Произведение «Небо в алмазах — успех или ловушка?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: жизнь
Автор:
Баллы: 3
Читатели: 479 +2
Дата:

Небо в алмазах — успех или ловушка?

Наблюдая за рыбаками, я поняла: у каждого из них свое излюбленное место на берегу, свой способ забрасывать удочку и своя проверенная приманка. Рыба попадается на крючок, и, если не произойдет чудо, в водные просторы ей больше не попасть. А как принцип приманки работает у людей? На что нынче клюет человек двадцать первого века?!

— На деньги, — скажет мне хор голосов.
— Безусловно, значительная часть человечества проглатывает приманку из купюр, — соглашусь я.

Наблюдая жизнь вокруг и общаясь с разными людьми, я заметила, что деньги — это лишь составная часть самой притягательной ловушки в мире — успеха. Вам когда-нибудь доводилось слышать фразу «Квартира, машина, мировая слава»? Три её компонента стали для многих людей приделом мечтаний.

В 1900 году Теодор Драйзер* описал тягу своих соотечественников к успеху любой ценой. Блеск и роскошь Бродвея — самой длинной улицы Нью-Йорка — пленили миллионы американцев, сделав главной целью их существования — дефиле по Бродвею в великолепном наряде. Осталась одна незначительная проблема: на великолепный наряд нужно заработать.

Жители Старого Света к успеху тоже были неравнодушны. Однако XX век стал для нашего континента эпохой великих потрясений, мысли оказались заняты более важными вещами. Столетие спустя, дела обстоят иначе...

Одна девушка (обозначим ее «X.»), получившая техническое образование, умеющая рисовать, вязать и писать, долгое время была поглощена стремлением стать известным автором, чтобы остаться в истории. Х. действительно хорошо писала. Выражая свои мысли и чувства через текст, она вела диалог с миром. Но желание прославиться на этом поприще перевешивало желание говорить. После попадания в водоворот событий, приоритеты Х. изменились. Она поняла: неважно, сколько человек тебя слушает, важно, что ты говоришь.

Другая моя знакомая (пусть будет «Y.») поступала в институт три раза. Она тоже была причастна к работе пера, тоже хотела заработать состояние на литературном поприще. Первый раз Y. поступила на филфак в одном, близком к столице, городе. Однако через полгода поняла: выбранный вуз слишком плох для нее. Тогда Y. покинула институт, чтобы поступить в МГУ. Но... поступление провалилось. Потом она сменила направленность и поступила в тот же город, только в другой вуз и на другую специальность. Был ли это вынужденный шаг, или Y. действительно нашла себя — история умалчивает, но хочется верить, что второе.

В 10-м классе, я окончательно определилась: мне необходимо «Небо в алмазах». Началась работа. Я несколько раз меняла выбранную специальность, а следовательно, и набор сдаваемых экзаменов. Мне было важно лишь поступление в престижный вуз, на более ли менее подходящий факультет (до этого я хотела стать режиссером, но решила сначала получить серьезную профессию). Я поступила во все вузы, в которые подала документы. И поняла, что совершила ошибку. Мне не хотелось быть кем-то в престижном университете. Мне хотелось заниматься любимым делом. Так я оказалась на филфаке в институте своего города (это единственный филфак, на который брали с моим набором экзаменов). Ни разу не пожалела о своем выборе.

Убежденность в необходимости успеха не ограничивается тремя этими историями. Я знаю очень талантливую девушку, переживающую из-за отсутствия изданного сборника стихов/публикации романа, в то время как ее знакомые уже выпустили книжки. Мне известны мужчины, терзающиеся мыслью о недостаточной успешности (в плане материальном). Многие мои знакомые, услышав слово «семья», резко дергаются и начинают сбивчиво говорить о самореализации, амбициях и почве под ногами. Я сама периодически нервничаю, что до сих пор не издала книгу — приходится себя одергивать.

Кто же внушил нам мысль, что если наше имя не звучит с экрана, нашей фамилии нет в списке «Forbes», а нашей продукции — на полках магазина, мы ничего не стоим? Когда наполненность концертного зала стала важнее музыки, звучащей со сцены?

Ответ пришел сам собой. Даже если члены семьи не требуют от нас реализации своих честолюбивых планов, успех витает в воздухе. Недавно я решила пересмотреть сериал «Секс в большом городе», потом очередь дошла до одноименного фильма. Фильм, который я видела раньше, при повторном просмотре произвел унылое впечатление. Может, я просто повзрослела? Мне стало интересно прочитать отзывы. Одна рецензия начиналась так:

«Секс в большом городе — плевок в сторону людей, не сумевших достигнуть уровня «люкс» в своей жизни. Если вы по какой-либо нелепой причине ещё не смогли обзавестись «лабутенами», то сидите на кухне, и не смейте высовываться из своей малогабаритной квартиры»

— Черная зависть! — скривилась я, быстро закрыв вкладку.
— Правда, — подсказал внутренний голос три часа спустя.

Ближе к вечеру я вспомнила себя в средней школе. Я и мои друзья тех лет своим поведением копировали героев сериала «Лучшие». Мораль сего творения мы усвоили хорошо: либо ты лучший, либо лузер — третьего не дано. Эта мысль укоренилась в моем мозгу, в мозгах многих моих сверстников. Пусть не все видели «Лучших», но наличие успеха, как подтверждения собственной значимости, исподволь внедряется в наше сознание. Успех является фундаментальной потребностью человека в классификации А. Маслоу. Именно потребностью, а не навязанным стереотипом. На свете много прекрасных людей, единственным недостатком которых считается отсутствие общественно признанных достижений.

Я не призываю к отказу от амбиций, поставленных целей и выбранного пути. Нет, амбиции и цели — это прекрасно. Однако, на мой взгляд, стоит задуматься, в чем та самая цель. Мне кажется, нам нужно чаще задавать себе вопрос «Это то, чего я хочу?», и если «да» — продолжать путь.

Можно поставить цель заработать состояние. Материальное благополучие избавляет нас от многих проблем. Но нельзя зарабатывать состояние только затем, чтобы почувствовать себя человеком. Умение извлекать прибыль из таланта вызывает одобрение и уважение. Эксплуатация таланта во имя прибыли — сочувствие и разочарование.

Может быть, истинный успех — это ощущение счастья? Как известно, оно не зависит от толщины кошелька и масштаба славы. Настоящими алмазами небо осыпает нас, если мы сохраняем верность себе и веру в свое дело.
__________
* Теодор Драйзер — американский писатель и общественный деятель, в 1900-ом году создавший роман «Сестра Керри».

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:51 03.07.2015 (1)
поучительно
     00:04 04.07.2015
Спасибо.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама