Произведение «В ШКОЛЕ ДЖУРЫ» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 786 +1
Дата:

В ШКОЛЕ ДЖУРЫ

                                                   В ШКОЛЕ ДЖУРЫ
                           (Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой атаман")


                             Фото. Ученики школы Джуры.

«Скажу спасибо тебе мама,
Что подарила жизнь ты мне,
За то, что наперекор судьбе,
Меня от бед войны хранила.

Скажу спасибо тебе мама,
Что в мир людей  открыла двери,
В дорогу дальнюю,  поверив,
Меня любя благословила!»

(Из сборника «Гражданской лирики» Аркадия Польшакова)

        В столице  Запорожской Сечи для Петра Калнышевского началась обычная жизнь джуры, он ходил в церковно-приходскую школу и школу «Джуры», где прилежно учился, роботал по хозяйству,  смотрел, чистил коней,  делал все, что говорили ему сделать старшины.
         Как известно запорожцы были набожные православные люди, поэтому в Запорожье были церкви и школы, в которых священники обучали грамоте молодежь.
Они учили их быть искренними, преданными сыновьями своей отчизны и всегда защищать от врагов свою волю (свободу) и христианскую веру. Джура (в переводе - новобранец) в Сечи в начале службы, как правило, попадал под опеку старшего казака,  это были есаул, куренной атаман или кто-нибудь из старшин.
Живя в Сечи, джура проходил своеобразный «испытательный срок». Он чистил оружие, учился стрелять и владеть саблей, запорожской системой единоборства без оружия, с оружием и подручными средствами (палкой, камнями), следил за казацкими конями.
        На вооружении у запорожских казаков тогда было всё: пушки, гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, сабли, палаши, клинки, арканы, копья, луки, стрелы, кинжалы, боевые молотки - «келепы» (чеканы), «шутихи», «колючки», «пчелиные бомбы» и прочее.
                               
                                  Рис. Военный походный арсенал казаков.
 Они брали на вооружение все, что было у противника, плюс к этому изобретали и свои «заморочки». Все это разнообразие изучалось новобранцами, чтобы они в бою умели обращаться с любым видом оружия.
         Так в Запорожье много веков назад был создан своеобразный современный «спецназ», в который входили только холостые казаки, не обремененные семьями, и обученные смело и находчиво действовать в любой сложной боевой обстановке.
         Под умелой опекой старшого, джура-новобранец учился выносливости, храбрости и становился со временем хорошим боевым козаком.
          Вначале обучения джура не участвовал в боевых походах, но когда старики считали, что он готов к ним, брали его с собой на «божий промысел».
          Если же джура не выдерживал испытание первым боем и испугу убегал с поля боя, его карали смертью. Таков был много веков назад закон сурового запорожского братства, сам погибай, а товарища выручай. Козаки строго придерживались своих порядков и обычаев.
Надолго  запомнился  Петру первый урок в школе джуры. Первый урок провел Семен Кочубей.
Он, обращаясь ко всем учащимся, сказал:
- Ну шо, хлопцы, теперь вы все ученики  школы Джуры. С чем вас и поздравляю!
Петро с другими учениками тогда  встали и хором ответили ему:
-  Спасибо (дякуємо), пан есаул!
-  Садитесь хлопцы, слушайте дальше. Тут в школе вас старшины научат всему, что сами умеют: коней любить, мастерски скакать на них, обращаться с различным оружием, по воде и под водою плавать, добывать пищу, где на первый взгляд и есть нечего, управлять морскими и речными Чайками, в бою ничего и ни кого не бояться. Короче говоря, всем разным казацким премудростям и хитростям, что умеют наши запорожские казаки.
Ну, как это вам, хлопцы, нравиться?
        Ученики в разнобой ответили есаулу:
- Так, господин (пан) есаул!
- Это хорошо!
- Мы станем настоящими казаками.

      Есаул: - Я так понимаю, что  это всё вам понравилось! Сегодня, я расскажу вам головне, что вы обязаны знать и уважать.
Кто из вас знает или догадывается, о чем идет речь?
     Первым встал джура Петро Калнышевский, сказав основную заповедь казаков:
 - Это дружба и товарищество!
      - Так Петро, товарищество есть одно из основных заповедей казаков. Нет у казака уз святее  товарищества. Сам погибай, а товарища выручай, помогай ему словом и делом! Худший ворог наш - это зрада (предательство)  товарищей.
Помните, хлопцы, що коли вы один за одного, вы непобедимы!
А ще какие вы знаете заповеди казаков?
Тогда встал  джура Антон Головатый, он сказал:
- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Есаул:  - Хорошо сказано. Честь необходимо  беречь смолоду.
        Ещё какие заповеди  вы знаете, хлопцы?
Джура Иван Глоба добавил: - Ещё есть такая святыня для козака - это его семья. уважение к отцу и матери.
Есаул:
 - Молодец, Іван! Тебя наверно хорошо батько та мать дома воспитывали.
Семья это основа казацкого товарищества. Уважай (шануй) мать свою и батька. Казак обязан  беречь своих женщин, защищать их честь и  достоинство. Этим   обеспечивается будущее  казацкого рода, чтобы  ему не было переводу!
Молодцы вы, хлопцы, хорошо казацкие  заповеди знаете! Я бы хотел ещё добавить, что казацкая воля, народовластие - это основа основ нашего братства. Такого вы не найдёте  сейчас у других народов.
Только у нас первого руководителя - атамана  выбирает сам народ, все казаки. У наших соседей  народ не выбирает царей, султанов, королей, они сами себя выбирают.
Поэтому они равнодушны к чаяниям народа, больше думают о себе.
Наш атаман - это наш отец родной (батько), который всегда с  нами и за нас.
Хлопцы, а кто из вас знает,  что  означает само слово атаман?
Настала тишина в классе, хлопцы не знали этого, они переглядывались между собою, пожимали  плечами.
Есаул,  видя это, сказал: - Вижу, что не знаете. Так вот - слово атаман переводится  как батько мужчин, тобто козаков. В его обязанности  входит большой круг вопросов. Это не только войсковой вождь козаков, но ещё и руководитель (голова) всех гражданских людей,  которые живут на казацкой территории -  в Коше.
На этом первый наш урок я заканчиваю. Какие у вас есть вопросы?  
Джура Петро Калнышевский,  спросил есаула:
- Пан есаул, а, правда, что  когда казаки выбрали себе атамана на Совете (Казацкой Раде), то они его бьют нагайками.
Есаул  Коша,  Семен Кочубей,  с усмешкой на устах, ответил:
- Так Петро! Когда, например,  тебя казаки выберут атаманом, то старшина козачей общины возьмет нагайку и хорошо трижды отхлестает  тебя по спине.
При этом скажет: "Из  казаков вышел, в казаки вернешься!"
В классе тогда все засмеялись, подшучивая над Петром, кто-то  из хлопцев сказал:
-  Может тебя уже сейчас отстегать нагайкой!
Есаул  Коша, защищая Петра, улыбаясь, сказал:
- Пока рано еще его стебать нагайкой! Но кто знает, каждый казак мечтает стать атаманом, может это будет и  Петро Калнышевский.
Петро, при этом подумал: - Буду стараться стать настоящим казаком, а там посмотрим.  Как говорят: - Плохой тот казак, кто не хочет, не мечтает  стать атаманом.

        Семен Кочубей многому научил его, при этом часто говаривал Петру: - Смерти не надо бояться, сынок, от нее все равно не убережешься! Но вот храбрость, сообразительность и умение биться, каждому казаку в бою и в жизни нужны. Только так можно уберечься от этой «старухи с косой».
И джура Петро Калнышевский старательно учился стрелять и драться на саблях и в рукопашном бою.

         Петрик очень любил лошадей, они с Рыжиком водили их на водопой к Днепру, купали, кормили.
Вот и сейчас он, купая своего белого коня, напевал песню «Белый конь»:

                                               

                                                           Рис. Белый конь.

«Есть у меня белый конь,
Быстрый, как ветер, огонь,
Мчит он меня по степи,
Ну как возьми, догони.

Конь для меня слово брат,
Всех он дороже стократ,
Верный и преданный друг,
Хлеб не берет с чужих рук.

Есть у меня белый конь,
Быстрый, как ветер, огонь,
Много спасал меня раз,
Чувствуя вражеский глаз.

Припев:
Белый конь, белый конь, славный конь,
Унеси поскорее домой,
К той единственной милой, родной.
Белый конь, белый конь, славный конь!
Дома нас заждались, давно ждут,
Не жалей ты подков и подпруг.
Поспеши, поспеши милый друг,
Белый конь, белый конь, славный конь!

         Петро, с утра взяв косу, отправлялся на берег реки и в широких лиманах косил для коней свежее сено. Кони, чувствуя его заботу, относились к нему дружелюбно. Поскольку умение обращаться с конем было одним из главных требований к молодому джуре, то это здорово помогало Петрику осваивать премудрость управлять конем и сдавать старшинам экзамены по верховой езде.
        Старый казак Тарас Трясило не раз в шутку и, скорее всего всерьез говаривал ему:
- Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем! Он учил Петрика ездить шагом, ходить рысью, скакать галопом на коне. Скакать не только верхом, сидя на коне, но и на боку, прячась от пуль за крупом коня. Учил перелезать под брюхом скачущего коня, что являлось у казаков верхом умения езды на лошадях.
- Учись Петро, в бою все это пригодиться! – говорил он ему. И Петрик как прилежный ученик осваивал эту сложную науку верховой езды козаков.
        Будучи в Сечи джура Петро вместе с другими такими же, как он новобранцами, они не только работали, учились, но и весело с песнями и зажигательными танцами и плясками отдыхали.
Так веселиться могли только вольные казаки Запорожской Сечи. В других странах зажатыми помещиками и рабовладельцами так вольготно и разнообразно веселиться народ не мог, а тем более солдаты, например, в той же русской армии, где занимались в основном муштрой.
       Искрометный украинский гопак и сейчас, много лет спустя, зажигает людей своей неповторимой энергетикой.
       Но мало кто ведает о том, что в Сечи гопак был не просто танец, а боевой танец («Боевой гопак»), в его первооснове лежала элементы, входящие в систему запорожского единоборства.
                                   
                                                  Рис. Боевой гопак в бою.

Умение «взять» противника голыми руками всегда и везде высоко ценилось как у запорожцев, так у других нациях и народностей. Поэтому даже на досуге после чарки во время танцев со сложными акробатическими пируэтами казаки отрабатывали приемы единоборства и поражения противника, используя при этом все части тела, включая, естественно, руки и ноги.
Кстати, танцуя гопак, крутясь и вертясь, казаки неплохо тренировали вестибулярный аппарат и свой глазомер. Поэтому казаки могли выплясывать гопака даже на столе среди тарелок и бутылок, выделывая при этом умопомрачительные «коленца».
        Главными способами передвижения в «Боевом гопаке» были быстрые шаги, бег, головокружительные прыжки, а также крадущиеся «ползунки».
Среди шагов выделялись кроме основного шага: шаги «аркан», задний шаг, шаги «прибой», «чесанка», «дубоны», «стукалочка».
       Анализ названий подчеркивает их тактически-боевую направленность. Так, применяя шаги «дубоны», казак притоптывал ногами, производя шум, который отвлекал внимание противника. Бег включал в себя «дорожку», «дрибушку» и конский галоп. Хлопающие удары одной или двумя руками осуществлялись ладонью, локтем, предплечьем, и даже плечом.
Особенно разнообразными были удары ладонью. Такие удары насчитывали добрый десяток приемов, среди которых есть:  «ляпас», «секач», «тумак», «дрель», «штрык».
Ребром жесткой ладони ударом под челюсть в районе солнечного сплетения казак


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама