Редакторская статья «ТРАКТАТ О СТИХОСЛОЖЕНИИ от Тимофея Скоренко» (страница 1 из 34)
Тип: Редакторская статья
Автор:
Читатели: 2522 +12
Дата:

ТРАКТАТ О СТИХОСЛОЖЕНИИ от Тимофея Скоренко

Здесь цитируется литературоведческая статья, впервые опубликованная на сайте Ефимом Хазановым и принадлежащая авторскому перу Тимофея Скоренко сайт http://www.timskorenko.ru/

________________________


    Итак, предоставляю Вашему вниманию мой небольшой, но, надеюсь, полезный труд, который именуется «Трактатом о стихосложении».
    В этой книге я постарался доступным языком (правда, со своей колокольни) изложить теоретические сведения о том, как писать хорошие красивые стихи. Все теоретические выкладки подкреплены огромным количеством примеров, взятых из произведений более чем пятидесяти авторов.
    Некоторая часть информации совпадает с классическими скучными учебниками стихосложения, используемыми в учебных заведениях; я постарался разбавить её дабы сделать чуть интереснее. Но большая часть советов и подсказок выведена из моего личного опыта.
    И последнее: это техническое пособие. Оно не научит Вас, о чём писать. Тему Вы ищете сами. Оно научит Вас только, как грамотно, красиво и эффектно облечь Ваши чувства и мысли в стихотворную форму.

ГЛАВА 1. РИФМА

1.1. Стихотворения без рифмы
1.2. Рифма, как получить красивую рифму
1.3. Плохие рифмы
1.4. Рифмы различных частей речи
1.5. Лексическое разнообразие рифмы
1.6. Составные рифмы как вершина поэзии
1.7. Сквозные рифмы
   
    Безусловно, одним из важнейших факторов в стихосложении является рифма. К слову, это я могу утверждать только говоря о славянских языках: например, древнегреческие поэмы или даже современные англоязычные стихи рифмы чаще всего не имеют. Что ж, это дело вкуса автора или развития культуры. Славянская языковая культура подразумевает наличие рифмы.
    Я не буду писать о том, что такое рифма и как она используется — это и без меня прекрасно понятно. А вот что такое хорошая и плохая рифма — мы разберём.
    Единственное, что хотелось бы ещё добавить в самом начале, так это золотое правило поэзии: рифма либо должна быть везде, либо её не должно быть нигде. Если она есть кусками, то создаётся впечатление, что поэт — просто неумеха. Не знал, как зарифмовать, ну и оставил на произвол. Кроме того, когда Вы читаете стихи перед серьёзными господами из жюри любого поэтического или музыкального фестиваля, при плохо поставленной рифме происходит примерно следующее. Члены жюри слушают и вдруг натыкаются на место, где рифма пропущена, или она плохая. Следующие два-три куплета, пока Вы читаете или поёте, они уже не слушают Вас, а радостно обсуждают Вашу ошибку, окончательно теряя смысл повествования. Этого, естественно, нужно избегать.
    Кстати, то же касается и слога. Но о слоге — позже.

1.1. Стихотворения без рифмы.

    Конечно, в русском стихосложении есть стихотворения без рифмы. Причём существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений.
    Первая разновидность — это белые стихи, стихи без рифм. В белых стихах обязан присутствовать размер. Классическими примерами белых стихов могут являться произведения А. Кольцова:

                Сяду я за стол да подумаю:
                Как на свете жить одинокому?
                Нет у молодца молодой жены,
                Нет у молодца друга верного.
                (А. Кольцов)

    Примеры белых стихов встречаются и у других поэтов-классиков, к примеру:

                Во тьме ночной явилась буря;
                Сверкал на небе грозный луч;
                Гремели громы в чёрных тучах,
                И шумный дождь в лесу шумел...
                (Н. Карамзин)

    Белым стихом написана знаменитая «Песня о Гайавате» Генри Лонгфелло. Технически белый стих весьма прост: достаточно соблюдать размер и следить за смыслом. Ввиду простоты технического исполнения белые стихи обязаны содержать в себе нечто такое, что «затмит» собой отсуствие рифмы. У Кольцова таким элементом является стилизация под народное творчество, мастерская, между прочим. У Лонгфелло, кстати, «Песнь о Гайавате» — тоже стилизация под эпос (собственно, это и есть эпос).
    В современной поэзии белый стих встречается не очень часто:

    А мы пойдем с тобою, погуляем по трамвайным рельсам,
    Посидим на трубах y начала кольцевой дороги.
    Hашим теплым ветpом бyдет чёpный дым с тpyбы завода,
    Пyтеводною звездою бyдет желтая таpелка светофоpа.
    (Я.Дягилева)

    Далёким предком белого стиха был так называемый безрифменный стих, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:
                О том, что ждёт нас, брось размышления,
                Прими, как прибыль, день нам дарованный
                Судьбой, и не чуждайся друг мой,
                Ни хороводов, ни ласк любовных.
                (Гораций)


    Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Отметим, что в безрифменном стихе размер также соблюдается.
    Апогеем безрифменной поэзии (пусть я и отношусь к подобным вещам весьма холодно) являются верлибры (франц. vers libre — свободный стих). Верлибр не имеет ни рифмы, ни слога. По сути, это проза, разделенная на строки. Верлибры появились много раньше других видов стихотворений и развивались параллельно с ними. Высокого уровня достигли верлибры в американской поэзии. Приведу несколько примеров из классических верлибров в русских переводах.

    Я славлю и воспеваю себя,
    И что я принимаю, то примете вы.
    Ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит и вам.

    Я, праздный бродяга, зову мою душу,
    Я слоняюсь без всякого дела и, лениво нагнувшись,
    Разглядываю летнюю травинку.

    Мой язык, каждый атом моей крови созданы из этой почвы, из этого воздуха;
    Рождённый здесь от родителей, рождённых здесь от родителей, тоже рождённых здесь,
    Я теперь, тридцати семи лет, в полном здоровье, начинаю эту песню
    И надеюсь не окончить до смерти.

    Догматы и школы пускай подождут.
    Пусть отступят немного назад, они хороши там, где есть, мы не забудем и их.
    Я принимаю природу такою, какова она есть, я позволяю ей во всякое время, всегда
    Говорить невозбранно с первобытною силою.
        (У.Уитмен, перевод К.Чуковского)

    Это первая глава знаменитой «Песни о себе», во многом положившей начало современному верлибру. Тем не менее, большая часть встреченных мной верлибров по своему содержанию не имеет связи с реальным миром и напоминает философию Шопенгауэра.
    Вот другой пример:

                И не думайте будто
                      искусство
                вот этот актёр
                      говорящий
                вон с тем
                      в глубине сцены.

                Оно
                      третий
                которого вы не видите
                      говорящий
                вон с тем за кулисами
                      которого вы не слышите.
                (У. Лоуэнфелс, перевод В.Рогова)

    Про верлибры могу сказать только одно: чтобы написать действительно хороший верлибр, нужно быть истинным гением. За красивыми рифмами и выдержанностью стиля можно скрыть любые смысловые огрехи, а вот при отсутствии средств технического украшения стихотворения очень непросто точно выдержать смысл и логику того, что читатель должен в стихотворении увидеть. Поэтому: не пишите верлибры! Это сложно и говорит чаще всего не о вашем высоком уровне, а о том, что вы просто не умеете работать с рифмой.
    Близки к верлибрам так называемые стихотворения в прозе — небольшие эмоционально насыщенные лирические произведения в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты — мелодичность и напевность.

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев)

    Стихи в прозе, отмечу, порядком устарели. Многие литературоведы не относят подобные произведения к поэзии. В общем, я согласен с такой точкой зрения. Это, скорее, лиричная и красивая проза.
    Другие типы нерифмованного стихотворения — это хокку, танка и несколько других. Специфическая японская поэзия, честно говоря, совершенно не приспособлена и тем более не предназначена для перевода на русский и толкования. Во-первых, эти стихи отражают совершенно чуждую нам философию, во-вторых — в переводе теряется разница между этими типами, хотя в оригинале она есть. С моей точки зрения, писать хокку или танка на русском — просто глупость, примерно такая же, как если бы японец стал бы на японском писать рифмованные четверостишия о русской природе и берёзках. Специфика японской поэзии обоснована языком, в котором нет слогов долгих и кратких, ударных и неударных и, следовательно, нет стоп.
    Хайку (хокку, хаи-каи) — жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, произошедшее от танка и состоящее из 17 слогов (5+7+5). Зародились в 16 веке в период необычайного расцвета дзэн-буддизма, имевшего государственный статус. Писать истинные хайку мог только подготовленный мастер, прошедший долгий путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Знание хайку и умение их сочинять со временем стали неотъемлемой частью воспитания японского воина-самурая, который должен был обладать невозмутимостью духа, отрешённостью и умением восхищаться красотой бренного мира. Классиками японской поэзии, создавшими непревзойдённые образцы хайку, были Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707).

                На голой ветке
                Ворон сидит одиноко.
                Осенний вечер.
              (Басё)

    Танка (миика-ута) — это также жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

                На ночную луну
                Подняла я свой взор и спросила:
                «Милый мой
                Отправляется в путь,
                О, когда же мы встретимся снова?»
                (Манъесю)

    К менее известным типам японского стихосложения относится ката-ута (схема 5+5+7), ута сендока (удвоенная ката-ута, 5+5+7 | | 5+5+7 с цезурой между ката-ута), буссоку-секитаи (форма, вытекшая из хокку, 5+7+5+7+7+7), ханка (стихотворение, написанное без соблюдения определенных законов слоговой строфики, но завершенное строфой танка ... 5+7+5+7+7), нага-ута (стихотворение, построенное на попарном чередовании пяти и семисложных стихов, законченное строфой ката-ута 5+7+5+7+5+7... 5+7+7). Особняком стоит нетвердая (бесконечная) форма има-ио-ута 7+5+7+5 | | 7+5+7+5 | | ... с большой цезурой после каждого 4-го стиха. Она противоречит общему закону японской строфики, требующему цифру 5 на первом месте. Форма привилась под китайским влиянием. В качестве примера приведу ката-ута:

                Дом мой стая не дом.
                Ах, я в нем, как гость... где ты?
                Там, где смерть, иль там, где жизнь?

    Верлибры, танка, хокку и подобные им не имеют слога и размера, это поэзия сугубо иностранного происхождения.

Обсуждение
17:48 18.11.2025(4)
J04 D1v1510n
Что это?

Верлибры, танка, хокку и подобные им не имеют слога и размера, это поэзия сугубо иностранного происхождения.


Я в офиге от этого постмодерна :)
23:13 20.11.2025(2)
Александр Окро
" Я в офиге от этого постмодерна :) "
__________

А что Вам ещё остаётся делать?
С ошибками или без, но статью писал человек знающий о стихосложении на порядки больше, чем Вы.

Разумеется, Вы имеете право на своё мнение, но высказывайте его поскромнее...
А то ведь противно читать измышления дилетанта, например, о Пушкине, о классической поэзии.
И прежде чем искать у других т.н. "воду", вылейте её из своих произведений.
12:48 21.11.2025
J04 D1v1510n
Пушкин был таким же как я дилетантом ;)
Профи со справками в искусстве в 99% — плодотворные производители макулатуры.

Могу посоветовать не фатазировать публично о людях про которых ничего не знаете)
Мне смешно например читать это, но какой-нить гений может психануть и хуливар устроить
Конечно, лучше хуливар, чем затишье, в котором, как в глубоком омуте
но опять же, не всем это нравится :))
23:44 20.11.2025(1)
С ошибками или без, но статью писал человек знающий о стихосложении на порядки больше, чем Вы.


На основании чего Вы делаете такой вывод? Да и еще используете его как точку опоры для обвинения оппонента в безграмотности, правда, не отказывая совсем в праве на мнение.

Статья блеклая, а ней сделана попытка в 100500 раз коротко, но красиво и системно изложить подходы к стихосложению через раскрытие понятийного аппарата (основные  типы, признаки, приемы и т.д и т.п.), т.е. опус ничем особым не отличается от обычных развернутых памяток для любителей заниматься стихотворчеством.
Кроме одного, а именно перла "славянской поэзии". Вот те на! Автор открыл целый пласт в литературе. Правда, почти в этом  уверен, что сам он весьма отдаленно и туманно представляет что это за явление такое во всей его глубине и ширине. Не поможете ему, а заодно и читателям сего опуса разобраться в этимологии вопроса? А то если не прояснить этот ключевой пассаж, то дальше можно и не читать в статье скучную копипасту про то, какие могут и должны быть стихи.
А рифмованные стихи, основа таинственной славянской поэзии, как раз по Вашей части, подозреваю. Вам и карты в руки.
09:16 21.11.2025(1)
Александр Окро
"если не прояснить этот ключевой пассаж, то дальше можно и не читать в статье скучную"

Не читайте...
Делов-то...
14:30 21.11.2025
Не стоит, полностью согласен.
20:12 18.11.2025
Анатолий Комогоров
Не туда написал.
18:03 18.11.2025(1)
Марго
Русский верлибр полон образов , и я училась этому письму.
Не верьте тем, кто говорит что это легко.
Это нужно иметь врождённый поэтический слог)
По другому только проза получается)
20:19 18.11.2025(2)
J04 D1v1510n
Любой верлибр полн образов, отсутствие лиших слов — причина его появления, о писать ломанным ритмом без воды можно и в рамках обычного стихосложеия
17:44 19.11.2025(2)
Александр Окро
"Любой верлибр полн образов"

Ах, если бы любой... Скорее каждый сотый :)

"отсутствие лиших слов — причина его появления"

Частая причина его появления - неспособность и неумение писать в рифму. Остальное от лукавого...
18:29 19.11.2025(2)
J04 D1v1510n
Поинтересуйтесь историей этого вопроса)
Гейне, Гёте, Верхарн, наши символисты писали верлибры не от неспособости и неумения писать в рифму и не от лукавого
Исчерпав дневнегречневые стандарты и средневековые формы и типы рифмовок на жёсткие ритмы, Поэты обратили свои взоры пламенных очей на «а что дальше»
Что такое поэзия, а что проза?
Определения из учебников давно не соответствуют реальной литературе(
Точнее, что поэтично, а что нет?
Это проклятый вопрос, после которого начинаются спам флуд и страчъ...

О птичках. Верлиры пишут немногии. У верлибристики слишком жёсткие требования, их могут исполнять лишь Поэты, мастерски овладевшие традиционными приёмами поэтики
А прочие писают обычный словестный мусор, как в рифму, так и без
Поэзия (с большой буквы) это прежде всего, качество.
Многие писающие стихи — непоэты, и в этом всё дело
11:21 20.11.2025(1)
Александр Окро

"Поинтересуйтесь историей этого вопроса"

— а причём здесь эта фраза, написанная мне в ответ? Что именно в моих словах Вы желаете опровергнуть?

Как пример, я могу точно сказать, что желаю опровергнуть.
Вот, например, Вы пишете: "Любой верлибр полн образов". Слово "любой" в данном контексте означает "на 100 процентов". Получается, Вы написали: "верлибр на 100 процентов полн образов". Но ни в одном определении верлибра такого определения нет и быть не может. И вообще, образность - это признак качества стихосложения, а верлибр - это разновидность/форма стихосложения. Качество не может быть непременным условием формы.
Так, например, любое классическое силлабо-тоническое стихотворение может быть замечательным или откровенно дурным.
А у Вас получается: если "верлибр" хорошего качества, то это верлибр, а если плохого качества, то это не верлибр. :)
Так не пойдёт ;)

Я же пишу: "Ах, если бы любой [верлибр][полон образов]... Скорее каждый сотый :)"

Кстати, позже Вы, сами того не заметив, сделали шаг навстречу моей мысли: " Поэзия (с большой буквы) это прежде всего, качество". Отсюда частным образом следует, что верлибр с большой буквы (не "любой", а именно "с большой буквы") - это прежде всего качество. Впрочем, смысл получается тривиальным: качественное должно быть качественным.

p.s.
"Верлибр это стих без воды, налитой ради красивости или от бездарности"
Не пойте гимнов стоя над выгребной ямой. Современный верлибр в подавляющем случае - это именно вода от бездарности.
Заметьте, я не имею ввиду творчество достойных верлибристов, а говорю о всей массе стихов на бумажных и электронных носителях именуемых верлибром и имеющих форму верлибра.



11:48 20.11.2025(1)
J04 D1v1510n
Вот я же и пишу «ознакомьтесь с историей» - кем когда и зачем был создан верлибр, какие проблемы решались таким образом и т.д.

И да, качество входит в определения верлибра, формы созданной как отрицание поэтической воды и благоглупостей

Кстати, американская внепоэтическая хаузкальча - это не верлибры, а китч и трэш, если Вы её в виду имеете и ейные последствиеновы
15:23 20.11.2025(1)
Александр Окро
" И да, качество входит в определения верлибра "

На этой фразе заканчиваю диалог, поскольку я не разбираюсь в "разновидности верлибра", изобретённого Вами. Точнее, даже и не слышал ранее о такой разновидности верлибра.
18:53 20.11.2025(1)
J04 D1v1510n
Google  Вам в помощь)
22:27 20.11.2025
Александр Окро
Это Вам, зашифрованным гениям поэзии, доступны Гуглы, а мы пскопские..., ребята умом попроще. Куда нам знать, что такое Гугл.
22:27 19.11.2025(1)
1
В этой аудитории рассуждать о верлибре - все равно что читать лекцию о поэзии Шимборской на Хохмодроме. Зарекитесь на будущее, мой Вам совет.)
Но это не значит, что на сайте нет расположенных к свободным формам авторов и даже многое понимающих не только в верлибре, но и в поэзии в целом. Могу порекомендовать Владимира Алисова, Бориса Березина из своих избранных авторов. Однако, в подобных дискуссиях здесь они не принимают участия, взяв за правило, вероятно, не ввязываться в априори бесполезные дискурсы.

P.S. Марго, она же Дилетта в прошлую свою бытность, тоже была не чужда свободной поэзии, кстати.
08:13 20.11.2025(1)
J04 D1v1510n
Марго довоевалась до того, что сейчас полРФ сидит без интернета(

Дискуссия — не бесполезная
Люди не знают значений слов и смутно представляют многие понятия
Возможно мои выступления побудят когот погуглить или пояндыхсить(РФ)
08:29 20.11.2025(1)
Марго
Bonum Vitum прав, я занималась верлибрами. В.Алисов тоже пишет короткие верлибры, но
в них вся жизнь. Уважаю тоже. Но последнее время перешла на пародии, перевёртыши.
И все тут почти мои Музы))
Марго довоевалась до того, что сейчас полРФ сидит без интернета(

Тут не во мне дело, а в том, что ютуб надоел своей американской позицией.
Если нет у вас будущего, то да..зависать в нём удобно. Но там всякие прошмандовки пиарятся и
псевдо историки со стажем)) Мне , если честно , хватает и тех сайтов, что зарегены в РФ.
Ради  ютуба быть колонией Штатов я не согласна.
09:50 20.11.2025(1)
J04 D1v1510n
c конца мая заглушен весь тырнет и рунет в т.ч.
Я сейчас на 3г функционирую, но этого не было до ноября и не все сайты этот 3г переваривают
Не могу ничего в термуксе обновить и скачать что нить(
Официально в мтс работают яндекс вк ок дзен майлру и рустор
Рустор для >=8андроид, а у меня 7

Полгода потеряно впустую, а деньги низачто сдирать не забывали
Вот такой "ютуб"
10:19 20.11.2025(1)
Марго
Ютуб сначала снял монетизацию с русских пабликов и тех,
кто не ведёт деструктивную политику РФ. То есть должно  быть
одно мнение ( американское) Всё остальное что другого мнения или  выпиливалось,
или в бросалось в конец. На первых страницах всегда висели дурынды и
каклы---надоели со своим дурдомом.
Пусть варятся теперь там без Китая и России))

Мне хватает всего и без ютуба))
10:59 20.11.2025(1)
1
J04 D1v1510n
Вы не поняли проблему
С конца мая вообще нет интернета
Навернулись банкоматы, терминалы в магазинах, невозможно стало вызывать ментов и скорую помощь
Мобильники превратились в оффлайн игрушки
Связь нерегулярная, только дома по домашнему (у кого деньги есть)
Средневековье с максом от товарища майора
09:46 21.11.2025(1)
Марго
Что?! Я видела это в Штатах, где нет инфраструктуры на гос транспорт и ездят все на
своих машинах. Там да, отключения инета это катастрофа.
А в РФ список всех вредоносных сайтов и какие будут работать.
Хочешь цифровой рубль? Значит есть деньги  оплатить инет.
Но будет слежения за переводами
Хочешь реальные деньги-- можешь не оплачивать инет. Зато по миниму.
Это сказал Путин.
При том всех он пытается вывести на белую зарплату, чтоб челу получить
соответствующие "пряники") Кто работает по чёрному- свободен и от "пряников".
Такой расклад _))
12:35 21.11.2025(1)
J04 D1v1510n
Замена недоделками серьёзных международных ресурсов, создание искуственного спроса на ненужные услуги, выкачиваните денег из людей, обескультуривание, монополия на "новости" и "истину".
Цены растут, оплата труда дешевеет, воровство не считается преступлением и воров не наказывают и прочие прелести жизни после "коммунизма"

Вы — очень оптимистичный человек, если видите в этом чтот хорошее🌹
12:50 21.11.2025(1)
Марго
Воровство в РФ считается преступлением, но не пойман- не вор__))
Это везде такое, не только в РФ--самой огромной стране на свете)
Я всегда ищу позитив в схеме. Русофобы меня научили.
Даже не знаю, благодарить их или нет. Но если бы я не получила персональные санкции
от государства( отлучения от всех прав по нац признаку)
Я бы никогда не смогла поднять бизнес с нуля.
Под пинок и голова заработала))
13:51 21.11.2025
J04 D1v1510n
В средневековом Китае учителя даосы выкидывали иногда учеников в окна и те в полёте получали просветление, а потом всю жизнь благодарили этих учителей.

Но тех же результатов можно добиться и без стресса, что и демонстрировали другие учителя)

В стрессе ничего хорошего нет, кроме того, что  человек выжил (если он выжил)

Вы ищете всюду позитив, потому что в Вас осталось много горечи от прошлых событий.
Ни Вы, ни другие люди, ничего с этим уже не сделают — это на всю жизнь.
Позитива в нашей жизни почти нет, и его действительно нужно повсюду искать.
Это — мудро, но горечи слишком много, а позитива нет(

Позитива нет вовне и  искать его там — это искать иллюзии.
Защита от агрессивного тоталитаризма — уход в собственуюю внутреннюю жизнь, в мелкие бытовые радости. Философия быта🤔
18:29 19.11.2025
J04 D1v1510n
Поинтересуйтесь историей этого вопроса)
Гейне, Гёте, Верхарн, наши символисты писали верлибры не от неспособости и неумения писать в рифму и не от лукавого
Исчерпав дневнегречевые стандарты и средневековые формы и типы рифмовок на жёсткие ритмы, Поэты обратили свои взоры пламенных очей на «а что дальше»
Что такое поэзия, а что проза?
Определения из учебников давно не соответствуют реальной литературе(
Точнее, что поэтично, а что нет?
Это проклятый вопрос, после которого начинаются спам флуд и страчъ...

О птичках. Верлиры пишут немногии. У верлибристики слишком жёсткие требования, их могут исполнять лишь Поэты, мастерски овладевшие традиционными приёмами поэтики
А прочие писают обычный словестный мусор, как в рифму, так и без
Поэзия (с большой буквы) это прежде всего, качество.
Многие писающие стихи — непоэты, и в этом всё дело
20:24 18.11.2025(1)
Марго
Можно по разному писать, но верлибр осилят не все...
Там точно образов больше, чем в стихах.
Если конечно чистая Поэзия , то и это стихосложения можно принять.
Нужно работать со словами, образами и смыслом.
В любом случаи это работа. Что в стихах, что в верлибрах.
16:26 19.11.2025(2)
J04 D1v1510n
Верлибр это стих без воды, налитой ради красивости или от бездарности
стих:
мой дядя самых честных правил
когда не в шутку занемог
он уважать себя заставил
и лучшеб выдумать не мог
верлибр
мой дядя заболел
и уважать себя заставил
хитро придумал

Впрочем, Пушкину стеснятся нечего — позднее  он писал стихи и поэмы почти без воды, но не все так могут
11:34 20.11.2025(1)
Александр Окро
И что по-вашему означает "и уважать себя заставил"? :)

"Впрочем, Пушкину стеснятся нечего — позднее  он писал стихи и поэмы почти без воды, но не все так могут"
Сказав такое, Вы фактически похлопали Александра Сергеевича его по плечу, снисходительно добавив вроде: "Саша, вы раньше позволяли себе добавлять воды в стихи, но теперь вы молодец! Исправились!"
Уважаемая(-ый), J04 D1v1510n, по-моему это чересчур! Вы, конечно, можете писать всё что угодно - интернет всё стерпит. Но фразочка вышла крайне неаппетитная.




11:54 20.11.2025(1)
J04 D1v1510n
:))
Я не закуску пишу к рюмашке, а смѣрнымъ йадомъ напояю свои послушливые стрелы - летятъ пусть палки за пределы🤔
15:26 20.11.2025(1)
Александр Окро
Вы не ответили на вопрос: "что по-вашему означает "и уважать себя заставил"?"
18:57 20.11.2025(1)
J04 D1v1510n
А Вам непонятно?
Завертелись вкруг больного в жажде наживы (завещание) с хриплыми от жадности голосами и мясляными зраками :)
22:38 20.11.2025
1
Александр Окро
Увы, мимо...
"и уважать себя заставил" - устойчивое выражение того времени и означает "умер".
Гугл Вам в помощь.
08:34 20.11.2025(1)
1
Марго
или вот...
хрупкое существо
рождающее твоё Я
омывает тело

в грязной луже...

в отражении  звёзд
мелькает силуэт
золотой рыбки

Это тоже верлибр....
Кто говорит о том, что нет тут образов?
Ещё как есть
10:01 20.11.2025(1)
J04 D1v1510n
На японские стихи похоже

Мне кажется должен быть баланс между словестным спартанством и рпзвёрнутостью описания/развития образа.

В музыке одноголосная мелодия на несколько тактов - вполне самоценна.
Но создать из неё полифоническое произведение, - это Искусство

Поэзия - тоже искусство, поэтому всё не так однозначно, как хотелось бы.
Каждый поэт ищет свой баланс, в этом вкус ему помощник и - общее культурное развитие🤔
10:12 20.11.2025(1)
Марго
На японские стихи похоже

Вот-- вот, на что то похоже) А этот похоже тот же верлибр, что пишет Алисов))
Но чтобы верлибр, или стих написать я согласна с тем,
что нужна база слов. Внедрение которых и есть работа на текстом.
Русский язык так богат, что не нужно тут ни Буковских, ни других
иностранных поэтов. Русский верлибр очень разнообразен.
10:26 20.11.2025(1)
Марго
Что?))
Если нет слуха или поэтического слога -- никакие брошюры вам не помогут))
Я говорю о талантах, а не о всякой пишущей братии.
11:20 20.11.2025
J04 D1v1510n
Слуха нет у глухих, а у остальных он не развит, потому что не обучались.
Слог (стилистика) также результат обучения - бѣзъконечныхъ упражнений.
Люди не зная брода лезут в глубокий омут изобретать велосипед, а изобретают спам.

В средневековье Поэты обучались по 10 лет и до сдачи выпускных экзаменов не имели права публично читать свои вирши и писать чтот на заказ☠️
Также обучались художники музыканты и пр.
17:55 18.11.2025(1)
 Idea
Здравствуйте, дорогая Джой.
18:14 18.11.2025(1)
J04 D1v1510n
Здравствуйте! :)
18:19 18.11.2025(1)
 Idea
Как Вы поживаете?
18:24 18.11.2025(1)
J04 D1v1510n
Мороз в квартире, зато пиво есть)
Надеюсь, для Вас это глупые сказки
18:27 18.11.2025(1)
 Idea
Да, и мороз, и пиво для меня - сказки.)

Я не пью, на улице сегодня было +19.

Я помню некоторые ваши обстоятельства. Примите поддержку.
20:16 18.11.2025
J04 D1v1510n
Спасибо)
В железобетоне всегда холоднее градусов на пять, а на улице — то снег то дождь(
10:05 02.05.2024(2)
1
Анатолий Комогоров
Всему можно научиться, но отдельным представителям человечества умение даётся от рождения. Это талантом называется. И если у человека нет таланта, то сколько бы он ни учился и ни тренировался, писать как гении не сможет.
А гениям теория не нужна, потому что теорию с них и пишут...
Замкнутый круг.
17:50 18.11.2025(1)
J04 D1v1510n
Гениям теория нужна как вода и воздух, иначе оне будут гамно писать, как мы
10:25 20.11.2025(1)
Анатолий Комогоров
Гениям теория нужна как вода и воздух

Что первично, явление или учение о нём?
Учение может возникнуть только на основании явления.
Появились стихи, появилась и теория стихосложения.
То есть не стихи возникают из теории, а теория из стихов.
Это универсальное правило, относится ко всему, до чего люди додумались.
11:10 20.11.2025(1)
J04 D1v1510n
Мимо
У стихов не было своей теории
Сначала появилась музыка с теорией (ямб, хорей, и прости господи, анапездт🤦🏻‍♀️)
И стихам эту теорию приклеили, а ить литевратура - евление намного ширше всяких тромбонов и балалаек.
Музыка - лишь незначительная часть литературы, также как лгбт и "творчество" инагентов.

Каждый поэт изобретает себе балалайку непохожую на, и на ней... тешит Антихриста, на пагубу всем допропорядочным избирателям.
Всяк сам себе теоретик с мнением, и раньше появляется мания величия, а ток после этого стихи :))
12:27 20.11.2025
Анатолий Комогоров
Это вы сейчас для меня Америку открыли. До сего дня я ничего о таком не слышал. Надо будет на досуге заглянуть, что это за теория музыки такая. Спасибо.
18:40 02.05.2024(2)
1
Александр Окро
Талант - не умение.
Талант - это способность быстро умение приобретать, если у таланта есть желание, и рядом есть "база", на которую можно опереться.
10:37 20.11.2025
Марго
Вот именно, база)) Только Поэт сам учится этой базе и с наставника,
которому стиль поэта по душе. Но не с брошюр всяких)))
Талант это кокраз умение) Это врождённое, а не приобретенное.
Что я тут торчу? Ищу именно тех, кто не занимается писаниной от
избытка времени, а  помечены Богом .
И такие есть, просто они не знают об этом)
19:32 02.05.2024(1)
Анатолий Комогоров
Талант, это способность изобретать "умение"!
Но, таланты бывают разные.
Талант может быть только в одной области человеческого знания/умения.
А может всеобъемлющий!
Говорят же - талантливый человек, талантлив во всём.
Не станете же вы спорить с тем, что сначала кто-то придумал говорить используя ритм и рифму, а только потом стали этот феномен изучать.
13:19 18.02.2025(1)
Я во многом с вами согласен, но не совсем. 
"... Талант может быть только в одной области человеческого знания/умения..." - в основном. Потому, что психика делится на 4 типа: интуит, логик, этик, сенсорик. И посему кажется что талантов несколько: интуиции может быть к примеру 40%, логики 38, этики 18, сенсорики - остаток 4. вот и вывод будет, что талантлив в двух направлениях (интуиции и логике).
"... А может всеобъемлющий!..." - может быть только ТЕОРЕТИЧЕСКИ. но и эту нишу мы уже отдали давным-давно "Богу". Только он может обладать всеобъемлющими знаниями и умениями! 
Но попадая в общество, талант может и НЕ раскрыться, его задушат условия (быт, влияние кого-то). А это уже прерогатива Государства. А государствами УПРАВЛЯЮТ временновластьпридержащие (ВВП). И вот тут уже вступает новый фактор - человеческий. "Хороший" чел попался во власти - результат ХОРОШИЙ! Плохой попался - ПЛОХОЙ результат! 
13:40 18.02.2025(1)
1
Анатолий Комогоров
Я впервые слышу о соционике, прочитал краткое описание т. н. типов психики, не понял, на чем основано это «учение». Мы такого не проходили, нам такого не задавали.

Учиться в очередной раз не хочу. Поэтому спорить не стану.

А с тем, что общество в одном случае может талант уничтожить, а в другом вознести до небес, я с вами согласен.
14:42 18.02.2025(1)
Прекрасно вас понимаю, вы не знакомы с соционикой, как в свое время и я. В школе и вообще нигде в РФ ее не культивировали!
Это было покушение на "авторитетов" от науки! Посему лучший способ - предать забвению любое учение, любого умника. 
А автор сего труда Аушра Аугустинавичюте, взявшая за основу труды Карла Юнга. Или и о нем выц не слышали? В основе теория интертипных отношений. Кроме того были переработаны и положены в основу теория А.Кемпинсокго об информационном метаболизме (ИМ).
Используя графическую символику (8 элементов) и комбинируя их выстроено 16 моделей типов ИМ. 
Сила человечества в разнотипности его интеллекта,в наличии всех 16 типов и такую единицу из 16 людей (представителей различных типов ИМ) назвали СОЦИОНОМ. Каждый тип имеет свои слабые и сильные стороны, свою социальную роль. Кооперируясь по СИЛЬНЫМ качествам, мы быстрее и лучше можем решить свои проблемы! Наука дает возможность делать ПРОГНОЗ взаимоотношений в различных коллективах!!! Т.е. правильно СТРОИТЬ отношения. 
А это уже УПРАВЛЕНИЕ человечеством...
17:22 18.02.2025(1)
Анатолий Комогоров
Да, лишили нас знаний о соционике. Прискорбно.
Спасибо за полезную и интересную информацию.
00:53 21.02.2025
Ответ на поверхности. 
Знающие о соционике, но продолжающие жить по законам капитализма просто побоялись за себя любимых.
Вспомните интермедию советского времени о МУДРОМЕРЕ ...
19:55 18.11.2025(1)
Анатолий Комогоров
Как грамотно, красиво и эффектно облечь Ваши чувства и мысли в стихотворную форму.

«Грамотно» — это значит без ошибок?
20:12 18.11.2025
J04 D1v1510n
Без ошибок — граматна (см. Хемницера и ранее)
Гость04:47 01.05.2024(1)
Комментарий удален
08:00 01.05.2024(1)
Александр Окро
Жизнь устроена так. Кого-то интересует, а кому-то не заходит.
Гость08:10 01.05.2024(1)
Комментарий удален
11:46 01.05.2024(1)
Александр Окро
"интересно" - не полный, но синоним "зашло". Я так это воспринял.
То есть фраза "мне было интересно" с большой вероятностью может означать "зашло".

У меня ассоциация с шахматами. Вероятно, Карпов, Каспаров, Таль, Капабланка и другие играли не по учебнику, а пребывали в состоянии чистого творчества. Но их итог - следствие долгой дороги, изначального обучения и большого таланта. Поэтому несерьёзно убеждать начинающих шахматистов играть не по учебнику, а свободно творить. И уверен, что после таких установок они вряд ли бы стали хорошими шахматистами.
Гость11:55 01.05.2024(1)
Комментарий удален
13:43 01.05.2024(1)
Александр Окро
В математике для таких случаев есть два логических условия: т.н. "необходимое условие" и "достаточное условие".
Применительно к нашему случаю можно сказать так:

Чтобы стать хорошим поэтом, наличие таланта необходимое, но недостаточное условие. Если требуется результат, талант следует развивать. А образование в стихосложении может быть и "самообразованием". Учиться никогда и никому не поздно. И следует помнить, что учёба сокращает нам путь к цели. Если её отвергать, то можно никогда не дойти.
Гость19:56 01.05.2024(1)
Комментарий удален
00:32 02.05.2024(1)
Александр Окро
Дай бог Всем писать как Марина Цветаева :)
Гость00:57 02.05.2024(1)
Комментарий удален
08:50 02.05.2024(1)
Александр Окро
Я написал "Всем", а не "Вам"
Гость13:24 02.05.2024(1)
Комментарий удален
18:37 02.05.2024(1)
Александр Окро
Талант без учебников (иначе говоря, без учителей) – на 99% считай погибший талант.
А обсуждать тему "для чего нужны учебники, если нет учеников" - нет смысла. :)
13:26 18.02.2025
Не совсем согласен: "... без учебников..." - по-вашему до книгопечатания "талантов" в природе НЕ существовало! А ведь мир РАЗВИВАЛСЯ, его что, БЕЗталанные двигали? 
Учебник, это письменная ПЕРЕДАЧА знаний. А вот мастер (учитель) на личном примере учит учеников. А еще знания передаются вербально, а некоторым - интуитивно.
21:25 22.01.2025
Разрешите со всеми вам не согласиться вот в чем.Все зависит от ТОЧКИ отсчета! 
ЧТО мы считаем лично ИСТИНОЙ? Что для нас КРИТЕРИЙ? Критерий истинности. 
В древнем риме критерием был к примеру Апулей, в преднаше время Пушкин, сегодня ...
Все во Вселенной течет и изменяется и посему никаких истин и критериев нет. Истина всегда конкретна к ДАННОМУ времени! Завтра вообще будет хрен знает что...
Посему нельзя судить о человеке "талантлив" ли он. Это мы соизмеряем со СВОИМ мировоззрением. Отвергая мировоззрения миллиардов. И если один человек выстроил свой мир, а другой свой, а 945 свой, то и получается война миров!
Мы, люди, как живые существа снабженные первой сигнальной системой РЕАГИРУЕМ на воздействия на нас мира. От угрозы мы сжимаемся, дрожим и т.д. На ласку даже кот мурлычет. 
Так и на стихи или прозу все мы и реагируем по-разному! 
Главный "критерий" для читающего - эмоции от прочитанного (раздражителя). 
Да, мне тоже ужжас как не нравятся некие "стихи" неких поэтов. И самое удивительное, что среди них немало с именами и регалиями. Но НЕ нравятся мне их стихи хоть убей меня.
Посему я пишу отзыв такой: и ваш стих на фоне прочих безспорно имеет место быть!!! 
Слово не воробей, из песни не выкинешь. Приходится с неудовольствием принимать как данность и в следующий раз избегать данного титулованного гения!
22:54 20.05.2023
Сфера
Посмеялась от души! Хоть я сама пишу такие вирши, о чем ничуть не жалею, но узнавала себя практически в каждой приведенной строфе!
 От сердца благодарю!
08:39 17.05.2023
Георгий Тригубенко
Очень познавательно! 
Благодарю Вас, Александр! 
Светлая память Ефиму!