Произведение «Умом Россию не понять. Точка»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Темы: разум
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 478 +1
Дата:
«Автограф Тютчева»

Умом Россию не понять. Точка

Это будет короткий эмоциональный рассказ о том, как при помощи обычной пунктуации был искажен смысл одного из самых известных произведений Ф.И.Тютчева. Акцентирую внимание Читателя с чего Автор начинал (Ум), чем закончил (вера). На фото оригинал письма. Перед началом расследованием (как в наше время стихотворение Тютчева разделали под орех), предлагаю короткий стишок: 

Ай, да Фёдор, я б сказал, молодца!
Под особенную стать, улыбнись.
Ум и вера, вижу я - по концам,
и стоят - наискосок сверху вниз.

Ум и мера лишь остался вопрос,
посерёдке -и- аршином завис.
Устраняя, кстати, весь перекос,
от начала до конца экспертиз...

Не поднять, ужели стать не понять?
Россиянам - понимать не с руки,
и с ноги, какой неважно вставать:
- Надо верить! это там - дураки...


На четверостишие «Умом Россию не понять», написанное 28 ноября (10 декабря) 1866 года Фёдором Тютчевым, но более на то, что с ним сотворили. Сравните школьный текст с фото и найдите разницу:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Для тех, кто сам не в состоянии прочесть, разбираем по косточкам, что сказал Фёдор Тютчев (великий русский поэт), и что видим мы (простые россияне без национальности в паспорте и без слов русский народ в Конституции России). А что преподают детям - это отдельно... Начнём с аршина. Мы все наслышаны о таком приборе измерения, но никто не знает ни самого происхождения термина, ни как им мерить... Россию. Это просто прут. Извиняюсь, но что прут-то? Можно и так, а можно и... Богат язык.

Аршин - «Самый прут, палочка, тесьма ровно в эту меру» (Толковый словарь Даля). Что я и говорил: сначала была мера, а потом и он - деревянный и железный. Хи-хи. Другое название этой меры - шаг. Ещё лат. arcarius - лучник, от лат. arcus лук.
 
Происхождение наименования «аршин» точно не установлено. Как обычно и по принципу - это народу вредно. Смотрим сами, если есть лучник, значит есть и лук - это обыкновенная арка - arc(us) - дуга на всех языках и наречиях, а ус/us - женщина - это всё прямые переводы. То есть, род мужской аршина, но происхождением - не от мужика. Арка и дуга рода женского - это совершенно точно. Это важно для понимания сюжета четверостишья в полном его объёме. То есть «общий аршин» (который общий для всех), для той России, времён Тютчева, явно не подходит. Потому что у России - особенная стать - умом ту стать нам не понять.

Россия женского рода, а измерить её следует, чем-то из рода мужского. Как бабу мужиком (это абсурд, но забавно представить какой потребуется для страны прут). Вопрос напрашивается совершенно простой, зачем он? Если у женщин свои достоинства не хуже. Личность самой женщины (Россия) при этом вымарана (аршином). Для начала сложно голове Читателя, потом уляжется... А снимается всякое недоразумение, например, даже в плане несоответствия полов так.

Меняем в первой строке слово Россия, чтобы отмести всякую путаницу, ведь это о России поэт сказал: «у ней, особенная стать». Можно и не менять, не в этом суть, но многие начинают путаться именно отсюда, абсолютно не понимая сути второй строки. В таком случае есть ли смысл читать третью? Я уж не говорю о конце без точки... Попробуем - не убудет, чтобы было легче понять логику автора и уследить за полётом уже своей мысли. Ведь Тютчев - малоросс по происхождению, что наложило отпечаток на построение фраз и образ мышления, хоть и проживал Поэт более 20 лет в Германии. Во-вторых, Фёдор Тютчев - лютеранин, не стоит забывать. Итак, перед нами оригинал письма с оригинальной пунктуацией, внимательно (что значит с уважением):

Умом - Россию не понять,
аршином общим не измерить -
у ней, особенная стать -
въ Россию можно только верить

Особенная стать у России, «у ней», а «общий аршин» с полным пониманием его происхождения - это «арка», а триумфальные арки, кстати строили для «героя» победителя. Уяснив значения, пробуем прочесть:

Умом  - её стать не понять,
и аркой как всех не измерить - 

уже лучше, соблюдая пунктуацию, точь в точь как у Поэта, замечаем, что единицы измерения (а их две: стать и арка), как бы вынесены за скобки, отделяя ум от веры (как начало и конец произведения), что - само собой, а далее следует весомый аргумент (у ней особенная стать) перед самым выводом и по закону четырёхстопного и одического ямба:

у России особенная стать -

и опять через дефис, как бы пролетая над сказанным и стремясь уточнить, что же делать в этом случае? Поменяли местами слова и уточнили происхождение аршина («общего» - по мнению Поэта), что изменилось? Да ничего, если по смыслу: «у ней» и «стать» - это не противопоставления, это подчёркивание некой особенности страны, которая так стала называться совсем недавно. Соответственно и особенности населения. Напомню, что ещё при Петре родина Тютчева - это Малороссия, а Московия (Царство Московское) - Великороссия, а Беларусь - Белороссия. Пётр стал императором в 1721 году 24 декабря, заметьте на католическое и протестантское рождество. Хоть кому и не нравится эти факты упоминать, а что делать. Так что в отношении особенности стати, я не стал бы здесь утверждать за особенную и исключительную роль России, потому как сами привнесённые Поэтом и Языком Русским понятия - отрицают подобный смысл. Это знаете ли, как итальянский (якобы) постамент, да из русских слов пята и стать. Другой вопрос, как эту метаморфозу еврей объяснит  русскому или украинцу. Ведь Тютчев же начал с «ума» и сделал паузу, чтобы подумать - поставил тире. Ум и Россия через дорожку. Умом - Россию не понять.

въ Россию можно только верить

Четверостишье читается легко: Умом не понять - только верить(.) и всё, и без точки в конце, это важно! А что сокрыто в «тире» (две средние строки, как - страна других стандартов), так это проскочило между делом. Это и ежу понятно, особенно если ежу лет двести. А нашему Сеньке и шапка новая. Кому что.

Как я это понимаю: русские (православные и нет) стоят на слове (оно и Логос и нет), а слово - само на букве стоит, а буква есть кирпичик нашего мироздания (сознания). Тогда ответьте себе: в начале было слово или вначале? Если не поняли - ещё раз и внимательно, в первом случае буква в отделена от начала (подсказываю). А все буковки на месте! А смысл другой. Вот тож-ж-ж. Мы упустили из цепочки сознания - звуки (гуки как говорят белорусы и учат сначала их). Потому что сначала человек кричит, потом говорит, потом пишет. Иначе пародистам, как в этом случае (и Слове о полку), ничего не стоит изменить пунктуацию и тем самым изменить смысл на противоположный. Если что аннотациями подкрасят... Мы же не любим сами читать и долго вникать, мы же любим чтоб коротко и ясно.

Тютчев писал с полным пониманием России и той миссии, которая вложена в неё не нами, а теми, кто был перед ним. Поэтому он, лютеранин - подчинил правила написания светские течению духовному, где с прописной буквы написано главное слово - Россия и в тоже время - Россия является следствием самой причины. Если ты смысл понимаешь абсолютно, а не до конца. Хорошо сказал! Однако это уже вопрос исторический, а нам бы уяснить, что стихотворение не случайно явилось нам - Умом с заглавной буквы. Объяснюсь почему - от чего-то ведь слова и буквы появились, ну как не от ума и интеллекта?  Что и было в начале, на заре человечества (а не слово), ум генерировал мысль и уже потом через звуки претворялся в буквы, а буквы олицетворялись в слове на бумаге (песке, дощечке, камне). Если иметь в виду эволюцию духовную, то цепочка следующая: слова - лицо - ипостась. Она пришла свыше и спущена люду позже, поэтому звуки уничтожались. Замечу как и сегодня русский язык уничтожается медленно, но изобретательно через подмену понятий. Хотел сказать, что звуки важны, а мы им даже не придаём значения. Поэтому россияне и не понимают, почему они - люди? Я уже молчу о полюдье, о самом его эпицентре, где родился Поэт, где власть и вера менялись каждые полвека. По определению историка, он - литовец, поляк, малоросс. По происхождению - татарин, генуэзец - чужак одним словом. Так трактует наука. А мы как называем? Русский. Великий. С таким же успехом я любого историка назову евреем. Потому что из-торы-я. А вот если к русскому языку обратиться, то «тютчев» переводится как «наисчастливейший» (с украинского), а не просто счастливый. Я уже  писал о происхождении слова ниже месяцами, не буду повторяться. Вернёмся к стихотворению без точки в конце. А это что за приём такой? А-а-а, это надо Херодота вам почитать, это он - отец истории и прочая и прочая. Термин составной, на конце точка - дот - кропка (белор). Теперь давайте подумаем, освежим память и безо всяких перестановок и пристрастий:

Умом - Россию не понять,
аршином общим не измерить -
у ней, особенная стать -
въ Россию можно только верить

А вот теперь о самом главном, а во что - верить-то? В Россию пишет верить. Понятно. Просто в Россию и не окраплённую, не осквернённую историками и теологами... Как-то так. А дальше каждому своё. Однако одни кропят водой при крещении, вторые окунают в купель, третьи в прорубь идут купаться - не понимая смысла суеты и значения слова, причащение. Староверы спрашивают, а зачем в прорубь-то? Вы ведь уже крещены по рождению. Ну и т.д. Умом - Россию не понять. А вот во что верить, то у каждого - свой ум. Управители, которые набрали в рот воды, сознательно разъединяют народ. В интернете и учебниках полуправда хуже лжи.

Заканчиваю, вот зачем было менять пунктуацию? Кто-то же поменял. Смотрите, что получилось, чему учат:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Умный подлец какой-то творил, со знанием истории и, не ниже. Все заглавные, это мелочь, уже привыкли. Россия стала в один ряд с У, с В и главное - с Аршином. Сгладили это дело, так сказать. Зато после слова «измерить» теперь стоит двоеточие, легко читается - ваша мера - две капли один в один. И следует обычное перечисление под конец. Зомбирование. Читается примерно так - в особенную стать России можно только верить. С лёгким недоумение: умом не понять - остаётся верить. И точка. Всё. И мысль окончена. Вашего сознания. А потом прокомментируют в духе времени и патриот готов.

Смотришь на четверостишье, и слова вроде все, но вот эти три точки... И не они одни: исчезла дорожка (тире) перед Россией вначале и после слова измерить - у ней особенная стать, то есть опять перед Россией. А по сути дважды лишив культового смысла. Вы же знаете, что означает Россия? Только не из общественного достояния. Как нет? Живёте и не знаете ни аршина, ни имени своего. Понимаю, мы такие великие, что всё похеру. Вот и окультурили, так сказать, как два пальца об асфальт что меня, что стишок. И что получилось? То, что раньше усваивалось слёту и само собой, теперь выпячено: берите дети, что дают. А что дают, то и надо, а что надо то и дают... Троеточие дают. Сначала две, как и положено дуракам, а третьей - пригвоздили.

10 февраля 2019 г СПб

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:15 19.01.2020 (1)
Привожу, Сергей, стихотворение моего САМОГО ЛЮБИМОГО ПОЭТА с точно такой орфографией, как в сборнике его стихотворений:
"Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза."
Я после армии, когда писал сочинение по русской литературе, привёл, как эпиграф, этот куплет... И в двух местах ошибся! Я поставил после "родная" восклицательный знак, а после слова "образа" поставил точку. Так как я НИКОГДА не помнил правила, а писал всегда "по наитию", то больше ошибок у меня в этом сочинении не было. И мне поставили за это "тройку". Это было в 1974 году. С тех пор я знаки препинания, как у себя, так и у других поэтов, воспринимаю так, как я их понимаю, а не так, как говорят учителя литературы... или литературные критики. Всё - равно ВРЕМЯ в понимании СКАЗАННОГО расставит всё на свои места! А ХОД РАССЛЕДОВАНИЯ для СВОБОДНО МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА - ПРИВЕТСТВУЮ ОТ ДУШИ!!!
     22:29 19.01.2020 (1)
благодарю Виктор! с Крещением! в 1974 я школу окончил, мы почти ровесники...Язык - это всё что осталось, ведь все могут обмануть тебя кроме мамы и папы - а это они язык сочинили... это свято... воры в язык пробрались... почему и я по наитию писал - не понимал правил! как же у нас в русском кий суффикс, а Кий - основатель столицы... а если взять д-олго-ру-кий, так это уже целая история история!
Я тебе всегда очень благодарен - ты не юлишь, говоришь как есть, люблю критику даже больше похвалы...
Нашёл себе нишу - слова, пословицы... Язык по ним учу...
Сегодня знаешь что открыл себе? почему колодец - журавль, а аисты - детей приносят и всего-то из одного слова Рамасуха, россуха...

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=357914
Дело было в Рамассухе

С тобой интересно, ты диалекты знаешь...
Заходи иногда - рад!

     23:09 19.01.2020
И я рад! С Крещеньецем, взаимно!
     12:00 23.04.2019 (1)
Мне понравился ход рассуждений. Но.. Не всё так просто. Перед выводом, хотелось бы заглянуть в голову самого Тютчева, О чём он думал, написав это четверостишие. Как пример:

Однажды Дарья Донцова, будучи школьницей, обратилась к Валентину Катаеву. Ей в школе задали написать сочинение на тему «О чем думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть „Белеет парус одинокий“» и она попросила писателя рассказать ей об этом. Валентин Катаев вместо ответа сам написал за неё сочинение, которое она переписала своим почерком. Однако учительница за сочинение поставила "двойку", то есть тройку, написав в тетради красной ручкой: «Катаев совсем не об этом думал!» Донцова показала этот текст Катаеву, и он был очень удивлен
     12:24 23.04.2019 (1)
Красивая история, спасибо. Всё просто: смотрю в оригинал, смотрю на пародию и делаю выводы. Чё думать-то? имеют нас.
Войти в голову... интересная мысль, чёрт побери! Не головой, а - в неё! 

Не в дух он творчества входил,
рукою - шарил между строк.
Не тем умом он выводил...
Но лучше выдумать не мог,
как чем помочь чтобы войти...
Аршин любви ей обрести.
 
Спасибо за идею! О чём же думать мог, Спаситель? Путин, например, любит Чехова, но что он там понимает, и какие образы встают у вождя людей от Вьюна - не знаю. Может жалко кур, или деревню?

А может Тютчев был не столь грамотен и его поправили в пунктуации? Конечно! Он же немец. Мало того - лютеранин. 
Как бы он улыбнулся, читая бред о себе в Википедии.

Однако с Вами интересно, хоть и клон, но политику партии ЕР ... кстати, а как будет, ЕР по-русски?





     12:35 23.04.2019 (1)
А хрен её знает, как они ЕР видят по-русски. А мне тем более, неизвестно. Одного не могу понять. Почему клон то?
     13:03 23.04.2019 (1)
Товарищ, Ветер, что ли? все кто прячутся на фабуле вызывают подозрения...
ер(Ъ), это буква такая, олицетворяющая парящий мост... на худой конец - Единая Россия
Начали правильно, но хрен не совсем точно, тем и похерили её.
Но за ход мысли - пятак железныйс уважением Сергей
     14:38 23.04.2019 (1)
Я не прячусь. Меня здесь некоторые очень хорошо знают. А фотка? Она ничего не даёт, ровно, как и имя. Это же не паспортный стол. Тут всё по-другому. Соседа сфоткал и имя прилепил от балды. Поди проверь. Чем Вам не новый гражданин?
     18:01 23.04.2019 (1)
Я новенький, по гостям не хожу, никого не выбираю... круг меня избравших сузился... однако вижу, что сайт серьёзный, тут всё по партячейкам и дежурные по субботам... ну как хочешь. Хоть не баба? надеюсь... хотя, какая разница, грешен, люблю женщин!
     18:03 23.04.2019 (1)
Не надейтесь! Баба! Одним могу успокоить. С мужскими мозгами.
     18:06 23.04.2019 (1)
ВВ сокращённо, надо же как-то приспособиться на волне
     18:10 23.04.2019 (1)
Да. Интересно оказаться клоном первой фигуры государства. Вот почему прёт. А я понять не могу. Спасибо, что намекнули. 
     18:14 23.04.2019 (1)
Пойду купаться - голове жарко, пока.
     18:21 23.04.2019 (1)
     18:22 23.04.2019 (1)
не, я гвоздики люблю и мак на грудь, роза не моё...
     19:04 23.04.2019 (1)
Маков и гвоздей в арсенале не имею. Могу только чокнуться кружками или снять шляпу, на Ваш выбор.
     23:55 20.05.2019 (1)
Бабы шляп не снимают... Чокнуться!
     08:26 23.05.2019
     23:20 20.05.2019 (1)
Фёдор Иваныч до старости до баб охоч был, озорник этакий.
     23:53 20.05.2019
Блудливый пёс тем близок - недалёкий.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама