Произведение «Фото не нашего мира» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Фантастика
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 658 +1
Дата:

Фото не нашего мира

Матвей Саранцев пропал бесследно несколько лет назад. Два года, восемь месяцев и семнадцать дней, если быть точным. Другом Травникову он не был, они жили в одном доме, на одной лестничной площадке, дверь напротив двери, приятельствовали, в отличие от остальных соседей, от которых простого «здасьте» не дождешься и в большей праздник, а не то что в будний день. Часто курили пролётом ниже, сидя на подоконнике, болтали «за жизнь», травили анекдоты. Бывало, выпивали, бутылочку-другую пива. Саранцев работал фотографом в областной газете «Рабочие ведомости», подрабатывал в местном Доме моды, вёл кружок фотолюбителей в бывшем Доме пионеров, сменившем вывеску на ДЮЦТ (Детско-юношеский центр творчества), был непременным участником фотовыставок и творческих фестивалей.

Он исчез из своей квартиры странным образом. На столе остался завтрак. Омлет, кружка чая, тосты с сыром. В комнате расстёгнутый кофр с аппаратурой, разбросанные по столу буклеты с последней выставки, бумажник, кредитная карточка, связка ключей. Верхняя одежда и обувь остались в прихожей. Никто не видел, как он выходил из подъезда. Кажется, он просто растворился в воздухе. Полиция открыла розыскное производство «по факту исчезновения гражданина Саранцева». Тощий казенный скоросшиватель с материалами этого дела наверняка до сих пор пылится где-нибудь в сейфе у кого-нибудь из сотрудников отдела по розыску пропавших без вести, среди десятков аналогичных казённых папок. До той минуты, пока не окажется на полке в архиве, где и будет погребён навечно. Без всякой надежды на раскрытие тайны.

В квартиру заселились родственники Матвея откуда-то из провинции. Вроде бы дети сестры матери Саранцева. Его родители умерли, жениться он не успел, бывшая подруга вышла замуж и уехала с мужем за границу.  Муж у неё был иностранцем, испанским подданным, инженером по проектированию мостов. Травников видел мужа бывшей подруги, тогда ещё бойфренда, на кладбище, во время символических похорон, когда в пустой гроб родные, знакомые и друзья, перед тем, как закрыть и заколотить крышку, ложили разные вещицы, милые безделушки, которые наверняка понравились бы признанному по суду умершим Саранцеву. Было это через год после загадочного происшествия. Бойфренд выделялся особой гладкостью и ухоженностью, живо напоминая Травникову породистую болонку, по недоразумению затесавшуюся в стаю бесхозных уличных собак. Может быть, в тот момент у Травникова было не самое хорошее настроение, но пребывание на кладбище запомнилось ему именно таким. Лучащийся самодовольством иноземец в окружении тусклых соотечественников. Вспоминая об этих странных похоронах, Травников всякий раз испытывал глухую досаду и необъяснимую злость, не к чему-то или к кому-то конкретно, а вообще к той ситуации, в которой ему пришлось находиться. Испытывая чувство неловкости происходившего действа и собственного в нём участия. Уж очень всё тогда смахивало на дешёвую театральную постановку, где актёры даже не пытаются хоть как-то вжиться в образ, механически воспроизводя заученные жесты и куски текста. Возможно, причина была в том, что присутствующие не думали о Матвее Саранцеве как о мёртвом человеке.  Он оставался для них живым, хотя бы потому, что в гробу не лежало его тело. Пожалуй, дело обстояли именно таким образом. Они все подсознательно ощущали, что Матвей Саранцев, как бы там ни было, жив.  

За исключением, конечно, забугорного бойфренда матвеевой некогда почти невесты.

В прихожей зазвонил домофон. Травников снял трубку переговорного устройства.

- Слушаю.

- Квартира пятьдесят шесть? Травников В. Г.? - осведомился строгий голос.

- Да, квартира пятьдесят шесть. Травников. Всеволод Георгиевич.

- Вам ценное письмо.

- Заходите, открываю, - сказал Травников нажимая на кнопку, отпирающую дверь на улицу.

Почтальонша вытащила из сумки конверт и прежде, чем отдать его из рук в руки, терпеливо дождалась, пока Травников, с грехом пополам, накарябает в квитанции ручкой с нерасписанным шариковым стержнем свою подпись. Травников, смущённо улыбаясь, вернул почтальонше орудие утончённой пытки и бумажный квиток, извиняясь за непреднамеренную заминку.

- Какие дают, теми и пользуемся, - сказала почтальонша, внимательно изучая оставленную на квитанции травниковскую роспись.

- Неразборчиво? - спросил Травников. - Я могу переписать. Другой ручкой.

- Сойдёт, главное, что расшифровка читается. Получите, - сказала почтальонша, вручая Травникову конверт.

- Всего наилучшего, - вежливо попрощался с ней Травников.

- Хотелось бы, да не получается, - отвечала почтальонша, выходя на лестничную площадку.

- Какие наши годы!? - оптимистично провозгласил Травников.

- Не те уже годы, - сказала почтальонша, более себе, чем собеседнику. - И здоровье уже не то.

- Зато лето жаркое, - ляпнул невпопад Травников.

- Лето, - сказала почтальонша равнодушно, - Лето, да. Жаркое. Будьте здоровы.

- До свиданья, - наново распрощался с почтальоншей Травников.

В конверте, без полного обратного адреса, была только фотография. Чёрно-белая фотокарточка, размером примерно десять на пятнадцать, отпечатанная со стандартной плёнки, использовавшейся в компактных плёночных фотокамерах-мыльницах «Кодак». Судя по дате, указанной в правом нижнём углу позитива, снимок был сделан три года назад. Фотограф снимал с необычного ракурса, не соблюдая установленных критериев качества, торопливо, будто бы следил за кем-то. Изображение было слегка нечётким и размытым по краям. Объектив фотоаппарата запечатлел девушек, сидящих предположительно на веранде летнего кафе. Девушки пили вино из бокалов и мило беседовали. Та, что слева, улыбаясь, слушала что говорила ей подруга. Девушка справа, держа в приподнятой руке изящный фужер, была увлечена рассказом, который, несомненно, забавлял не только её подругу, сидящую слева, но саму рассказчицу. На заднем плане виднелся официант, несущий поднос с заказанной едой.

Типичная бытовая картинка. Травников перевернул карточку. Фотограф расписался на обратной стороне листа. Размашистым почерком, небрежно, большими буквами, наискось было выведено «М. Саранцев». Травников схватил со стола конверт. Штемпель почтового отделения был смазан, название населённого пункта нечитаемо, но дата отпечаталась чётко. Письмо отправили несколько недель назад.

Что это могло означать? Да всё что угодно. Травников задумчиво хмыкнул. Самое простое объяснение — банальный розыгрыш. Хотя для чего кому-то разыгрывать бывшего соседа — не ясно. Объяснение сложное — Матвей жив. В этом случае мы вступаем на зыбкую почву догадок и предположений. Что происходило у Саранцева дома непосредственно перед тем, как он пропал? Сам ли он инсценировал свое исчезновение, или  его выкрали неизвестные злоумышленники? Зачем? Почему? Что было в жизни Матвея такого, что угрожало бы его безопасности и здоровью? На эти вопросы могли ответить лишь те люди, кто был достаточно близко знаком с Матвеем Саранцевым.  Его бывшая подруга, живущая ныне по ту сторону океана. Или бывшие коллеги по работе.

Из бывших коллег Травников мог вспомнить одного человека. Варвару Москвитину. Она работала в газете художественным редактором. В то время случился между Москвитиной и Саранцевым небольшой служебный роман, завершившийся раньше, чем об этом узнала почти невеста. Инициатором разрыва, насколько помнилось Травникову со слов Матвея, была сама Москвитина. Чем окончательно завершилась эта история, Травников не знал, поэтому вполне допускал, что в редакции «Рабочих ведомостей» сотрудница с такой фамилией больше не трудилась. Проверить догадку можно было единственным способом. Но для начала требовалось купить эти самые «Рабочие ведомости».

В результате выяснилось, что Варвара Мстиславовна Москвитина в «Рабочих ведомостях» есть, никуда не уходила, не увольнялась, не переводилась и занимает должность заместителя главного редактора. Договориться о встрече не составило особого труда, стоило Травникову всего лишь упомянуть в разговоре имя Саранцева. Москвитина предложила встретиться в закусочной рядом с редакцией. Закусочная называлась «Советская» и, надо полагать, вовсю эксплуатировала ностальгию по счастливому прошлому страны.

Травников приехал раньше оговоренного срока. Заняв место у окна, он заказал чашку зеленого чая и, как принято, осмотрелся. Интерьер закусочной оказался современным, персонал дружелюбным, обслуживание качественным. О великом прошлом напоминали портреты советских Генеральных Секретарей, развешанные на стенах, кумачовые портьеры, литографические оттиски обложек бессмертных произведений Леонида Ильича Брежнева: «Малая земля», «Целина», «Возрождение» в рамках под стеклом и транспарант «Вперёд к победе коммунизма!» над барной стойкой. Бумажные салфетки в стаканчиках и советские лирические песни,  доносящиеся из умело замаскированных декором динамиков.

В закусочную вошла женщина, задержалась у входа, оглядывая зал. Травников приподнялся, обозначая себя. Женщина направилась к его столику.

- Варвара Мстиславовна? - спросил Травников, когда она, усевшись напротив, повесила сумочку на спинку свободного стула.

- А вы Игорь...

- Всеволодович, - сказал Травников.

- Игорь Всеволодович, - повторила Москвитина. - Итак, Игорь Всеволодович, как я поняла из нашего разговора по телефону, у вас есть новые сведения касательно судьбы Матвея Саранцева. Говорите смело. Можете не щадить мои истрёпанные чувства.

- Скорее, новые шарады, - сказал Травников. - Взгляните на это, - добавил он, - выкладывая фотографию.

- Откуда она у вас? - спросила Москвитина, разглядывая снимок.

- Принесли сегодня с почты, - сказал Травников. - Отправлено на моё имя. Заказным письмом.

- А кто отправитель?

- На конверте не был указан обратный адрес. Так вам знакома эта фотография? Если что, на противоположной стороне имеется подпись.

- Подпись, - сказала Москвитина, - подпись его. Матвея. И снимок тоже. Его. Саранцева, то есть. Значит, он не умер?

- А были причины для такого скорбного финала?

- Никаких, - сказала Москвитина. - По крайней мере, мне они не известны. В тот день... ну, перед тем, как исчезнуть, он был... Нормальным он был. Принёс флэшку, потрепался с секретаршей, выпил кофе, сходил к главному, взял в бухгалтерии командировочные. На следующий день он должен был ехать в командировку.

- Но не уехал.

- Нет. Спустя шесть дней полиция вскрыла его квартиру и никого в ней не обнаружила. У Матвея командировка была на три дня.

- Через трое суток?

- Это главред. У него однокашник в областном и знакомые в УВД.

- И никаких тайных завистников? Недоброжелателей? Зимодавцев, ростовщиков? Непогашенного кредита в банке? Бандитов, взяточников, желающих отомстить?

- Не знаю, - сказала Москвитина. - Может быть.

К ним подошёл официант.

- Закажете что-нибудь?

- Нет, спасибо, - сказала Москвитина. - Извините, - обратилась она к Травникову, - я несколько опаздываю. Если хотите, поговорим по дороге.

- Я не против, - сказал Травников, расплачиваясь за чай. - Пойдёмте.

Они вышли на улицу.

- Что вы обо всём этом думаете? - спросила


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:07 20.08.2014 (1)
достаточно интересная завязка, начало написано очень даже приятно, хорошо читается, увлекает. Пока персонажи не очень хорошо прорисованы, но, если исходить из того, что произведение (в конечном объеме) будет этак раза в четыре полнее - то ничего страшного. Есть еще время, есть еще пространство для полного раскрытия и персонажей и сюжетной линии. Из того что не очень понравилось: герой как-то сразу легко соглашается на "расследование" - сам к нему тянется без каких-то дополнительных "интересующих" его моментов. Да, согласен, речь идет не просто о соседе, а о человеке, с коим его связывали дружеские отношения, но все же - лучше было бы, если бы изначально присутствовал какой-то толчок, кроме получения этой самой фотографии - то бишь первичный этап расследования "без никого" выглядел бы куда как более гармонично, нежели чем так - сразу с вовлечением дополнительных персонажей.
     17:15 22.08.2014 (1)
1
Это один из рассказов на 10000 знаков - тренировка на умение писать кратко. :)
     06:25 24.08.2014
1
тогда снимаю свои "фи" - знакомо, сам писал "коротыши", где приходилось попросту рубить текст топором, дабы влез в прокрустово ложе.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама