Произведение «Театральная история» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка редколлегии: 8.8
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 32
Читатели: 522 +1
Дата:
«Театральная история» выбрано прозой недели
23.08.2021
Предисловие:

Театральная история

Васечкин собирался на работу, что называется, «на автопилоте». За долгие госды, что он трудился на родном предприятии, маршрут  до работы и обратно до дома  был отработан до автоматизма. Иногда, Васечкин «включался» , только уже оказавшись  на своём рабочем месте.  Вот и сегодня, возвращаясь домой, он почти  преодолел длинный переход в метро, когда вдруг почувствовал некий дискомфорт. В переходе, как обычно, было полно пассажиров, спешащих  перейти на другую  ветку метро, и там же стояли, сидели, и даже  лежали  попрошайки и бомжи, зарабатывающие себе на жизнь. А что делать? Каждый зарабатывает, как умеет. Одну молодую  беременную женщину с огромным животом, держащую в руке табличку  с надписью  «ПОМОГИТЕ НА ЖИЗНЬ», он видел второй год на этом месте, и никак не мог понять, она уже второй раз беременна или вынашивает слонёнка?  В числе постояльцев перехода был  и молодой  здоровый парень лет тридцати.  Он полулежал у стены, а рядом стоял стакан и кусок картона с откровенным текстом «ПОДАЙТЕ НА БУХЛО». В стакане на дне виднелась какая-то мелочь, а парень уже был изрядно пьян.  Там же стояла хрупкая старушка со слезящимися глазами. У неё не было никаких табличек, она просто  протягивала дрожащую руку, в надежде на  помощь.
Васечкин пытался понять, что его выбило из привычного ритма, когда увидел, а вернее, сначала  услышал, громкие женские вопли с призывом подать несчастной  на пропитание. Потом он  увидел и исполнительницу. Женщина, на вид лет 35-40,  одетая в какие-то лохмотья, стояла на коленях возле стены. Она истово крестилась и голосила, как профессиональная плакальщица  на похоронах.  Васечкин подумал: «Вот это талант! Её бы к нам  в театр! Да ввести в спектакль. А то эта  Смирнова - не то, не сё. Ни с чем пирог, как любила говорить  мама. Но приходится держать её, и  только потому, что она директорская протеже. Так ведь талант директорским велением не появится. Он или есть, или его нет».
Васечкин кроме своей основной работы на производстве, был ещё и  творческой личностью.  Пару лет назад он организовал самодеятельный народный театр, в труппу которого собрал способных сотрудников, неравнодушных к театру. Не обошлось, правда, и без случайных  людей, вроде Смирновой.  Они ставили в основном классические произведения, и спектакли всегда проходили с успехом. На этот раз, решились поставить пьесу никому неизвестного автора, но, как считал  Васечкин, весьма талантливого и самобытного, некоего Савелия Лоханкина . Его повесть «ВСЯ ЖИЗНЬ – ТЕАТР» показалась  интересной, был написан сценарий, и принято решение ставить спектакль.  Всё шло довольно неплохо, однако на  роль героини подходящей кандидатуры  кроме Смирновой не было,  но она эту роль явно «не тянула». 
 Услышав  в переходе метро «плакальщицу», Васечкин понял : это как раз то, что он искал!  И направился  на переговоры к  кандидатке в актрисы.  Подойдя к самозабвенно рыдающей женщине, он положил перед ней тысячу рублей. Женщина мгновенно замолчала, взяла купюру в руки, внимательно рассмотрела со всех сторон, и подняла глаза на Васечкина.
- Это мне?!
- Ну, а кому же?
- Так много? Мне  никогда столько не подавали….
- Вы сможете получать еще больше, если согласитесь на моё предложение.
Женщина насторожилась.
- Что ещё за предложение?
- Вы уже сейчас неплохая актриса, а если придёте работать в мой театр, станете звездой  сцены.  У вас определённо есть талант,  и ваше амплуа - это драматические роли. Во всяком случае, выступления  здесь, в переходе метро,  приносят вам  только доход (Васечкин кивком показал на стоящую кружку, полную мелких монет), а в театре у вас будет ещё и популярность. Это я вам гарантирую!
Стоявшие рядом бомжи, смотрели на неё с нескрываемым восхищением.  Реакция оказалась неожиданной. Женщина бросив ему в лицо  тысячу рублей, разразившись гневной речью, смысл которой сводился к  тому, что у него, (то есть, у Васечкина, нет ни совести, ни чести, а также отсутствуют душа и сердце. Как только ему пришло в голову (хорошо, что её наличие у плакальщицы не вызывало  сомнений), что она здесь играет роль несчастной!  Как этот человек (жест рукой в сторону Васечкина) может так  низко думать о людях! Она говорила громко, с большим чувством. Васечкин с удовольствием слушал этот монолог, убеждаясь, что он нашёл именно то, что искал, пока не увидел, что вокруг собралась приличная толпа, а  он оказался  в центре внимания. Толпа угрожающе молчала.  Он счёл за благо наскоро попрощаться, незаметно бросив в кружку свою визитку, и сквозь расступающуюся  толпу пошёл к поездам.
Весь вечер Васечкин находился под впечатлением от неожиданной встречи и гадал, позвонит или не позвонит ? Потом рассудив, что, как умная женщина (в  чём он нисколько не сомневался), «плакальщица» обязательно позвонит. Он даже  определил время, когда это случится – через три дня.  Васечкин  успокоился и лёг спать. Жизнь снова вошла в привычное русло.
Прошло три дня. Рабочая неделя закончилась, наступили выходные. Весь субботний день телефон молчал, и вот в девять часов вечера раздался звонок.
- Здравствуйте! Это Варвара. Из перехода в метро. Вы мне предлагали работу в театре. Помните? Я еще накричала тогда на вас. Вы уж простите, но я была вынуждена так сделать, иначе меня  больше не пустили бы на это место свои же.
Васечкин был рад. Во-первых, он оказался прав, а во-вторых, в труппе его театра, похоже, появится  талантливая актриса.
- Очень рад вас слышать,  Варвара!  Меня зовут Алексей Алексеевич. Нам нужно поговорить и обсудить моё предложение вам. Жду вас через час  на вашем месте  в переходе метро. Договорились ?
- Хорошо. Через час я буду.
Васечкин  шёл на встречу со смешанным чувством. С одной стороны – эта Варвара -  безусловно, талантлива, с другой – это её попрошайничество могло оказаться реальностью. А если ей ещё и жить негде? Что тогда делать? Не к себе же её забирать?... Он пришёл на место встречи первым. Знакомой фигуры в лохмотьях не было. «Обманула»,  - пронеслось  у него в голове. В это же время, кто-то легко тронул его за плечо. Обернувшись, увидел женщину в самом расцвете настоящей зрелой женской красоты.
- Алексей Алексеевич?
- Да….
Васечкин немного растерялся.
- А я  Варвара. Я звонила вам сегодня.
Метаморфоза, произошедшая с «плакальщицей» оказалась настолько  неожиданной, что Васечкин  остолбенел. В этой красивой, элегантно одетой женщине было невозможно не только узнать, но даже заподозрить грязную оборванку, голосившую на весь  переход!
- Итак, я вас слушаю , - проворковала Варвара.
Васечкин был смущён и совершенно ошарашен. Из его головы даже вылетела заранее заготовленная  убедительная  речь.  Он предложил Варваре посидеть в ближайшем кафе и обсудить вопрос её трудоустройства.
По дороге в кафе  Васечкин постепенно пришёл в себя, и за столиком уже спокойно и уверенно рассказывал о театре, актёрах и пьесе, в которой ей предстоит сыграть главную роль, и о самой роли.  Ему очень хотелось знать как можно больше об этой женщине, но спрашивать он не решался. В целом, договорённость  была достигнута, но с одним условием. Варвара просила дать ей один день в неделю, чтобы появляться в переходе метро  на своём месте. Она не объяснила, зачем ей это нужно, а он не стал спрашивать. Пока не стал…
… Варвара после  разговора в кафе находилась в приподнятом настроении. Её мечта стать актрисой, пусть через много лет, но  всё-таки сбывается!  Она вспоминала, как  она приехала покорять столицу, решив поступать в театральный институт, как отчаянно рыдала, когда выяснилось, что не прошла по конкурсу.  Но, чтобы не возвращаться домой ни с чем, поступила в знаменитую Плехановку  или в просторечии «Плешку», получила  диплом экономиста, и была принята на работу в коммерческий банк «Достоевский», где проходила преддипломную практику.  Варя произвела там хорошее впечатление, и  ей предложили место менеджера в клиентском отделе. Работа  непосредственно с людьми её вполне устраивала, Варя не собиралась закапываться в бумаги бухгалтерии, ей хотелось общения и новых впечатлений.  Найти работу в те годы было сложно, и Варя посчитала, что ей просто повезло. Молодых специалистов - пруд пруди, а достойной работы  - не найти. Там она познакомилась с Максом, а  через год  вышла за него  замуж - ещё одна удача в её жизни. Муж  был  клиентом их банка -  индивидуальный предприниматель (ИП), имеющий  несколько цветочных магазинчиков.  Разница в возрасте в 15 лет её нисколько не смущала. Максим Сергеевич, или Макс, как она его звала, выглядел значительно моложе своих лет. Вместе они смотрелись красивой парой. Потом родился сын Костик.  Макс настоял, чтобы она бросила работу и занималась домом и ребёнком. А через пять лет Макса не стало. Банк, когда-то давший Варе «путёвку в жизнь», рухнул, не успев даже выплатить зарплату сотрудникам. На этой почве у мужа случился обширный инфаркт. Банк обанкротился в одночасье, оставив сотни тысяч таких же ИП как Макс, без копейки. Спасибо, что государство хоть как-то позаботилось о простых гражданах, прописав в законодательстве право на страховку, и гарантированное  возмещение  ущерба в размере 700 тысяч рублей по вкладу. В то же время предприниматели остались вообще ни с чем. Интересно, почему? Или они не такие же граждане страны?  Или они зарабатывают деньги не своими умом и нервами, а всё, что они имеют, валится им с неба? Или предпринимателей «по умолчанию» государство считает аферистами и жуликами? Сейчас в кошельках  жителей крупных городов можно увидеть  до десятка пластиковых карт различных банков. Но это совсем не говорит о высоком уровне их доходов, скорее – собственная страховка от финансовых катаклизмов. Следуя мудрым советам  специалистов в области экономики, постоянно проводящим просветительскую  работу среди населения, свои сбережения  граждане, которым есть что сберегать,    теперь держат не в одном банке, а в нескольких, на случай  банкротства какого-то одного из них. Принцип «хранения яиц в нескольких корзинах» постепенно  прижился и в России.  Но это не касалось Вариной семьи.  Всё, что зарабатывалось, вкладывалось в банк, где она работала. Просто потому, что так было удобно.
  Варя осталась с пятилетним сыном без работы и денег.  Наличных денег в доме не оказалось,  жить было не на что. Варя попыталась было устроиться на работу, но безрезультатно.  Пятилетний перерыв в работе сделал своё дело.  Ей везде отказывали. И вот тогда она решилась на отчаянный


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
(рецензия на произведение "Театральная история". Автор Елена Соседова (Эллен)


Писателя Уильяма Сидни Портера, больше известного широкому кругу читателей под именем О’Генри, иногда спрашивали, где он берёт сюжеты для своих рассказов. На это мастер короткого рассказа неизменно отвечал: «Если хотите написать действительно интересную или захватывающую историю, держите наготове карандаш. Ничего придумывать не надо, потому что жизнь давно уже всё придумала за людей. Она сама подскажет сюжет. Вам останется только достать карандаш из кармана и успеть записать. Ничего большего от вас не потребуется».
Писатель не шутил, предлагая всегда и везде носить с собой карандаш. Дело в том, что свои рассказы (а их у него более трёхсот) он не придумывал. Всё, что нам оставил в наследство этот гениальный человек, действительно когда-то произошло в жизни с разными людьми. О’Генри, который умел моментально понять суть происходящего и подметить детали, ничего больше не оставалось, как записать увиденное. Он всегда считал, что самыми интересными историями являются те, которые произошли с людьми на самом деле. Именно эта «взаправдашность», по мнению писателя, и вызывает интерес читателей. Так уж устроен человек: если своя жизнь кажется ему порой однообразной, то всё то, что происходит с другими – всегда кажется чем-то необычным. Ну, или по крайней мере, более интересным.

Сюжет рассказа «Театральная история» явно взят из жизни. Возможно, автор кое-что «подрисовал», пустив в ход фантазию, но в общем и целом такая история имеет право на существование.
Увы, картина, главными героями которой являются зарабатывающие на жизнь люди, которых мы уже давно привыкли видеть в тоннелях и переходах метро, стала обыденной для нашей жизни. Кого только порой в этих переходах не увидишь! Это и играющие на музыкальных инструментах студенты, и старики, не обласканные жизнью, и любители спиртного, и опирающиеся на костыль или палку калеки, травмы которых говорят сами за себя. Правда, обманщики и обманщицы, у которых «сгорела квартира со всем находящимся в ней имуществом» или «дома осталось пятеро голодных малышей, которых нечем кормить», имеются тоже.

Автору очень хорошо удаётся показать читателям тот мир, который обычным людям совершенно не знаком. Мало кому известно, что мир этот достаточно жесток, и что в нём существуют свои законы и своя иерархия подчинения. Что каждому, оказавшемуся за чертой обычной жизни человеку, приходится делиться всем тем, что им подают в течение дня. Делиться своими небольшими, а подчас крохотными подаяниями с теми, кто, как сейчас принято говорить, «крышует» этих наполовину опустившихся людей. Мастерски выписанные герои подземного перехода и впрямь представляют собой людей из разных социальных групп. Объединяет их только одно: мысль о том, чтобы прохожие обратили на них своё внимание и подали им хоть немного.
Параллельно автор убеждает читателей в том, что ни один человек, которого судьба загнала своей железной рукой «работать» в подземном переходе, не теряет надежды на то, что ему когда-то повезёт. В реальной жизни удача приходит далеко не ко всем. В рассказе, события которого перекликаются с реальностью, её Величество Фортуна тоже улыбается всего одной героине. Но какой героине! Не бесцветной старушке, которая, не ропща на судьбу, тихо стоит в ожидании того, что на её протянутую руку кто-то обратит внимание. Не молодому парню, которому, судя по всему лень работать. И не «хронически беременной» женщине.

Правду иногда говорят, что Бог замечает не тихих и безответных людей, а тех, кто выскакивает прямо у него перед глазами. В этот раз таким «Богом» для артистичной плакальщицы стал организатор самодеятельного театра Алексей Алексеевич Васечкин. Погруженный в думы, где ему найти действительно хорошую актрису для нового спектакля, он наткнулся на неё как раз в том подземном переходе, через который проходил постоянно.
Случайность? Возможно. Но случайность, когда повезло обеим сторонам. Режиссёр понял, что нашёл для своего театра талантливую артистку, которая в последствии стала его женой.
Чем привлекает эта история? Своей правдоподобностью. У автора лёгкий, хороший язык, который легко воспринимается читателями. В рассказе много описаний. С их помощью герои рассказа словно воочию предстают перед глазами читателя. 
Что бы хотелось отметить ещё? Наверное, на то, что автор делает упор не только на главные события, но и на детали, и в первую очередь, на детали поведения. В рассказе очень эффектно описана сцена, когда Васечкин пытается дать «плакальщице» деньги прямо в переходе. Женщина не просто не берёт их -  она с размаху бросает купюру прямо в лицо своему «благодетелю», деланно возмущаясь его непорядочностью. Впрочем, разыгранная по всем театральным правилам сцена, ещё больше убеждает режиссёра в правильности выбора.

Так и хочется сказать: «Никогда не сдавайся!». Поведи себя Варя по-другому, предстань она перед Алексеем Алексеевичем обычной благодарной «бомжихой», которая с радостью взяла бы деньги, он, скорее всего, ещё подумал бы, стóит ему на самом деле связываться с женщиной с пониженной социальной ответственностью. А Варя, не зная, кто стоит перед ней, сыграла свою роль на «отлично», безо всякой подготовки. Помог природный артистизм и нереализованное желание стать артисткой.
Впрочем, впоследствии это желание реализовывается с очень большим успехом.

С точки зрения стилистики рассказ соответствует нормам.
Грамматических ошибок нет.
Единственное, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что числа в художественных произведениях пишутся не цифрами, а буквами.
На основании вышеизложенного считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.



Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=112085
Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 20.06.2021
     16:03 02.09.2022 (1)
1
Замечательную историю поведали Вы нам, Елена, в своём рассказе! 
Прочёл на одном дыхании. Снимаю шляпу!
     02:42 03.09.2022 (1)
Благодарю за прочтение и комментарий, Георгий!
Очень рада, что история поправилась, хотя ничего необычного в ней в общем-то и нет.


     14:43 03.09.2022 (1)
1
Пожалуйста, Елена! 
Согласен, но ведь и описать любую историю можно по-разному. 
У Вас это получилось замечательно!
     17:28 03.09.2022 (1)
Чему я очень рада!
Благодарю от всего сердца!
     18:58 03.09.2022 (1)
1
Мира и добра Вам, Елена!
     22:00 03.09.2022
Взаимно, Георгий!
     09:56 18.01.2022 (1)
Очень хорошо, Елена. Понравилось.
     10:05 18.01.2022
Благодарю от души за Ваш отзыв на рассказ.
Приятно, что понравилось 
     23:00 24.08.2021 (1)
-1
Очень понравился ваш рассказ, Елена. Особенно слова о таланте "Он или есть, или его нет". У вас он есть, на мой взгляд. 
     12:50 25.08.2021
1
Благодарю Вас, Елена!
Думаю, что время покажет,  талант есть или нет.
А за  добрые  слова  - СПАСИБО!!!
     23:49 23.06.2021 (1)
Хорошая история! Неужели на реальных событиях?
     03:01 24.06.2021
Спасибо за комментарий,  Алекс!

Приятно, что история Вас заинтересовала.
Отчасти она основана на реальных событиях, отчасти - вымысел автора. Важно другое - история цепляет и вызывает интерес у читателя. 


     17:13 03.06.2021
Очень мило) Понравилось!
     09:47 23.05.2021
1
Милая и трогательная сказка! 
     23:10 22.05.2021
Хорошо!
     20:12 22.05.2021
1
Понравился рассказ и очень.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама