Произведение «Эпизод 30. Вступительный экзамен в ЛГУ»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Сборник: От курсанта до...
Автор:
Читатели: 43 +2
Дата:

Эпизод 30. Вступительный экзамен в ЛГУ

  В 1990 году мой сослуживец, помощник начальника политотдела бригады по комсомольской работе Сергей Косарев, вернувшись из очередного отпуска, поделился своей попыткой поступить на заочное обучение в свердловский институт народного хозяйства. При наведении справок в приемной комиссии он узнал, что т.к. служит он под Ленинградом, то и поступать ему надо по месту службы.
  Честно говоря, я не знаю, так ли оно было на самом деле или это просто была придумана отмазка, чтобы действующий офицер не мог получить второе высшее именно в их институте. Но в итоге Сергей принял решение попробовать поступить в Ленгосуниверситет на юрфак. И чтобы ему не было скучно поступать, решил сагитировать на это безнадежное дело и меня.
  Для меня юрфак был малоинтересен, и я решил разузнать про филологических факультет. Который сразу же отпал по причине того, что там не было заочного отделения. Но Сергей периодически продолжал «капать мне на мозги» и предлагал не затягивать с выбором факультета.
  Перебрав варианты тех факультетов, где была заочная форма обучения, я после некоторого раздумья остановил свой выбор на историческом факультете.
  Мы с Сергеем и еще одним нашим товарищем написали рапорта на имя командира части с просьбой разрешить поучиться и получив заветную резолюцию на рапорте «Разрешаю», мы стали готовиться к вступительным экзаменам, которые проходили аккурат в знаменательные августовские дни 1991 года.
  Сдав первые два испытания (сочинение и устный английский) на "хорошо" и "отлично" соответственно, я подошел к самому сложному для меня экзамену по русскому языку и литературе. Понимая, что после школы прошло уже 15 лет, я оценивал вероятность того, что меня на нем "завалят" как очень высокую.
  Подошел день Х (если мне не изменяет память – 21 августа).
  Заочники всех факультетов сдавали экзамен на филологическом факультете, откуда были члены приемной комиссии. Нас загнали в какую-то аудиторию и сказали ждать, пока дойдет очередь будущих историков.
  На столах в аудитории лежали разные брошюрки. Взяв одну из них, я понял, что это оказалась методичка по литературе для поступающих. Первое, что попалось мне на глаза – разбор стихотворения Лермонтова "Бородино". "…Полковник был большая сволочь – он "пасовал" на трех тузах. Ему устроили науку – он девять взял на "распасах"…" - вспомнилось мне старое выражение преферансистов про полковника, но я все-таки внимательно изучил и про "кивер весь избитый" и про "слугу царю, отца солдатам". Дальнейшее погружение в школьный курс литературы было прервано приглашением на экзамен.
  Экзаменаторов было двое – дама принимала русский язык, а мужчина – литературу. Получив билеты, мы сели готовиться.
  Мне надо было разобрать какое-то немыслимое по размеру предложение, а по литературе надо было сказать что-то умное про второе вступление в поэму Маяковского "Хорошо".
  "Мда-а-а. Я и о первом ничего не знаю, а оказывается там было еще и второе вступление?" - мрачно подумал я и стал прикидывать, есть ли смысл пытаться поступить в университет на следующий год.
  Между тем "отсев" поступающих был поставлен на конвейер. После ответов практически каждый второй сдающий понуро плелся к двери аудитории, похоронив свои надежды стать студентом. Причем я заметил, что практически каждые двое из трех неудачников совершали сей скорбный путь после беседы тет-а-тет с мужчиной.
  "А пойду-ка я сначала сдам литературу. И если завалю, то не придется позориться и демонстрировать свои нулевые знания синтаксического разбора" - подумал я и стал прикидывать, когда лучше выйти отвечать.
  Подхожу к преподавателю по литературе, сажусь и по его команде начинаю излагать какие-то мысли по первому вопросу (честно говоря, за давностью лет не помню, о чем, да и это не главное).
-Товарищ капитан, достаточно. Переходите ко второму вопросу.
  Секунду помолчав и собравшись с духом я выдал:
-Я не читал ни Маяковского, ни его поэму "Хорошо".
-Да? Интересно. И довольно смело для человека, пытающегося поступить в университет. Позвольте полюбопытствовать – почему?
  Надо сказать, что я в школьные годы любил чеканные строки "глашатая революции", но тут мне пришлось наступить на горло собственной песне.
-Не люблю я творчество Владимира Владимировича. Вот и не читал.
-А что же Вы читали, готовясь к экзамену?
-Я поступаю на исторический факультет и перед экзаменом читал историческую литературу. Начиная от "Поля Куликова" Владимира Возовикова до "1812" Евгения Тарле. Да, вот еще. Недавно перечитал Лермонтова. "Бородино".
  Как оказалось, последняя фраза была ключевой.
-Нуте-с. Расскажите мне об этом поподробнее.
  И тут я вспоминаю прочитанную брошюру и начинаю вещать про кивера, полковника и брата мусью. Но меня прерывает громогласный смех моего экзаменатора.
-Достаточно, капитан. Я вижу, что как положено военному, память у Вас хорошая и Вы складно излагаете содержание методички. Между прочим, написанной мной для вот таких "любителей" литературы как Вы. Приятно, что меня цитируют, да еще и к месту. Вы уже русский язык сдали? Нет? Неважно. Идите с богом.
  И твердой рукой выводит в моем экзаменационном листке "Удовлетворительно".



Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама