Произведение «Софья-дочь графа Воронцова»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: Воронцовы
Автор:
Баллы: 7
Читатели: 581 +1
Дата:
Предисловие:
:
















 
     

Софья-дочь графа Воронцова



Софья-дочь графа Воронцова, ч. 1

 Вопрос о происхождении  Софьи в нашем "Споре" с двумя оппонентами остался,
кажется, незавершённым. Мои ответы как-то "затерялись" в яростных "наскоках" Е.Ш.
 Поэтому мне приходится моё мнение собрать воедино из разбросанных  всюду моих замечаний, добавить доказательства " по датам", и статья моя будет готова.

Если осветить проблему покороче, для тех, кто прочёл другие мои статьи, то можно начать и так:

  У них просто не было времени.
Пушкин был в Одессе всего год. Он приехал в город где-то в июне, встретил графа на пристани. Граф появился там позже Пушкина. Некоторое -очень короткое время- Пушкин наслаждался предоставленной ему свободой. Потом начались занятия. Пушкин был постоянно при графе: тому хотелось поближе познакомиться с опальным  Поэтом.
На страницах пушкинских произведениях есть наброски только графа.Графини не было в Одессе, когда приехал Пушкин. Она появилась в начале сентября и не произвела на него впечатления.
Она появилась на один день и снова исчезла: уехала к матери рожать. Скажем, что
и потом графиня была занята своими семейными делами. То рожает, то дети болеют, а то и умирают. Да и мужу надо помогать. В каких только делах губернаторша ему ни помогала.
Первая встреча графини с Поэтом произошла 3 ноября 1823 года, на Крещении только что рождённого сына в католической капелле, где она делает первый шаг: откровенно флиртует с Пушкиным на глазах у всех.
Могла она вести себя без согласования со своим мужем? Позорить мужа в присутствии всех? Нет, не могла.
В своём  "кокетстве" она допустила, на мой взгляд, и не только-на мой, непростительную вольность, недопустимую в  церковных стенах.
Она смочила свои пальцы в крестильной купели своего младенца, оторвалась от группы родственников, подошла к Поэту,-он, видимо, скромно стоял поодаль,  сознавая важность события,- и своими пальцами крестообразно смазала ему лоб.
Такое действо может позволить себе только священник.
Странно, что сына губернатора крестили  по- католическому обряду.
Не было в Одессе православного Храма? Всех ли детей Воронцовых крестили в католичество? Где и как была крещена их дочь София полтора года спустя?

Эта вольность подобна тому, как Петр наряжал в священнические одежды женщин...
Много лет спустя, встретившись с Воронцовыми в Петербурге на балу,- Пушкин,-он к тому времени был женат,- напомнил ей о крещении, сказав при этом, что она чуть тогда ни обратила его в католичество.
Это, разумеется, был лишь "фасон де парле"- обычная светская любезность, но
говорит эта фраза о многом: как был смущён, удивлён молодой человек такими знаками внимания от жены губернатора.


Пушкин слишком много времени проводил с молодыми людьми,он не хотел посещать обеды   Графа.  Нужно было привязать Поэта к своему дому, и графиня очень подходила для этой роли.
Да и вообще. Как мог оказаться Пушкин среди приглашённых на сугубо семейное торжество? Как не с целью познакомиться с графиней не "в служебной обстановке"?
Это было вполне в духе методов графа Воронцова: он считался очень демократичным правителем. С этого именно дня завязалась интрига четы Воронцовых с А.С. Пушкиным.
Воронцов и не подозревал к чему приведёт его интриганство: он явно не до оценил
свободолюбие и демократичность своего оппонента. Играть в демократию, и быть демократом, далеко не одно и то же. И А.С. Пушкин сразу заметил это, что и вылилось в его знаменитую эпиграмму, которая до сих пор многим покоя не даёт: настолько там всё чётко и понятно." Что написано пером- не  вырубить топором". Особенно, если написано пером Пушкина. Как бы ни старались теперь обелить графа, приписывая ему заслуги и реальные и мнимые, правду, сказанную Поэтом, не скрыть.
Граф Воронцов был человеком европейского склада: "полу-милорд"- точнее не скажешь. И графиня "была ему под стать": "полу- пани". Жаль, что А.С. Пушкин этого ей не сказал. Он осознал всю глубину и её, и его вероломства, и ,наверняка, отразил это в своей поэзии, в своих стихах.
Он прочувствовал на себе, на своей судьбе их коварство. Своими "велеречивыми"
докладными граф предуготовил Поэту и дуэль на Чёрной речке. Он-то умел "выходить
сухим из воды";умел так похвалить противника, чтобы ему худо стало.
Сколько раз Воронцов, разобидевшись, в сердцах, подавал в отставку; ни разу его отставка не была принята; давали длительный, оплачиваемый отпуск для поправки здоровья, для улаживания семейных дел.
Отставка Пушкина была принята с  неприличной поспешностью.
Не справился с "саранчой"? Он и своей докладной сослужил-таки службу графу.
Своими стихами дал понять, что от стихийного бедствия нет спасения: это было на руку графу. А вторая часть, довольно "толковая", по определению самого графа,
наверное, была использована для завершения "нашествия".
И опять никакой благодарности; вместо неё-отставка, и ссылка в Михайловское.
Насколько она была оскорбительна для Пушкина, подтверждают  распускаемые в то время в светском обществе слухи о "самоубийстве" Поэта.
Спасала Пушкина в самые тяжёлые периоды   жизни его Поэзия.
Не надо забывать, что Пушкин повстречался на пути графа в самом начале его карьеры на посту губернатора; ему надо было утвердить себя на новом поприще.
Ему нужен был человек для "наказания", показать, что он наводит строгий порядок на вверенной ему территории. И Пушкин как нельзя  кстати подвернулся ему "под руку".
Она тоже только входила в новую роль "графини": это звание она получила только благодаря своему замужеству; причём она долго выбирала до 26 лет не выходила замуж, рискуя остаться "старой девой",- на мой взгляд,она была и не очень красива.
И снова новое повышение: звание жены губернатора.
Они оба готовы были на всё, чтобы сохранить своё достигнутое только что положение в обществе.

О нечистоплотности Воронцовых говорит и то, что они применили те же методы и в борьбе с Раевским. Он не был "опальным", и он был родственником графини.
В этом случае, графине удалось настроить родню против своего троюродного брата,
чтобы одержать над ним победу: удалить его из Одессы, чтобы на правах родственника,  не вмешивался в их дела. Опять видимость "влюблённости" в сестру,
опять изгнание вроде бы из-за ревности. И опять поза графа, что вроде  он тут ни при чём. Заключительная часть этой драмы была приурочена к приезду Императрицы. Пока брат обращался к благоразумию сестры, чтобы решить дело "по родственному", семейная пара старалась придать делу как можно более "скандальный" характер.
  В случае с Поэтом, он не стыдился  признаваться, что не может справиться с одним единственным  своим подопечным, другими словами: не может управлять такой обширной губернией. Достаточно прочитать его "докладные" на А.С. Пушкина.
Он был уверен, что поверят ему, чтобы он ни написал...


  Особенно явственно проступает "мистика" в истории с кольцом, и портретом графини с письмом в руках на набросках "Евгения Онегина".
Мужское кольцо- не связано ли это с "легендой", мало вероятной, что Пушкин встречался в Кишинёве,- не в Одессе, нет,- с кем-то из масонов, и тот дал ему кольцо-печатку. Возможно, колец было два: одно,-как признак принадлежности Поэта к масонам,-он об этом мог и не подозревать; другое, действительно, как некий "оберег от любви".
Говорят, существует версия,- каких только версий ни существует об А.С. Пушкине
в наши дни,-что из-за того, что Поэт не захотел стать масоном, а встречался с
кем-то из них, его и принесли в жертву, как когда-то и Моцарта.

  И рисунок графини с письмом в руках, тоже наводит на размышления: письмо написано Поэту? У них не было необходимости писать друг другу, они виделись "по роду службы". Она была губернаторшей и ведала делами мужа наравне с ним.
  Сейчас больше склоняются к тому, что письмо было деловым...
 

:






















 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:20 17.06.2016 (1)
У меня как-то не сложилось собственного мнения обо всем этом, я занималась западной литературой, но исторические портреты как тема очень интересна.
     17:31 18.06.2016
Уважаемая Ирина.
 Меня до некоторого времени тоже мало волновала эта тема.
 Но теперь оказалось она настолько животрепещущей, что мне стало  невозможно оставаться в стороне. Выяснилось, что многие современные люди на полном серьёзе хотят выдать себя за "потомков" то ли графа Воронцова, то ли за "потомков" по крови А. С. Пушкина.
 И не понятно, с какой целью!
 То ли претендуют на дворцы Воронцова, то ли чуть ли ни на славу Поэта:на его талант.
 Поэтому сейчас очень многие встали на защиту чести Пушкина, опровергая  клевету, возводимую
 на графиню Елизавету К. Воронцову.
 Посудите сами: какие могут быть "бастарды" у женщины, верной своему мужу.
 И тем более трепать по этому поводу ещё и имя А.С. Пушкина
 На мой взгляд, нечистоплотно это.
 Во всяком случае, допускать эту ложь в Петербурге, недопустимо/
 С уважением,
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама