ФИГУРЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ. Анаколуф и солецизм.
В поэтических строчках поэтов нередко можно встретить несоответствие падежных, временных и глагольных форм, а так же и нарушение морфологических или грамматических норм литературного языка. Некоторые из них допустимы, а от других надо уходить.
У истоков русской поэзии, когда формировался литературнный стих и заканчивался процесс становления русского литературного языка, для поэтов 18-го века было типично нарушение языковых, синтаксических, метрических и других норм. Одни из них принимались, другие рекомендовались, третьи отвергались полностью.
Время шло. В поэзии появлялись гениальные поэты, ширился и изменялся язык, вносились новые нормы, повышались требования к русскому слову и слогу, менялась сама поэзия...
Сейчас 21 век. А в произведениях современных поэтов до сих пор встречаются всё те же поэтические фигуры, от которых никак не уйдёт наша поэзия, и время от времени нам напоминает её истоки. И всё так же какие-то из этих фигур остаются приемлемы, а какие-то режут слух и с ними надо расставаться.
Если поэт поставил задачу писать стихи не себе в тумбочку, то он, как уважающий себя, должен знать эту скучную науку и писать грамотно, "дабы потомки удивлённо не тыкали указкой в его строку...", писать грамотно и владеть лексикой и запасом слов в языке, на котором он пишет.
Что же это за поэтические фигуры?
1. АНАКОЛУФ - (от греч.- непоследовательный, несогласный) - синтаксическая несогласованность членов предложения, не з а м е ч е н н а я автором или д о п у щ е н н а я у м ы ш л е н н о для придания фразе харакиерной остроты ( например, в бытовой речи или речи взволнованного человека).
Однако, неправильная конструкция анаколуфной фразы не затемняет смысла, что наблюдается при амфиболии.
Анаколуф встречается у больших мастеров литературы - у А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, С.Есенина, Б.Пастернака и др.
Усердно помолившись богу,
Лицею прокричав ура,
П р о с т и т е, б р а т ц ы, м н е в д о р о г у,
И в а м в п о с т е л ь у ж е п о р а.
(А.Пушкин)
Здесь между первым и вторым двустишием пропущены слова ("я говорю"), второе двустишие не взято в кавычки, как прямая речь. И АНАКОЛУФ заключается в том, что деепричастные обороты первых двух строк соединены со вторым двустишием без посредствующего звена к речи, которая прозвучит во втором
двустишии.
Следующие примеры:
К о г д а с у г р о з а м и и с л ё з ы н а г л а з а х,
Мой проклиная век, утраченный в пирах,
Она меня гнала... (А.Пушкин)
К губам поднесу и прислушаюсь,-
Всё ли один на свете,-
Г о т о в ы й н а вз р ы д п р и с л у ч а е,-
И л и е с т ь с в и д е т е л ь.
(Б.Пастернак)
Вот пример АНАКОЛУФА у В.Маяковского:
...Но скажите,
вы,
калеки и калекши,
где,
когда,
к а к о й в е л и к и й в ы б и р а л
п у т ь,
ч т о б ы п р о т о п т а н н е й
и л е г ш е.
А вот С.Есенин:
Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Ч т о н е в ы р а з и т ь с е р д ц у с л о в о м
И н е з н а е т н а з в а т ь ч е л о в е к.
Есенинский АНАКОЛУФ вполне заменим выражением более простой конструкции: "чего сердце не выразит словом, и что человек не знает, как назвать".
Как явление синтаксической несогласованности в предложении, АНАКОЛУФ следует отличамть от амфиболии и солецизма, являющихся нарушением морфологических и грамматических норм литературного языка.
2. С О Л Е Ц И З М ( от гшреч.СОЛ, древней афинской колонии в Киликии, где вследствие национальной пестроты греческий язык утратил свою чистоту)- термин античной риторики, н а р у ш е н и е м о р ф о л о г и ч е с к и х или г р а м м а т и ч е с к и х н о р м литературного языка б е з у щ е р б а для значения данного слова или выражения.
Например: "С к о л ь к о в р е м я?" (вместо сколько времени)
Излюбленная форма пушкинских солицизмов, это деепричастие настоящего времени несовершенного вида с приставкой, придающейзначение прошедшего времени.
...Как на тебя взор острый п р и г в о з д я (вместо пригвоздив),
Качает он с прзреньем головою.
Мой друг, доколе не увяну.
В разлуке чувство п о г у б я (вместо погубив),
Боготворить не перестану
Тебя, мой друг, одну тебя.
У В.Мяковского тоже встречаются глагольные СОЛЕЦИЗМЫ:
Хотя
усов
и не полагается ей,
Но водит
по губке,
усы в о з о м н я( вместо возомнив),-
Дескать - готово,
наточил и брей.
М.Лермонтов:
Из п л а м я и света ( вместо из пламени)
Рождённое слово.
...в его кудрях волнистых
Не выглянет д о в р е м я седина. (вместо до времени)
Есть и у меня такие примеры в "Журавлиной верности":
Журавль очень долго кружил над кладбИщем,
Стоял у оградки ч а с ы... (вместо часами)
Как фигура, СОЛЕЦИЗМ является одним из нарушений литературного языка, но, как не приносящая ущерба слову или выражению, оставляет за собой право БЫТЬ, и часто встречается в произведениях современных авторов.
С уважениям к читателям. В случае возникновения вопросов, обращайтесь.
Людмила Непорент |