Произведение «И птичий рай Куновата!» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Читатели: 71 +1
Дата:

И птичий рай Куновата!


Друзья!
"Природный заказник регионального значения «Куноватский» - это более 250 тысяч гектаров особо охраняемых таежных земель, расположенных в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого АО. Несмотря на статус земель, здесь разрешена туристическая деятельность. А вот охота и рыбалка - под запретом.
Изначально заказник был образован в 1985 году и имел статус федерального. Однако это привело к разграблению уникальных территорий браконьерами и рубщиками леса.
Многие заказники, имеющие статус федеральных, практически не охраняются, так как назначенные на охрану должностные лица, как правило, находятся далеко от охраняемых территорий и не могут посещать их достаточно часто. В связи с этим в апреле 2016 года федеральный заказник «Куноватский» был реорганизован и переведен в статус регионального - в мае 2017 года заказник возобновил природоохранную деятельность.
Заказник состоит из двух частей: «Куноватский» и «Большеобский». Первый охватывает часть бассейна рек Куноват и Логась-Юган и занимает более 180 тысяч гектаров; второй находится в пойме между Большой и Малой Обью на территории чуть больше 72 тысяч гектаров.
Заказник «Куноватский» располагается в подзоне северной тайги. Наиболее характерными здесь являются лиственничные и елово-лиственничные редкостойные леса и редколесья. В пойме рек лес складывается из ельника с примесью березы, а в более сухой зоне встречается и кедр.
Наиболее разнообразны представители орнитофауны - здесь можно встретить тетерева, глухаря, коршуна, рябчика, серого гуся и других. Благодаря строению и расположению заказника его облюбовали водоплавающие птицы - в основном, утки. Среди них - кряква, гоголь, шилохвость, широконоска. Многие из пернатых записаны в Красную книгу ЯНАО и Российской Федерации: стерх, скопа, беркут, белохвостый орлан, малый лебедь, филин и другие.
Достаточно богат выбор и млекопитающих. Среди хищников здесь можно встретить волка, бурого медведя, лисицу, горностая, песца, соболя и росомаху. Также фауну заказника представляют бурундук, лось, ондатра, выдра, белка и другие.
В местных озерах и реках обитает около 30 видов рыб: чир, муксун, пелядь, осетр сибирский и другие.
В связи с заболоченностью и, соответственно, труднодоступностью, попасть сюда можно либо водным транспортом, либо воздушным. Однако только до Лопхари -ближайшего к заказнику населенного пункта- при достаточной толщине льда можно доехать наземным транспортом".
https://nashural.ru/
...Други!
Тюменский журналист и фотограф Анатолий Пашук побывал в заказнике как раз в период неприкрытого браконьерства. Малочисленность заповедной охраны, наглость различных лесопорубщиков и заготовителей уже тогда вызывали большую тревогу.
И всё же мой коллега на этом не зациклился, а написал большой очерк об удивительной Природе далёкого уголка севера Тюменской области, где протекают Большая и Малая Обь вместе с рекой Куноват.
Всегда читаю и перечитываю неравнодушное повествование Анатолия Пашука как лучшую поэму!!
Вл.Назаров
***************
Участок на Большой Оби
Стояла удивительно теплая осень, и я суеверно думал, что это добром не кончится, а
потому спешил. Вернее сказать, хотел бы поспешить, но, увы, на севере многое зависит не от тебя, а от обстоятельств. Обстоятельства складывались не в мою пользу. Дело в том, что я добрался до поселка Мужи, как после выяснилось, на три дня раньше данной мною сюда из Тюмени телеграммы, в которой уведомлял охотоведа и директора заказника Александра Ивановича Кочергина, что буду у него десятого сентября. К сожа лению, с нашей почтой и телеграфом такое случается довольно часто. В Мужи я приехал из Салехарда часов в двенадцать, и мне сказали, что Кочергин только-только уехал не то в Овгорт, не то в Ямгорт, а может, и еще куда заедет. Он запчасти для катера ищет. В распоряжение заказника областное охотоуправление выделило водометный катер. Судно далеко не новое и требовало некорасположенном возле северной границы Большеобского участка заказника, они строили дом для егеря. Дом уже I был срублен, сложена печь, но дело стало за стеклом, которого в поселке не было. Нужно было срочно перевезти стекло из Горок в Хошгорт. Решили так: Кочергин забросит нас с охотоведом Николаем Махневым в избушку на южном кордоне заказника, а сам едет в Хошгорт доделывать избу егеря.
Александр управлял катером как заправский судо- 1 водитель. Общаясь с охотоведами, я давно убедился, что профессия их довольно универсальна. Не говоря уж о сугубо профессиональных знаниях в охотоведении и звероводстве, охотовед, если понадобится, со знанием дела срубит в лесу зимовье, отремонтирует мотор, как правило, отлично водит мотоцикл, автомобиль и уж конечно моторную лодку, по роду своей деятельности ему приходится заниматься хозяйственными и снабженческими делами, если потребуется, квалифицированно проведет расследование. И самое главное — это люди, преданные своей профессии. Я знаю многих охотоведов, уже в течение десяти — пятнадцати лет работающих на одном месте. А при их универсальности они давно могли найти какое-нибудь «тепленькое местечко» у нефтяников или газовиков, где и зарплата гораздо выше, да и различные премиальные, полевые и поясные надбавки в этих подразделениях порой с лихвой превышают саму зарплату. Но не соблазняются охотоведы, получают свою более чем скромную зарплату в сто тридцать рублей (сейчас немало пенсионеров столько же получают) и воюют с теми же газовиками и нефтяниками за сохранность природы и дичи в ней... Александр Кочергин не составляет исключения. Катер-водомет он получил в разгар навигации, в это время найти специалиста — дело не простое, а катер нужен позарез. И Александр встал за штурвал, и не только водит катер, но сам производит ему кое-какой ремонт.
В Горках, на берегу, нас уже поджидал Махнев, его Кочергин предупредил по телефону. — Надеюсь, на этот раз у тебя там гирь нет? — спросил Александр, принимая от Махнева здоровущий рюкзак.
Историю с гирями я уже слышал. Николай занимается гиревым спортом и однажды весной, отправляясь в избушку, сунул в рюкзак две гири по двадцать четыре килограмма каждая. Летом предстояли очередные областные соревнования общества «Урожай», и охотовед, чтобы в поле не потерять спортивной формы, прихватил их. Кочергин, не подозревая о подлинном весе рюкзака, там кроме гирь лежали еще и спальный мешок, и комплект «фотоснайпер», беспечно принял мешок из рук Махнева
и от неожиданности чуть не плюхнулся с ним в воду.
Для того чтобы попасть в заказник, нужно было спуститься немного вниз по течению от поселка и перевалить Обь. Заказник находится в междуречье Большой и Малой Оби и тянется вдоль пойменного левобережья от Горок до Хошгорта, расстояние между поселками по воде около семидесяти километров. Весной и летом большая часть заказника занята разлившимися сорами. Здесь идеальное место для гнездования уток, гусей, лебедей. Весной и осенью это также зона отдыха пролетных северных птиц. Казарка и белолобый гусь, малый лебедь и лебедь-кликун, многие другие птицы, выводившие свое потомство на Ямале, Гыдане и Таймыре, идут через заказник. Здесь они отдыхают на островах Большой Оби и на обширных кормных сорах, подкрепляются, набирают сил и летят дальше...
В этом году вода спала довольно рано, соры были сухими, протоки обмелели, а местами и вовсе пересохли, так что от реки до избушки нам пришлось добираться пешком. Сплошные заросли тальника, вязкий, потрескавшийся ил не так-то просто преодолевать с рюкзаками за плечами. Мы топали вдоль протоки, и выводки чернетей то и дело поднимались перед нами па крыло, летели низко над водой и плюхались где-то за поворотом. Многие молодые утки еще не умели летаи. и плыли впереди нас метрах в двухстах почетным экскортом. С двухкилометрового отрезка пути вдоль реки мы согнали в кучу немало выводков, так что когда завиднелась избушка, возле нее на воде скопилось не меньше сотни уток...
Избушка стояла на веселой гриве, незатапливаемоп даже в большую воду. Рослые березы обступили ее, а на земле в обилии были порозовевшие уже от осенних холодов листья княженики.
— Здесь ее летом полно было,— сообщил Николай,— не ленись, собирай.
Мне как-то непривычно слышать слово «полно» по отношению к княженике. Эту, пожалуй, наивкуснейшую из наших ягод возле Тюмени почти и не встретишь. Хотя в одном из рекламных вестников, издававшемся в Тобольске в начале века, я как-то вычитал, что в Тобольске даже выпускалась княженичная наливка. В вестнике восхвалялся необычайный вкус и тонкий аромат этого напитка, получившего медаль на выставке в Париже...
Лето еще не совсем уступило место осени. Неподалеку от избушки, возле обрывистого берега, цвели ромашки, а на потрескавшихся илистых отложениях, где все лето простояла вода, сейчас в обилии вылезли на свет и притягивали к себе свежестью яркой зелени листочки какого-то неизвестного мне растения. Нежной зеленью своей они напоминали огородный салат, я не удержался, сорвал один листочек и сунул его в рот, по вкусу он напоминал молодой побег хрена, такой же острый и сочный, зато не было горечи. Я сорвал еще пучок, витамин на севере — вещь нужная...
Мы сбросили, рюкзаки, вскипятили на костре чай и развернули стол здесь же, на лужайке перед избушкой.
Нет, не верилось, что я на севере. Солнышко ласково пригревало спину, в костре догорали полешки дров, умиротворенность и покой вокруг: ни писка комара, ни тревожного шелеста листвы от ветра, замерло все, и даже утки на речке сидели кочками, без движения, дремали. Все вокруг светилось тихой радостью, какую
испытывает и человек вечером, когда хорошо и с пользой для дела был проведен трудовой день. Для природы таким днем было все лето, и вот сейчас, когда пришла осень, можно в короткие мгновения тишины расслабиться, успокоиться и подремать. Уткам предстоит длительный перелет в теплые края, а деревьям долгий зимний сон. Осенний настрой природы был созвучен моему. Я тоже жил ожиданием: дорожные тревоги позади, но чем порадует меня эта поездка?
Мне уже не один раз доводилось бывать в подобных местах, тот же Елизаровский заказник во многом сходен с Большеобским участком, но так получилось, что бывал там каждый раз в период большой воды. По суше можно было пересечь только какой-нибудь небольшой остров, но в основном мы передвигались на лодке. Конечно, у моторной лодки много преимуществ: большая скорость, можно много проехать и за час или за два забраться в места, до которых пешком надо топать несколько дней, а то и вообще не попадешь из-за всяческих препятствий — болот, проток, речек. Но на лодке с ее шумом и скоростью не ощущаешь того общения с природой, какое испытываешь в пеших маршрутах. В лодке ты как зритель в кинозале, а дорожные впечатления — километры прокрученной кинопленки: за два-три часа в кинотеатре мы просматриваем историю целой жизни, но не испытываем этого сами. Так и на лодке: за несколько часов можно объехать весь заказник, но не разобраться во внутренней жизни его. Именно поэтому я с большой охотой, когда предоставляется возможность, хожу пешком.
Николай протопил в избушке печь-жестянку. Вы тряхнул из рюкзака вещи и, хитровато


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама