Произведение «Пасха на берегу Вселенной. III»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 63 +1
Дата:

Пасха на берегу Вселенной. III

III.
Разговение – продолжение.

Трое друзей собрались в доме Сергея, точнее, в его родительском доме, но его родители там теперь не живут. Отец Сергея умер три года назад, а мама переехала к младшему сыну. Дом этот находится на окраине губернского города К., что в двухстах верстах от Москвы.
Некоторые читатели могут тут возразить, какого-такого губернского города? В России давным-давно уже области и нет никаких губерний. Губерний-то, может и нет, а вот губернаторы, да ещё и какие удивительные губернаторы - есть! Они не так милы, как у Гоголя, вышиванием кошельков не занимаются, они вышивают по-другому, масштабно. Поэтому всё-таки именно губернский город К., и никак иначе!
Любознательные читатели могут также поинтересоваться: почему друзья отмечают светлый праздник исключительно в мужской компании, почему сами готовят, где их жёны или близкие подруги? Ответим на это сейчас кратко – в церкви.
А в доме, кроме Игоря, Сергея и Александра, находилось ещё одно живое существо – большой рыжий кот Перс. Он был тут старожил, ему шёл пятнадцатый год, завели его ещё родители Серёжи. Персу перепало немало мясных обрезков и прочего, поэтому он сладко спал. Рядом с домом прогуливался пёс Примас. Происхождение этого пса необычно и достаточно удивительно, но расскажем о нём позже.
Сергей между тем закончил жарение свинины и подаёт эскалопы с большой чугунной сковороды на красивые тарелки с жёлто-голубым орнаментом. Он довёл их до нужной кондиции, переворачивая несколько раз в раскалённом сливочном масле, сначала под тяжёлой крышкой, потом без неё. Эскалопы полностью прожарились, а корочка получилась румяная и нежная.
- Некоторые делают эскалопы из говядины или телятины, а я такого не признаю, - уверенно и наставительно заявляет кулинар, - свинина и только свинина, чем моложе, тем лучше. И только перец и соль для приправы, никаких соусов.
- Но ведь эскалоп по самому названию – французское блюдо, а их девиз – дело в соусе.
- Да, «эскалоп» - французское слово, у нас много взято из французского, немецкого, ещё больше теперь из английского; но дело в том, что они сами прежде заимствовали это из латыни, без Рима нам всем никак нельзя. А французы, несомненно, законодатели в изысканных блюдах и винах, но сейчас обойдёмся без их советов.
- И хрен нельзя?
- А вот хрен, как раз можно и даже нужно, хрен со свининой – классическое и непревзойдённое сочетание. Хрен и свинину знали на Руси, когда ещё про Христа не знали.
- Доставай из холодильника баночку, причём продукт не магазинный, а приготовленный с любовью знатоками, своими руками. И вырос он на моём собственном огороде, в низине, у забора у нас хрена до хрена.
- Хрену тоже можно оду сочинить?
- Хрену с мясом лучше хвалебный застольный гимн!
- Особенно всё пойдёт хорошо под калгановую настойку, наливай, Серёжа, теперь полностью разговеемся, с Пасхой, Воскресением и весной!
Друзья выпивают, кто шумно выдыхает, кто смачно крякает; закусывают маринованными белыми грибами и принимаются за жареную свинину с хреном.
- Чудесно, Серёжа, - хищно жуют и громко хвалят своего кулинара Игорь и Саша, - просто великолепно, лучше не бывает!
- Да, неплохое мясо, - соглашается и щурится от удовольствия Сергей, - но блюда из свинины бывают и гораздо лучше, а как высшее в мире кулинарное достижение из mundi edibilis (мир съедобный, латынь) я почитаю жареного молочного поросёнка.
- Иудеи, а значит и Христос свинину категорически отвергали, - замечает Игорь.
- Запретно для них, не кошерно, и главные антагонисты евреев – арабы тоже отрицают свинину; таковы были санитарно-гигиенические условия раньше на Ближнем Востоке, употреблять её в пищу в то время было рискованно. Недаром и бесов в Библии загоняли в свиней, такое к ним, и к свиньям, и к бесам одинаковое отвращение.
- А по всей Европе трудно назвать более желанное для стола, для пищи животное. Древняя Греция, Эллада взялась за одомашнивание дикого кабана много веков до нашей эры, вспомните, как Геракл гонялся за эриманфским вепрем.
- В Китае, Японии, даже в Индии свинок тоже очень жаловали, а как их любят на тихоокеанских островах!
- Не больше, чем в Германии, России, а также на Украине.
Друзья выпивают ещё по рюмке калгановой настойки и продолжают наслаждаться жареной свининой с хреном, отварным картофелем с маслом, молодой редиской, салатом, солёными огурцами, маринованными грибами и помидорами.
- Я обещал вам поведать историю русской водки, - вспомнил Серёжа, - значит так, рассказываю. Первую водку стали производить в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре. В нём, кстати, вынашивал свои коварные планы Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I, не иначе, видать, как после употребления монастырского зелья. Монастырь в тридцатые годы 20-го века снесли-разрушили, но Владимир Путин хочет его восстановить.

«Хлебное вино» - вот первое название водки на Руси. Хлебное вино производилось из браги, которая в свою очередь получалась из разного зерна, в основном ржи. Современная водка представляет собой спирт-ректификат, смешанный с водой. А хлебное вино, полугар, пенник, горячее вино – это дистиллят, то есть зерновой самогон, такой же, как виски. Виски, правда, потом годами выдерживали в дубовых бочках, а у нас так долго не заморачивались. Другое дело настоять на разных травах, цветках или кореньях. Отличным вкусом, а также целебными свойствами обладает настойка на хрену – хреновуха, не менее хороша и полезна калгановка.
- Так выпьем же по рюмке калгановки!
Друзья выпили калгановой настойки, закусили малосольной красной рыбой с тихоокеанских берегов России - горбушей.
- Мы так увлеклись поглощением крепкого вина и пищи, что забываем о самом празднике, почему и для чего мы здесь собрались, - вставляет между тем свою ироническую реплику Александр, - а поглощение пищи – радость скорее животная, а не человеческая.
- Ни одно живое существо, в том числе и человек, не может обходиться без питания. Только ангелы небесные не нуждаются в пище, а мы совсем не ангелы. Иисус Христос дарил людям рыбу и хлеб, превращал воду в вино, сам не чурался земной пищи, вспомните хотя бы тайную вечерю. И одно дело есть или, как ты сказал, поглощать пищу, совсем другое вкушать яства и напитки. Человек стал по-настоящему человеком, когда научился готовить и сервировать стол. Это не я придумал, так сказал кто-то из великих. А вот кто? – пытается вспомнить Игорь.
Великий пост закончился в православном мире, пришло время разговения и насыщения. А если вы не постились?
- Постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! – вспоминает Сергей слова отца церкви Иоанна Златоуста, - Как добр и благостен к грешным чадам святитель Златоуст!
Жаждущим во время долгого поста, дозволены теперь вина и водки. Разрешены всем любые продукты животного происхождения: рыба, птица, яйца, мясо, молоко, сметана, масло.
- Конечно, постная пища, вегетарианство, как идеал, очень хорошо. Ведь как же радостно было бы знать, что ты никого не ешь! Но очень далёк по своей природе человек от идеала. Человек по своей биологической сущности - хищное и всеядное существо, без животной пищи, на одной растительности человеческий мозг просто не смог бы до высокой степени развиться. Это такой же непреложный постулат, как всемирное тяготение, - думает вслух Александр, - Рыболовство, охота и затем приготовление пищи на огне позволило человеку вступить на первый этап своей эволюции. Может быть, в будущем человечество придёт к такому питанию, чтобы никого не убивать. Но сейчас, как говорится, рад бы в рай, да грехи не пускают!

- Кроме употребления покупного мяса самых разных домашних животных, до сих пор многих мужчин влечёт охота, - замечает Серёжа, - а иногда и не только мужчин.
- Жизнь есть способ существования белковых тел, - цитирует по памяти Игорь одного из основоположников научного коммунизма Фридриха Энгельса, - существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причём с прекращением этого обмена прекращается и сама жизнь.
- Что приводит к разложению белка, - заканчивает Серёжа мысль Энгельса, надёжного друга второго основоположника Карла Маркса, провозгласившего, что религия – опиум для народа.
Их третий соратник, Владимир Ильич Ленин, празднование Пасхи отменил, да и вообще религию в Советской России запретил.
- Ну вот, договорились, мы же Пасху празднуем, Светлое Воскресение, а не погребение отмечаем!
- Мементо мори, - утверждали римляне, - то есть, помни о смерти.
- О чём, о чём, а о смерти никогда не забудешь, давайте лучше о жизни и воскресении.
- Кстати, а почему Рождество Христово приходится всегда на одну дату, у нас в православии на 7 января, а дата Пасхи каждый год разная?
- Я интересовался этим вопросом, - отвечает Александр, - могу рассказать, но всё тут запутанно и не очень просто.
- А мы никуда не торопимся, давай, рассказывай, постараемся понять.

- Я постараюсь кратко и доступно. Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. День весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равны 12 часам с точностью до минуты – 20 марта. С него ожидают первое полнолуние, а первое воскресение от полной Луны и станет датой Пасхи.
- Правда, есть ещё один нюанс. Россия с 1918 года живёт по Григорианскому календарю (новый стиль), а православная церковь продолжает счёт дней по Юлианскому (старый стиль). Поэтому у православной и католической Пасхи разные даты, - так закончил свой историко-религиозный экскурс Александр.
-А когда произошло разделение на католичество и православие? – спросил Сергей.
- Великий раскол или Схизма произошёл в 1054 году, - ответил Саша, - и Римский папа Лев IX , и Константинопольский патриарх Михаил I предали друг друга анафеме.
- Вот к чему привели жажда власти и амбиции христианских иерархов, - откликнулся Игорь, - даже в таком архиважном вопросе, как Воскресение Христа согласия нет.
- А я скажу проще, пусть и грубо – передрались и перемудрили жадные и хитрые церковники. Не зря же есть народная поговорка, вопрос – « хочешь быть хитрей попова кобеля?» - резюмировал на свой лад Серёжа.
Беседу прервало громкое мяуканье проснувшегося кота Перса, которое недвусмысленно напоминало о необходимости делиться всеми земными благами.

IV.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Жё тэм, мон шер... 
 Автор: Виктор Владимирович Королев
Реклама