Произведение «СОМ»
Предисловие:
фото из инета

СОМ

Как-то пригласил  я на рыбалку племянника Кольку.  Стояла прекрасная погода середины августа.  Приехали на остров вчетвером,  разгрузились, поставили палатки. Место обжитое,  поэтому там уже были большой стол, лавки, погреб, туалет и оборудованное кострище.  Нарубили дров и хвороста, чтобы женщины могли заняться хозяйством. Колька привёз кусок свиной мякоти, который мы замариновали на шашлык. После черпанули малька «недоткой» (1) и поехали на вечернюю зорьку ловить судака.

Выше Саратова  пойменный берег Волги образуется огромными пространствами (займища),  которые сплошь покрытое островами,  отмелями, ереками (2), полями из камыша, протоками  и старыми речками - мелкими притоками реки.  А при подъёме уровня воды   (после создания Волгоградской плотины)  они были поглощены большой водой и стали протоками, оставив после себя лишь направления  русел, да старинные  названия – Гусиха, Гусёлка, Тарханка, Каюковка, Чаповка,  Грязнуха и тому подобное.
В одной точке, где сливаются речка Каюковка и протока Черныши,  было моё любимое   место ловли судака.  Здесь сталкивались два течения, образуя приличный омут – метров до 12 глубиной. На краях  подобных омутов  любит кормиться судак, охотясь из глубины на подходящую к их краям мелкую рыбу – плотву, густеру, подлещика, окуня, ерша …

Судак  клевал  вяло и редко, поэтому мы коротали время, лениво переговариваясь,  пока я не обмолвился,  что в прошлом году на этом месте поймал приличного сомёнка около 6-ти килограммов весом.(3)
-  А большие сомы здесь есть? – спросил Колька.
- Ну, судя по тому, что иногда попадаются сомята  на килограмм-полтора, должны быть и крупные.
Шебутной Колька тут же загорелся идеей поймать сома.  Подумав, мы решили, что это вполне осуществимо. Лучшей приманкой  на сома является живая лягушка, но лягух было жалко, и я вспомнил, что у нас остались обрезки мяса, затхлый запах которого очень любит сом. К этому времени мы уже поймали  четырёх некрупных судачков, так что вопрос о жареной рыбе на ужин был решён. Мы собрали снасти, снялись с якорей и рванули на стоянку.

По возвращении мы сразу занялись подготовкой к операции. Колька пошёл к мусорной яме, извлечь из неё выброшенные обрезки.
Я связал два мотка капронового четырехмиллиметрового шнура, получилась верёвка около 50-ти метров длиной. Крючки у меня были не очень крупные, но для поимки небольшого сома вполне пригодные.
К верёвке привязали грузило - камень весом 3-4 килограмма, а выше грузила через каждые полметра - три поводка с крючками. Так получилась  донка (4) на сома. Однако меня беспокоило то, что капроновый шнур на поводках был тонковат – всего два миллиметра толщиной.  Но,  другого  шнура не было.  К наступлению  сумерек обрезки уже воняли, как надо,  и мы поехали ставить снасть.  Грузило опустили в омут, а свободный конец шнура крепко привязали к кусту ивы, что рос под обрывом островка, находящегося чуть ниже омута.

Встали пораньше, чтобы ехать на коренную Волгу ловить леща,
а перед этим проверить донку.  Путь на коренную проходил, как раз,  по Чернышам. Подъехав к месту, я сбросил газ, чтобы тихо подойти  к кусту. Вдруг нам под борт привалился  желтый катер «Крым» с двумя инспекторами рыбной охраны. Оказалось,  что они проводят облаву на браконьеров, ставящих на ночь сетки, а мы  привлекли их внимание, поскольку сбавили ход, как им показалось, для проверки  таковых.  Осмотрев носовой  рундук(5)  катера, и перепутав уложенные для заброса якорные верёвки,  инспекция уехала, а мы, не рискнув у них на виду проверять снасть,  поехали  на леща.
Возвращаясь обратно за полдень, уже с рыбой, мы всё-таки проверили  донку.   Рыбы не было. Два крючка были нетронуты, а третий поводок был оторван вместе с крючком.  Расстроенные, мы  поехали на стоянку, оставив донку на месте. Она простояла там ещё трое суток, но безрезультатно. То, что толку уже не будет, я понял сразу. Сом рыба хитрая и не пойдёт второй раз к приманке, да ещё с крючком в губе.(6)  И ещё я знал, что порвать двухмиллиметровый капроновый поводок  мог только сом, весом более десяти кило.

Много прошло времени с той поры, а я всё  мучаюсь вопросом: «Если б не рыбохрана,  может утром мы бы вытащили того сома? А может его там уже и не было? Но, как  теперь узнаешь?»
Послесловие:
СНОСКИ:
(1)«недотка» - маленький бредень (2 м) из мелкой ячеи (6-8мм), для ловли малька;
(2) «ерек» - неширокая протока между островами;
(3) – считается, что сом весом до пуда (16кг) является сомёнком;
(4) «донка» - снасть для ловли рыбы со дна;
(5) «носовой рундук» - пустое пространство в носу катера, предназначенное для хранения вещей;
(6) – у сома нет зубов, а губы состоят из хрящевых дуг. Роль зубов выполняют спец. наросты, шершавые, как наждачка,  находящиеся
за губами (сверху и снизу).

09:03 23.11.2015 (1)
А был ли сом? Кстати, с каких пор донка считается браконьерской снастью? У вас там рыбнадзор тупой что ли...
     09:44 23.11.2015
Сом-то, конечно, было, да сплыл!
Щас вообще любая рыбалка вне закона если у тебя рыбацкого билета. А с билета разрешают ловить только удочкой и спиннингом. Вот такие дела!
     08:18 23.11.2015 (1)
Сом рыба жадная. Вспугнули лодками, вот он и ушёл!!!
     09:38 23.11.2015
Там постоянно лодки ездят, но он сидит в яме и выходит не кормится только ночью.
А может и  вспугнули! Кто ж теперь знает!
     00:06 23.11.2015 (1)
Рыбалка, одно из самых любимых моих увлечений. Но теперь она мне недоступна. Но, подрагивающий на воде поплавок, снится часто. Спасибо! Рассказ замечательный.
     00:16 23.11.2015 (1)
уууу! Рыбалка - это моя страсть! Я рыбачу с 7 лет! А первый раз на рыбалке был уже в 5 лет.
Описан реальный случай. А самого крупного сома поймал в 86-ом - у меня есть такой рассказ.
Очень рад, что ты рыбачка! Спасибо, Клава!
     00:23 23.11.2015 (1)
Володя, я тоже с 5 лет с удочкой, вырезанной из орешника. Пескарей носила домой связками. А моя свекровь очень любила бычков в томате. Специально для нее в Дону ловила по 1000 штук. Рука опухала к концу рыбалки. Мы в скороварке из них дивные консервы делали. Все ее подружки были от них в восторге.
     00:32 23.11.2015 (1)
Красота какая! У нас бычков тогда ещё в Волге не было,  мы уклейку ловили, бидонами! Баба Настя нам их жарила! Вкусно, ещё так!
     00:36 23.11.2015 (1)
Бычков мы тоже жарили. Вкусно. Но моя свекровь  ходила в группу ЗДОРОВЬЕ и они целой компанией по выходным ездили на пляж. Она всегда с собой брала приличную емкость с бычками. Когда у нее спрашивали, где она их берет, она с гордостью отвечала: "Мне их  невестка в Дону ловит!". На что подружки изумлялись: " А мы думали, что их в Дону давно нет!"
     01:11 23.11.2015 (1)
Нет! В дону бычки есть! Он идут в Азова.
     01:13 23.11.2015 (1)
Азов от нас в 20 км.
     01:14 23.11.2015 (1)
Поэтому мне не ясно, чего они изумлялись!
     01:17 23.11.2015 (1)
Был как раз период, когда именно бычки пропали с прилавков магазина и с рынка.
     01:28 23.11.2015 (1)
Это я помню, потому что очень их любил - в томате! Мммм!
     01:33 23.11.2015 (1)
Кстати, я недавно хотела купить. Не тут-то было. Сейчас их тоже нет.
     01:35 23.11.2015 (1)
И у нас тоже! Одни кильки в томате, причем горькие - видимо, их не чистят вообще, заразы!
     01:40 23.11.2015 (1)
У нас и кильки нет. Последний раз, года два назад, брала, тоже горькая.
     01:45 23.11.2015 (1)

чтобы порвать такой шнур
нас двоих не хватит
     01:08 23.11.2015 (1)
Я же написал, что  НЕ ЗНАЮ ,  какой был этом сом! А капроновый поводок он мог и перетереть своими наросты, шершавые, как наждачка,  например.
У нас считается - до 16 кг. это соменок!  А весом больше - это сом.
     01:20 23.11.2015 (1)
у него в пасти щётки с загнутыми мелкими острыми зубами
похлеще наждачки будет

скорее всего перетёр
мотал башкой как собака и перетёр гад

эта рыба агрессивна как собака на цепи
когда на кукане сидит
или икру охраняет
цапнуть может легко и непринуждённо

доброй ночи, Владимир

01:31 23.11.2015
Самая мощная рыба, не считая белуги!
Доброй ночи, Денис!
Гость      00:47 23.11.2015 (1)