Проверка слова
www.gramota.ru
И снова здрасти
Тип: Проза
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор: Юрий Тар
Баллы: 6
Читатели: 304
Внесено на сайт: 16:22 13.06.2013
Действия:

Предисловие:
Есть у меня несколько читателей, которые почти никогда в списке читателей не светятся, но, судя по их репликам в разных полемиках по всевозможным углам сайта, читают всё. Абсолютно всё, от корки до корки, до самой последней буковки. К числу таких фанатов моего скромного творчества относится, безусловно, Татьяна Чехова, держатель самого большого на сайте архива цитат из оного. Ни одна самая маленькая реплика, ни один комментарий, не ускользают от её пристального взгляда (я бы даже сказал недреманного ока) и мгновенно попадают в пресловутый архив.
Но ходит уважаемая Татьяна ко мне практически всегда «неизвестным читателем», стесняется, наверное, привязанность свою открыто демонстрировать. А тут вдруг, ни с того ни с сего, открыто в списке засветилась, да еще с источником «произведение». Сигнализирует, значит: мол, пойди посмотри, что я там про тебя написала. Ну что ж, сходил, посмотрел, увидел: http://www.proza.ru/2013/06/13/314
И там, в частности, увидел вот такие веселые ироничные строки: «Говорила  я приятелю: - «Не ходи туда, посмотри с кем хозяин, Юрка этот,  знается».
Приятель сходил, а потом «Мы с приятелем остолбенели». Тут я задумался, открыл список читателей своего рассказа «Кружка с котом» (http://www.proza.ru/2012/01/26/1927) за последнюю неделю и вот что обнаружил:


Читатель     Дата      Время            Источник
Ваша Лена          13.06.2013         08:28          произведение

Татьяна Чехова     13.06.2013         07:21           произведение

Павлуха Бажов2     12.06.2013      22:55           не определен
неизвестный
читатель 4     12.06.2013      13:15         авторская страница


Ну, неизвестный читатель это, конечно, сама Татьяна Чехова, как обычно, ибо нужно было текст для «разбора» скачать. Приятель попозже зашел, в 22.55. Видимо, для того, чтобы черновик, уже подготовленный, оценить и свои пять копеек вставить. А поутру мы все проснулись под гром очередного шедевра литературной критики, рожденного, как мне почему-то кажется, в соавторстве Татьяны Чеховой и Павлухи Бажова2:

Пускай пузо лопнет - ироническая проза, 13.06.2013 07:11

(http://www.proza.ru/2013/06/13/314)

Хронология событий достаточно очевидна.
Предвижу совет доброжелателей: креститься нужно, когда кажется. Даже не подумаю. Патамушта… Не говоря уже о том, что эпохальный труд сей без орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок написан, да еще с некоторыми стилистическими приемами, присущими речи не менее уважаемого Павлухи. Какими, например? Да вот такими, например: «Кот взвился, аки птах и полетел  прям на стол с яствами, где сидел хозяин дома.   Губа не дурра и у кота тоже». Знакомым с творчеством замечательного сатирика-«ирониста», несложно будет найти аналогии стиля в его многочисленных полемиках.

Ну и что, -- спросит читатель, -- а если и вдвоем написали, нельзя что ли? Да можно, конечно, только надо было бы так и написать, что в соавторстве.  Потому что стиль есть стиль, его не купишь. И не спрячешь.
Оставлю мнение Татьяны Чеховой о «разобранном» юмористическом рассказе без комментария. Каждый, как говорится, имеет право на то, что имеет.
Но раз уж Татьяна Чехова взялась мою прозу анализировать, да еще в громко заявленном цикле «С облаков на землю», то и я решил поближе с её знаменитой повестью «Любаша» ознакомиться. Правда, до меня уже на эту повесть две критические статьи написали (http://www.proza.ru/2013/06/07/816 и еще одна, которая, увы, «не отображается» из-за своей излишней эмоциональности).

Поэтому, повторяться я не буду. О всех «достоинствах» произведения Татьяны Чеховой уже сказано и сказано немало. Я просто пройдусь по главам (если их можно так назвать при столь скромном объеме текста) и прокомментирую отдельные фрагменты художественного, так сказать, текста. Это не разбор, не критическая статья в полном смысле этого слова. Скорее, - обзор некоторых фрагментов текста с комментариями.

Поехали.

И снова здрасти

«Глава» 1. Желание любить (http://www.proza.ru/2010/02/26/682)

//А вот и транспорт! Битком. Любаша стояла, неудобно наклонив голову, но радовалась, что видела вход. //

Здесь внимание читателя привлекает совершенно обоснованная радость Любаши от созерцания входа. Я её понимаю. В маршрутке, правда, лет тридцать уже не ездил, но, наверное, тоже сильно обрадовался бы, увидев вход, а заодно и выход.

//Любашу так и подмывало сказать: «А Вы, куда сейчас едите? На отдых?  Вот по милости вас и таких как вы, мы имеем то, что имеем».//

В этом месте меня так и подмывало воскликнуть: «Ага, на отдых она ест!» Изящно использованное второе спряжение глагола «есть» во множественном числе вместо вопросительной формы глагола «ехать» просто потрясло мое воображение. Но, «имеем то, что имеем». Так решил автор.

А дальше еще веселее:

//Сидели  в маршрутке в основном мужчины. Удивительно, но их даже  не заботило, что это  негативно сказывается на их здоровье, в частности,  ведет к импотенции. //

Я вздрогнул. Проводя большую часть своей жизни в сидячем положении (в кресле на работе, за рулем в автомобиле и т.п.), я даже не подозревал, насколько рискую самым дорогим своим достоянием. Решено: теперь буду в машине ездить на четвереньках, а на работе выброшу кресло и буду целый день стоять. И друзьям всем то же самое посоветую.

В финале главы автор радует нас интригующей загадкой:

//В реальность  вернул неприятный,  с бабскими визгливыми нотками  мужской голос. И, о шок!  Это он высказывался  вслед женщине, сошедшей с маршрутки. Причина конфликта не имела значения. Мужчина моментально стал Любаше неприятен,  и при выходе, проходя мимо, она почти стыдилась себя. Больше она его не вспоминала. //

Элегантный пассаж, правда? Не знаю, как для других читателей, а для меня размер главы и логика изложения имеют значение. Что же это такое мужчина провизжал, что мгновенно стал неприятен? Почему на этом оборвалось довольно длительное вожделение героини? Наверное, здесь использован мой любимый прием эллипс, только сэкономлено не одно слово, а полстраницы текста. Но… «причина конфликта не имела значения» -- сказал автор. Сказал, как отрезал. И мы, после этого обрезания, переходим к следующей главе.

«Глава» 2. Зря (http://www.proza.ru/2010/05/03/147)

// Юра ей нравился.  Внешность,  его статус и то, что он был не женат, - все привлекало Любашу. Это было чудо, о котором   она  мечтала.  Ответ был предсказуем.//

Ну, то, что этот Юра точно не я, это я понял. А вот откуда он ни с того ни с сего взялся в повести, какой-такой у него загадочный «статус», осталось за кадром. Наверное, снова мой любимый эллипс (страницы на полторы).

//Она еще доедала, а Юра,  выйдя из кухни  и вернувшись, поторопил  ее:
- Давай, ложку помою, - вынул  он ее из рук Любаши и непринужденно добавил, -  Иди в комнату, я постелил.
   Любаша удивилась. Почему-то вспомнилось -  "Когда леди говорит «нет», мужчина слышит «может быть». Когда леди говорит «может быть», мужчина слышит «да». Но если леди говорит «да», она — не леди".//

Признаюсь, читатель, я мужчина. Но такого «непринужденного» обращения с женщиной еще не освоил. Надо было мне лет тридцать назад прочитать эту повесть. Но столь точный авторский подбор определения для приглашения в койку меня приятно удивил. Молодца автор! А дама что? Ну, то, что не леди, это очевидно. Хотя, можно было бы и более точный эпитет подобрать. Постеснялся тут автор.
А мне вспомнился старый анекдот советских времен: «третья категория хорошо одевается, следит за собой, охотно встречается с мужчинами, только вот называют их как-то странно… не то леди, не то *яди…».

На этой оптимистической ноте переходим к третьей главе:

«Глава» 3. Внимание вниманию рознь (http://www.proza.ru/2010/05/03/147)


Эта жизнеутверждающая часть повести практически полностью посвящена общению героини с каким-то пьяным мужиком на автобусной остановке. Мелкими штрихами автор рисует портрет пожилой женщины (позже выяснится, что Любаше пятьдесят семь лет), на которую «запал» 38-летний мужчина, утверждающий, что он для неё слишком стар.

//Вам, конечно, не интересно с таким старым общаться, но я только поговорить прошу. //
В этом месте я плакалЪ. И, разумеется, не мог не согласится с оригинальной и свежей мыслью героини: «Не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки. Ему, наверное, водки сегодня  достаточно», - критично подумала о себе Любаша».

А согласившись, перешел к следующей главе.

«Глава» 4. А нам-то можно! (http://www.proza.ru/2010/05/14/768)

Да… не везет Любаше с мужиками… То без долгих разговоров в койку уложат, не посмотрев даже на выпавший нижний мост, а то такой жлоб попадется, что ни коньячку, ни кофе не нальет и печенюшки считанные потенциальной невесте со скрипом душевным отсыпет.

Не обошлось и без орфографических и стилистических изысков и в этой «главе».

//Мимоволи, Любаша в уме посчитала, сколько лет рубашечке. Получилось много. «Да, не обманула Марина. Аккуратист. Чтоб так долго носить и чтоб она еще так выглядела» –  мелькнуло у Любы.//

Даже если допустить, что у автора глюкнула клавиатура и пробел между словами «мимо» и «воли» съела бессовестная клава, то выражение «мимо воли» само по себе достойно быть занесенным в мою коллекцию перлов (где-то рядом с «перданным другом» одного не менее замечательного автора).

Пожалуй, стоит и упомянуть, что части сложносочиненного предложения все же разделяются запятыми. Но это так, между прочим, для сведения Татьяне Чеховой.


И наконец-то главное! Любовь пришла.

«Глава» 5. Любовь (http://www.proza.ru/2010/05/21/406)

Тут автор начинает нас впечатлять с первых строк:

//А началось со случайной встречи в трамвае. Тогда, мужчина, сидящий рядом с ним, неожиданно вложил ему в руку купюру. Поднеся близко к глазам и увидев, что это деньги,  Петр протянул их назад://

То есть, понятно, конечно, что подслеповатый Петр не разглядел достоинство купюры. Но что деньги-то понял сразу! Или это автор сразу понял, что купюра это деньги? Или не всякая купюра – деньги? Черт его знает… В советское время тоже говорили, что селедка не рыба, а три рубля не деньги. Значит, мы вполне можем предположить, что Петр сначала подумал, что там рублей десять, а поднес к глазам и увидел сто. И тут-то его и осенило, что это деньги.

//Им было в одну сторону, и  они пошли рядом, перекидываясь друг с другом, ничего не значащими словами. //
«Им было в одну сторону» - снова эллипс? Вообще-то разговорные фразеологические обороты вполне допустимы в диалогах, но в авторском тексте автор все же должен какую-то видимость литературного стиля соблюдать. Лично мне так кажется…

А вот здесь я прямо-таки изумился стойкости героя:

//Когда расстались, Петр долго смотрел в ту сторону, куда ушла Любаша. Его мысли витали  вокруг этой маленькой  женщины с  удивительно приятным голосом, нежным и особенным. Прошел час, другой, третий. Что-то мешало ему сосредоточиться на обычных  заботах. //

Это ж надо, а? Ведь перед этим они остановились на повороте и «почему-то им не хотелось расходиться,  и они простояли еще час, разговаривая о том, о сем».

Представляете? Час разговаривали, а потом Петр еще три часа стоял на этом самом повороте и три часа не мог сосредоточиться. Представив себе этот видеоряд, я, наконец, начал понимать, что такое «любовь негаданно нагрянет, когда её совсем не ждешь, и ты поёшь…».  

Потому что наш герой почти запел. «Почти», потому что начал писать стихи, а там и до песен недалеко.


Попутно должен отметить, что стихи, использованные в финале этой энергетически насыщенной главы, заслуживают отдельного разбора, потому что там впечатляет все: размер, рифмы, строфы… Но, поскольку герой повести явно не профи, простим ему это. Да и не стихи у нас сейчас в фокусе анализа.

Одну только строфу приведу для примера:

//И пусть в ее сердце солнце вернется!
А если вернется в ее сердце солнце,
Она для меня в нем откроет оконце.
Забуду тот час о погоде унылой,
Лишь только услышу: - «Ты, мальчик мой, милый».//

Как и обещал, разбирать не буду, искушенный читатель увидит все сам. Тем более, что пародия на это стихотворение у меня написана давно (http://www.proza.ru/2011/10/13/1482) Отмечу только, что из шести строф четыре являются четверостишиями, а в двух – по пять строк. Очень интересная структура стихотворения. Мало кто так может.


«Глава» 6. Надежда (http://www.proza.ru/2010/06/08/342)

Трогательное описание любви главных героев с надеждой на исцеление Петра и светлое будущее… Хочется сопереживать и сострадать… Но почему-то не получается. Может быть, потому, что текст «главы», а фактически миниатюры, изобилует замыленными штампами и, мягко говоря, странными обротами?
Например: «Когда ты ко мне придешь, причесанная слегка?»

Что хотел передать автор этим «причесанная слегка»? Только спереди, или только сзади? Или хвостик на затылке?

С пунктуацией тоже не все в порядке:
//А теперь, ему есть с кем сравнить её//
Как говорится, «машу каслом не испортишь». Лишняя запятая, конечно, общего впечатления не портит. Все равно не шедевр.


Что касается стиха в этой главе, то я его понял так: дали счастливцам билет в поезд. Один на двоих. И едет один из них по билету, а второй – зайцем. Но это им совершенно не мешает друг друга любить. Впрочем, пародию на тот стих я тоже когда-то писал.


«Глава» 7. Сомнения  (http://www.proza.ru/2010/06/17/975)

Вот тут эллипс так эллипс… страниц пять пропущено, не меньше. Вдруг «из-за острова на стрежень» выезжает какой-то Кузьмич. Шесть глав прочел, а о Кузьмиче ни слова. Так же как и о том, в какой харчевне Любаша работала, что целый день продукты на салаты резала, а после смены остатки в холодильник убирала. Хотел было громко возмутиться, но передумал. Есть такое понятие в литературе: «уважать читателя». Смысл его в том, что не нужно все разжевывать, описывать и объяснять. Нужно оставить читателю место для додумывания. И тем самым проявить уважение к его мыслительным способностям.
Осознав этот простой факт, возмущаться я раздумал. Потому что увидел себя очень уважаемым Татьяной Чеховой человеком. Додумывать-то километра два нужно было.

Ярко нарисованный образ Кузьмича, от которого, почему-то, разило сегодня после смены чем-то принятым на грудь во вчерашний выходной, напомнил мне один эпизод из книги Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Там героя в младенческом возрасте мама на оглоблю уронила, и с тех пор от него водкой пахло. Не иначе как Кузьмич с тем персонажем в родстве состоит.

И наконец, слава тебе Господи, приближаемся к финалу.

«Глава» 8. Встреча (http://www.proza.ru/2010/06/20/1067)

Уже по первому абзацу видно, что общий стиль повествования автору удалось сохранить и в этой «главе»:

// В  руке шелестел кулек с конфетами и мандаринами - любимыми фруктами Любаши.//

Получается, что конфеты и мандарины лежат в одном кульке. Причем, и то, и другое – любимые фрукты Любаши. Насчет мандаринов не спорю. А вот с конфетами я бы так не горячился.

// Бархатистость  кожи и  нежность её рук восторгом отозвалось в сердце.//

О-хо-хо… Отозвалось кто? Бархатистость или нежность? Впрочем, готов допустить, что в этом месте рука автора слегка дрогнула, описывая такие волнительные моменты интимной жизни.

И еще один интересный момент:

//Её голова лежала у него на плече и  хотелось уйти  далеко в светлое тихое место из  холодного города, от  зимы, подальше от тревог. Он легонько поцеловал её подмышку…//

Мужчины, представьте, что у вас на плече лежит голова женщины. Это ж какую вам нужно иметь шею, чтобы поцеловать её подмышку??? Подозвал я жену, прижал к себе, попросил голову мне на плечо положить и… чуть шею не свернул себе, а дотянуться так и не дотянулся. Тут одно из двух: или шея нужна сантиметров на двадцать длиннее, чем у меня, или женщину нужно все же от плеча оторвать и как-то по-другому эту сцену исполнить. Но сначала руку ей к потолку воздеть, место для поцелуя обнажить.

Кстати, попутно хочу отметить, что впечатление какой-то слащавости и инфантильности этой «главе» придает употребление уменьшительных форм: комочек, затылочек, сосочек, животик, дырочка… Почему-то меня это все с эротического лада сбивало. Никак не удавалось начать восхищаться телом прекрасной героини и сопереживать герою.

Кстати, стихотворение Дмитрия Афанасьева, процитированное в концовке этой «главы» также имеет некий эротический оттенок, но немного удивляет тем, что там вместе с главной героиней, сидящей на коленях у героя, все время трется еще какая-то  женщина. Ну, так, во всяком случае, воспринимаются в данном контексте и при таком авторском исполнении имена Вера, Надежда и Любовь.


В заключение моего обзора, хочу высказать общее впечатление от повести.

Увы, особого впечатления нет. Ошибок и логических ляпов много, а интересного сюжета и динамичного его развития нет. На мой личный взгляд, - существенно ниже среднего уровня даже для такого непрофессионального сайта как Проза.ру.


© Copyright: Юрий Тар, 2013
Свидетельство о публикации №213061301063


Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Коб Ра      16:42 14.06.2013 (1)
))хороша компания:
блоха, вша и баба с усами.

гниющая блоха, тщательно пережёвывающая  жмых собственной безграмотной нудятины.
жабообразная вша... уже семь лет на баррикадах. её не трогают ни солнце, ни цветы... ничего. кроме  собственной паранойи.
и успешно деградирующая баба с усами.
бабу с усами жаль.
она была талантлива.
.
Юра.
Вам оно надо?)
Тратить  драгоценное время на гниль?

Юр.
Вы талантливый человек.
Берегите  Ваш дар.
.
С уважением,
Юрий Тар      17:54 14.06.2013 (1)
Да я тоже думаю, чего пачкаться? Но вынуждают иногда. )
Коб Ра      18:58 14.06.2013 (1)
)И всё же.
.
Юрий Тар      19:01 14.06.2013 (1)
да я больше по инерции. чтоб не расслаблялись )
Коб Ра      19:05 14.06.2013
)хозяин-барин.

но я бы не стала  свои каблучки пачкать.
.
Дядя Петя      16:32 14.06.2013 (1)
Едко!
Юрий Тар      17:55 14.06.2013
Но метко )
Татьяна Пыжьянова      18:01 13.06.2013 (1)
Ой, Юра!)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Давно я так не смеялась!
И эта профи-критик,  пыталась меня, дилетантку, учить уму-разуму
и травить на весь сайт.
Даже читать не буду её "чудо-прои"  - твой критический  анализ этого шедевра
показал подробно, что стоит её НАРОДНЫЙ талант.)))
Давно пора было  раскрыть глаза на её "творческую" суЧность.
Спасибо тебе! Ты  -  действительно талантлив!
Удачи в дальнейшем!
С улыбкой, Таня.
Юрий Тар      18:34 13.06.2013 (1)
Ну, теперь ты знаешь, как ей ответить.  

Татьяна Пыжьянова      19:49 13.06.2013 (1)
1
Не снизойду - не та натура,
Да и зачем... коль баба дура,
Метать ей бисер, как для тех,
Что держишь в баснях, для утех...
Юрий Тар      20:11 13.06.2013 (1)
Снесли эту статью на Прозе. Берегут эту графоманку злобную.
Татьяна Пыжьянова      20:21 13.06.2013 (1)
Вот, поэтому я там и не публикуюсь сейчас, потому что таким троллям, как она , можно ВСЁ.
А чуть их тронь, так сразу в...нь...
И сносят... А здесь сайт порядочный - чем мне и нравится. Никто тебя не гнобит.
Жаль только нет одного правила, как там. Неизвестные заходят и голосуют, что им не
понравилось. Почему им это позволено? Они же НИКТО и зовут из НИКАК.
Хотя я и знаю, кто это - год же ЗМЕИ. Но...  противно гадово  шипенье, я оставляю им презренье.
С улыбкой, Таня.  
Юрий Тар      20:33 13.06.2013 (1)
Ты можешь запретить неизестным оценивать. Но пока это можно сделать только индивидуально для каждого произведения. Нажимаешь на кнопку "Редактировать" и там в меню ставишь опцию "разрешить оценивать только авторам". И все неизвестные идут лесом, обратно на прозу.
Татьяна Пыжьянова      20:35 13.06.2013
Спасибо, Юр! И что бы я без тебя делала? Всему меня на сайтах учишь - ТЫ!
Обнимаю, Таня. Ещё есть вопросы, но завтра - много работы.