на пути цветок, он по привычке пытался взлететь, да лишь с трудом заползал на него. Увы, там его ждало разочарование – в цветке напрочь отсутствовал нектар!..
  Он все чаще вспоминал Лику, сталкиваясь со злобой и жесткостью, напористостью и обманом, низостью и алчностью.

В заключение Лика представляет себе Игоря старым, одиноким и мечтающим только о встрече своей души с Ликиной душой в загробном мире. В этой жизни ничего хорошего, кроме Лики, Игорю не встретилось. 

Автору удивительно хорошо удалось показать психологию героини в рассказе, талантливо замаскированном под произведение женской литературы.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:47 19.01.2024 (1)
Рассудительно, интересно, обстоятельно написанная рецензия  уже сразу даëт повод зайти на страницу автора произведения! 
Это талант! 
Браво, Алëна! 
     15:06 19.01.2024
Спасибо, Надя!
     10:16 23.03.2020 (1)
Благодаря Вашей рецензии обязательно прочту рассказ. Невозможно всё прочесть... Весна, дела))
     11:03 23.03.2020
Да, конечно! А сколько еще проходит мимо и остается нечитаным!
Гость      20:19 22.03.2020 (1)
Каждый писатель может только мечтать о таком вдумчивом рецензенте, как Вы, Алёна.
     03:48 23.03.2020
Спасибо Вам! Этот рассказ был для меня в самом деле загадкой, требовалось задуматься над ним.
     20:47 22.03.2020 (1)
Какой интересный разбор произведения, надо прочитать.
     20:50 22.03.2020
Произведение, естественно, интереснее.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама