Произведение «Артисты кино и их темы» (страница 1 из 9)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Читатели: 126 +1
Дата:

Артисты кино и их темы

Артисты кино и их темы


Артисты кино в своей профессии очень зависимы от капризов судьбы. Им приходится играть в фильмах в ответ на предложения, которые им не подходят. Да и выпадение из поля зрения режиссёров хотя бы на год-два – и уже об артисте забывают, хотя его фото всегда есть в картотеках киностудий. Вот и играют совсем не «свои роли», надеясь, что в следующий раз им предложат что-то более подходящее и достойное.

Поэтому многие из артистов кино уходят на театральную сцену и проводят именно там свою творческую жизнь.
И всё-таки... За десятилетия существования отечественного кино сформировался список популярных и, главное, узнаваемых артистов, даже если они всю жизнь снимались в эпизодических ролях.

Когда думаешь о каком-нибудь артисте кино, всегда в первую очередь вспоминаются совершенно определённые роли. И по многим артистам можно сказать, что эти роли объединяет что-то общее. Я бы назвал это внутренней темой артиста. Сам артист может и не осознавать эту внутреннюю тему, так как она часто существует на подсознательном уровне. Сразу подчеркну, что тема артиста обычно не совпадает с жизненной его темой как человека, с его жизненным сценарием, но бывают и исключения.

В какой-то степени тема артиста кино аналогична театральному амплуа. Но в современном театре амплуа практически исчезло, театральные артисты могут играть самые разные роли, благо отечественная театральная школа готовит настоящих профессионалов. А тема артиста в кино определяется совершенно другим подходом к актёрской игре. Здесь много крупных планов, когда переживания передаются не только голосом и жестом, но и самым главным для кино средством – лицом человека с его глазами, губами, мимикой, то есть всего того, что в европейской традиции является основным для выражения характера человека и его эмоций. Крупный план всегда нестатичен, всегда заставляет прожить и выразить намного больше, чем указано в сценарии, он диктует необходимость психологизма, игры изнутри, более глубокого погружения в душевный мир персонажа.

Темы киноартистов разнообразны. Это может быть какие-то черты характера (и даже одна черта), модель поведения, жизненный сценарий, особенности актёрского мастерства. Тема киноартиста может быть определена фразой, которая подсознательно присуща его героям, а иногда даже напрямую произносится им в одном из фильмов.

Мне показалось интересным представить результаты своих поисков внутренней темы многих известных артистов. Обычно запоминаются те роли, где артист в своей теме, они наиболее яркие. Когда артист получает не свою тему, он играет роль на мастерстве, что свойственно театральным актёрам (а в театре играют многие артисты кино). Когда артист играет «не свою» роль – легко представить в ней другого артиста, а когда «свою» – да кто же ещё! «Не своих» ролей у некоторых артистов бывает довольно много. Но мы помним всё-таки роли артистов именно в своей теме – пусть это будут всего один-два фильма. Все остальные роли – это ремесло, которым зарабатывают на жизнь. При этом и в таких фильмах бывают актёрские находки и даже шедевры, и в отечественном кино их много.

Но всё-таки бывают случаи просто вопиющего несоответствия темы заглавного героя какого-нибудь фильма с внутренней темой исполнителя этой роли. Как пример могу привести некоторые такие фильмы:

«Взорванный ад» (Геннадий Бортников)
«Короткие встречи» (Владимир Высоцкий)
«Идиот» (Юрий Яковлев)
«Последняя жертва» (Маргарита Володина)
«Летучая мышь» (Юрий Соломин)
«Чисто английское убийство» (Алексей Баталов)
«Ищите женщину» (Леонид Куравлёв).

Влияние театра на игру артиста в кино безусловно велика. Например, школа Е.Б. Вахтангова предполагает любовь артиста дурачиться, школа М.А. Чехова – любовь к импровизации, которая вообще всегда поощрялась и воспитывалась в отечественном театре, школа В.Э. Мейерхольда – поиск для героя «своего» жеста и характерного движения. Ещё одна особенность театральной игры перешла в кино – это игра на кураже. И если у артиста помимо собственно темы встречаются эти театральные особенности – дурачиться, импровизировать, жест, кураж – я обязательно на это указываю.

Есть артисты кино, которые в каждой роли несут новую тему. Особенно это касается тех, которые готовятся стать или уже стали режиссёрами. Они как бы на себе пробуют роли с разными темами, чтобы потом точнее выбрать артиста для конкретной роли (например, Н.С. Михалков, О.П. Табаков, Р.А. Быков). Такими артистами также часто бывают те, которые в основном играют в театре. То есть они могут профессионально сыграть всё, что им предложат, даже если предлагаемая роль отличается от сложившегося для него в театре амплуа.

То же самое относится и к тем артистам, которых я осмеливаюсь назвать гениями. Гении могут всё.

Есть и такие артисты, которые не стесняясь играют самих себя, со своей жизненной темой (например, Б.И. Балакин, Б.К. Новиков). И они интересны и запоминаются именно в таких ролях.

Кроме отечественных артистов я включил и зарубежных, которые часто появлялись на наших экранах. Хотя в определении темы зарубежного или прибалтийского артиста много значит, кто озвучивал его при дубляже.

А вообще, если даже нашего артиста в кинофильмах часто озвучивали другие, да ещё с узнаваемыми голосами, то неизбежно возникали проблемы с определением его темы, и часто эта тема для него так и не определилась.

В своих поисках тем артистов я просмотрел очень много кинофильмов с их участием, но, конечно, не все. Многие фильмы, снятые в 1930-1980-е годы, канули в неизвестность. Кроме того, я ограничил временной диапазон до 1990-х годов, когда отечественное кино продолжало существовать лишь в случайно снятых профессионалами фильмах, а позднее и вовсе сошло на нет. Кроме того, я не анализировал игру актёров в фильмах-спектаклях, которая всё-таки больше относится к театральной игре, в фильмах на сказочные сюжеты, а также в фильмах, где актёры играли исторических персонажей и так называемые «костюмные» роли.

Многих киноартистов в моём списке нет, ведь не по всем можно определить его внутреннюю тему – именно потому, что их профессия очень зависима от капризов судьбы. Но по возможности список будет дополняться.

Если у артистов близкие темы, то я привожу дополнительно список этих артистов.

Пытаться найти и облечь тему артиста в слова, конечно, не просто, и имеет смысл только при условии быть честным, ничего не приукрашивать. Поэтому в заключение хочу напомнить ещё раз читателям и всем тем, кто любит и ценит наших великих актёров : Какая бы тема не была у киноартиста, ни в коем случае нельзя переносить её на самого артиста. Да не смутят вас встречающиеся порой формулировки – они относятся только к теме актёра и его персонажам!




!– Абдулов Александр Гавриилович (1953-2008)
Русский дурачок, который бегает от своего счастья.
Сравни с:
Доронина Т.В.


!– Авдюшко Виктор Антонович (1925–1975)
Не любит, когда лезут к нему в душу, потому что стесняется сказать, что у него всегда высокие цели, серьёзные намерения.
Сравни с:
Локтев А.В.
Стеблов Е.Ю.


!– Агапова Нина Фёдоровна (1926–2021)
Женщина-игрок, которая находит выход из любой ситуации, неловкой либо для себя, либо для других. Испытывает азарт в таких ситуациях.
Сравни с:
Кузнецов А.Б.
Сигал С.
Сталлоне С.
Терентьева Н.Н.


!– Адоскин Анатолий Михайлович (1927–2019)
Играет людей, живущих и чувствующих невпопад.


!– Алейников Пётр Мартынович (1914-1965)
В ранних ролях работа на последнем месте, а на первом месте – либо мечта (особенно в тех фильмах, где он влюбляется), либо лёгкая жизнь.


!– Алентова Вера Валентиновна (ур. Быкова) (род.1942)
Деловая женщина – как в отрицательном, так и в положительном смысле. Актёрское мастерство проявляется там, где её героиня переступает грань между своим счастьем и деловой карьерой, и там, где удерживается от этого.


!– Алфёрова Ирина Ивановна (род.1951)
Становится жертвой тех, кого она любит (или влюблённых в неё).
Сравни с:
Гусев В.М.
Каменкова А.С.
Кириенко З.М.
Озолиня Л.
Шикульска Э.
Но у Гусева и Каменковой иначе – они случайные жертвы, вообще ни при чём, попались кому-то под руку.


!– Андреев Борис Фёдорович (1915–1982)
Две темы:
1) В ранних и зрелых ролях – романтик, с романтизмом тайны, сокровенного признания, но никому не говорит о мечте, только Ей или Другу;
2) В поздних ролях – всё обман и он с этим смирился.
Сравни с:
Кадочников П.П.
Польских Г.А.
Самойлов В.Я.
Филиппенко А.Г.
Щербаков П.И.


!– Арепина Ия Алексеевна (1930-2003)
Романтик. Кажется слабенькой, но борется за свою мечту и побеждает.
Сравни с:
Гарбо Г.
Даль О.И.
Дмитриев Ив.П.
Петренко А.В.
Ронинсон Г.М.
Саввина И.С.
Соловей Е.Я.
Шелл М.
Шпигель Г.О.
Ясулович И.Н.


!– Аринина Лидия Михайловна (род.1926)
Волевая женщина, которая тяготится своим одиночеством, пытается выйти из него, но не всегда получается.
Сравни с:
Сайко Н.П.
Талызина В.И.


!– Ахеджакова Лия Меджидовна (род.1938)
Давит на жалость, часто играя одиночество, которое делает своей фишкой, качает права на этом одиночестве, с разными отклонениями в положительную и отрицательную стороны, при этом считает, что это даёт ей право лезть в чужую жизнь.
Сравни с:
Кайдановский А.Л.
Мурзаева И.В.
Телегина В.П.


!– Балакин Борис Иванович (1913-1964)
В каждой из трёх сыгранных им ролей впечатление, что он не играет, что он сам такой, и что нет никакой актёрской игры. Его тема – сыграть так, чтобы даже намёка не было на какую-то игру. Во всех трёх ролях он один и тот же человек, это он сам, со всеми его особенностями: бесхитростность, стеснительность, жизненный опыт. Немудрено, что он везде водитель.
Сравни с:
Новиков Б.К.


!– Банионис Донатас Юозович (1924-2014)
Сомневается и принимает решение, которое не укладывается в человеческую логику. Диапазон этих решений – большой, от самоотвержения до непорядочности.
Сравни с:
Джигарханян А.Б.
Жжёнов Г.С.
Караченцов Н.П.
Костолевский И.М.
Плотников Б.Г.
Жаков О.П.
Смоктуновский И.М.
Тетерин Е.Е.


!– Басилашвили Олег Валерьянович (род.1934)
1) Причиняет, мягко говоря, неприятности, но не по злому умыслу.
2) Играет всё время героев с очень слабой силой воли, чтобы бороться с мелочными страстями, которые обуревают его.
Сравни с:
Демьяненко А.С.
Олялин Н.В.
Горбачёв И.О.
Меньшиков О.Е.
Никулин В.Ю.
Ромашин А.В.
Савельева Л.М.


!– Басов Владимир Павлович (1923-1987)
Считает себя умнее других, и планирует всё так, что он как бы ни при чём.
Сравни с:
Иванов Б.В.


!– Баталов Алексей Владимирович (1928-2017)
Основная черта всех его персонажей – доверчивость, поэтому он всегда попадает в какие-то истории, вляпывается в ситуации, которые ему не подходят. Везде он страдательное лицо. А это также сценарий его жизни – быть обманутым из-за доверчивости, то есть он играет как бы самого себя. И в этом его жизнь, жизненный сценарий, подсознательное желание жить с угрызениями совести.
И ещё три черты, свойственные его героям:
1) человек, который никогда не теряет надежды;
2) любовь с первого взгляда; не прикидывает, светит ему что-нибудь или нет, ну, а если замужем – то что поделаешь;
3) с ним происходит какое-то событие, которое меняет всю его жизнь.
Сравни с:
Гулая И.И.
Жарков


Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:19 13.03.2024 (1)
Скачала, прочитать медленно) 
Почему нельзя поставить балл-такой капитальный труд? )
     19:46 13.03.2024 (1)
1
Спасибо. Я давно уже выкладываю всё новое "без оценок".
     21:05 13.03.2024 (1)
И правильно-здоровее будете ))
Интересная "сортировка", можно и перетасовать кучки по типажам,как в игре,но у вас веселее получилось,не занудно)
     13:54 14.03.2024
Честно говоря, у меня есть вариант статьи с указанием основных фильмов, где ярко проявилась тема артиста, а также большой раздел артистических параллелей по темам. Но это всё слишком загромождает текст и уводит от главного - собственно темы артиста.
Добавлю, что определение темы киноартиста - такое же творчество, как и сочинение стихов, Мне всегда помогает при этом чувство эмпатии, свойственное всем с рождения. Вглядываясь в роль артиста, иногда просто ждёшь, чтобы тебя ОСЕНИЛО. Так что впереди ещё будут дополнения.
     21:36 13.03.2024 (1)
Это, конечно, поразительно.
В прошлый раз, насколько помню, было исследование о тональностях, так ведь?..

Но несколько удивляет вот что: с одной стороны - представительность списка, с другой - избирательность.
Почему, например, Григорий Шпигель?..
Бегло просмотрел, думаю: неужели автор кого-нибудь да не забыл?.. Не может того быть!..
Поскольку несколько дней назад по ТВ была "Дуэнья", то - "О! - думаю, - дай гляну, есть ли Сошальский?" (Шиловский же, например, есть). И точно!.. Гляжу: нет Сошальского! Почему?.. Непонятно. Разве у него нельзя определить "тему"?.. Полистал ещё... О! Миронов! Хорошо... Андрей... Так... А Евгений где?..
Ну и так далее.
В общем, комплектование списка на основе "можно определить внутреннюю тему \ нельзя определить тему" - это какой-то странный критерий.
И потом, непонятно это "ср.". Почему, например, Шакурова автор рекомендует нам сравнить со Львом Прыгуновым?..
И не очень понятно написано тут:

Кроме того, я ограничил временной диапазон 1990-ми годами


Это можно понять как то, что рассматриваются фильмы, снятые в 90-х годах.
Меж тем как из списка артистов  становится понятно, что это не так.
     13:33 14.03.2024 (1)
Сразу видно, что даже вступление прочитали ПО ДИАГОНАЛИ. На моей странице это не проходит.
     13:45 14.03.2024
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама