Произведение «Завтра. Это будет завтра...» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 64
Читатели: 1683 +2
Дата:
Предисловие:
Ляман Багировой

Завтра. Это будет завтра...

На часах уже почти половина первого, а Сашутка всё ворочается и ворочается в своей кровати. То ли кровать действительно неудобная (Сашутка никогда не любила эту старую, скрипучую койку), то ли она так волнуется перед завтрашним днём.
Правда дедушка – мало того, что он врач, так ещё и профессор! – говорит, что в семь лет дети ещё не умеют волноваться, потому что они этого не понимают. И ещё потому, что нервная система у них не расшатана.
…За окном громыхает очередной трамвай. После того, как его железные колёса равномерно простукивают по двум железным рельсинам, похожим на бесконечно длинных змей, на старом серванте начинает качаться треугольная ручка. Вперёд-назад… вперёд-назад… И так ещё долго-долго, как будто кто-то качается на игрушечной карусели, хотя звуки, издаваемые трамваем, уже давно исчезли вместе с ним. А ручка всё качается и качается, словно не хочет останавливаться.
Сашутка закрывает глаза и в который раз пытается уснуть.
Куда там! Сон словно смело из её головы. Совсем, как это делает  дворник, дядя Петя, который сметает пожелтевшие к осени листья своей широкой, сделанной из прутьев, метлой.  А теперь ещё и сон, словно подхваченный этими прутьями, унёсся вслед с листьями.
- Хорошо, дяде Пете, - думает Сашутка с закрытыми глазами, - ему завтра только двор надо подмести. И всё. Он метёт и метёт, и ни о чём не думает.
Дом уже давно спит. Спит мама, которая до позднего вечера гладила для  Сашутки форменный пиджак и плиссированную юбочку. Спит, и даже похрапывает дедушка в своей комнате. Даже кошка Матрёна спит на коврике около кровати девочки. Или только щурит глаза, но совсем даже не спит?
Сашутка вздыхает и переворачивается на другой бок.
Завтра такой день… Она возьмёт маму за руку, или наоборот – это мама возьмёт её – и они пойдут в школу. В эту незнакомую школу, где Сашутка почти ничего не знает. Не знает ничего и никого.
Когда она ходила в садик, к ним перед Новым Годом приходили две учительницы. Одна была постарше, и у неё были волосы с проседью, забранные в пучок, который смешно топорщился на макушке.  Другая учительница была совсем молодая. Она была одета в красивую блузку то ли с мелкими бусинками, то ли с бисеринками, которые весело переливались под светом лампочек. Обе учительницы принялись рассказывать о школе, как там хорошо и интересно. Как уроки для первоклассников длятся всего-то полчаса, зато на переменах можно играть и бегать по длинному-длинному коридору. И что иногда малышей приходят развлекать ученики постарше, которые ходят заниматься в театральный кружок. И что в школе вообще разных кружков много, и ещё есть спортивные секции.  Сашутка слушала  внимательно, она даже шею от усердия  вперёд вытянула, но всё равно мало, что поняла. А после того, как  учительницы закончили говорить, что-то понять и подавно было невозможно, потому что  все мамы сразу ринулись вперёд. Причём настолько шустро, что чуть не сшибли этих самых учительниц с ног.
И они все сразу же заговорили, причём так же одновременно, потому что та учительница, что была помоложе,  сначала удивлённо таращила  глаза, а та, которая была постарше, даже сделала шаг назад. А потом молодая учительница подняла руку и  попросила говорить не так быстро и не так громко.
В конце концов, мамы всё-таки опять уселись на свои стулья, рядом с детьми, и задавали вопросы уже по очереди. Учительницы отвечали им и даже улыбались, но когда пришла очередь записывать детей в первый класс, мамы опять сорвались с мест и, опережая друг дружку, бросились писать на специальных листочках имена своих сыновей и дочек.
Сашутка всё это время сидела на своём деревянном стульчике и терпеливо ждала, когда они с мамой наконец пойдут в магазин за мандаринами.  Ведь мама обещала их купить! А Сашутка любила мандарины за оранжевую и совсем не пупырчатую, как у апельсинов, корку, а ещё за то, что их всегда покупали перед Новым годом. А когда случалось купить мандарины летом, они всегда напоминали ей этот весёлый, чудесный праздник  и возникающую по этому случаю в доме ёлку.
Когда потом мама помогала Сашутке надеть шубу, она сказала, что записала её к самой лучшей учительнице, которая в сентябре  должна будет  взять первоклассников. И что Сашутка, благодаря маминой прыти, будет учиться именно у неё.
Сашутка думала, что мама говорит про молодую учительницу, потому что она  девочке очень понравилась. И кофточка её понравилась, и голос, и улыбающееся лицо. Ещё там, в зале, ей показалось, будто бы блестящие бисеринки на блузке отражаются прямо  в глазах и начинают ярко сверкать в них, когда учительница улыбается.  Но мама сказала, что она записала её к той учительнице, которая была постарше. Потому что у той, как считала мама, было больше опыта.
- Не хочу к той старушке, - заныла Сашутка, - она некрасивая. И платье у неё тоже некрасивое.
Но мама не слушала. Она сказала, что вторая учительница никакая не старушка, и чтобы Сашутка не говорила глупостей. А потом мама крепко взяла её за варежку, высунувшуюся из  рукава шубейки, и повела её к выходу.
- Не хочу, не хочу, - всё твердила Сашутка, пытаясь заплакать, потому что знала, что её слёзы иногда смягчали мамины твёрдые решения.
Но заплакать ей не удалось. А мама так и продолжала тащить Сашутку, держа её за варежку. Когда они спустились вниз и вышли на улицу, холодный ветер так и обжёг Сашуткино лицо. И руки тоже обжёг. Так что пришлось ей надевать варежки, чтобы ветер чего доброго не забрался ещё и в рукава.
- На следующей неделе пойдём с тобой в школу! -  прокричала ей мама, стараясь перекричать ветер, который дул обеим прямо в лицо, - и ты увидишь, как там здорово!
Но вечером у Сашутки внезапно поднялась температура, и на следующий день они никуда не пошли. Наоборот, это к ним пришла врач и, сначала осмотрев Сашутку, а затем поговорив с мамой, оставила после своего ухода кучу разных бумажек и запах поликлиники, похожий на смесь лекарств и какой-то  жидкости, которой мама периодически мыла раковину. По крайней мере, Сашутке именно так и показалось, потому что этот запах долго ещё стоял у неё где-то глубоко в носу и не хотел выветриваться даже из прихожей.
И вот теперь все эти воспоминания никак не дают Сашутке заснуть. А слово «школа»  представляется ей даже не то, что бы новым -  оно вообще какое-то чужое. 
Она приподнимается на кровати, чтобы посмотреть, спит ли Матрёна. Матрёна безмятежно спит, вытянув лапки по всей длине коврика.
- Жалко, кошку нельзя в школу взять, - думает девочка, - с ней было бы намного веселее. А Матрёна, словно догадываясь о том, что Сашутка очень желала бы видеть её вместе с собой в школе, тихонечко потряхивает хвостом во сне, будто соглашается пойти с ней.
За окном громыхает очередной «дежурный» трамвай. Треугольничек на серванте опять начинает раскачиваться. И всё повторяется. Трамвай уезжает, он уже далеко, а ручка в виде треугольничка всё качается и качается…
Наконец Сашутка начинает засыпать. Ей хочется и не хочется, чтобы наступал завтрашний день. Любопытство борется внутри неё со страхом. Но тут в битву вступает ещё и сон, который решительно побеждает и страх, и любопытство. Одолевает он и Сашутку.
- Всё будет завтра, только завтра, - думает она, поддаваясь усталости, которая наконец приходит к ней после напряжения. Может, всё ещё будет очень даже весело. И  совсем не страшно.
Следующего трамвая, который громыхает за окном через положенное время, Сашутка уже не слышит.

Переложи ручку!


Сашутка давно уже освоилась в школе. Она хорошо знает, что умывальник находится напротив их класса, а столовая, куда – если честно – она не особенно любит ходить – на первом этаже. Нет, когда вместо обеда им дают йогурт и печенье  - тогда любит. Но это бывает нечасто.
Напротив столовой находится кабинет рисования с разными интересными штуками, сделанными из дерева. А ещё там есть белые гипсовые головы и даже отдельные носы! Но малышей туда не пускают, говорят, что всё это они будут рисовать в старших классах.
А вот в спортивный зал, который тоже расположен на первом этаже, пускают. Сашутка любит туда ходить. Там можно поиграть в мячик, полазить по лесенке, которую все называют «шведской» (наверное, её из самой Швеции привезли!), или просто побегать.
Ещё Сашутка обожает читать вслух. Спасибо деду – это он научил её читать сначала отдельные слова, а потом и целые предложения.
Пока вчера её одноклассники по слогам читали историю про храброго утёнка Алёшу, Сашутка давно уже всё прочитала про себя, и потом сидела, глядя в окно, и смотрела на листья, которые падали даже от слабого порыва ветра.
А вот чего Сашутка не любит – так это писать. Причём ни в прописях, ни в тетради по математике, хотя эта тетрадь расчерчена в клетку, и писать в ней проще, чем по линейкам.
Вся беда в том, что Сашутка постоянно берёт ручку в левую руку. Учительница так и сказала, что Сашутка – левша. Девочка поначалу подумала, что их учительница Нина Фёдоровна смеётся над ней и, обидевшись, даже разревелась прямо на уроке.
Оказывается, никто над Сашуткой  не смеялся. Просто «левша» - это человек, который всё делает левой рукой. Сашутка этого не знала, она всю жизнь привыкла и ложку брать в левую руку, и мячик левой рукой кидать, и вот теперь берёт ручку не в правую руку, как это делают все, а в левую. По привычке. А потом начинает писать. Всё той же левой рукой.
Заканчивается это каждый раз одинаково: учительница вынимает ручку из левой руки Сашутки и перекладывает её в правую. Как только Нина Фёдоровна отворачивается, Сашутка -  раз! – и снова берёт ручку в левую руку. Но терпению  Нины Фёдоровны можно позавидовать. Она может переложить ручку в правую руку Сашутки, наверное, раз сто! А, может, и больше. Сашутка не считала, потому что до ста ей сосчитать пока ещё не удаётся. Ей просто кажется, что сто – это такое большое число, что больше него, наверное, только миллион. То, что «миллион» - это очень много, Сашутка знает от мамы. Та иногда, нахмурив брови,  строго говорит, когда Сашутке не хочется убирать игрушки:
- Тебе что, миллион раз надо повторять?
Поэтому Сашутка и знает, что «миллион» – это ужасно много.
А  Нина  Фёдоровна никогда не повторяет. Просто берёт ручку и перекладывает ей, и ничего при этом не говорит. Нет, иногда, правда, говорит строгим голосом:
- Переложи ручку. Нельзя писать левой рукой.
- Почему? – как-то раз спросила у неё Сашутка.
- Потому что не полагается, - ответила Нина Фёдоровна. И потом добавила, что когда она училась, у них все писали только правой рукой.
Сашутка сразу представила себе, как в классе сидят пожилые дяди и тёти и аккуратно выводят палочки и кружочки правой рукой. О том, что Нина Фёдоровна тоже когда-то была маленькой и училась в первом классе,  Сашутка просто не подумала. Она представляла себе, что Нина Фёдоровна всегда была такой же пожилой, какой она её привыкла видеть.
В конце концов, Сашутка овладевает письмом. И к концу второй четверти довольно  уверенно пишет правой рукой буквы и цифры. Да так ловко, что даже отличник Серёжка Шумилов за ней не успевает. Хотя он сразу начал писать правильно, именно так, как говорила Нина Фёдоровна, и над ним никто не стоял. И ручку из одной руки в другую тоже не


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:05 17.05.2023 (1)
Как мне всё это знакомо! Спасибо большое, я словно опять побывала в школе учительницей, тоже были левши, тоже учили их  писать правой рукой, но так и не научили....
     13:52 17.05.2023
А меня научили. Я этот образ чуть-чуть с себя списала. 
Я всё делаю левой рукой, только пишу левой.)))
     12:00 10.07.2019 (1)
1
Привет, Лина!
С удовольствием прочитала...
Героиня живой обораз ...
столько их в моей памяти...я очень любила своих учениковв...
Сама тоже влюбилась в 6 классе в Вовку Дворядкина...
Спасибо большое...
С пожеланием добра и черноморским приветом...
     01:40 11.07.2019
Спасибо ВАМ, Нина! Вы всегда очень внимательны к моим историям.
Очень-очень рада, что Вам понравилось.
     16:40 06.07.2019 (1)
1
Психологически точно изображён мир девочки-подростка.  Неуверенность, излишнее самокопание, переход от отчаяния к весёлости. Первая любовь, первые переживания, смутные мечты и первые осознанные шаги во взрослую жизнь. Мне очень понравилась ваша героия. Вместе с ней я прошла дорожкой от садика до школы. Сначала начальные классы, мир понятный, в котором обязательно добро побеждает зло. А зло такое нестрашное, потому что оно за забором, рядом же всё понимающий дедушка. Потом уже старшие классы, мир стал сложным, часто непонятным. Саша узнала, что такое личные переживания по-настоящему. Разве сравнишь их с переживаниями маленькой Саши, когда она не могла уснуть  в ожидании своего первого школьного дня? Девушка на пороге взрослости. Как хорошо, что она уже распознала своё призвание, и что у неё есть ясное понимание, как достичь желаемого совершенства. Нам, читателям, только и остаётся, что пожелать героине светлой дороги, надёжных друзей и исполнения желаний. Очень понравился рассказ!
     10:02 10.07.2019
1
Спасибо, Анна! Рассказ получился такой... как бы Вам сказать, немного " смешанным": Потому что в главную героиню я вложила черты характера нескольких лиц, в том числе чуть -чуть списала с себя.
Спасибо Вам за доброе отношение и такой прекрасный развернутый комментарий. Вы всегда стараетесь прочувствовать всё очень тонко и, надо сказать, частенько попадаете в точку. Ваше внимание мне очень дорого.
Спасибо ещё раз!
     05:31 28.01.2019 (1)
1
Длина рассказа абсолютно не при чем.
Если мы хотим узнать человека, и для этого пришли  к нему на страничку в гости, то, что может лучше рассказать о нем, чем  мысли, изложенные с такой теплотой и искренней верой в то, что это может быть нужно еще кому-то.
Мы все спешим…  Читаем наскоками… слушаем… смотрим…  Когда научимся останавливаться и  отдаваться хоть на короткое время тому, что читаем , или слушаем, то для нас же открывается совершенно новый мир внутри себя.  Таким образом, воспитывается,  прежде всего, самоуважение, через призму восприятия  творчества  других авторов.
На этом полотне видны все мазки, отражающие важные, первые шаги    в школе. Ведь они формируют  нового человека, а когда в формирование  грубым вмешательством, врывается  невежество, а переучивание  леворуких - это именно НЕВЕЖЕСТВО, то можно только надеяться , что маленький человек в дальнейшем,  каким –то удивительным образом сам попробует разобраться в новой жизни. Исправить глупые, разрушающие вмешательства в его  организм. Невежество свойственно нашим учителям во многих вопросах физиологии, но это не их вина–ЭТО ВИНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в подготовке главных людей  в нашей жизни: учителей и врачей. Это же можно сказать и о других  профессиях. Здесь можно много еще говорить на такую животрепещущую тему,  которой я отдала тьмущу лет. Вы заставили еще раз посмотреть на  картину  с высоты вашего видения.
     11:53 28.01.2019
Дорогая Надежда, большое спасибо Вам за такой развёрнутый комментарий.

История эта появилась на свет благодаря конкурсу, в котором я принимала участие. Вообще советы с конкурсов любого масштаба обычно не приходят, но после того, как я отправила туда первые работы, мне к моему неслыханному удивлению написали, что присланные рассказы написаны ПРО детей, но не ДЛЯ детей. И посоветовали посмотреть на мир глазами ребёнка. Вот я и попробовала.

Кое-что (не всё!) в этом рассказе я списала с себя. Это я левша по природе, и это меня переучили писать правой рукой. Таким образом, я всё делаю левой, только пишу правой
Учительница у нас была действительно очень строгая, она проработала в школе очень долго. Я думаю, что она вряд ли стала бы отступать от образовательного процесса. Видимо, в советское время левшей принято было переучивать. "Наверху" же в вопросах физиологии, видимо разбирались слабовато (если вообще разбирались!).

Сейчас левшу переучивать никто не станет. У меня много учеников, которые пишут именно левой рукой, но от этого их успеваемость никак не страдает. Кстати, те, кто пишет левой рукой иногда довольно красивый почерк. Иногда - нет. Но ведь и среди тех, кто пишет правой, встречаются люди с очень неразборчивым почерком.
А вот то, что при переучивании левши происходят процессы торможения в головном мозге - это да, и вот как раз это печально.
Но... разве в 70-е годы об этом думали?
     10:13 21.11.2018 (1)
1
Длинновато, но оно того стоит. Написано со знанием всех нюансов школьной жизни и детской психологии.
Концовка хорошая - позитивная. Пусть будут счастливы наши воспитанники!
Спасибо за удовольствие от прочтения, дорогая Магда!

     12:41 21.11.2018
Спасибо за поддержку, дорогая Галина.

Длинновато - да, есть такое дело. Но рассказ когда-то был написан на конкурс, и пришлось выдержать те требования, которые они предъявили. Я уже не помню, сколько они запросили по кол-ву знаков, но, видимо, немало, раз получилось так длинно.
     09:12 21.11.2018 (1)
1
Рассказ прелесть! Спасибо Вам, Магдалина. Как будто сама побывала в гостях у детства и отрочества. Сколько тепла и нежности в Вашем рассказе. У Вас, практически, все произведения, которые успела прочитать (и проза и поэзия) замечательны.
     09:22 21.11.2018 (1)
Спасибо Вам, Валентина, за добрые слова. Обычно пишу так, как сама воспринимаю то или иное событие. Спасибо Вам за прочтение
     09:27 21.11.2018 (1)
Если Вы не против, буду заглядывать на Вашу страничку. Мне нравятся Ваши произведения. Буду читать с удовольствием.
     09:32 21.11.2018 (1)
Валентина, ну о чём Вы говорите... Конечно, заглядывайте! Я всегда буду рада видеть Вас!
     09:35 21.11.2018
     00:23 14.10.2018 (1)
1
Во-первых, присоединяюсь ко всем комментировавшим. Рассказ действительно замечательный: тонкий, интеллигентный, с глубоким пониманием детской психологии, и детского восприятия жизни.
Когда-то о Чехове говорили, что в своих произведениях он обладал потрясающей магией перевоплощения. Если писал о собаке, то и предметы старался изображать так как чувствовала собака,  если о ребенке, то именно так, как может чувствовать ребенок (вспомним рассказы "Каштанка", "Гриша" "Событие", "Детвора")
Читая твой рассказ, Магдалина, я чувствовала эту магию перевоплощения. То, что у тебя, несомненно, есть долгий опыт общения с детьми, это понятно. Но опыт опыту - рознь. Иной 30 лет и больше может преподавать, а следа в сердце не оставит.
У тебя, помимо опыта - мудрое сердце и добрый ум. Поэтому твои рассказы - живые, героям веришь и сочувствуешь.

А во-вторых... Спасибо тебе, Магдалинушка....
     00:41 14.10.2018
1
Не стОит...
     16:51 13.10.2018 (1)
Прочла пока что первые две части. Как знакомо  волнение маленькой Саши, и как она похожа на меня в детстве. Я так волновалась из-за школы, так надоедала маме, даже плакала. Сосед Витька Крылов не вытерпел и отлупил меня за  школьное нытьё. Ему хорошо, он ведь уже был во втором классе и знал про школу всё. Удивило меня в рассказе вот что. Когда я была школьницей, да, у нас мучили деток-левшей, заставляли их писать правой. Но когда учились мои дети, а это было в 90-е годы, никого уже не переучивали, было признано, что это нецелесообразно. Мой младший - левша.
Йогурты в баночках появились у нас в середине 90-х годов. Героиня Саша не любит ходить в столовую, но любит, если там дают йогурт. Неужели ж в этой школе всё ещё были эти старые методы, наносящие ребёнку вред? Ведь детей переучивать не рекомендуется, от этого у них тормозится мыслительная деятельность. Одно полушарие отвечает за думки, второе за исполнение. А переучивание приводит к дисбалансу.
Когда-то я так расстраивалась, что мой сын попал в класс к молоденькой учительнице. Она только получила диплом.
Как я завидовала тем детям, которые попали в класс опытной учительницы. Но получилось так, что пожилая учительница именно в этом году начала много болеть, учителя в классе менялись постоянно. К первоклашкам ставили того учителя, у которого были свободные уроки. А наша девочка с дипломом вела и вела себе уроки, дети её сразу полюбили, и дисциплину в классе ей удалось установить. Вот сколько вспомнила благодаря вашему рассказу. Вернусь ещё и дочитаю.
     17:03 13.10.2018 (1)
Анна, благодарю Вас за наблюдательность! Действительно: это несоответствие, когда детей уже не переучивали, а йогурты уже появились. Хотя... я закончила институт в 1991 году, нам по методике преподавания говорили, что детей переучивать не надо.
У меня в классе левшей не было (да я и работала-то в школе  всего ничего), и я как-то обошла этот спорный вопрос. Но в нашей же школе работала довольно пожилая учительница, и она так и продолжала переучивать детишек. Уже появились не только йогурты, но и много ещё чего, т.е. наступили первые двухтысячные, а она уволилась наверное в 2005 году, ей уж наверное лет 80 было. И так до конца своей педагогической деятельности она всё-таки переучивала детей. Не знаю, то ли закалка старая, то ли директор с ней "в контры" вступать не хотел - но вот такая ситуация у нас была. Поэтому я и Сашуткиной учительнице намеренно прибавила лет. Молодым бы учителям переучивать не разрешили бы, однозначно. А тем, кто был в очень почтенном возрасте - да.  
     18:07 13.10.2018 (1)
1
Благодарю за пояснение.  Добрых вам выходных.
     18:52 13.10.2018
1
Спасибо. Да вот нет их у меня...
     00:02 13.10.2018 (1)
1
Замечательный рассказ. Светлый, чистый, теплый!
Спасибо, Магдалина, что вернули в детство!
     10:58 13.10.2018
1
Старалась. Главную героиню писала с нескольких типов. Но, видимо, получилось неплохо, раз читателям нравится...
Спасибо тебе, Пола, большое!
Гость      22:16 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     22:31 10.09.2018
1
Так я учитель по профессии. Мне людей в школу не впервой возвращать
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама