Произведение «Ключ к информационной эпохе - 1 гл.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 128 +1
Дата:
Предисловие:
Размышляя о текущих мировых проблемах, я пришел к выводу о необходимости создания новой философской концепции. Я назвал ее "информационной теорией". В ней я попытался рассмотреть как, собственно, происходящие мировые процессы, так и возможную новую идеологию, ну и так же новый тип общественно-экономической формации. Походу даже пришлось разработать небольшой словарь терминов для этой теории.
Здесь приводится первая глава этого труда.

Ключ к информационной эпохе - 1 гл.

Предисловие

В нашем мире кризис. И не только экономический, о чем любят рассуждать аналитики в разных журналах.
В мире происходит концептуальный, идеологический, духовный кризис, происходит на всех уровнях жизни. Просто где-то это более заметно, особенно когда дело доходит до войны, а где-то менее - кризис проявляется даже во взаимоотношениях наших детей.
Но всё это лишь как часть чего-то более объемного. Мы можем обсуждать возникшие проблемы, даже находить какие-то тактические решения. Только вот общей предгрозовой атмосферы это не меняет. Происходит что-то Большое.
Может быть это связано с природой? О глобальном потеплении (похолодании) сейчас не слышали люди, только совсем уж далекие от общества. Бывают ведь среди нас и такие, кто на дух не переносит любую прессу.
Но даже если и правда надвигается какой-то природный кризис, он все ещё является скорее внешней угрозой. Он, безусловно, может повлиять на жизнь очень многих из нас, если не всех. Однако это всё пока остается скорее теоретической проблемой – а человечество так уж устроено, что не любит впадать в кризисы только лишь при размышлениях о проблеме.
Тогда может быть во всём виновата политика? Ведь действительно многие новости, что публикуются в интернете, муссируются на телевидении да в журналах, по своему содержанию начинают напоминать новости тех времен, которые предшествовали самым большим войнам в истории человечества. Можете убедиться сами, открыв архивы и почитав газетные заметки начала двадцатого века и тридцатых годов. Но ведь нельзя сказать, что все это происходит только лишь из блажи отдельных политиков – даже если где-то так оно и есть. Ведь если бы не имелось подходящих условий, будь политик трижды самодур, у него просто не получилось бы так накалять обстановку. Тем более, сейчас все это происходит практически по всему миру и потому связывать происходящее с волей отдельной группы людей как-то не очень серьезно.
И, в любом случае, политика лишь проявление общественных тенденций – как экономических, так и социальных. На которые уже в свою очередь влияют различные внешние факторы, включая и те самые природные угрозы.
Только я вот считаю, что глубинная суть кризиса не в этом. А скорее в том, что человечество пытается найти решения – и у нас не получается даже нормально сформулировать хоть какой-то вопрос. Ведь чтобы спрашивать, надо знать, о чем ты хочешь спросить.
Мы придумываем какие-то решения, осуществляем некие проекты – но это всё походит скорее на мышиную возню, чем на реальную стратегию. Мы словно залепляем новые и новые мелкие дыры в протекающей дамбе, таким образом, лишь оттягивая неизбежное – без настоящего ремонта дамба все равно рухнет и тогда принимать серьезное решение будет уже поздно. Но делаем мы так не потому, что всем нам лень (хотя лентяи, безусловно, есть). А на самом деле мы просто все ещё не представляем, в чем же должен заключаться ремонт. И нужен ли он вообще? Может не стоит оттягивать неизбежное, а самим взорвать дамбу, затем, если повезет, пережить потоп - и потом строить всё заново.
Мнений множество, это также часть происходящего кризиса. Наши старые схемы-идеи не подходят для должного ремонта. Более того, сейчас они начинают даже ухудшать ситуацию. А новые теории порой чересчур обобщены, не имеют какой-либо доказательной базы и потому работать по их рецептам большой риск – а ведь пути назад, возможно, и не будет. Вдобавок, эти «свежие» теории зачастую всего лишь неудачные переделки старых идеологий т старых схем. Т.е. меняются местами слагаемые, а результат остается все тем же.
Так как же быть? Действительно поднимать какие-то старые, проверенные временем рецепты или же пытаться создать нечто вообще новое? А может быть стоит объединить всё хорошее, что у нас уже имеется?
Я думаю, для начала надо проанализировать проблему с самых основ - с наших взглядов на окружающий мир, с наших концепций мироустройства.


Глава 1 – Куда мы движемся?

Идеологический кризис нынешней эпохи отнюдь не новое явление. Подобное случалось в истории человечества уже не раз, причем с библейских времен. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Ветхий Завет и почитать историю царств. Проблемы там повторяются с завидной регулярностью и почти всегда с похожей основой – цари отказываются следовать заповедям и далее следует наказание от Бога, будь то война, потоп, засуха и т.п.
Да и в обычной истории наблюдается нечто схожее. Империи вырастают, блестят доспехами и златом, а затем следует конец, спровоцированный различными сочетаниями внешних и внутренних проблем. Это тоже можно назвать божьим наказанием – ведь падение империй всякий раз начиналось именно с идейного разочарования в их основах, пусть даже это не всегда открыто провозглашалось. А по мере культурного и духовного роста человечества все эти вновь возрождающиеся проблемы с каждой эпохой становятся всё глубже и хитрее. Хотя самой сути происходящего это не слишком меняет – людям всякий раз приходиться пересматривать и оценки окружающего мира, и взгляды на обустройство личной жизни.
В общепринятой истории подобные этапы обозначают как эпохи развития, каждая со своим условным обозначением – Бронзовый век, Железный Век, Античность, Феодализм, Капитализм и т.д. Названий много, и все они подчеркивают скорее технологические особенности тех времен, чем их культурные и духовные особенности. Этот материалистический подход и сейчас во многом преобладает в работах историков, хотя в последнее время становится понятно, что отнюдь не только технологии меняли нашу жизнь. Куда больше на становление человечества влияли его взгляды на жизнь, та самая идейная основа.
И в первую очередь это отражалось в религиях человечества. Это можно заметить опять же по Библии. Там Господь из Ветхого Завета воспитывает людей с помощью заповедей и делает это довольно строго. Система предписаний и наказаний там работает везде. Вы нарушили заповедь – ну что  же, не обессудьте, вас завтра порубят на куски лихие соседи. В чем-то на это похожи и законы шариата из ислама. Подобный строгий подход буквально на генетическом уровне вытачивает из первичных разрозненных родов и племен действительно собранные народы и нации с единой культурологической основой. То время можно назвать яслями человечества.
А вот дальше дело меняется и довольно-таки серьезно. В Библии это обозначилось с помощью Нового Завета. Там снова говорится о заповедях, но теперь это уже не законодательные предписания, а скорее правила жизни, соблюдая которые вы сами себе делаете судьбу и легче, и приятнее. Иисус говорит больше о любви и терпении, а не о запретах – и это во многом отражается в выстраиваемой на базисе христианства цивилизации. Античность, с ее пренебрежительным подходом к человеческой жизни, уходит в прошлое и вперед выходит христианский мир, где даже у самых разных наций имеется общее, та самая христианская мораль. Или мусульманская, или буддистская и т.д. – это уже зависит от региона.
Нельзя сказать, что все это произошло одномоментно, человечество довольно долго прощалось с античным детством – и даже сейчас в нашей культуре наблюдаете некая ностальгия по той эпохе. Но, если оценивать это с точки зрения психологии, тут нет ничего странного – все мы так или иначе помним свое раннее детство, даже если там и не случалось чего-то особого.
Время христианской морали стало школой человечества, этапом нашего становления, когда мы учились находить общее и в прошлом, и в настоящем, и, естественно, в будущем. Это не отменило многочисленные споры и дискуссии, вытекающие в столь же многочисленные конфликты и войны. Но суть у процесса осталась все та же – только здесь уже не племена, а отдельные народы начали объединяться как расы и культуры.
Мы действительно взрослели и потому оказались в состояние принять инновации, чего не происходило до этого, несмотря на то, что ряд технологий на самом деле были открыты куда раньше, чем это считают многие из нас. Подобное поведение и сейчас можно наблюдать у тех народностей, что продолжают оставаться где-то на окраине сегодняшних изменений. Эти племена всё ещё обладают узким, если это так можно назвать, восприятием, как окружающего мира, так и просто других людей. И даже открыто предлагаемые им технологии они нередко просто отвергают – им это не нужно, по крайне мере, так они сами считают. Попытки же различных религиозных миссионеров окультурить их часто заканчиваются с очень негативными результатами.
И если это рассматривать через аналогию с нашей собственной системой образования и воспитания, то в таких результатах нет ничего удивительного. Вы много видели дошкольников, успешно занимающихся дисциплинами средней школы? Подобные дети встречаются, но они, скорее, забавные исключения, чем правило.
И также всё происходит с историческим и культурным сознанием наших народов и наций – всё идёт по одним и тем же рельсам, где не бывает скачков вперед. А вот крушения и катастрофы вполне могут случиться, поскольку это нисколько не противоречит законам природы.
Разные же идеологические исключения в текущем мировом кризисе остаются для человечества скорее этаким запасным банком данных. Они не играют в происходящем особой роли, они лишь помогают в более общих чертах оценить происходящие процессы и могут пригодиться в случае форс-мажора.
Сейчас человечество подошло к очередному этапу взросления. Наша школа заканчивается. Теперь научиться находить общее должны не роды и племена, и даже не нации и культуры. Мы будем учиться находить общее в восприятии действительности каждым из нас, на уровне всей Земли, всей нашей цивилизации. Если же говорить о технологиях, перед нами экзамен, который ставит новая возможная эпоха - Информационная эпоха.
Почему «возможная»? Потому, что если экзамен не будет сдан, то высока вероятность отката в прошлое, как это уже не раз происходило с отдельными культурами и народами. Только в этом случае, раз процесс глобальный, то и встряска случится со среднестатистическим большинством человечества.
Да, эта всё та самая глобализация, о которой любят рассуждать современные аналитики, оценивая её как с экономической стороны, так и через призмы различных социальных теорий. И нередко эти оценки носят отрывочный характер. Процесс подается как нечто новое, порой даже противоречащее старым идеологическим концепциям. В самых радикальных формах это звучит примерно так: «забудь о старых правилах, живи по-новому». Однако когда дело доходит до пояснений, как же это «жить по-новому», звучит масса различных толкований и ни одно из них, по крайне мере с моей точки зрения, нельзя назвать достаточно убедительными. Да и это просто неправильно с позиций всё того же образования – где это видано, чтобы человек при поступлении в университет, должен забыть всё, чему учили его в школе?
Тут можно снова взглянуть на всю ту же Библию и другие священные книги и  увидеть одно – да, там Бог менял свой подход по мере взросления культур, но начальные правила, заповеди, всегда оставались в силе.
Другое дело, что система высшего образования это


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:16 05.08.2023
Интересно, придётся дочитать до конца.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама