Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. (с)
Эстетика считается неутилитарным, созерцательным отношением человека к действительности, она чувствуется, ощущается, приводит к радости, восторгу, экстазу, наслаждению в отношении искусства, спорта, ритуалов, у верующих в отношении Бога.
Существует пять пар эстетических категорий:
прекрасное — безобразное.
возвышенное — низменное.
трагическое — комическое (юмор, ирония, сатира). Ослабленной формой трагического может считаться драматическое.
поэтическое — прозаическое.
глубокое — поверхностное.
"Термин «эстетика» был введён и обрёл своё нынешнее значение немецким философом Александром Баумгартеном в его диссертации «Mediationes philosophicae de nonnullis ad poema pertinentibus» в 1735 году. Однако его более позднее определение в «Эстетике» (1750 г.) считается первым определением, которое относится и к современной эстетике. "
Но природой эстетики человечество начинает интересоваться с античности, в то время исследовалась категория "красота".
Уже тогда отмечался подражательный характер искусства и относительность понятия "красота".
По сути искусство - это выражение прекрасного, т.е. эстетика и смысл искусства, по Цицерону, - это приближение к совершенству.
Античные философы отмечали многообразие красоты, соразмерность и целесообразие ее. Средневековые философы считают искусство уже не только подражанием, а и озарением.
Фома Аквинский обращает внимание на три стороны красоты: цельность (integritas), соразмерность (consonantia) и непосредственность (claritas).(с)
Эстетика Ренессанса понимается, как элемент гуманистического воспитания. Искусство дает не только наслаждение, но и тренирует вкус, меру чувствования
Искусство понимается уже, как творчество, оно способно создать нечто, не существующее в природе.
Философы 18-19 веков связывают красоту с природой, здоровьем и гармонией. Красота и в живой, и в неживой природе. Восприятие красоты находится в ведении чувства, а не разума, и в то же время отмечается, что прекрасным считается то, что нравится большинству.
Вольтер признает относительность идеи прекрасного, но видит в ней элемент воспитания. Он отделяет изящество (элегантность) от грациозности. Соотношение гениальности и эстетического вкуса для Вольтера предмет раздумий.
Дидро пишет об идеале красоты.
И наконец, в 1754 году Баумгартен вводит термин "эстетика" для обозначения стратегии исследования чувственного знания.
Кант утверждает, что эстетика не может быть наукой, поскольку она является критикой чужого вкуса. Эстетические суждения (вкус) не могут быть познавательными и ценностными, это только отношение субъекта к объекту.
"Гегель превращает эстетику в философию искусства, которое является одной из трех ступеней Абсолютного духа, наряду с религией и философией."
Современная эстетика развивается в пределах философских течений марксизма, психоанализа, экзистенциализма и структурализма.
Марксизм - это отражение существующих противоречий, психоанализ - это сублимация бессознательного. Постмодернизм вносит свое отношение в эстетике, в его основе глубокий индивидуализм.
Современная эстетика - это разрыв с традиционализмом.
Я не буду писать о проблемах современной эстетики, уверена, никому это не интересно.
Краткий обзор философской категории "эстетика" дан для другой цели.
Мне хочется порассуждать о прикладном значении эстетики, если так можно сказать.
То есть об эстетике в реальной жизни человека. При этом я не затрагиваю здесь отношение человека к искусству - источнику эстетики.
Существует еще бытовая эстетика. Она выражается в условиях жизни человека, как в личном пространстве - жилище, так и внешние условия: среда обитания человека.
Кроме того я отношу к категории эстетики и внешний вид человека. И здесь главное не природная красота, а прежде всего соблюдение гигиенических правил. Согласитесь, приятнее общаться с чистенькой и аккуратной старушкой или старичком, чем с молодым и грязным человеком?
Бытовая эстетика зависит от многих условий, но главными, мне кажутся, уровень благосостояния и просвещение.
В русском интернете любимая тема о грязных аристократах Европы в средние века. Отчасти это правда.
Хорошо бы помнить что европейцы достаточно резко изменили свой быт. И этому способствовали эпидемии инфекционных заболеваний, выкашивающие до четверти населения европейских стран, живущих скученно на относительно небольшой территории.
Гигиена стала способом выживания прежде всего, а уже затем перешла в категорию эстетики. Потребовались законодательные меры и просветительская работа, а в ней огромную роль сыграла религия. Именно духовные отцы призывали паству к чистоте и аккуратности.
Вот как прививалась чистота в Германии, точнее в Швабии, город Штутгарт. Немцы выбрасывали прямо на улицу все нечистоты, в том числе и трупы домашних животных. Из-за вони и грязи развивались эпидемии. B 15 вeкe гpaф Bюpтeмбepгcкий начал издавать законы, чтобы горожане вывозили мусор из города и делали это по ночам. Но никто и не подумал подчиняться указам. И тогда в 1492году появился указ, что если ваш сосед более двух недель не убирал мусор, то наказан будет и он, и вы, не донесший на соседа. А если донесете, то получите часть земли, которую отбирала власть в наказание за неубранную грязь. С тех пор город засиял чистотой. С конца пятнадцатого века!!
Суббота стала днем непременной уборки мусора вокруг своего дома. И эта традиция сохранилась до сих пор.
Так гигиена "перешла" в категорию эстетики, чистота стала предметом красоты.
Что дает эстетика для развития личности? Это, наверное, понятно всем.
С самого рождения ребенка окружает искусство: пение матерью колыбельной - первое ощущение ребенка. Картинки, пение, танцы - в той или иной мере познает ребенок. И чем выше уровень искусства для ребенка - тем выше уровень развития его. Разумеется речь идет о психически здоровых детях.
Если ребенок растет в чистоте, в приемлемых жилищных условиях, а по стандартам развитых стран один человек - одна спальная комната, одет чисто и аккуратно, значит личность формируется с достаточным эстетическим уровнем.
Грязь, скученность, грубая пища формируют личность с полу-животными инстинктами. Как правило это озлобленные, агрессивные, существа, для которых ложь и приспособление - способ выживания. В таких сообществах приняты искаженные формы эстетики, это примитивная музыка, неразвитая речь, нечистоплотность, высокий криминальный уровень.
О влиянии эстетики на формирование человека известно давно. Но эстетика влияет и на мировоззрение социума.
В "Саге о Форсайтах" Джона Голсуорси я прочла: "Вымойте рабочий класс, оденьте его в чистое, красивое платье, научите их говорить, как мы с вами,- и классовое сознание у них исчезнет."
Это разговор английских аристократов 20-х годов прошлого века.
Следовательно, эстетика является важнейшим условием нашей жизни, она дает осмысленность бытия и снимает, в какой-то мере, классовые противоречия.
Нужно понимать, что человечество вспоминает об эстетике тогда, когда оно сыто, более или менее здорово и защищено. При низком, полу-человеческом способе выживания говорить об эстетике не стоит.
И еще раз: чистота, гигиена - первый шаг к бытовой эстетике.
| Реклама Праздники 20 Мая 2024Всемирный день метролога 1 Января 2025Новый год 7 Января 2025Рождество Христово Все праздники |
Мне, например, современная эстетика очень даже интересна.
Интересен вопрос об объективности или субъективности красоты.
Об относительности эстетических критериев.
Очень надеюсь, что этот опус - только начало.