Рецензия «Шаблоны Александра Паршина»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 637 +1
Дата:

Шаблоны Александра Паршина

Автор «Фабулы» Александр Паршин — любимец читателей и строгого жюри. Участвуя в третьем чемпионате по прозе, он уверенно держит призовые места.
Проза Александра написана просто, грамматически верно и по четким шаблонам, которым он следует неукоснительно. Я  берусь разобрать здесь шаблоны Александра.
Вообще говоря, шаблоны и стандарты хороши на заводе, в армии, в палате мер и весов. Но в литературе ли?
Все герои Александра стандартны до зевоты. Из рассказа в рассказ кочует один и тот же персонаж. Как правило, это мужчина средних лет, у которого и лексикон похожий, и живет он простой жизнью и ездит на одном и том же. Иногда ходит пешком. Еще он любит женщин, ценит друзей, разбирается в рукопашном бое и оружии. Для порядка такой стандарт неплохо было бы как-то пронумеровать, однако жаль, что номер 007 давно и безнадежно занят неким британцем. В персонаже мерещится сам Александр. Возможно, что за неимением лучшего, автор списывает их с самого себя. Есть такие актеры, которые играют во всех ролях самих себя. Перечислять, думаю, нет надобности. Так же и тут. Сюжеты Александра стремительны, как и полагается в небольшом рассказе. С этим не поспоришь. Однако они столь же стандартны, как и персонажи. Включите любой сериал на канале НТВ и вы поймете, о чем речь.
Вот рассказ «Диверсанты не плачут». Все по принятым у Александра шаблонам — мужественные мужчины делают непростую мужскую работу. Делают долго. То есть для рассказа в жанре «драма» эта часть чрезвычайно затянута и не обусловлена задачей произведения. Зачем-то надо уделить много места описанию прекрасных пистолетов, любовно живописать некую «гюрзу». Зачем? Читателю надо непременно полюбить погибшего героя, сопереживать его друзьям и далекой жене и ребенку. Александр даже такой попытки не делает. Он не умеет расставлять акценты, что в литературе обязательное условие — ведь это часть механизма, который заставляет рассказ двигаться, жить. Рассказать, какой был погибший герой задача непростая. В представленном же рассказе портрета героя нет вообще. Вместо него Александр зачем-то показывает, как его друг героически противостоит бандитам. Кстати, чеченских боевиков во время той войны наши называли «чехами». Жаль, что Александр не знаком даже с такой мелочью. Далее. Собственно, вот мы и примчались к финалу. Трагедия понятна, но не работает. Вместо драмы Александр зачем-то представил боевик. Рассказ выстроен не верно, сделан в ущерб самому рассказу.
Позволю себе сравнить этот рассказ с несколько похожим рассказом Александра «Крестик». Жанр произведения «героика». Там те же герои, есть даже похожие имена. Александр  понимает, что нужно создать сюжет с героем и мыслит просто и даже шаблонно. Где есть герои? На войне. То, что герои попадаются и в мирной жизни, Александр не рассматривает. Его герои воюют, но делают это неудачно. И вынуждены погибнуть. Стержень рассказа ясен — герой отказывается отступить от своей веры и за это его убивают. Плохо в рассказе только одно — неуемный пафос. И это сильно мешает рассказу. Можно было бы не замахиваться на войну, а просто показать конфликт ватаги мальчишек, заставляющих мелкого и одинокого пацаненка снять штаны. Он отказывается, получает в  нос, но сохраняет честь. У хорошего писателя этот сюжет так же мог бы оказаться в призовой категории и вызвать у читателя сопереживание и даже пробить на слезу. Но для Александра это сложно.
Оба рассказа, кстати, завоевали призовые места. И это тем более грустно. Грустно, что все эти огрехи не желает видеть строгое жюри. Или действительно не видит? Почему же проза Александра так нравится судьям? Не за красивые же глаза автора.

Оценка произведения: 3


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:51 16.02.2016
Я так поняла, что большинство на сайте любит то, что, как сказал выше Жорж, что понятно, где разжевано и удобоваримо. Вот и весь ответ) и мимо проходят действительно интересные вещи. Хотя, надо признать, такие всегда интересовали меньшинство...
     02:03 14.12.2015 (1)
1
Почему же проза Александра так нравится судьям?


Людям обычно нравится то, что они понимают, а также соответствует их собственному уровню писательства. Не хочу никого обижать, но серости нравятся серости.  
     15:57 14.12.2015 (1)
Жорж, объясните, пожалуйста, понятие «серость». А чтобы я совсем уж понял, дайте ссылку на ваш рассказ, который не подходит под определение «серость». Честное слово, оценю объективно!
     14:35 15.12.2015 (1)
Серость, как правило, означает невзрачность, неприглядность, неяркость (общепринятое выражение - серая масса). Что же лично до меня, то я не претендовал на яркость и необычность. У меня не так много прозы, выбирайте по названию и критикуйте от души, а то без критики так скушно, право.  
     14:54 15.12.2015 (1)
А кто имеет право определять серый рассказ или нет? Серость рассказа может познаваться лишь в сравнении с другим рассказом.
     13:51 22.12.2015
Александр, не обращай внимания на Жоржа. Говоря про серость, это он говорит о цели, которой хотел бы достичь в идеале, поднявшись.
     13:31 22.12.2015 (1)
Василий и Александр, ну что вы как дети малые? Оба сильные прозаики, а меряетесь письками. Зачем?
     13:37 22.12.2015 (1)
Мы не меряемся. Мне проза Александра не нравится и я не понимаю, почему ее высоко оценивают судьи - налицо слабость и шаблонность. После он предложил назвать один из моих текстов, чтобы он тоже написал рецензию. Вот и все, собственно. А вообще, все по законам драматургии - лишь конфликт интересен, лишь он обостряет сюжет. Даже если это просто наш сайт. Подобные вежливые конфликты - без поливания друг друга известной субстанцией - украшение подобных сайтов. Надо радоваться, это привлекает внимание.
     13:48 22.12.2015
1
Василий, грязь никогда не красит, за исключением лечебной. Да и та, только потом. Зачем противостояние двух хороших авторов? Проза и так не в чести, а стиха стали набором рифмованных строк. Давайте полюбим литературу а нас в ней. Ошибки есть у всех, но давайте на них смотреть, а не плеваться ими.
Гость      15:49 14.12.2015 (1)
Комментарий удален
     16:14 14.12.2015 (1)
У вас даже статистика собственных текстов имеется! Потрясающе. Не думал, что так точно попаду в цель. Подавляющее большинство сериалов на НТВ - убогость и серость. Даже легендарные "Менты". Их время уже прошло. Жаль, что вы были бы рады, чтобы ваши тексты экранизировали на данном канале. Ваши литературные суждения оказываются так же шаблонны, как и ваши тексты. Драматические эффекты не ваш конек. Всех благ и  будьте здоровы!
     16:28 14.12.2015 (1)
Как вы, Василий, категорично судите. Тогда ответьте, для кого вы пишете? Для 80-ти процентов населения нашей страны, которых вы считаете убогими и серыми или для избранных?
Не сомневаюсь, что вы пишите для избранных. А мне уж за вами не угнаться – как писал, так и буду писать.
Извините, если я вас обидел!
     16:32 14.12.2015 (1)
обидеть меня трудно. А вы просто путаете Божий дар с яичницей.
     10:53 15.12.2015 (1)
Василий, полагаю, что я адекватно отреагировал на вашу рецензию. Но у меня к вам просьба. Не могли бы вы дать мне ссылку на ваше произведение, которое выгодно отличается от моих шаблонны.
Обещая, что своё мнение выскажу в личке, да и то, если вы этого захотите. Если не захотите, то просто прочитаю и оставлю без ответа.
Впрочем, могу дать объективную развернутую рецензию.
     12:44 15.12.2015
В личку не надо. я ни от кого не таюсь. Рецензий не боюсь. http://fabulae.ru/prose_b.php?id=45647
Если ссылка не проходит, то текст называется "А кошка спит". Участвовало в альте, но безнадежно проиграло. Отреагировали вы на рецензию прекрасно, спорить нет смысла. Так вы же и не мальчик, но зрелый муж.
     07:10 14.12.2015 (1)
Интересная рецензия! Мне также интересно было бы ваше мнение о моём рассказе " Яма", который кстати участвовал в Альте " Драма" но безнадёжно проиграл!!!
     13:30 14.12.2015
По заказу обычно не пишу. Однако посмотрю, мало ли...
     07:56 14.12.2015
1
Разнесли автора в клочки , да по закоулочкам...Злобноватая рецка...
     01:08 14.12.2015
Вы правы! У меня тоже такие же ощущения!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама