Произведение «Христианство и экстремизм» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: христианствосправедливость
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 1106 +1
Дата:

Христианство и экстремизм

"Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую", - эта известная цитата Христа из Нагорной проповеди означает непротивление злу для того, чтобы его не умножать. В те времена в древнееврейском государстве существовал обычай позволяющий выразить своё презрение к тому, кого человек не уважает. Наивысшей формой выражения презрения у евреев было нанесение удара ладонью по одной щеке, а затем тыльной по другой щеке. Если человек был виновен в чём либо, и согласен с предъявляемыми ему обвинениями, то он должен был после удара по одной щеке подставить другую. Однако когда один из служителей ударил Христа по щеке за неподобающий с его точки зрения ответ первосвященнику, тот вторую щёку не подставил. Христос попросил от священнослужителя объяснений по поводу того, что в его словах было худо. Этим самым, он показал, что не считает себя виновным и, как говорят христианские толкователи этого случая, победил зло добром. Иисус не стал отвечать насилием на насилие, проявив в этом кротость, а перевёл свой ответ в область риторики. И это было разумно, так как он находился во власти священнослужителей. Попытка же Иисуса Христа втянуть в спор священнослужителя, была необоснованна, так как совершенно очевидно было то, что причиной удара было оскорблённое чувство почтения священнослужителя к первосвященнику. Иисус не мог этого не понимать и всё равно своими словами поставил в вину священнослужителю его оскорблённые чувства.
  Но здесь главное не то, что Иисус не признал очевидного, а то, что его принцип непротивления злу, ставший впоследствии одним из постулатов христианства, подорвал понятие о справедливости. Принцип око за око, зуб за зуб, как вид уравнительной справедливости существовал со времён Аристотеля, в основе которой лежит равенство в действиях людей, таких как эквивалентность труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения. Мало того, Христос пошёл ещё дальше. "И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду", - так Иисус наказывал беднякам, не имеющим денег в срок выкупить свою рубашку у заимодавцев, дабы те, не подавали на него в суд. Таким образом, он подрывал ещё и форму публичного права, представляющую собой совокупность правил государства как организации, предлагая решать конфликтную ситуацию в частном порядке, не доводя дело до суда. Этим самым закладывалась основа для возникновения уголовных понятий, в которых конфликты принято решать не столько мирно, сколько по-тихому. Право побеждать зло непротивлением, предоставлялось по преимуществу людям бедным, так как человек богатый, по определению более нагл, чем бедный, иначе он бы не был богатым. Эта победа над злом для людей бедных оборачивалась моральными унижениями и экономическими потерями, как в случае с рубашкой, а для богатых моральным превосходством и двойной прибылью.
  Существует такое понятие как инвазивность. В переводе с греческого языка оно означает - вторгаться, нападать. Применительно к медицине, инвазивность есть способность возбудителей болезней (вирусов, бактерий, грибов) проникать в организм, минуя защитные барьеры и распространяться в нём. Мысли, идеи или доктрины также могут быть патогенными, несмотря на их благостные цели и замыслы. Только их патогенность в полной мере может проявиться через многие поколения. Иисус Христос позиционировал себя как "не от мира сего", отчего его идеи стоит воспринимать как чужеродные человеческому роду. На всё чужое, любой здоровый организм реагирует иммунным ответом, поэтому многие столетия христианские ценности внедрялись калёным железом. Но приживались они в обществе не равномерно. Больше всего они находили благодатную почву среди бедного населения. Примечательны слова Христа рыбаку Симону, будущему апостолу Петру: "не бойся, отныне будешь ловить человеков". Ясное дело, что ловить для бога, но уж больно этот принцип напоминает мошеннические приёмы. Впоследствии появились выражения попасть в сети дьявола или на удочку мошенника, но только не бога. Чего стоят одни только слова апостола Павла, благодаря которым появился афоризм: "Пути господни неисповедимы". Этим афоризмом и понятием "божьего промысла" можно риторически ответить на любые вопросы, когда нет чёткого и разумного объяснения. Очень удобно. Ещё один универсальный аргумент на все случаи жизни: "на всё воля Божья". Конечно, всё это нелепо выглядит сейчас, в пору накопленных научных знаний об окружающем мире и природе человека. Церковь очень медленно реагирует на научный прогресс, пытаясь всеми силами сохранять свои постулаты и традиции. Борясь за сохранение и возрождение своих традиций после развала СССР, она не только не хочет толерантно относиться к традициям других культур, как например, к традиции каннибализма в африканских племенах, который всегда там считался нормой, но и воспринимает эти традиции в штыки. То, что она сегодня не способна адекватно отвечать на вызовы времени является её проблемой и здравомыслящих людей не беспокоит. Беспокоит то, что церковь до сих пор пытается сохранить контроль над эмоциональной сферой человека, из-за которого и возникли хронические социальные неравенства.
  Как уже выше было сказано, все постулаты Христа хорошо приживались в бедных слоях населения. Недаром все его первые ученики были людьми простыми и обычными. Это связано с повышенной внушаемостью и ослабленной эмоционально волевой сферой людей, смирившихся со своим бедственным положением. Иисус своим учением ещё более смирил бедный люд с нахождением в низах социальной лестницы, глубоко проникнув своими идеями в их глубинные слои психики. Это смирение, передаваясь из поколения в поколение, создало устойчивый пласт малообеспеченных в материальном плане людей и явилось основой для формирования несправедливой распределительной системы благ.
  Древние мудрецы говорили, что для того чтобы что-то было, необходимо сопротивление. Несправедливая система распределения благ, не испытывая сопротивления, только усиливает свои позиции. Один и тот же специалист, выполняя практически одну работу, только в разных компаниях, будет получать за свой труд плату, в разы отличающуюся друг от друга. Для того, чтобы попасть в хорошую компанию, кроме профессиональных навыков нужно обладать внутренними качествами не совместимыми с христианскими постулатами. Если человек, являющийся генетическим носителем христианских ценностей, волей случая попадет на место, где идёт бойкое распределение благ, то он начнёт испытывать внутренний дискомфорт. Американский социолог Джордж Хоман, в своё время ввел понятие справедливости в социальную психологию. Он предположил, что люди реагируют на недостаток справедливости эмоциональным образом: приходят в возмущение и ярость, если оказываются поставлены в невыгодные положение своими партнёрами и наоборот, испытывают чувство стыда, если они наделены какими-либо преимуществами. Это было заложено ещё в пору первобытного общества. Генетические носители христианских постулатов впадать в ярость не будут, даже при явном для них невыгодном положении, а вот чувство стыда и даже вины от своего преимущества перед другими испытывать будут. На хроническое невыгодное для себя положение, у человека может отреагировать его психика. Современные психиатры пришли к выводу, что в основе психических заболеваний лежат социально-экономические причины, определяющие статус человека. Этот статус подразумевает доступ человека к ресурсам. Ресурсы это деньги, знания, власть, престиж, а также различные личностные ресурсы, такие как социальная поддержка и взаимовыручка. Но не всегда только смирением и психическими заболеваниями человек может отреагировать на несправедливую систему распределения благ и ресурсов.
  Когда разрыв в материальном благосостоянии бедных и богатых достигает определённого уровня, в обществе начинают появляться крайние взгляды и радикальные настроения. Они могут принимать различные формы и содержания, но их основой всегда будут являться социально-экономические причины. Во времена советского строя, когда все люди были относительно равны в материальном плане, государство принимало перманентные меры для не возникновения крайних взглядов на распределение материальных ресурсов. Это заключалось в негласных формированиях классов в школах, основанных по социальному положению родителей учеников. Дети родителей, занимающих социально значимые посты, учились вместе. Для видимости социальной справедливости в эти классы бросали определённый небольшой процент детей из простых семей. Таким образом, шло формирование элиты советского строя, и проводилась профилактика крайних взглядов на распределение общих ресурсов. Много внимания в то время государство оказывало и на не трудовые доходы, клеймя их позором и карая уголовным преследованием. Слова экстремизм и радикализм использовались только в отношении конкурирующих с СССР капиталистических стран. Сейчас, когда разрыв в доходах бедного и богатого населения достиг уровня предреволюционного 1913 года, государство просто было вынуждено создать специальныё отдел в правоохранительных органах, для борьбы с проявлениями крайних взглядов.
  Если раньше можно было предупредительными мерами хоть как-то скрыть, несправедливость распределения благ, то теперь это сделать практически невозможно. Дети ставят своих родителей в неловкое положения, задавая вопросы, почему у их одноклассников есть дорогие телефоны, а у них нет, почему одноклассников привозят в школу на дорогих машинах, а их ведут пешком. Эти вопросы всего лишь один из каналов поступления раздражающей информации для взрослого человека, причём один из самых воздействующих на его сознание. Телевидение, не имеющие цензуры со стороны государства на информацию вызывающую социальное раздражение, является мощным источником возникновения крайних взглядов. Людей, пенсионного возраста, еле сводящих концы с концами раздражают кулинарные программы с участием звёзд эстрады, трудоспособное население, шуточные песни на подобие "Не хочу быть миллионером, а хочу быть акционером ОАО Газпром".
  Любые идеи и тенденции имеют несколько этапов до их принятия. Эти этапы располагаются в таком порядке: снисхождение, высмеивание, резкий протест. В середине 90-ых годах стали появилось анекдоты о "новых русских". Общество высмеивало их поведение, предварительно снисходя до этого феномена. Это высмеивание теперь начинает плавно переходить в следующую стадию - протест. Промежуточным этапом этого перехода является раздражение, которое сегодня стало набирать всё большую силу. Телевидение, транслирующее шуточные песни об "акционерах ОАО Газпром", выступает мощной подпиткой этого раздражения, так как оно всегда запаздывает с изменениями в обществе, стараясь по максимуму получить дивиденды от трендовой темы. Много раздражения идёт и от социальных сетей. По последним исследованиям они, созданные для объединения людей, начинают играть прямо противоположную роль. Люди,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:52 28.05.2014
Приглашаю опубликовать эту статью и статью про оккультизм у нас в Питере в лит. ежемесячнике. Формиру 79-й том. Пишите!
"рационализм и логическое мышление, являющиеся основными инструментами познания в науке"
эта фраза проскакивает как по мылу или по маслу, но что в ней?
"Слишком человеческое" Ницше сказал, между прочим, про физику (в беседах с П.Рэ)
где вообще этот рационализм?! его ещё надо искать
а лог. мышление в каком отношении к рационализму?
     14:44 21.06.2013 (1)
В своей работе вы нарисовали неполный портрет Христу.

Христос, проповедуя принципы любви и непротивлению злу, сам же нарушал их вместе со своими последователями.
"Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" /Мф 23:33/, - с такими оскорбительными словами обращался Христос к людям, которые не принимали его Учение.
"...если же кто скажет на духа святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" /Мф 12:32/. "Пошлет сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов" /Мф 13:41-42/. "...идите от меня, проклятые, в огонь вечный..." /Мф 25:41/. "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает" /Мк 9:43-44/.
"И соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:"придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготовленное вам от создания мира: Тогда скажет тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготовленный диаволу и ангелам его" От Матфея /25:41/.

Эти страшные угрозы Спаситель направлял своим врагам, которых очень "любил". И не так сложно попасть в ряды его врагов: "Кто не со мною, тот против Меня" /Лука 11:23/, - предупреждал он.
Кроме угроз, которые не сочетались с принципами непротивления злу, Христос использовал и более действенные способы.
"Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь" /Мк 11:15-16/.
Случай со смоковницей ещё раз подтверждает, как скор был Христос на расправу. "Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев; ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И... Петр говорит ему: Равви! посмотри, смоковница, которую ты проклял, засохла" (Мк 11:11-14,21). В чём же провинилась смоковница, если не пришло "время собирания смокв"?

В высказываниях Христа просматривается непоследовательность в оценке власть имущих и богатых людей.
С одной стороны Иисус осуждает имеющих богатство:
«удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Матф.19:24).

С другой стороны призывает:
«и так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Матф. 22: 21).

Возможно, у Христа были другие цели и задачи. Имеются гипотезы, что Иисус, будучи потомком царя Давида, хотел быть Царём Иудейским.
Об этом же рассуждает Майкл Бейджент в своей исследовательской работе "Бумаги Иисуса".
"Действительно, ученики не могли не чувствовать, что у Иисуса есть некий план, подобно далеко идущему плану полководца", - рассуждает Александр Мень в "Истории религии". Ещё раньше ученики слышали от своего учителя, что "доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его" /Матфей 11:12/. Когда Иисус направился на Пасху в Иерусалим, ученики возрадовались, что Царствие Небесное будет взято силой и последует коронация потомка Давида. Ведь учитель им говорил: "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч" /Матфей 10:34/. "Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех; Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей" /от Луки 12:49-53/. "Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" /Матфей 24:7-14/.
Как показали дальнейшие события, Иисус царём не стал, но обещанный "меч" прошёл через народы и страны.

"Христиане отпраздновали свою победу взаимной резней: резали ариан, резали донатистов. Впрочем, всю свою историю они только тем и занимались, что кого-нибудь резали: католики резали то альбигойцев, то протестантов, православные - то павликиан, то богомилов... Кровь, кровь, кровь. В чем же заключалось это пресловутое "спасение", которым якобы обязано человечество Иисусу?" /А. М. Иванов "Христианская чума"/

В отношении осуждения православной церковью каннибализма, нужно было отметить, что она сама призывает своих прихожан, пусть и символически, вкушать тело своего бога и пить его кровь при обряде причащения.
     17:19 21.06.2013 (1)
Любовь! По большому счёту, задача осуждения церкви, в статье не ставилась. Хотелось показать влияние учения Христа на психическую сферу человека, которое способствовало не только созданию системы распределения ресурсов в пользу прохиндеев, но и породило вечные конфликты на этой почве, которые сегодня могут достичь своего апогея. Спасибо, что напомнили о таинстве причастия. Прекрасная аналогия, которая,  очень хорошо бы вписалась в текст. С уважением Алексей.
     18:26 21.06.2013
Хотелось показать влияние учения Христа на психическую сферу человека

С этой задачей вы успешно справились, но не помешало бы Вам дать более подробный портрет Христа, чтобы верующие призадумались о том, в кого они веруют, и так ли их бог безупречен. Большинство христиан не читают священное писание, а верят избитым фразам, звучащим из уст  проповедников.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама