Произведение «Очередная попытка разоблачения или осетрина второй свежести ...»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: М.А.Булгаков
Автор:
Читатели: 165 +1
Дата:
«Булгаков в пенсне»

Предисловие:
  Мои беседы с друзьями часто дают пищу уму.
  Есть возможность уточнить и вычистить аргументы в пользу моей версии ...

Очередная попытка разоблачения или осетрина второй свежести ...

  Я:

 Вообще-то, понимая, что Воланд - это Сталин, а его свита - это некая потешная группа нечисти, восстанавливающая справедливость в духовной сфере (мол, Достоевского можно легко определить по любому его тексту, а не по документу), не сложно перескочить к оправданию того, что творила советская власть и лично Сталин, как часть силы той ... То есть оправдать самого Сатану или Зло тем, что в будущем воцарилось Добро. И есть целая толпа критиков, причисляющих Булгакова к сталинистам. Они соседствуют с ура-патриотами.

  Ответ: 

 Привет. Булгаков написал Сталину, что если Сталин хочет быть Воландом, то он должен покровительствовать хорошим писателям, обеспечивая их покоем, и наказывать плохих редакторов, которые этих писателей не печатают. Можно ещё наказать плохих управдомов, плохих администраторов и нэпманов. Тогда хорошие писатели опишут его, как справедливую силу, что вечно совершает Благо, а может быть даже напишут Евангелие от него, то есть отнесут к лику святых.
  Этот пласт в романе самый спорный и неудачный, но критиковать Булгакова за это нельзя, потому что в это страшное время по-другому писать было нельзя. Но в романе есть ещё по меньшей мере четыре-пять Пластов абсолютно гениальных, за это Роман и любим во всех странах мира и даже в России, поэтому и разошёлся миллионами тиражей по всему земному шару.
  Я знаю, что ты видишь Роман по-другому, твои доказательства Я читал. Твоё видение романа не оспариваю.

 Я: 

 Это я понимаю. Довольно распространенная логика. Вот только в романе (очевидно и доказательно в деталях, среди которых прячется дьявол или суть) нет покровительства никому, покоем называется забвение, нет плохих редакторов, наоборот, Берлиоз, как редактор прославляет  никому неизвестный роман (хотя издать не может, но тиражирует списки), нет плохого управдома (Никанор Иванович Босой человек "тучный" и очень скаредный по-хорошему, как и должно ему), администратор Варенуха человек порядочный, нэпманы, то есть валютчики, развивают исконно русские забавы (гусиные бои Канавкина были в истории только в России).
 Назови теперь другие 4-5 пластов. В основном они состоят из домыслов литераторов, фантазии на благодатной почве булгаковских мистификаций, сознательно созданных автором…
 Ну а все женщины выставлены на панель, начиная со школьного возраста (Гелла несовершеннолетняя).

 Ответ:  Понятно.

 Я: 

 Если Пастернак весь мир заставил плакать над красой земли своей, то Гоголь с Булгаковым заставили весь мир восхищаться подлостью, языческим мракобесием, растленным и развращённым сознанием народа, то есть самих себя.
Что такое Вий, как не образец того, как сам Спаситель уносится прочь от лукавого и беспощадного разума нечестивого народа. Как единственный персонаж повести Хома Брут, стремящийся к познанию, очищению и к свету, остаётся на растерзание специально для него рождённого народом чудища, брошенный обессиленным Христом с его святым кругом ...
Разве не восторгается весь мир подвигами и смелостью Тараса Бульбы и его сына Остапа, славных исключительно разбоем, осуждая предателя Андрия, выступившего против отца в защиту безвинно осаждённого народа Дубно (хочется сказать Украины)?…
  Да. И что за странная башня Антония (в истории известна крепость Антония с несколькими башнями) в древнем Ершалаиме с "нигде не виданными в мире пятисвечиями"? Или трудно в ней опознать Смольный с пятиконечными звёздами?
  Повторять многочисленные  ошибки, неточности в описании Древнего Ершалаима вообще не имеет смысла. Надо просто признать Булгакова исторически не компетентным графоманом, вставляющим по произволу всякие дурацкие метафоры лишь только для того, чтобы приукрасить своё повествование (для красного словца), то есть без смысла.
Возможно ли с последним согласиться?..

 "Но в романе есть ещё по меньшей мере четыре-пять Пластов абсолютно гениальных, за это Роман и любим во всех странах мира и даже в России, поэтому и разошёлся миллионами тиражей по всему земному шару".

Булгаков прикололся над всеми, кто распространил и полюбил по всему миру его мистификацию. Они с Гоголем на пару по сей день хохочут (или печалятся) над их восторгами...
Послесловие:
  С послесловиями трудно, когда над нами вновь восходит очередное пятисвечие с портретом нового Вия ...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама