Произведение «А НЕ СХОДИТЬ ЛИ МНЕ В ТЕАТР»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 22
Читатели: 138 +1
Дата:

А НЕ СХОДИТЬ ЛИ МНЕ В ТЕАТР

                                                                                                                   НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА

                        После Великого Развала как-то было не до театров и даже кино. Хватало телевизора на фоне бандитских разборок и массового разворовывания промышленных и сельскохозяйственных объектов в стране. Но в конце 90-х началось в обществе какое-то оживление. Дошла эта волна и до меня.

                       Давно я не ходил в театр. Развал и разброд общества совместно с ценами и условиями существования создавали определенный психологически материальный барьер. Потом вроде и легче стало, но все равно не тянуло. Хотелось, но не тянуло. Так иногда хотелось послушать Макаревича, Малинина, посмеяться с Задорновым или Жванецким.
Но зашел я как-то раз в Оперный, глянул на цены и ...не захотелось. А телевизор-то на что, подумал я! Так и решил. 
                     Но Филипенко я уважаю за его интеллигентность, за студенческий задор, за юмор и артистизм. И когда я увидел его на афишах драмтеатра им. Горького, дрогнуло мое сердце. Но так как сердце у меня дрогнуло не сразу, то в кассе на тот момент были билеты только по 150 и 180 гривен. А ведь были в начале и за 50 - 80 - 100 - 120.  Но были. Я взял за 150.
                       Людмила, это жена моя, отказалась сразу:
                       – Что я с ума сошла за больше, чем за ползарплаты в театр идти! А что скажут на работе. Да и воды уже какой день нет в кране ни горячей, ни холодной. Да и воскресенье почти на исходе! Не пойду!
                       Я литра два воды подогрел, побрился, шею помыл, надел костюм праздничный, галстук красный и пошел в театр. Один.
Да, давно я не был в театре! Очень много молодежи (25-40лет). Но все они какие-то не такие. И ходят как-то не так. И суеты много. Нет размеренности, нет уважительного спокойствия.                           Одеты в основном в джинс, рубашки на выпуск, свитера легкие (типа футболок) под пиджак и прочая пестротень.
На ногах в основном ботинки самых разных фасонов. Я понял, что туфли сейчас не в моде. Это у мужчин. И зачем я надел галстук, да еще и костюм? Таких как я в театре было десятка два. Женщины одеты почти также. У некоторых иногда из-под широких ремней белели-желтели животы и спины. Цацек на грудях и шеях мало. Почти не видно.
Ощущение такое, что как бы никто в театр и не собирался, а просто шли мимо и зашли просто так (за от 50 до 180 гривен) послушать, чем там Филипенко посмешит. Это все я созерцаю из ложи бенуара (так непривычно это выговаривать). Вот что значит, в театр давно не ходил.
                        Все, все. Началось! Сначала Филипенко читал Зощенко. Его короткие рассказы. Они как бы переносили нас в ту эпоху почти вековой давности. Эпоху наполненной той жизнью, разными несуразностями и соответствующим тому времени юмором.
Было интересно, так как юмор Зощенко мягкий, щадящий и точный. Потом что-то от Акунина и затем чей-то гибрид событий 20 и 21 веков, где герои на стыке веков по воле божьей или просто по желанию автора меняются местами с соответствующими событиями. И вроде бы и смешно было видеть Вована с растопыренными пальцами среди дворянского сословия, или какого-то статского дворянина Константина среди новых русских 21 века. Все бы ничего, если бы не их разговоры.
                        Ну никак не ожидал я, что такой классик российской сцены опустится до такого репертуара в угоду «вованов» ради кассовых сборов. Просто коробило, когда «Вован» среди дам и джентльменов конца 19 века с определенными понятиями о чести, или дворянин Константин среди «вованов» без всяких понятий о ней и живущие по «понятиям» изощрялись на зонально – тусовочном жаргоне, выкрикивая иногда «сука», «мочалка», «перепихнемся» и др. Конечно, в зале был не смех. Это был гогот на уровне «гы-гы-гы». Зал ревел, потеряв всякую интеллигентность, с которой он садился в кресла.
                         И что странно. Пока был Зощенко, зал внимательно слушал и интеллигентно откликался человеческим смехом и «гы-гы» практически не звучало. Бывало, изредка выплеснется на нормальном фоне кто-то баритоном или сопрано «гы-гы» и все. Но стоило только перейти на «современный язык» и пошло. Ну, кривляется Петросян или Шифрин на сцене, ладно. Жанр у них такой и судьба такая. Но Филипенко!
                        Все антракт! Опять сверху рассматриваю зал. Интересно! Играют мобилки, разговорный шум, разглядывание друг друга и буфет. Так как было тепло, многие вышли на проспект дышать. Царит общее оживление – все вроде довольны. И чего это я так настроился и не так воспринимаю современный юмор. Надо перестроится. Все даю установку! И вовремя, так как прозвенел звонок.
                         Пока все повторяется. Зощенко. Тишина. Смех. Уже не Зощенко, кто-то другой. Тишина. Смех. Но вот идет рассказ о своей юности, когда Филипенко на саксе с «козлом» играли в 60-х, жалобы на несвободу, на сложную судьбу (это я слышал уже не раз), но когда он начал воспоминания о каком-то друге саксофонисте «нищим» зачатом на нарах в условиях несвободы и когда танцевали только польки и разные паде…, а музыка громко играла только на похоронах членов политбюро, то стало тошно. При этом он старался использовать соответствующий жаргон, инициирующий ржанье. Я Филиппенко не узнавал! Зачем так трансформироваться в угоду толпе вованов?
                        Да, он чувствовал зал! Конечно, в угоду этому можно опоносить и свою юность и свое прошлое, которое если почитать его биографию не такое уж и мрачное было. Естественно, что у каждого автора есть написанное что-то для себя, для друга или друзей, а то и шутки ради по какому-либо случаю. Но это не значит, что все можно тащить на большую сцену. Когда-то Довлатов описал случай, произошедший с Горбачевым, когда он после спектакля поздравлял артистов и в восторге восклицал «пирдуха», «пирдуха» (пир духа), пожимая каждому руку, что якобы вызывало скрытое недоумение окружающих.  
                        Может и было что-то подобное и после авторской обработки и получилось что-то анекдотичное. Но неужели это надо было выдергивать в свой репертуар? Но зато как все надрывались! Как ржали! В этот момент прошел бы любой мат на ура! Иногда проходит. Туда и идем.
                         Я сразу вспомнил снова Петросяна с его «кибениматикой» и выступление Арканова на 50-летнем юбилее Инина «Ах, у Инина слог такой ясный, ах, у Инина все так прекрасно!» или он же на 10-летии радио «Эхо Москвы» выступил «Эху я посвящаю…», а за ним хор актёров кино потом вторил «Эху есть что сказать, Эху есть чем звучать...». Да, сейчас многое уже говорится хором, что раньше говорилось среди двоих-троих с оглядкой что-то типа «понимаешь, выходит он и объявляет: исполняет хор мальчиков и Бунчиков» потом хи-хи и взгляды по сторонам.
                        Одно дело «тогдашняя» несвобода и другое дело сегодняшняя Демократия. Но зачем здесь «Кремлевские куранты» Довлатова. На зоне, где Ленина, Дзержинского, и других играют уголовники-рецидивисты. Кривляясь и путая авторский текст с «зональным», они, конечно, вызывают смех. Также можно поглумиться и над Шекспиром. Но где Шекспир, а где Филипенко! Да и язык Шекспира не всякий в зале поймет. Тем более пытаясь вызвать смех в Его трагедии можно и надорваться. 
                        Не у каждого народа были Линкольны и Мао! Но Трумэны, Маккарти и Буши были, как были Кравчуки и Кучмы. Но практически никто и нигде так яростно и со смаком не плюет в свою Историю как мы славяне. Это надо же Хмельницкого назвать чуть ли не врагом народа за то, что он присоединился к России. Где те тираны прошлых веков? Калигулы, Нероны – это история. В португальских колониях Африки аборигены сохранили все меднобронзовые королевские величества прошлых веков веселого рабовладельчества. Для них они память! А нам лишь бы поржать утробно, да с матерком!
                        В одном рассказе Зощенко (30-е годы) рассказывается, как по российским городам гастролировали артисты трансформаторы. Они на мгновение появлялись на сцене и уходили, мгновенно переодевались и вновь появлялись в разных обличиях и формах, чем вызывали бурный восторг зрителей. Что они исполняли, пели, говорили, не имело значения. Главное в кого и как быстро они перевоплощались. Таков был тогда зритель. Что хотел, то и имел! Сейчас тоже век трансформаторов. Смотрите, как зачах наш балет и опера, да и драматические театры тоже не очень процветают. Все они живут за счет трансформаторов. Таков век, таков зритель.  Да, зрителя Украины и России умом не понять, раз он вместе с юмором, как сказал Жванецкий, ниже пояса! 


                        Прошло с тех времен всего-то лет 15-20, а вроде ничего не изменилось. Правда, трансформаторы прошлого постарели или вымерли. «Камеди клабы» захлебнулись в пошлом юморе и сгорели. Гастролеры из новых приелись, а некоторые стали не въездные по «политическим» мотивам. Даже смешно как-то: ну, какие у них могут быть мотивы, кроме «бабки» любой ценой и где угодно?
                         Если даже такая «культурная кучка» как Примадонна, готова на все и везде. О Джигурде, Маме-Лошади, и Королевой можно и не вспоминать. Но где же вы, Голоса России, Украины и Белоруссии? НЕ слыхать! Но просмотрев новогодние концерты можно подумать, что все они заморозились холодом корпоративных интересов.
                        Я не замечал, чтобы в оперный театр или драматические руссо-укро театры толпился народ у касс. Поэтому сдают они свои территории в аренду под распродажи-выставки одежды, кондитерки, и разных других товаров, чтобы хоть как-то поднять бюджет и удержаться на плаву. Не удивительно, что сейчас в театрах температура в пределах 10-15 градусов и в зале сидят в пальто. Прохладно, однако. 
                       В общем государству не до культуры. Вот отчитались недавно: сколько улиц, поселков, городов переименовали, сколько памятников завалили, сколько, где каких русскоязычных школ осталось, и где какая «мова» живет. А ведь это какие деньги! Так что уж не до драмы нам и не до балета. И похоже, что вся наша жизнь – сплошная драма и балет. У кого как!
                      А ведь Глава Министерства культуры, вице-премьер-министр Украины Вячеслав Кириленко ( 2015 год) заявил, что русскоязычные театры в Украине не будут подвергаться дискриминации! Ха-а-ха! Гы-гы-гы!

                      Ну, что братья славяне, дохихикались, доулыбались! Все русскро-драматические и оперные и другие русскокультурные заведения переименовали в украинские. А нечего притеснять исконновековой!
                      Да и песни нам не петь по русски и по русски танцевать нельзя. Ну, и что? Жить то можно! Можно. И живут. Нет, жили, а теперь воюют. Даже Звезды по разные стороны разбежались. Странно, а кто эти звезды раздает, кто их назначает? Да никто. Как раскрыл рот или пробренчал красиво, так и звезда. И кормит их народ, а они сверкают. ПРавда. сейчас кто дома, а кто за границей. Ждут, когда перестрелка кончится. А ведь раньше из одной лоханки лакали. Немеряно. ПРо корпоративы и вспоминать нечего. У многих недвижемость в Ницах,  Парижонах и Израилях. Страдают там бедолаги без Родины.  






Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     03:10 24.04.2023 (1)
Рассказал бы я почем концерты Галкина в Монреале... ах'-ах-ах... сунулся посмотреть в интернете, где он выступает - в одном из самых престижных залов города, в центре, 3 тыс. мест, куда приезжает на гастроли с балетом Мариинский, лучшие оркестры Мира и т.д... сунулся узнать, почем билеты - от 97 долларов и выше, причем дешевые давно распроданы .. не, мне он даром не нужен, и даже с  ящиком пива в довес, просто интересно... по сути, полный зал распродан, что бывает крайне редко ... сунулся узнать, на каком языке он вещает - ну наверно, думаю, на английском, на франсе вряд-ли... долго искал, тайна за семью печатями..  с трудом нашел, что на русском ... и вот тут я громко сказал: ЕКАРАНЫЙ БАБАЙ! 
---
семь лет назад Мумий Троль, выступал в задрипаном зальчике на 100 человек. Билеты по 20 долл.
     14:44 24.04.2023 (1)
Галкин был интересен по времени и по месту. Сейчас у него нитого, ни этого. ПРотивно все это. 
     15:05 24.04.2023 (1)
Мешок бабла у него сейчас за концерты
     16:25 24.04.2023
НУ. был он когда-то человек, а сейчас БАБЛО. 
     04:29 23.02.2023 (1)
Каждым нервом написано это эссе, с точнейшей артикуляцией переходного периода, 
во время которого, во все время правил разгул анархии: и в мозгах, и в поступках и в поведении определенной прослойки людей.
Что касается  Филиппенко, то я никогда в нем не видела искренности понимания того, что он нес со сцены - это было всегда наигранное амикошонство на грани фола.
На потребу публике, а не служению сути театра и сцены. 
Творчество,  с запахом проституции, далекое от профессионализма в глубинном его определении и понимании.
Вот так я посмела плыть против течения.
Прошу меня извинить, если оскорбила чьи-то чувства.


     09:51 23.02.2023
1
И нисколько не оскорбила. Это я себя почувствовал себя оскорбленным после концерта. Из-за разочарования в человеке-артисте.
Спасибо за понимание.
     19:34 22.01.2023 (2)
Свой комментарий, Виктор,  я начал бы с флотской фразы: "Лейтенант, ты бы еще в консерваторию пошел!".
А если серьезно - в Театр ходить надо! В Русский, Украинский, Белорусский.
Желание понять культуру другого народа у нормальных людей, как бы политики в своих финансовых интересах, не пройдет.
Как бы мы не клеймили "не дружественную" Англию, а их кинофильмы, литературу читать будем, как и американскую, французскую, итальянскую.
Продолжим любить Ступку, Роговцеву, Ротару, Повалий.
Тут наши  правители не властны.
     21:05 26.01.2023 (1)
2
А я Вам скажу, что литература, она не имеет национальности. Авторы, которые пишут настоящую литературу, вненациональности.
Ни в одной книге иностранного автора, я не читал, об англичанах, немцах или ли каких-нибудь поляках. Всегда пишут о человеке. Понятно, что автор пишет о том человеке, которого знает, потому что живёт в том месте где живет этот человек. Персонажи упомянают в диалогах макаронников или бошей, говорят о каких-либо пристрастиях тех или иных наций, но это никогда не ставится целью автора.
На мой взгляд, "беларусский драматический театр", это театр абсурда. Что там должны актёры делать? Бульбой кидаться?
Различие театра может быть только на драматический, оперный, балетный и эротический
     21:26 26.01.2023
1
По большому счету согласен, Анатолий.
Написав Белорусский театр, имел ввиду театр, где постановка идет на белорусском языке.
     20:08 22.01.2023 (1)
2
Все правильно, Леня, но нашу русскую культуру всю на корню забанили. Был Русский Академический театр, а стал Украинский народный театр. Когда русские школы пропадают, а в истории все извращается, то каково детям. Противно, понимаешь.
     20:52 22.01.2023 (2)
Весь этот нефтегазовый угар пройдет
Партия  войны в России уйдет в небытие. Придут новые люди, которые поймут, что с соседями надо жить мирно.
На что чеченцы были агрессивные, а теперь у них в каждом городке - стелла и на ней логин "Шали - центр мира!" или "Гудермес - центр мира!" Я в 22 побывал в Грозном.
Мы со своим испорченным  менталитетом думаем что это словосочетание подчеркивает исключительность, а на самом деле они подчеркивают что в городе властвует обычный  мир, мирная жизнь, безопасность.
На Украине дураков тоже хватает, но сейчас судить кто дурнее - не берусь. Идет ВОЙНА.
     21:08 26.01.2023 (1)
2
... поймут, что с соседями надо жить мирно

Имеете в виду НАТО?
     21:23 26.01.2023 (2)
-1
Анатолий, не провоцируйте  меня пожалуйста своим глупым вопросом на глупый ответ, а не поленитесь, откройте словарь и прочитайте ОПРЕДЕЛЕНИЕ слова СОСЕДИ.
Сосед это - тот, кто живёт поблизости, рядом с кем-либо,
               - тот, кто занимает ближайшее к кому-либо место, находится рядом,
               - государство, имеющее общую границу с данным; жители такого государства.
Не придумывайте того, что я не пишу.
     04:20 23.02.2023
Увы, но от вас именно это исходит.
Провокация.
Давно наблюдаю за вашими комментариями.
Скользкие они, подчеркивающие явное нежелание: видеть, слышать, анализировать, сопоставляя понимать, и принимать. 
Прошу мне не отвечать, вступать с вами в полемику не имею ни малейшего желания. 

     23:57 26.01.2023
1
НАТО в Прибалтике, Турции, теперь и в Финляндии будет.
Что же тут глупого?
     21:11 22.01.2023
2
На Украине тоже должно уйти в небытие: национализм и фашизм. без этого долго мира не будет. И где будет НАТО? Из-за этого идет война. 
     19:19 22.02.2023
Виктор, очень люблю Филипенко и рассказы Зощенко.
Уже несколько лет не хожу в театры и на концерты.
Мне не нравятся современные постановки.
Современным режиссерам кажется, что они оригинальны 
и понимают пьесы как-то по своему. Это иногда выглядит ужасно.
Да и билеты стоят очень дорого. В вашем случае очень дорого.
Спасибо за рассказ.
     20:43 26.01.2023 (1)
... никто и нигде так яростно и со смаком не плюет в свою Историю как мы славяне. Это надо же Хмельницкого назвать чуть ли не врагом народа за то, что он присоединился к России.

Вообще-то, никакого присоединения не было.
Западная часть Руси 200 лет была под поляками, входила в Речь Посполитую,  в которуй войско Богдана Хмельницкого было на содержании польского короля.
Русский царь заплатил Хмельницкому больше денег и они присягнули ему на верность.
Хмельницкий, самый обыкноаенный наёмник. В то время лозунга "армия и народ едины". Военные вне нации, армия грабит народ под предлогом его защиты. Те же бандиты, только оформившие свои права законодательным актом.
Не станете же Вы утверждать, что территория нынешней Украины входила в состав Речи Посполитой в качестве незалежного государства? В те времена и слова такого не было "украина".
Потом, на Руси жили русы, а славяне это поляки, словаки и прочие восточноевропейские народы.
Плюют на нашу историю прежде всего еврейские идеологи устроившиеся в средствах массовой информации, в госаппарате и тут на Фабуле. Зеленский, ставленник американских банкиров - еврей,  он и отдаёт приказы уничтожать всё русское на русской земле названой евреями Украиной.
И эта фраза, что якобы "мы плюем на свою историю", тоже придумана еврейскими агитаторами и распространяется среди малообразованного российского обывателя.

А в Москве, купить билет в Большой театр нет никакой возможности. Там часами надо в очередях стоять, отмечаться и т. д.
     21:05 26.01.2023
НУ. Во-первых, многие Историю просто не знают или слишком кусочно. 
А во-вторых, почему сразу в Большой Театр? Других театров очень многою. И вообще, было бы желанье.
     15:15 26.01.2023 (1)
Очень!
Это скромно - могу и в реверансе растянуться, а в целом - очень, очень понравились ваши размышления.
Не совсем понял про (за от 50 до 180 гривен) - очевидно вы из Украины, но это неважно.
Я к театральным деятелям спокойно отношусь - пили вместе как-то, не раз, было такое, с тех пор - спокойно. Тем более - все они трансформаторы и искренне  об этом говорят.
С ними лучше в кафе встречаться - там они раскрываются с полна. 
     17:22 26.01.2023 (1)
Спасибо за реверанс! 180 это почти зарплата среднего инженера в то время. Почему жена и отказалась. Лет пять был я у оного современного крутого.  Сплошной выпендреж с намеком на модерн. В общем, не хожу, а как Ахеджакову послушаю да погляжу, так тошно становится. 
Заходи ко мне на историю. просвещаю народ как могу.
     20:40 26.01.2023
На историю? С удовольствием, я там тоже блукаю от нехер делать. Водку с личностями пью и беседую.
     20:11 22.01.2023 (1)
Очень понравилась риторика про выступление Филиппенко. Очень талантливый артист, и это выступление (программу с чтением Зощенко и "откровениях" о саксофонисте) видела не раз. Согласна с Вами, Виктор Филиппович, искусство должно вести за собой, а не плестись за публикой...
     20:15 22.01.2023 (1)
1
Спасибо за понимание. Странное у нас сейчас искусство.
     22:15 22.01.2023
Оригинальное, я бы сказала...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама